- особый социокультурный феномен , определяемый существованием в расколотом обществе субкультур, отличающихся противоположным ведением мира одних и тех же явлений, существованием различных, возможно противоположных логик , способов интерпретации объяснения явлений. При этом общество не способно подняться до объяснения этого явления , сути двойственности. Существование Ф. означает существование феноменов , предметная при рода которых не соответствует их массовому восприятию, их интерпретации в чуждой этой предметности системе представлений. Например , специфическое для России и широко расп рост раненное самозванство является попыткой интерпретировать претендент а на власть как "природного царя". Поэтому претендент на власть должен был вписаться в эти массовые представления, т. е. стать в некотором смысле оборотнем. Ф. характеризуется тем, что одна субкультура видит в каком-то явлении результат тех или иных массовых экономических процессов, тогда как другая - результат козней мирового зла. Для обеспечения интеграции общества в подобной ситуации формируется гибридный идеал , пытающийся различными методами убедить общество, что различные взгляды по сути дела различными не являются. Эти идеалы , включая псевдо синкретизм , не ориентированы на преодоление Ф., но лишь приспособление к ним общества, на попытку предотвратить рост дискомфортного состояния в результате столкновения с Ф. Неизбежно , особенно в условиях критических ситуаций, может выявиться , что мир не таков , каким он представляется официально, в господствующем идеале. Он полон Ф., т. е. необъяснимых, не вписывающихся в сложившиеся представления явлений. Например, действия барина или чиновника для крестьянина, заставляющего его повышать культуру земледелия, менять рубахи, проветривать избы и т. д., представляются фантастическими и абсурдными. Одновременно, наоборот , действия крестьян, не желающих подчиняться разумным и необходимым для самого народа с точки зрения чиновника порядкам, представляются ему чем-то совершенно иррациональным. Отсюда постоянно е ощущение тайны и одновременно абсурда , устрашающей бессмысленности повседневности. Отсюда гоголевско-булгаковская линия в литературе, где не реальное реально, а реальное - нереально, Отсюда слабость реального познания общества и официально сделанный вывод , что мы не знаем общества, в котором мы живем; тенденция к мистике, суеверию, антисциентизму. Отсюда общественная псевдонаука, не способная теоретически снять Ф. Одним из наиболее ярких примеров такого рода Ф. Являются фетишизированные категории классической экономической науки , например экономика , рынок , экономическая эффект ивность и т. д., если они используются для объяснения нашего доэкономического, основанного на натуральных отношения х хозяйства. На деле они существуют в форме псевдо... , в форме имитации некоторых образцов , за которыми реально скрывается нечто совершенно иное, т. е. псевдоэкономика . Они могут существовать лишь в головах, как, например общественно необходимые затраты труда , так как отсутствует механизм их образования и механизм их использования. Ф. могут быть заводы, которые получают заказы, но реально не существуют ( Правда . 1980. 30 янв.). Ф. также расколотые социальные отношения которые представляют собой вовсе не то, что обычно под ними понимается. Например, колхоз как кооператив социалистического типа - Ф. Реально это результат утилитарного компромисса при решении медиационной задачи , т. е. между стремлением подавить жидкий элемент , установить контроль над ресурсами и попыткой создать возможность для производства. Реальный социализм - как послекапиталистическое общество, основанное на народовластии и общественной собственности, - Ф. Но социализм - реальность как одна из форм промежуточной цивилизации, отягощенной расколом и находящейся во власти инверсионных изменений, т. е. изменений катастрофического типа. Вся реальность пронизана Ф. Она описывается в терминах "наших достижений", что отражает не столько реальность, сколько желание получить определенный идеологический эффект . Ф. смертельно опасен, так как постоянно порождает результаты, обратные ожидаемым, отвечает дезорганизацией на попытки подчинить его реформам и решениям. Практический успех реформ возможен лишь если реформаторы поднимутся до теоретического осознания природы Ф. в расколотом обществе. Практическое преодоление Ф. требует в качестве своей предпосылки их теоретического преодоления.
- причудливое видение , призрак; нечто несуществующее, ир реально е , несбыточное.