( франц . fideisme от лат. fides — вера ) - реакц. направление филос. мысли, обосновывающее необходимость религ. веры наряду со знанием . По определению В. И. Ленин а, Ф. - это « учение , ставящее веру на место знания или вообще отводящее известное значение вере» (т. 18, с. 10). Согласно ленин. традиции понятие Ф. в совр. борьбе идей в области философии означает объективно служебную роль идеализм а по отношению к религии, наукообразную защиту религии при помощи аргумент ов идеали -стич. философии. Все осн. направления совр. бурж . философии - неопозитивизм , прагматизм , экзистенциализм , персонализм , феноменология , неоюмизм. антропология философская — тесно связаны с Ф. В совр. эпоху особенно модными стали те фидеистич. филос. школы, к-рые, признавая заслуги и необходимость науки , в то же время провозглашают, что человек не может ограничиться наукой, не может обойтись без религ. веры, ибо наука имеет дело с природными явлениями, а религия дает ответ на вопросы духовной жизни человека, служит единственной основой нравственности. Да и само изучение природы, по мнению совр. защитников религии, показывает ограниченность и абсолют , относительность человеч. знания, «подтверждая» тем самым осн. посылки религ. веры. Бесконечность познания природы и относит, характер совр. науч. знания выдаются за « аргумент » в пользу принципиальной ограниченности науки, в пользу религии. Крепнущая связь совр. филос. идеализма и совр. Ф. неоспорима. Своеобразное богоискательство проходит через всю совр. бурж. философию. Происходит процесс теологизации философии, ее религ. переосмысления. На языке философии воспроизводятся христ . сюжеты «греховности», «вины», «очищения»« «надежды», «воздаяния» и т. п. Единство идеализма и религии обусловлено родством, общностью порождающих их соц. и гносеологич. корней. Религия открывает перед идеализмом иллюзорную перспективу целостного мировоззрения, а идеализм помогает религии обрести видимость интеллект , респектабельности. И в наст . вр. важным и актуальным является вывод В. И. Ленина о том, что идеализм «есть только утонченная, рафинированная форма фидеизма , который стоит во всеоружии, располагает громадными организациями и продолжает неуклонно воздействовать на массы , обращая на пользу себе малейшее шатание философской мысли» (т. 18, с.380).
(от лат. fide - верно)- термин , введенный А.Сабатье для обозначения учений, в которых крайне низко оцениваются способности человеческого разума постигать Высшее бытие , а основной и чрезмерный акцент делается на вере. Фидеизм иррационалистичен и оценка каких-либо идей или концепций как фидеистических чаще всего используется в антирелигиозных целях. Его трактуют иногда как следствие характер ного для картезианства дуализма естественного разума и веры и оценивают как нечто чуждое христ ианству.
(лат.- вера ): направление религиозно-философской мысли, отстаивающее идею превосходства веры над разумом; один из доминирующих принципов богословия и характер ная особенно сть религиозной философии.
(от лат. fides - вера ) мировоззрение , утвердающее примат веры над разумом и основывающееся на простом убеждении в истинах откровения; в большинстве случаев это слово имеет отрицательный побочный смысл - отказ от пользования разумом.
(лат. fides — вера ) — учение , стремящееся подчинить науку религии, использовать идеалистическую философию и научное знание для защиты религиозных догм. В его основе лежит утверждение , что наука дает лишь знание явлений, фактов, вторичных причин, но не способна раскрыть первичные (сверхъестественные) причины, объяснить наиболее глубокие источники бытия. Ограничивая сферу действия науки , Ф. утверждает, что научное познание не может до конца раскрыть истину, отрицает существование объективной истины, чтобы предоставить место религиозной вере. “Современный фидеизм вовсе не отвергает науки; он отвергает только “чрезмерные претензии” науки, именно, претензию на объективную истину” ( Ленин В. И. Т. 18. С. 127). По мнению фидеистов, только религия дает подлинное объяснение принципам существования и назначения мироздания, придает смысл и цель жизни человек а , наука же предоставляет лишь нек-рые средства для осуществления этой цели. Ми. направления совр. зап. философии имеют фидеистические черты ( персонализм , неотомизм , экзистенциализм и др.). Теологи используют для более утонченной защиты религии идеи этих и др. бурж уазных философских направлений (о господстве над человеком иррациональных сил, о возможности с помощью мистической интуиции постигнуть “сверхопытную” реальность , о наличии “сферы невыразимого” рациональными средствами и т. д.).