Что такое Фатализм? Значение слова Фатализм в философском словаре

1) Фатализм - (от лат. fatalis - предопределенный судьбой, роковой) - антинауч. концепция о предопределенности событий в при роде, об-ве, в жизни отд. человека . В той или иной форме Ф. присущ мн. идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоззрении. Признание бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие. В вероучениях различных религий Ф. проявляется в разной степени. Он пронизывает вероучение ислама . Идеи Ф. отчетливо выражены в кальвинизме . В ряде религ. направлений имеют место попытки отойти от Ф. Люди наделяются «свободной волей», правом самим распоряжаться своей судьбой. Однако в конечном счете теология приходит к неразрешимому противоречию, ибо оказывается не в состоянии примирить божеств, волю со «свободной волей» человека. Ф. несовместим с науч. мировоззрением , к-рое исходит из принципа объективной необходимости, закономерности в природе и об-ве. Человек не может по своему произволу изменить закон . Но это не означает его пассивности, бессилия перед силами природы. Открывая законы природы или обществ. развития, человек использует их в своей деятельности. В противоположность этому Ф. утверждает рабское подчинение людей своей судьбе, увековечивая несправедливости эксплуатат. общества, внушает людям необходимость смирения с «неизбежными» обстоятельствами.

2) Фатализм - (от лат. fatum - судьба ) - убеждение , что ход грядущих событий полностью предзадан и людям не дано что-либо изменить в этом. С христианской верой несовместим. (См. также: СУДЬБА).

3) Фатализм - (лат. fatalis - роковой, предопределенный) - учение о предопределенном порядке вещей, о подчиненности человека всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира или о роковом смешении стихийных сил, порождающих "железную" логику необходимости. В различных своих вариациях Ф. рассматривает логику событий как внешнюю по отношению к человеку; в одних трактовках эта логика складывается из действия сверхъестественных сил, в других - как результат естественных изменений и взаимодействий, в третьих - как проявление общественных закономерностей. В любом случае - идет ли речь о природных условиях или условиях, создаваемых людьми, - совокупность условий рассматривается как порядок , предопределяющий человеческую деятельность и ее результаты. Наряду с бытовым Ф. ("кому суждено быть повешенным, тот не утонет", "человек должен влачить свою судьбу"), существуют научные формы Ф., связанные с преувеличением роли отдельных законов или с онтологизацией объяснительных схем, с отождествлением этих схем и реальной связи событий. Так, весьма распространенной является форма Ф., исходящая из механической трактовки логики вещей, рассматривающая природные и социальные законы как жесткие сцепления причин и действий; космос , природа , общество представляются механизмами, в которых нет места для творческой деятельности людей, для их предметной самореализации. В конце XX в. возникают новые стимулы для фаталистических настроений и концепций. Этому способствуют: существенная коррекция теорий о преобразующей роли человека, возрастающее значение экологической проблематики, распространение конформизма в связи с наступлением массовой культуры и стандартизацией личностного бытия. В. Е. Кемеров

4) Фатализм - вера в рок, судьбу, предопределение ; философское воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного развертывания событий, что отрицает свободу выбора и случайность Фатализм возникает и развивается как доктрина на основе абсолютизации положений механистического детерминизма , что не совместимо с фундаментальными свойствами материального мира его открытостью и неопределенностью (незавершенностью).

5) Фатализм - (лат. fatalis - роковой, предопределенный судьбой) - 1) - философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человека ; 2) - соответствующий поведенческий принцип . Уже в древней мифологии встречаются представления о господстве рока не только над людьми, но даже над богами. Ф. пронизывает вероучения теистических религий. Различную интерпретацию получил Ф. в философских концепциях: окказионализм , предустановленная гармония , детерминизм Лапласа и др. В историко-философской традиции Ф. противостоит волюнтаризм . А.А. Круглов

6) Фатализм - - вера в абсолютную предопределенность хода событий, в изначальную предустановленность судьбы человека , страны, государства, цивилизации, мира в целом (т. н. Закон Кармы), которую человек, следовательно, изменить не в силах ни при каких обстоятельствах и может лишь покорно следовать ее извивам, безоговорочно принимать ее "презенты".

7) Фатализм - (лат. fatum - судьба ; fatalis - роковой, неотвратимый) -воззрение на историю и жизнь человека как на нечто заранее предопределенное богом, судьбой или объективным законом развития и вытекающие отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. Применительно к морали Ф. имеет различный смысл . Чаще всего он связан с проповедью смирения, непротивления судьбе, обрекает людей на пассивность и покорность , на отказ от борьбы за переустройство об-ва ( Стоицизм ). Фаталистическим является, напр., религиозное учение о происхождении зла на земле, о возможности его преодоления лишь посредством искупления во Христе и конечного спасения ( Эсхатология ). Иногда, напротив, Ф. выражается в том, что отдельным людям, верящим в предопределение , приписывается роль посланцев судьбы, проводников божественной воли, к-рые должны поэтому приложить все силы ради исполнения предначертанного. Такие проявления Ф, обычно смыкаются с фанатизмом. Марксистская этика исходит из историко-материалистиче-ского учения об объективных законах развития об-ва и роли масс и личности в истории. Она считает, что исторические законы , определяя общий ход развития об-ва тем не менее оставляют место для морального выбора , поэтому не устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходимости их нравственной оценки.

8) Фатализм - (от лат. fatalis - определенный судьбой) - вера в судьбу; мировоззрение , согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок ( фатум ), и человек ничего не может изменить в этой судьбе (см. также Детерминизм ).

9) Фатализм - (лат. fatalis — роковой) — мировоззренческая концепция , согласно к-рой все процессы , происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально Ф. развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла , цели. В философии Ф. проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется. В учении Лейбница о предустановленной гармонии взаимодействие монад предопределено богом, в объективно-идеалистической системе Шеллинга разрыв свободы и необходимости лишает реальных индивидов возможности свободно действовать, у Гегеля личность выступает в конечном счете лишь орудием абсолютного духа. В системах метафизического материализма (Гоббс, фр. материализм 18 в. и др.) отрицание объективной случайности, отождествление причинности и необходимости также вели к Ф. Теологический Ф. исходит из предопределения событий истории и жизни человека волей бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм , янсенизм ) и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека ( католицизм , православие ). В марксистской философии органически связано действие законов развития об-ва и свободной деятельности людей, достигнуто понимание диалектики необходимости и случайности, свободы и необходимости. Марксизм усматривает корни Ф. в интересах определенных социальных сил и показывает; что лишь в результате создания гуманного и справедливого об-ва постепенно устраняется историческая почва для фаталистических воззрений.

Фатализм

(от лат. fatalis - предопределенный судьбой, роковой ) - антинауч. концепция о предопределенности событий в при роде, об-ве, в жизни отд. человека . В той или иной форме Ф. присущ мн. идеалистич. учениям, занимает важное место в религ. мировоззрении. Признание бога в качестве творца и управителя мира неизбежно ведет к отрицанию способности человека влиять на ход событий, обрекает его на пассивность и бездействие . В вероучениях различных религий Ф. проявляется в разной степени. Он пронизывает вероучение ислама . Идеи Ф. отчетливо выражены в кальвинизме . В ряде религ. направлений имеют место попытки отойти от Ф. Люди наделяются «свободной волей», правом самим распоряжаться своей судьбой. Однако в конечном счете теология приходит к неразрешимому противоречию, ибо оказывается не в состоянии примирить божеств, волю со «свободной волей» человека. Ф. несовместим с науч. мировоззрением , к-рое исходит из принципа объективной необходимости, закон омерности в природе и об-ве. Человек не может по своему произволу изменить закон . Но это не означает его пассивности, бессилия перед силами природы. Открывая законы природы или обществ. развития, человек использует их в своей деятельности. В противоположность этому Ф. утверждает рабское подчинение людей своей судьбе, увековечивая несправедливости эксплуатат. общества , внушает людям необходимость смирения с «неизбежными» обстоятельствами.

(от лат. fatum - судьба ) - убеждение , что ход грядущих событий полностью предзадан и людям не дано что-либо изменить в этом. С христианской верой несовместим. (См. также: СУДЬБА).

(лат. fatalis - роковой , предопределенный ) - учение о предопределенном порядке вещей, о подчиненности человек а всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира или о роковом смешении стихийных сил, порождающих "железную" логику необходимости. В различных своих вариациях Ф. рассматривает логику событий как внешнюю по отношению к человеку; в одних трактовках эта логика складывается из действия сверхъестественных сил, в других - как результат естественных изменений и взаимодействий, в третьих - как проявление общественных закон омерностей. В любом случае - идет ли речь о природных условиях или условиях, создаваемых людьми, - совокупность условий рассматривается как порядок , предопределяющий человеческую деятельность и ее результаты. Наряду с бытовым Ф. ("кому суждено быть повешенным, тот не утонет", "человек должен влачить свою судьбу"), существуют научные формы Ф., связанные с преувеличением роли отдельных законов или с онтологизацией объяснительных схем, с отождествлением этих схем и реальной связи событий. Так, весьма распространенной является форма Ф., исходящая из механической трактовки логики вещей, рассматривающая природные и социальные законы как жесткие сцепления причин и действий; космос , природа , общество представляются механизмами, в которых нет места для творческой деятельности людей, для их предметной самореализации. В конце XX в. возникают новые стимулы для фаталистических настроений и концепций. Этому способствуют: существенная коррекция теорий о преобразующей роли человека, возрастающее значение экологической проблематики, распространение конформизма в связи с наступлением массовой культуры и стандартизацией личностного бытия. В. Е. Кемеров

вера в рок, судьбу, предопределение ; философское воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного развертывания событий, что отрицает свободу выбора и случайность Фатализм возникает и развивается как доктрина на основе абсолютизации положений механистического детерминизма , что не совместимо с фундаментальными свойствами материального мира его открытостью и неопределенностью (незавершенностью).

(лат. fatalis - роковой , предопределенный судьбой) - 1) - философская концепция о существовании предопределенности высшей волей, роком, судьбой событий в природе, обществе и в жизни каждого человек а ; 2) - соответствующий поведенческий принцип . Уже в древней мифологии встречаются представления о господстве рока не только над людьми, но даже над богами. Ф. пронизывает вероучения теистических религий. Различную интерпретацию получил Ф. в философских концепциях: окказионализм , предустановленная гармония , детерминизм Лапласа и др. В историко-философской традиции Ф. противостоит волюнтаризм . А.А. Круглов

- вера в абсолютную предопределенность хода событий, в изначальную предустановленность судьбы человек а , страны, государства, цивилизации, мира в целом (т. н. Закон Кармы), которую человек, следовательно, изменить не в силах ни при каких обстоятельствах и может лишь покорно следовать ее извивам, безоговорочно принимать ее "презенты".

(лат. fatum - судьба ; fatalis - роковой , неотвратимый) -воззрение на историю и жизнь человек а как на нечто заранее предопределенное богом, судьбой или объективным закон ом развития и вытекающие отсюда представления о невозможности изменить их никакими человеческими усилиями. Применительно к морали Ф. имеет различный смысл . Чаще всего он связан с проповедью смирения, непротивления судьбе, обрекает людей на пассивность и покорность , на отказ от борьбы за переустройство об-ва ( Стоицизм ). Фаталистическим является, напр., религиозное учение о происхождении зла на земле, о возможности его преодоления лишь посредством искупления во Христе и конечного спасения ( Эсхатология ). Иногда, напротив, Ф. выражается в том, что отдельным людям, верящим в предопределение , приписывается роль посланцев судьбы, проводников божественной воли, к-рые должны по этому приложить все силы ради исполнения предначертанного. Такие проявления Ф, обычно смыкаются с фанатизмом. Марксистская этика исходит из историко-материалистиче-ского учения об объективных законах развития об-ва и роли масс и личности в истории. Она считает, что исторические законы , определяя общий ход развития об-ва тем не менее оставляют место для морального выбора , поэтому не устраняют личной ответственности человека за свои поступки и необходимости их нравственной оценки.

(от лат. fatalis - определенный судьбой) - вера в судьбу; мировоззрение , согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок ( фатум ), и человек ничего не может изменить в этой судьбе (см. также Детерминизм ).

(лат. fatalis — роковой ) — мировоззренческая концепция , согласно к-рой все процессы , происходящие в мире, подчинены необходимости, не оставляющей места свободе, творчеству, изначально предопределены. Первоначально Ф. развивался в мифологии как представление о неотвратимой подвластности людей и даже богов слепой судьбе, не имеющей смысла , цели. В философии Ф. проявляется в различной форме. Согласно учению стоиков, над космосом господствует неумолимая судьба и после периодически возникающего мирового пожара все повторяется. В учении Лейбница о предустановленной гармонии взаимодействие монад предопределено богом, в объективно-идеалистической системе Шеллинга разрыв свободы и необходимости лишает реальных индивидов возможности свободно действовать, у Гегеля личность выступает в конечном счете лишь орудием абсолютного духа. В системах метафизического материализма (Гоббс, фр. материализм 18 в. и др.) отрицание объективной случайности, отождествление причинности и необходимости также вели к Ф. Теологический Ф. исходит из предопределения событий истории и жизни человек а волей бога; в его рамках идет борьба между концепциями абсолютного предопределения (августинизм, кальвинизм , янсенизм ) и воззрениями, пытающимися совместить всемогущество провидения со свободной волей человека ( католицизм , православие ). В марксистской философии органически связано действие закон ов развития об-ва и свободной деятельности людей, достигнуто понимание диалектики необходимости и случайности, свободы и необходимости. Марксизм усматривает корни Ф. в интересах определенных социальных сил и показывает; что лишь в результате создания гуманного и справедливого об-ва постепенно устраняется историческая почва для фаталистических воззрений.

Значение слова Фатализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Фрейя - — в сканд, мифологии богиня плодородия, любви и ...
  • Фрейдизм - течение в бурж. психологии, соц. философии и ...
  • Фотий - (9 в.) визант. церк. и политич. деятель, ...
  • Флора - в др.римск. пантеоне богиня расцвета, весны. ...
  • Финализм - (от лат. finalis конечный, являющийся целью ) ...
  • Филарет - (Дроздов Василий Михайлович, 17821867) с 1826 моек. ...
  • Фикх - (араб. разумение) мусульм. правоведение, отражавшее феод. ...
  • Функция - (от лат. functio осуществление, выполнение) соответствие ...
  • Формализация - (от лат. forma вид, образ ) ...
  • Факт - (от лат. factum сделанное, совершившееся) 1) ...
  • Феноменализм - процедура редукции теоретических высказываний к "базисным предложениям", ...
  • Феодализм - форма традиционной цивилизации, характеризуется возникновением мощных подсистем ...
  • Фантом - особый социокультурный феномен определяемый существованием в расколотом ...
  • Утилитаризм - (лат. utilitas— польза ) — этическая теория признающая ...
  • Ипостась - (от греч. hypostasis сущность основание ) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари