( греч . harmonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом , так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренне й упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной ( поддержание ), сколько в качестве вектор ной ( достижение ) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете . Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г." употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением у Гомера встречается также употребление слова "Г." в значении "согласие", " договор ", "мирное со- бытие "). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность , противостоящая хаос у , но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закон омерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон : "все происходит по необходимости и согласно с Г." (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить Г. пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы до новоевропейского искуса "проверить алгеброй Г." (A.C. Пушкин об А. Сальери ): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности : "скрытая Г. лучше явной" ( Гераклит ), "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознание м " ( Гегель ) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия - при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом - приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц , Вольф , Кондильяк и др. (см. Телеология ), генетически восходящей к окказионализму с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально - при заводе - синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс ). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее соединяется, из расходящегося - прекраснейшая Г." (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы , аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой , создавая совершенство целостности: "Г. складывается не иначе , как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма , и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь , то для неклассической культуры (см. Модернизм ) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической ( социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм .)
( греч .- связь , стройность, соразмерность ): философская и эстетическая категории , обозначающие органическую слаженность, соразмерность, "созвучие" частей в системе целого на основе определенных закон омерностей, органическое единство многообразия. В античности гармония мыслилась как основная черта бытия вообще, как упорядоченность Космоса , противостоящая хаос у . Согласно греческому миросозерцанию, вместе с симметрией, порядком и мерой гармония составляет основу прекрасного. В эстетике Возрождения гармония считалась не только существенным признаком, но даже источником прекрасного. Каждая эпоха вносила свои коррективы в понимание гармонии, по-новому трактовала ее связь с прекрасным. В искусстве многообразие гармонических отношений зримо раскрывается через звуковую гармонию (аккорд, лад, стихотворный размер); через пропорции в архитектуре, выражающие соотношение частей и целого; через цветовую гармонию, построенную на закономерностях цветового круга ; через композиционные закономерности и т. д.
(от греч . harmonia - связь , стройность, соразмерность ) - соразмерность частей, противоположная хаос у , слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое; соответствие, логичность , созвучие, равновесие , равномерность, равнозвучие, взаимность, соотношение, согласие, согласно сть, благостройность; правильное отношение одновременных или современных звуков, аккорд; стройность идей; самая наука о созвучиях, о логической соразмерности.
( греч . armonia - связанность и соразмерность частей) - установка культуры, ориентирующая на осмысления мироздания (как в целом , так и его фрагментов) и человека с позиции полагания их глубинной внутренне й упорядоченности. В аксиологическом своем измерении Г. выступает одной из базовых ценностей европейской культуры, конституированной не столько в качестве скалярной ( поддержание ), сколько в качестве вектор ной ( достижение ) аксиологической структуры, что обусловлено доминантой будущего в европейском менталитете (см. Надежда ). Важнейшим аспектом Г. является ее соотнесенность лишь с дифференцированным, негомогенным объектом, включающим в себя разнородные или даже противоположные составляющие (исходно термин "Г." употреблялся в античной культуре для обозначения металлической скобы, соединяющей различные детали единой конструкции; наряду с этим значением , у Гомера встречается также употребление слова "Г." в значении "согласие", " договор ", "мирное со бытие "). Гармоничность того или иного объекта выступает не просто как его организованность , противостоящая хаос у , но мыслится в качестве фундированной глубокой имманентной объекту закон омерностью, проявлением которой и выступает феномен Г. В этой связи в античной философии Г. трактовалась как мировой космический закон : "все происходит по необходимости и согласно с Г." (Филолай). Соотнесенность Г. мироздания с фундаментальной закономерностью задает в европейской традиции вектор ее осмысления как открытой для рациональной экспликации и исчисления: от идеи пифагореизма о возможности выразить гармонию пространственного соотношения космических сфер посредством числовых соотношений музыкальной октавы (см. Гармония сфер ) - до новоевропейского искуса "проверить алгеброй гармонию" (А.С. Пушкин об А. Сальери ): математическое исчисление перспективы в живописи, попытки эталонирования в скульптуре и др. В отсутствие имманентной глубинной основы Г. внешняя псевдо-гармоничность не воспринимается европейской культурой в качестве ценности : "скрытая гармония лучше явной" ( Гераклит ), "заштопанные чулки лучше разорванных, - не так с сознание м " ( Гегель ) и т.п. Осмысление Г. как феноменального проявления исходной ноументальной закономерности бытия - при трактовке последней в качестве сакральной и соотнесенной с Абсолютом - приводит к формированию в европейской традиции идеи предустановленной Г.: Лейбниц , Вольф , Кондильяк и др. (см. Телеология ), генетически восходящей к окказионализму (см. Окказионализм) с его трактовкой духа и тела как не взаимодействующих, но изначально - при заводе - синхронизированных Богом часов (А. Гейлинкс ). В этой связи в европейской философии понятие Г. выступает в качестве категориального выражения сущностной внутренней связи внешне альтернативных начал: "враждующее соединяется, из расходящегося - прекраснейшая Г." (Гераклит), а в европейской эстетике презумпция Г. выступает как холистский идеал прекрасного, все элементы , аспекты и проявления которого внутренне сбалансированы между собой , создавая совершенство целостности: "Г. складывается не иначе , как общий контур обнимает отдельные члены" (Леонардо да Винчи). Отсюда античный идеал калокагатии, ренессансный идеал единства телесного и духовного, идеал пропорциональности духа (Г. разума и аффектов) в традиции Просвещения и др. Если для классической европейской культуры Г. мироздания в широком смысле этого слова и Г. отношений человека с мирозданием выступала как норма , и центральный конфликт культуры (как в сфере философии, так и сфере искусства) конституируется как нарушение этой Г. и поиск путей ее обретения вновь , то для неклассической культуры (см. Модернизм ) в качестве нормы мыслится дисгармоничность, и центральной коллизией является поиск форм бытия в условиях онтологической ( социальный и социоприродный хаос) и экзистенциональной (разорванное сознание) дисгармонии. (См. также Дуализм ) М.А. Можейко
- состояние многого как единого целого, характеризующее слаженность членов сложных совокупностей, ансамблей, коллективов, участников единого действия в некотором данном фиксированном отношении. Г. есть приведенные к одному и тому же единству различия, противоречия или ограниченное до некоего узлового значения разнообразие в структурной организации объекта : внутренне непротиворечивое в гармонизации не нуждается. Гармония весьма чувствительна к " эффекту мелочей": даже малая деталь может ее нарушить, либо, напротив, восстановить, если совершается опытной рукой мастера. Г. есть противоположность дисгармонии. Частные случаи и проявления Г.: норма систем и подсистем организма как противоположность патологии, симфония как противоположность какофонии, синхронность движений как противоположность движениям асинхронным, резонансу . В музыке есть теория Г. - учение о полифоническом звучании, о правильном, благозвучном соединении и сочетании звуков, различающихся тональностью, длительностью , высотой, силой, тембром, громкостью, специфической "окраской" и т. п.
( греч . harmonia - связь , соразмерность ) - созвучие, согласие, соответствующая эстетическим закон ам согласованность частей в расчлененном целом . Идея гармонии лежала еще в основе пифагорейской идеи гармонии сфер, она продолжает существовать в преобразованной форме в новой философии у Шефтсбери, Кеплера, Джордано Бруно , Лейбниц а и в нем. идеал изме . Педагогическим идеалом Гёте, как он выражает его в "Вильгельме Мейстере", было " воспитание гармонически свободного человечества", развитие всех ценных человеческих способностей в прекрасное равновесие . Природа была для Гёте большим организмом, в котором господствует гармония силы и границ, произвола и закона , свободы и меры, подвижного порядка, достоинств и недостатков (" Метаморфоза животных", 1819).