Что такое Герметизм? Значение слова Герметизм в философском словаре

1) Герметизм - - термин , к-рым обозначают филос. и религ.-мистич. воззрения, изложенные в т. н. герметических трактатах, созд. в эпоху эллинизма и поздней античности. Авторство мн. из них приписывается вымышл. мудрецу Гермесу Трисмегисту. В герметич. произведениях («Поймандр» и др.), сочетающих в себе вост. и зап. учения, излагаются (в духе гностиков) представления о боге и его эманациях , о человеке и его спасении ( сотериология ), о мире и его конце ( эсхатология ). Г. оказал влияние на культуру средних веков и Возрождения, а нек-рые герметич. соч. (напр., «Изумрудная скрижаль») послужили основой взглядов алхимиков (см. Алхимия ).

2) Герметизм - - учение легендарного египетского священника Гермеса Трисмегиста ("Трижды Величайшего"), выраженное в виде т.н. "герметического корпуса" - собрания гностических, магических, язычески-платонических и подобных им текстов, датируемых I - III вв. по Р.Х. Интерес к герметизму возродился и широко распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса , затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции .

3) Герметизм - - совокупность древних учений с сакральным, религиозно-мистическим содержанием , закрытых для непосвященных, доступных лишь знати, членам различных каст, древней аристократии. Непосредственно связан с мистериями, чрезвычайно популярными в древнем мире (см. "Золотой осел" Апулея, где описан их типичный образец ). Служили носителями идеологического содержания и обслуживали своего рода институты посвящения некоторых общественных слоев, тщательно и особо предуготованных (неофитов) для постижения сокровенных тайн этих доктрин. Производное от имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), чьи наставления, подобно высеченным на гранитной доске заповедям Моисея, были запечатлены на Изумрудной скрижали (Tabula Smaragdina). Эти учения в свое время претендовали на то, чтобы образовать мощное религиозное учение , но были побеждены христианством , каноны которого, сведенные в единый Текст ( Библия ), стали хорошо доступными для усвоения, а потому в своих основаниях, нравственных принципах, выразивших накопленный архаическими обществами житейский опыт и здравый смысл , оказались более приемлемыми для простых людей. А именно простые люди , массы , народы в конце концов и предрешают перспективы жизненности и судьбу религиозных доктрин. Впоследствии, уже в новое время , сменившее эпоху Средневековья, Г. выродился в тайные учения, служившие основой различного рода закрытых религиозно-мистических обществ тамплиеров, розенкрейцеров, впоследствии "вольных каменщиков" (масонов), иллюмиинатов. Во многом служил питательной основой развивавшейся в XIV XIX вв. т. н. "параллельной гуманитаристики", основной тезис которой - " Магия есть основа мира". Значительная часть его идей была также преобразована и поглощена франкмасонством (бытующий в народном обиходе термин фармазон означает, вероятно, не жителя острова Тайвань с прежним названием Формоза, а искаженное франкмасон; во времена Пьера Безухова оно имело нарицательный смысл , будучи атрибутом грубой, табуированной лексики, словом почти ругательным).

4) Герметизм - (греч. Hermes — древнегреч. бог торговли, считавшийся покровителем магии ) — религиозно-философское учение , сложившееся в эпоху эллинизма и поздней античности. Восходит через Платона , Пифагора ( Пифагорейцы ) к легендарному мудрецу Гермесу Трисмегисту (“Трижды величайшему”). В его соч. изложены знания, к-рые будто бы поведаны самим Гермесом и дают всеобъемлющее представление о загадках мира. Г. содержит в себе религиозно-философские откровения, а также трактаты о тайнах вселенной — по астрологии, алхимии, магии и оккультизму . Алхимическая традиция придает учению самостоятельное существование , отдельное от древнегреч. бога и связанное с ним лишь номинативно. Г. оказал влияние на мистическую традицию средневековья и эпохи Возрождения. Он выступает в роли общей теоретической основы ряда эзотерических и оккультных учений на Западе — неоплатонизма , гностицизма ( Гностики ), теософии, антропософии и др. Особым языком Г. и осн. механизмом передачи традиции выступает символика. В совр. литературе изложение сущности, истоков и осн. положений Г. дано в исследовании О. Фестюжьера “ Откровение Гермеса Трисмегиста” (1949—54).

Герметизм

- термин , к-рым обозначают филос. и религ.-мистич. воззрения, изложенные в т. н. герметических трактатах, созд. в эпоху эллинизма и поздней античности. Авторство мн. из них приписывается вымышл. мудрецу Гермесу Трисмегисту. В герметич. произведениях («Поймандр» и др.), сочетающих в себе вост. и зап. учения , излагаются (в духе гностиков) представления о боге и его эманациях , о человеке и его спасении ( сотериология ), о мире и его конце ( эсхатология ). Г. оказал влияние на культуру средних веков и Возрождения, а нек-рые герметич. соч. (напр., «Изумрудная скрижаль») послужили основой взглядов алхимиков (см. Алхимия ).

- учение легендарного египетского священника Гермеса Трисмегиста ("Трижды Величайшего"), выраженное в виде т.н. "герметического корпуса" - собрания гностических, магических, язычески-платонических и подобных им текстов, датируемых I - III вв. по Р.Х. Интерес к герметизму возродился и широко распространился в интеллектуальных кругах Европы в эпоху Ренессанса , затем угас с подъемом научной культуры, но вновь ожил уже в ХХ веке, когда научная рациональность стала сдавать свои позиции .

- совокупность древних учений с сакральным, религиозно-мистическим содержанием , закрытых для непосвященных, доступных лишь знати, членам различных каст, древней аристократии. Непосредственно связан с мистериями, чрезвычайно популярными в древнем мире (см. "Золотой осел" Апулея, где описан их типичный образец ). Служили носителями идеологического содержания и обслуживали своего рода институты посвящения некоторых общественных слоев, тщательно и особо предуготованных (неофитов) для постижения сокровенных тайн этих доктрин. Производное от имени Гермеса Трисмегиста (Триждывеличайшего), чьи наставления, подобно высеченным на гранитной доске заповедям Моисея, были запечатлены на Изумрудной скрижали (Tabula Smaragdina). Эти учения в свое время претендовали на то, чтобы образовать мощное религиозное учение , но были побеждены христианством , каноны которого, сведенные в единый Текст ( Библия ), стали хорошо доступными для усвоения, а потому в своих основаниях, нравственных принципах, выразивших накопленный архаическими обществами житейский опыт и здравый смысл , оказались более приемлемыми для простых людей. А именно простые люди , массы , народы в конце концов и предрешают перспективы жизненности и судьбу религиозных доктрин. Впоследствии, уже в новое время , сменившее эпоху Средневековья, Г. выродился в тайные учения, служившие основой различного рода закрытых религиозно-мистических обществ тамплиеров, розенкрейцеров, впоследствии "вольных каменщиков" (масонов), иллюмиинатов. Во многом служил питательной основой развивавшейся в XIV XIX вв. т. н. "параллельной гуманитаристики", основной тезис которой - " Магия есть основа мира". Значительная часть его идей была также преобразована и поглощена франкмасонством (бытующий в народном обиходе термин фармазон означает, вероятно, не жителя острова Тайвань с прежним названием Формоза, а искаженное франкмасон; во времена Пьера Безухова оно имело нарицательный смысл , будучи атрибутом грубой, табуированной лексики, словом почти ругательным).

(греч. Hermes — древнегреч. бог торговли, считавшийся покровителем магии ) — религиозно-философское учение , сложившееся в эпоху эллинизма и поздней античности. Восходит через Платона , Пифагора ( Пифагорейцы ) к легендарному мудрецу Гермесу Трисмегисту (“Трижды величайшему”). В его соч. изложены знания, к-рые будто бы поведаны самим Гермесом и дают всеобъемлющее представление о загадках мира. Г. содержит в себе религиозно-философские откровения, а также трактаты о тайнах вселенной — по астрологии, алхимии, магии и оккультизму . Алхимическая традиция придает учению самостоятельное существование , отдельное от древнегреч. бога и связанное с ним лишь номинативно. Г. оказал влияние на мистическую традицию средневековья и эпохи Возрождения. Он выступает в роли общей теоретической основы ряда эзотерических и оккультных учений на Западе — неоплатонизма , гностицизма ( Гностики ), теософии, антропософии и др. Особым языком Г. и осн. механизмом передачи традиции выступает символика. В совр. литературе изложение сущности, истоков и осн. положений Г. дано в исследовании О. Фестюжьера “ Откровение Гермеса Трисмегиста” (1949—54).

Значение слова Герметизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Герменевтика - (от греч. hermeneia разъяснять) совокупность общих ...
  • Гений - (лат. genius духзащитник) 1) в язычестве ...
  • Гяур - то же, что Кафир . Д ...
  • Гуманизм - (от лат. humanus человеческий, человечный) — совокупность ...
  • Грех - по релит, представлениям, нарушение божеств, предписаний, совершенное ...
  • Гор - — др.егип. бог света и Солнца. Покровитель власти ...
  • Голгофа - (арамейск. череп) холм в окрестностях Иерусалима ...
  • Гедонизм - (от греч. hedone удовольствие ) этич. ...
  • Геб - в пантеоне Др. Египта олицетворение Земли и ...
  • Гаскала - (др.евр. — просвещение ) — просветит, движение евр. ...
  • Гапоновщина - попытка царизма я церкви отвлечь пролетариат предреволюц. ...
  • Галлюцинации - (от лат. hallucinatio бред видения ) ...
  • Гаиз - Гос. антирелиг. издательство (19321942). Осуществляло выпуск науч. ...
  • Гадание - см. Мантика . ...
  • Граница - начало или конец всякого определенного бытия; межа, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари