Что такое Эпиктет? Значение слова Эпиктет в философском словаре

1) Эпиктет - - античный философ , представитель позднего стоицизма . Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. явились стоики - Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. избрал Сократа , выступавшего в первую очередь как наставник и лектор, а не как сочи- нитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь - крайне провинциальное место , дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. создал свою философскую школу. Основные сочинения: "Беседы или Рассуждения" (записи лекций слушателем Аррианом (96-180), сохранились 4 из 8 книг), "Энхиридион" (учебник на основе бесед) и др. Согласно мировоззрению Э., окружающий нас мир - это мир тел, являющих собой сочетание двух начал: " логоса " (см. Логос) - разумного начала и "фюсиса" (природы) - начала созидающего. Благодаря Логосу ( предмета логики как научной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира, понимать законы , пользоваться языком. Бог у Э. - это природа : Логос - ответственен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. поэтому - "наилучшая из возможных". По Э., человеческие существа - единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни - обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов. Хотя счастье доступно и не только им: по убежденности Э., "бог создал всех людей для их счастья". В духе традиционных максим стоицизма Э. учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти: желание , воля , отвращение , мнение . ( Понимание этого, с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинной природы человека . Такое понимание - считал Э., - предполагает постоянные упражнения в его обретении.) "Внешними" же для нас выступают наши "свойства" (у Э. - богатство , сила , репутация), которые нам неподконтрольны. Свобода людей, по Э., - в ограничении сокровенных желаний теми, которые находятся в нашей власти и почитание всех "внешних" вещей и собственных характеристик - безразличными. Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., - человек утрачивает свою свободу. ( Высказывание Э. о том, что "людей мучают не вещи , а представления о них" было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать, чтобы вещи существовали иначе, - надо, чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Э., "главное - иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения". Определяющая значимость в учении Э. придавалась мотиву поступка, индивидуальному выбору или намерению, а не последствиям: "Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль ;жить без лжи в словах и действиях; выбор же роли - дело другого". Именно поэтому Э. учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. - традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осуществлению стоического идеала , ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и последовательное дистанцирование Э.-стоика от установки на достижение абстрактного идеала - он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. был назван "другом бессмертных". ("Если бы тебя усыновил царь, - учил Э., - твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием , что ты сын божий?")

2) Эпиктет - (Epictetus) (ок. 50 - ок. 140) - римский философ -стоик. Был рабом, позднее получил свободу; последователь римского стоика Мусофия Руфа. Самостоятельная деятельность Э. .в Риме закончилась в 90-х гг., когда император Домициан запретил находиться в городе всем философским школам. Остальное время жил и учил в Никополе (Эпир). Как и мн. греч. философы, он не писал трактатов. До нас дошли «Рассуждения» и «Беседы» Э., записанные его учеником Аррианом. Будучи прежде всего проповедником нравственности, Э. не разрабатывал теории морали. Более подробно, чем др. представители сгоинмзлй, он говорит об индивидуальной свободе - величайшем благе, делающем человека счастливым (таков эвдемонизм стоиков). Свободным Э. называет того, кто распоряжается лишь тем, что в его власти: «Когда будешь желать только того, что от тебя зависит, - тогда ничего не будет страшным для тебя». Богатство и тело человека не зависят от него (имущество могут отнять, его самого сделать рабом), но мысль и воля - всецело достояние индивида , и здесь он вполне свободен. Все, что случается, неизбежно. Поэтому надо мужественно и без ропота переносить невзгоды. Добро и зло не в вещах, а в душе, удручают не события , а мнения о них. Э. доказывал, что в условиях рабства свободная воля и внешнее благополучие несовместимы, отсюда он ошибочно заключил, что нужно отречься от всего ради духовной независимости и спокойствия. Т. обр., идеал Э.-негативная, аскетическая свобода , означающая на деле несвободу, ибо человек не может развить и проявить себя, отрешаясь от социальных и культурных богатств предметного мира, созданных об-вом. Жить в соответствии с заповедями Э.-значит жить в согласии с природой - с мировым разумом, с законами правды и добра, т. е. в согласии с бором, частица к-рого находится в каждом. Именно эта общность с богом позволяет индивиду интуитивно отделить доброе от злого. В мыслях Э. о. ценности всякого труда , о равенстве всех перед богом, в осуждении им жестокости и роскоши выражался протест против рабовладельческого строя, однако пафос его проповеди - терпение , непротивление и сострадание - не затрагивал существующих порядков. По Э., смысл философии заключается в ее практической значимости. Сам он вел поистине стоический, аскетический образ жизни . И даже имени своего не оставил потомкам (« эпиктет » по-греч. значит «приобретенный» кем-либо, «раб»). Э. не признавал бессмертия души, но др. аспектами своего учения оказал значительное воздействие на последователей христианской морали.

Эпиктет

- античный философ , представитель позднего стоицизма . Родился рабом во Фригии. Вольноотпущенник (с 68). Учителями философии для Э. явились стоики - Музоний Руф и Эфрат. Идеалом для профессионального подражания Э. избрал Сократа , выступавшего в первую очередь как наставник и лектор , а не как сочи- нитель. После высылки всех философов из Рима императором Домицианом в 94, удалился в Никополь - крайне провинциальное место , дабы соблазны больших городов не отвлекали его учеников. Там Э. создал свою философскую школу. Основные сочинения: "Беседы или Рассуждения" (записи лекций слушателем Аррианом (96-180), сохранились 4 из 8 книг), "Энхиридион" ( учебник на основе бесед) и др. Согласно мировоззрению Э., окружающий нас мир - это мир тел, являющих собой сочетание двух начал: " логоса " (см. Логос ) - разумного начала и "фюсиса" (природы) - начала созидающего. Благодаря Логосу ( предмета логики как научной дисциплины) люди способны усматривать связи окружающего мира , понимать законы , пользоваться языком. Бог у Э. - это природа : Логос - ответственен за единство и порядок мироздания, в результате чего природа оказывается разумной и доступной разумению (ибо управляема законами). Вселенная Э. поэ тому - "наилучшая из возможных". По Э., человеческие существа - единственные в мире, обладающие Логосом, задающим цель жизни - обретение добродетели, согласной с разумом. В пределе своем именно такую модель существования, согласно Э., и репрезентирует жизнь философов. Хотя с часть е доступно и не только им: по убежденности Э., "бог создал всех людей для их счастья". В духе традиционных максим стоицизма Э. учил тому, что лишь часть душевных качеств индивидов (действия) находится в их власти: желание , воля , отвращение , мнение . ( Понимание этого , с точки зрения Э., приходит нам вместе с постижением истинной природы мира и подлинно й природы человек а . Такое понимание - считал Э., - предполагает постоянные упражнения в его обретении.) "Внешними" же для нас выступают наши "свойства" (у Э. - богатство , сила , репутация ), которые нам неподконт роль ны. Свобода людей, по Э., - в ограничении сокровенных желаний теми , которые находятся в нашей власти и почитание всех "внешних" вещей и собственных характеристик - безразличными. Поддаваясь влечению к последним, полагал Э., - человек утрачивает свою свободу. ( Высказывание Э. о том, что "людей мучают не вещи , а представления о них" было начертано на потолке библиотеки у Монтеня.) Добродетельная жизнь, по Э., есть совершенное осуществление человеческой природы. Нельзя желать , чтобы вещи существовали иначе , - надо , чтобы индивидуум обретал гармонию с Логосом вселенной. С точки зрения Э., "главное - иметь здравые представления о бытии богов и их мудром управлении Вселенной. Повинуйся им, мирись со всем происходящим без ропота, следуй воле провидения". Определяющая значимость в учении Э. придавалась мотиву поступка, индивидуальному выбор у или намерению, а не последствиям: "Твое дело - хорошо исполнить возложенную на тебя роль ; жить без лжи в словах и действиях; выбор же роли - дело другого". Именно поэтому Э. учил никогда не горевать об утраченном, сколь бы значимым оно не являлось. Э. - традиционно оценивается как самый ортодоксальный из поздних стоиков, ближе всех подошедший к осуществлению стоического идеала , ибо его философия стала его жизнью. Подлинной новацией для культуры Европы было осмысленное и последовательное дистанцирование Э.-стоика от установки на достижение абстрактного идеала - он предпочел направление подлинно добродетельной повседневной жизни. После смерти Э. был назван "другом бессмертных". ("Если бы тебя усыновил царь , - учил Э., - твое высокомерие не знало бы пределов. Почему же ты не гордишься сознанием , что ты сын божий?")

(Epictetus) (ок. 50 - ок. 140) - римский философ -стоик. Был рабом, позднее получил свободу; после дователь римского стоика Мусофия Руфа. Самостоятельная деятельность Э. .в Риме закончилась в 90-х гг., когда император Домициан запретил находиться в городе всем философским школам. Остальное время жил и учил в Никополе (Эпир). Как и мн. греч. философы, он не писал трактатов. До нас дошли «Рассуждения» и «Беседы» Э., записанные его учеником Аррианом. Будучи прежде всего проповедником нравственности, Э. не разрабатывал теории морали. Более подробно, чем др. представители сгоинмзлй, он говорит об индивидуальной свободе - величайшем благе, делающем человек а счастливым (таков эвдемонизм стоиков). Свободным Э. называет того, кто распоряжается лишь тем, что в его власти: «Когда будешь желать только того, что от тебя зависит, - тогда ни чего не будет страшным для тебя». Богатство и тело человека не зависят от него (имущество могут отнять, его самого сделать рабом), но мысль и воля - всецело достояние индивида , и здесь он вполне свободен. Все, что случается, неизбежно. Поэ тому надо мужественно и без ропота переносить невзгоды. Добро и зло не в вещах, а в душе, удручают не события , а мнения о них. Э. доказывал, что в условиях рабства свободная воля и внешнее благополучие несовместимы, отсюда он ошибочно заключил, что нужно отречься от всего ради духовной независимости и спокойствия. Т. обр., идеал Э.-негативная, аскетическая свобода , означающая на деле несвободу, ибо человек не может развить и проявить себя, отрешаясь от социальных и культурных богатств предметного мира , созданных об-вом. Жить в соответствии с заповедями Э.-значит жить в согласии с природой - с мировым разумом, с законами правды и добра, т. е. в согласии с бором, частица к-рого находится в каждом. Именно эта общность с богом позволяет индивиду интуитивно отделить доброе от злого. В мыслях Э. о. ценности всякого труда , о равенстве всех перед богом, в осуждении им жестокости и роскоши выражался протест против рабовладельческого строя, однако пафос его проповеди - терпение , непротивление и сострадание - не затрагивал существующих порядков. По Э., смысл философии заключается в ее практической значимости. Сам он вел поистине стоический, аскетический образ жизни . И даже имени своего не оставил потомкам (« эпиктет » по-греч. значит «приобретенный» кем-либо, «раб»). Э. не признавал бессмертия души, но др. аспектами своего учения оказал значительное воздействие на последователей христианской морали.

Значение слова Эпиктет в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Эллинизм - (греч. hellenismos подражание грекам) 1) восприятие ...
  • Экстаз - (греч. exstasis) выход человеческого духа "из себя", ...
  • Экзотерический - (от греч. exoterikos внешний) относящийся к ...
  • Экзистенциализм - (от лат. exsistentia существование ) влиятельное ...
  • Эшмун - — богврачеватель в финик. религии. Греки отождествляли его ...
  • Эскулап - — в рим. мифологии бог врачевания, соответствует др.греч. ...
  • Эпитимия - то же, что Епитимья . ...
  • Этология - Философский смысл термина : изображение нравов, описание характеров ...
  • Эристика - (от греч. eristika искусство спора ) ...
  • Энтимема - (от греч. in thymos в уме) ...
  • Экспликация - (от лат. explicatio разъяснение) уточнение понятий ...
  • Эвристика - (от греч. heurisko отыскиваю, открываю) совокупность ...
  • Эшелон - типологическая единица классификации стран и народов с ...
  • Этап - основная типологическая единица расчленения глобального периода, глобального ...
  • Закон - необходимые, устойчивые, повторяющиеся существенные связи и отношения ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари