Что такое Формализм? Значение слова Формализм в философском словаре

1) Формализм - (лат. forma-наружный вид, внешнее очертание) - 1. Моральный - разновидность морального догматизма , проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам , в формальном выполнении долга , когда человек не задумывается над социальным значением своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с т. зр. потребностей об-ва и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принципов морали - гуманизма , справедливости, уважения к людям. Для буржуазного об-ва типичен, напр., моральный пиетизм , когда за внешним соблюдением приличий скрываются несправедливость, бесчеловечность, неуважение к личности. Формальное отношение к морали приводит к снижению ответственности человека за его действия и поступки, умаляет значение сознательности и, убежденности в нравственности. Источником морального Ф. в классовом об-ве является догматизация требований нравственности, затушевывание их социального смысла (напр., «вечные» и якобы идущие от бога заповеди христианской морали). Теоретическое обоснование Ф. в морали мы находим в нек-рых этических концепциях . Суть их сводится к тому, что люди должны выполнять долг ради самого долга (деонтологиче-ский интуитивизм ). При этом, как правило , игнорируется зависимость требований нравственности от конкретных условий, обосновывается необходимость безусловного подчинения абстрактным принципам или нормам без учета всех последствий действия, вообще оказывается предпочтение «букве закона » перед смыслом морального требования. В социалистическом об-ве формальное выполнение нравственных требований может явиться результатом недостаточной сознательности людей, отсутствия чувства личной ответственности, некритического отношения к привычным представлениям. 2. Этический - методологический принцип , лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теорий, в к-рых формально-логические моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания моральных проблем. Из теорий прошлого наиболее характерно в этом отношении кантианство. Кант пытался найти такой универсальный этический принцип, к-рый сохранял бы свою истинность везде и всегда, безотносительно к характеру исторической эпохи и содержанию конкретной ситуации, и из к-рого вместе с тем можно было бы вывести все конкретные нравственные требования. Такой принцип он увидел в категорическом императиве , к-рый, однако, на поверку оказывается совершенно бессодержательным именно в силу своей формальности. Такого рода Ф. находит проявление в нек-рых теориях совр. буржуазной этики (неопозитивист Р. М. Хеар). Однако для сторонников формалистического направления в совр. буржуазной этике (интуитивизма, неопозитивизма и др.) более характерен вообще отказ ставить и решать моральные проблемы и вопросы нормативной этики. Их интересуют почти исключительно проблемы логики морального языка , грамматическая форма и семантика моральных суждений, возможность определения моральных терминов. Бесплодие и пагубное значение такого Ф. заключается в том, что он уводит этическую науку от участия в решении социальных и моральных проблем современности, лишает ее возможности служить идейным оружием в борьбе с капиталистическим об-вом и его пороками. Марксизм не отрицает значения логико-формальных вопросов в этике, однако считает их более частными по сравнению с мировоззренческими и социальными проблемами морали.

2) Формализм - - направление в эстетике, искусстве, литературе и др. науках , сторонники которого видят сущность вещей в форме, переоценивают роль формы и за формой забывают содержание или пренебрегают им; они подчеркивают в философии понятийно-рациональную сторону в противоположность конкретно-созерцательной, иррациональной. В логистике формализм - это схема , согласно которой располагают и связывают друг с другом высказывания (по чисто формальному признаку ), чтобы прийти к логическому пониманию. Существуют двузначные и многозначные формальные системы, в зависимости от того, принимается ли простое отношение выведения между двумя высказываниями (напр., "истинно - ложно") или признаются в качестве логически значимых наряду с этими еще и др. предикаты высказываний (напр., "возможно").

3) Формализм - — Художественный метод , в основе к-рого лежит абсолютизация , эстетизация формы в искусстве, противоположен реализму . Возник в конце 19 — начале 20 в., объединив многочисленные течения и школы искусства ( футуризм , кубизм , абстракционизм , сюрреализм , фовизм , ташизм, экспрессионизм и т. д.). 2. Направление в математике, пытающееся получить решение проблем основания математики при помощи формально-аксиоматических построении. Ф. возник в начале 20 в. (нем. математик Гильберт и его сотрудники В. Аккерман, П. Бернайс, Дж. Нейман). Выход из кризиса оснований математики Гильберт, в противоположность интуиционизму , ищет в строго разработанном формализованном аксиоматическом методе . 3. В этике — принцип , лежащий в основе этических теорий, в к-рых формально-логические моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания и социальной природы морали. Это, напр., характерно для этики Канта, к-рый считал, что из некоего безусловного положения (категорического императива ), имеющего абстрактно- формальный характер , можно вывести все содержательные моральные принципы и решения применительно к различным социальным условиям и жизненным ситуациям . В действительности же формула этого императива (поступай так, чтобы правило твоего поведения могло быть вместе с тем законом для всех людей) может иметь лишь методологический смысл , как критерий отнесения к.-л. позиции к собственно морали, ибо каждая достаточно последовательная система нравственности подчиняется такому требованию всеобщности. Ф. в этике является одним из осн. направлений совр. зап. философии морали. Здесь он имеет несколько иной смысл: задачей этики считается исследование лишь гносеологической стороны и логической формы нравственных представлений, а их конкретное содержание выпадает из сферы анализа ( Интуитивизм в этике. Логический позитивизм в этике, Лингвистический анализ в этике ). Такое понимание предмета этики приводит не только к неправомерному сужению ее задач, но и к ряду научно несостоятельных выводов. Философская этика ( метаэтика ) противопоставляется нормативной этике, наука — моральному сознанию, факты и их знание — ценностям (моральным суждениям). Формалисты исключают из задач этики изучение нравственных проблем; их решение средствами теории объявляется невозможным, в конечном счете иррациональным. Это лишает этику социального содержания и мировоззренческого значения. Недостатки Ф. в этике очевидны. Однако он имеет и позитивное содержание. В частности, Ф. является логически наиболее убедительным способом обоснования этического абсолютизма, всеобщности нравственных требований.

Формализм

(лат. forma-наружный вид, внешнее очертание ) - 1. Моральный - разновидность морального догматизма , проявляющаяся в способе выполнения нравственных требований: в чисто внешнем следовании заповедям и нормам , в формальном выполнении долг а , когда человек не задумывается над социальным значение м своих поступков, не осознает действительного смысла своей нравственной деятельности или не способен мотивировать ее с т. зр. потребностей об-ва и человека. При этом скрупулезное исполнение строго зафиксированных нравственных правил нередко сопровождается нарушением важнейших общих принцип ов морали - гуманизма , справедливости, уважения к людям. Для буржуазного об-ва типичен, напр., моральный пиетизм , когда за внешним соблюдением приличий скрываются несправедливость , бесчеловечность, неуважение к личности. Форма льное отношение к морали приводит к снижению ответственности человека за его действия и поступки, умаляет значение сознательности и, убежденности в нравственности. Источником морального Ф. в классовом об-ве является догматизация требований нравственности, затушевывание их социального смысла (напр., «вечные» и якобы идущие от бога заповеди христианской морали). Теоретическое обоснование Ф. в морали мы находим в нек-рых этических концепциях . Суть их сводится к тому , что люди должны выполнять долг ради самого долга (деонтологиче-ский интуитивизм ). При этом, как правило , игнорируется зависимость требований нравственности от конкретных условий, обосновывается необходимость безусловного подчинения абстрактным принципам или нормам без учета всех последствий действия, вообще оказывается предпочтение «букве закона » перед смыслом морального требования. В социалистическом об-ве формальное выполнение нравственных требований может явиться результатом недостаточной сознательности людей, отсутствия чувства личной ответственности, некритического отношения к привычным представлениям. 2. Этический - методологический принцип , лежащий в основе мн. домарксистских и нек-рых совр. буржуазных этических теорий, в к-рых формально-логические моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания моральных проблем. Из теорий прошлого наи более характерно в этом отношении кантианство . Кант пытался найти такой универсальный этический принцип, к-рый сохранял бы свою истинность везде и всегда , безотносительно к характеру исторической эпохи и содержанию конкретной ситуации, и из к-рого вместе с тем можно было бы вывести все конкретные нравственные требования. Такой принцип он увидел в категорическом императиве , к-рый, однако, на поверку оказывается совершенно бессодержательным именно в силу своей формальности. Такого рода Ф. находит проявление в нек-рых теориях совр. буржуазной этики (неопозитивист Р. М. Хеар). Однако для сторонников формалистического направления в совр. буржуазной этике (интуитивизма, неопозитивизма и др.) более характерен вообще отказ ставить и решать моральные проблемы и вопросы нормативной этики. Их интересуют почти исключительно проблемы логики морального языка , грамматическая форма и семантика моральных суждений, возможность определения моральных терминов. Бесплодие и пагубное значение такого Ф. заключается в том, что он уводит этическую науку от участия в решении социальных и моральных проблем современности, лишает ее возможности служить идейным оружием в борьбе с капиталистическим об-вом и его пороками. Марксизм не отрицает значения логико-формальных вопросов в этике, однако считает их более частными по сравнению с мировоззренческими и социальными проблемами морали.

- направление в эстетике, искусстве, литературе и др. науках , сторонники которого видят сущность вещей в форме, переоценивают роль формы и за формой забывают содержание или пренебрегают им; они подчеркивают в философии понятийно-рациональную сторону в противоположность конкретно-созерцательной, иррациональной. В логистике форма лизм - это схема , согласно которой располагают и связывают друг с другом высказывания (по чисто формальному признаку ), чтобы прийти к логическому пониманию. Существуют двузначные и многозначные формальные системы, в зависимости от того, принимается ли простое отношение выведения между двумя высказываниями (напр., "истинно - ложно") или признаются в качестве логически значимых наряду с этими еще и др. предикаты высказываний (напр., "воз можно ").

— Художественный метод , в основе к-рого лежит абсолютизация , эстетизация формы в искусстве, противоположен реализму . Возник в конце 19 — начале 20 в., объединив многочисленные течения и школы искусства ( футуризм , кубизм , абстракционизм , сюрреализм , фовизм , ташизм, экспрессионизм и т. д.). 2. Направление в математике, пытающееся получить решение проблем основания математики при помощи формально-аксиоматических построении. Ф. возник в начале 20 в. (нем. математик Гильберт и его сотрудники В. Аккерман, П. Бернайс, Дж. Нейман). Выход из кризиса оснований математики Гильберт, в противоположность интуиционизму , ищет в строго разработанном формализованном аксиоматическом методе . 3. В этике — принцип , лежащий в основе этических теорий, в к-рых формально-логические моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания и социальной природы морали. Это, напр., характерно для этики Кант а, к-рый считал, что из некоего безусловного положения (категорического императива ), имеющего абстрактно- формальный характер , можно вывести все содержательные моральные принципы и решения применительно к различным социальным условиям и жизненным ситуациям . В действительности же формула этого императива (поступай так, чтобы правило твоего поведения могло быть вместе с тем законом для всех людей) может иметь лишь методологический смысл , как критерий отнесения к.-л. позиции к собственно морали, ибо каждая достаточно последовательная система нравственности подчиняется такому требованию всеобщности. Ф. в этике является одним из осн. направлений совр. зап. философии морали. Здесь он имеет несколько иной смысл: задачей этики считается исследование лишь гносеологической стороны и логической формы нравственных представлений, а их конкретное содержание выпадает из сферы анализа ( Интуитивизм в этике. Логический позитивизм в этике, Лингвистический анализ в этике ). Такое понимание предмета этики приводит не только к неправомерному сужению ее задач, но и к ряду научно несостоятельных выводов. Философская этика ( метаэтика ) противопоставляется нормативной этике, наука — моральному сознанию, факты и их знание — ценностям (моральным суждениям). Форма листы исключают из задач этики изучение нравственных проблем; их решение средствами теории объявляется невозможным, в конечном счете иррациональным. Это лишает этику социального содержания и мировоззренческого значения. Недостатки Ф. в этике очевидны. Однако он имеет и позитивное содержание. В частности, Ф. является логически наи более убедительным способом обоснования этического абсолютизма, всеобщности нравственных требований.

Значение слова Формализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Фикция - (от лат. fictio выдумка, вымысел) в ...
  • Физиология - (от греч. physis природа и logos учение ...
  • Физиогномика - (от греч. physis природа и gnomia суждение ...
  • Физикализм - философский взгляд, для которого все то, что ...
  • Ферекид - (род. 584/83 ум. 499/98, остров Сирое) ...
  • Феноменология - (греч., букв. учение о феноменах) учение о ...
  • Феномен - (от греч. phainomenon являющееся) явление данное ...
  • Филофей - (ок. 1465 ок. 1542) старец псковского ...
  • Футурошок - термин используемый в прогностических заключениях Олвином Тоффлером, ...
  • Функция - отношение группы (двух) объектов, в котором изменению ...
  • Фосфена - зрительный образ (в виде вспышки света ), ...
  • Флуктуация - случайный всплеск, отклонение от среднего уровня; спонтанное ...
  • Филогенез - (от греч. phylon род, племя ...генез) в ...
  • Феноменология - 1) философский термин которым Г. Гегель назвал ...
  • Медитация - (лат. meditatio размышлять, обдумывать, инд. аналог ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари