- экстерналистская, антикартезианская трактовка языкового значения - значение выносится из внутреннего ментального мира говорящего и рассматривается как внешний , социальный феномен ( Крипке , Каплан , Патнэм).
- течение в историографии и философии науки, возникло в Англии в 1930-е годы как реакция на позитивистски ориентированную историю науки. Его сторонники считают, что основной задачей изучения науки является реконструкция социокультурных условий и ориентиров научной деятельности ("социальных заказов", "социоэкономических условий", "культурно-исторических контекстов" и проч.), которые выступают в качестве фактора, непосредственно определяющего динамику науки - структуру получаемого знания, его характер и направление дальнейшего развития. Э. представлен в работах Дж. Бернала, Дж. Холдейна, Э. Цильзеля, Д. Нидама и др.; противоположное направление в историографии науки - интернализм . Значительное влияние на формирование Э. оказал марксизм , в частности вызвавший резонанс доклад Б.М. Гессена "Социально-экономические корни механики Ньютона" на Втором международном конгрессе историков науки в Лондоне (1931). В последние десятилетия Э. получил новый импульс со стороны исторической школы постпозитивистской философии науки и связанных с ней направлений науковедения и исторической социологии науки. К числу интересных современных проявлений Э. относится концепция финализации науки.