Что такое Эталон? Значение слова Эталон в философском словаре

1) Эталон - (франц. etalon - образец , мерило, идеальный или установленный тип чего-либо) - 1 ) то же, что стандарт ; 2) особая форма идеала , т. е. образец, которому должно подражать. Если стандарт задает нижний предел тех или иных характеристик объекта , то Э. - верхний предел. Подчинение жизни и деятельности (прежде всего - производственно-технической) определенному набору Э. было особенно характерно для ранних традиционалистских культур. При отсутствии института науки и ограниченном опыте оптимальный тип изделия и оптимальный способ его изготовления определялись методом проб и ошибок. Поскольку буквальное повторение было невозможным, некоторые изделия оказывались наиболее удачными и становились Э. Их стремились воспроизводить, но, как правило , добивались лишь более или менее удачного приближения. Необходимость подчинения деятельности тому или иному Э. античная философия выводила из категорий гармонии и меры. Мера как наилучшая, эталонная пропорция считалась неотъемлемым признаком гармонии. Соответственно, в любом виде деятельности человек должен был стремиться к следованию Э. В этом случае результаты оказывались наилучшими и органично включались во всеобщую гармонию Космоса . В этот период чаще употреблялся термин " канон " (т. е. правило, предписание), синонимичный Э. В искусстве канон означал совокупность правил, которым надлежало следовать в процессе создания художественного произведения. Правила содержали оптимальные соотношения частей изображаемых или создаваемых объектов. В логике канон включал правила познания истины. Впоследствии в религии канон - совокупность священных книг, содержащих в себе безусловную истину. Культуротворческая функция Э. была наиболее существенна для средневековой западноевропейской культуры. Ремесленник стремился к воспроизведению Э. изделия, общепринятого для цеха, в состав которого он входил. Ученик становился мастером, если ему удавалось изготовить шедевр - изделие, приближающееся к Э. Общепринятый Э. определял стандартную в основных чертах технологию, способствовал формированию объясняющих ее образных предметных представлений, задавал структуру объединения ремесленников, в рамках которого осуществлялось воспроизведение Э., т. е. цеха, бывшего одновременно производственной и социальной единицей. Деятельность всех социальных слоев строилась по аналогичной схеме. Так, для рыцарства вещной формой Э. служил объект подражания - кто-либо из героев античности, легендарных рыцарей прошлого или прославленных современников; технологической формой - совокупность общепринятых правил поведения, подлежавших неукоснительному соблюдению; идеальной - совокупность качеств, приличествующих рыцарю. Аналогом ремесленного цеха являлся рыцарский орден, изготовлению шедевра соответствовал эталонный подвиг, дающий оруженосцу право на статус рыцаря. В познавательной деятельности общая тенденция к воспроизведению Э. определила преобладание такой формы познания, как комментирование эталонного (канонического) текста . Поскольку такой текст признавался высшей формой знания, содержащей полную истину, непосредственное обращение к объекту познания не считалось необходимым. Роль шедевра-подвига в ученой среде играла публичная защита диссертации - научного трактата , в котором комментировались эталонные тексты по определенным стандартным правилам. В новое время основными сферами функционирования Э. стали точные науки и техника . Под Э. понимаются средства измерений или их комплексы , обеспечивающие воспроизведение и хранение узаконенных единиц физических величин, а также передачу их размера другими средствами измерений. Без Э. невозможно достичь сопоставимости результатов измерений, выполняемых с помощью разных приборов в различных местах и в разное время . К таковым относятся Э. метра, килограмма, секунды и др. Развитие системы Э. стимулировалось общекультурной ценностной установкой на точность , заданной машинным производством , всеобщим распространением стандартизации. В современной духовной культуре в качестве Э. выступают культурные явления прошлого, считающиеся наиболее значимыми, например, искусство античности и Возрождения, русская классическая литература , немецкая классическая философия и др. Им не стремятся подражать буквально, но, поскольку в духовной сфере прогресс явно не выражен, они а) задают "высоту" творчества, б) являются источниками творческого переживания и осмысления. Наличие Э. обеспечивает преемственность духовной культуры. Персонифицированные формы Э., несмотря на ослабление склонности к подражанию, характерной для доиндустриальной эры, сохраняются. Как правило, для народа Э. оказываются не "великие" или выдающиеся личности, известные своими заслугами перед обществом , а такие, подражание которым возможно для обычного человека. В качестве Э. могут выступать литературные персонажи или герои кинематографа. Предпочтение, оказываемое той или иной личности, ее признание в качестве Э. в значительной степени характеризует соответствующий исторический период и социальную группу. Д. М. Федяев

2) Эталон - (от франц. etalon) - мерило, образец для сравнения с чем-л., образцовая мера , служащая для воспроизведения, хранения и передачи каких-л. параметров.


Синонимы: манер, образец, образчик, стандарт, эталон

Эталон

( франц . etalon - образец , мерило , идеальный или установленный тип чего-либо) - 1 ) то же, что стандарт ; 2) особая форма идеала , т. е. образец, которому должно подражать . Если стандарт задает нижний предел тех или иных характеристик объект а , то Э. - верхний предел. Подчинение жизни и деятельности ( прежде всего - производственно-технической) определенному набору Э. было особенно характерно для ранних традиционалистских культур. При отсутствии института науки и ограниченном опыте оптимальный тип изделия и оптимальный способ его изготовления определялись методом проб и ошибок. Поскольку буквально е повторение было невозможным, некоторые изделия оказывались наи более удачными и становились Э. Их стремились воспроизводить , но, как правило , добивались лишь более или менее удачного приближения. Необходимость подчинения деятельности тому или иному Э. античная философия выводила из категорий гармонии и меры . Мера как наилучшая, эталонная пропорция считалась неотъемлемым признаком гармонии. Соответственно, в любом виде деятельности человек должен был стремиться к следованию Э. В этом случае результаты оказывались наилучшими и органично включались во всеобщую гармонию Космоса . В этот период чаще употреблялся термин " канон " (т. е. правило, предписание ), синонимичный Э. В искусстве канон означал совокупность правил, которым надлежало следовать в процессе создания художественного произведения. Правила содержали оптимальные соотношения частей изображаемых или создаваемых объектов. В логике канон включал правила по знания истины. Впоследствии в религии канон - совокупность священных книг, содержащих в себе безусловную истину. Культуротворческая функция Э. была наиболее существенна для средневековой западноевропейской культуры. Ремесленник стремился к воспроизведению Э. изделия, общепринятого для цеха, в состав которого он входил. Ученик становился мастером, если ему удавалось изготовить шедевр - изделие , приближающееся к Э. Общепринятый Э. определял стандартную в основных чертах технологию, способствовал формированию объясняющих ее образных предметных представлений, задавал структуру объединения ремесленников, в рамках которого осуществлялось воспроизведение Э., т. е. цеха, бывшего одновременно производственной и социальной единицей. Деятельность всех социальных слоев строилась по аналогичной схеме. Так, для рыцарства вещной формой Э. служил объект подражания - кто-либо из героев античности, легендарных рыцарей прошлого или прославленных современников; технологической формой - совокупность общепринятых правил поведения, подлежавших неукоснительному соблюдению; идеальной - совокупность качеств, приличествующих рыцарю. Аналогом ремесленного цеха являлся рыцарский орден , изготовлению шедевра соответствовал эталонный подвиг , дающий оруженосцу право на статус рыцаря. В познавательной деятельности общая тенденция к воспроизведению Э. определила преобладание такой формы познания, как комментирование эталонного (канонического) текст а . Поскольку такой текст признавался высшей формой знания, содержащей полную истину, непосредственное обращение к объекту познания не считалось необходимым. Роль шедевра-подвига в ученой среде играла публичная защита диссертации - научного трактата , в котором комментировались эталонные тексты по определенным стандартным правилам. В новое время основными сферами функционирования Э. стали точные науки и техника . Под Э. понимаются средства измерений или их комплексы , обеспечивающие воспроизведение и хранение узаконенных единиц физических величин, а также перед ачу их размера другими средствами измерений. Без Э. не возможно достичь сопоставимости результатов измерений, выполняемых с помощью разных приборов в различных местах и в разное время . К таковым относятся Э. метра, килограмма, секунды и др. Развитие системы Э. стимулировалось общекультурной ценностной установкой на точность , заданной машинным производством , всеобщим распространением стандартизации. В современной духовной культуре в качестве Э. выступают культурные явления прошлого, считающиеся наиболее значимыми, например , искусство античности и Возрождения, русская классическая литература , немецкая классическая философия и др. Им не стремятся подражать буквально, но, поскольку в духовной сфере прогресс явно не выражен, они а) задают "высоту" творчества, б) являются источниками творческого переживания и осмысления. Наличие Э. обеспечивает преемственность духовной культуры. Персонифицированные формы Э., несмотря на ослабление склонности к подражанию, характерной для доиндустриальной эры, сохраняются. Как правило, для народа Э. оказываются не "великие" или выдающиеся личности, известные своими заслугами перед обществом , а такие, подражание которым возможно для обычного человека. В качестве Э. могут выступать литературные персонажи или герои кинематографа. Предпочтение , оказываемое той или иной личности, ее признание в качестве Э. в значительной степени характеризует соответствующий исторический период и социальную группу. Д. М. Федяев

(от франц . etalon) - мерило , образец для сравнения с чем-л., образцовая мера , служащая для воспроизведения, хранения и перед ачи каких-л. параметров.

Значение слова Эталон в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Этика - философская наука изучающая мораль . Иногда слово ...
  • Эпигон - [рожденный после] запоздалый последователь, поздний, измельчавший представитель ...
  • Эмоции - непроизвольное проявление или выражение внутреннего состояния человека ...
  • Эксплуатация - принуждение человека явным или неявным методом обеспечивать ...
  • Экология - биология переходных режимов в биосфере; основные составляющие: ...
  • Эволюция - в настоящее время все чаще и чаще ...
  • Эпистемология - (от греч. episteme знание ) раздел ...
  • Эсхатология - учение о "последних днях", о "конце света ...
  • Эстетизм - (от греч. aisthetikos чувственный ) отношении ...
  • Эон - (греч. aion) эпоха длительный исторический период, " ...
  • Эманация - (от лат. emanatio переливание через край, истечение) ...
  • Экуменизм - (от греч. oikumene весь обитаемый мир) ...
  • Эклектика - (от греч. eklego выбирать) соединение лучшего ...
  • Экзистенция - существование присущее именно человеку как воплощенному духовному ...
  • Деятельность - в социальной философии: специфически человеческий способ отношений к ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари