Что такое Дхарма? Значение слова Дхарма в философском словаре

1) Дхарма - (санскр. закон , основа) - в древнеиндийской мысли духовная основа мира, Высшая правда . В жизни согласно с дхармой человек являет праведность , благочестие и нравственность ; в познании дхарма предстает как истина .

2) Дхарма - (санскр.-ведущий принцип ): в индийской философии некоторый положительный образец , которому надо следовать как норме, вечный моральный закон или частное нравственное установление ( долг , добродетель ). В этом смысле данное понятие употреблялось в ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. В буддизме «дхармы – это вечные и неизменные элементы безличного жизненного процесса , бытия («поток дхарм»), из которых слагается все сущее ; некие вспышки психофизической энергии. Психическая и физическая сторона в дхарме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может оставаться непроявленной. Делятся на подчиненные карме и необусловленные ( нирвана ). Для хинаяны дхармы – единственная реальность ; для махаяны они нереальны, l «пустотны».

3) Дхарма - (Санскр.) Священный Закон ; Канон буддистов.

4) Дхарма - (санскр. dharma, тиб. chos, кит. fa., яп. ho - закон , религия , долг , доктрина , благочестие , основа, порядок мироздания, качество , характер , истина ) - одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. - истинная реальность , основа мира, онтологическое начало бытия. Этически - это закон во всех аспектах жизни, правда , справедливость . В религиозной жизни - ритуал , обязанность . В "Махабхарате" среди множества формулировок выделяется: "Satiat nasti paro dharman" - "Нет более высокого закона, чем истина", "Нет религии выше истины". " Бхагават -гита" вкладывает в понятие Д. именно этот смысл . В мифологии Д. - Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Д. - отец старшего из братьев Пандавов, Юдхитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость. В буддизме Д. - многозначный термин , определение которого зависит от контекста . Выделяют следующие основные значения Д.: 1. Доктрина, учение Будды; 2. Закон, праведность , правило , моральные нормы жизни. 3. Условие ; прошлое, являющееся причиной настоящих следствий (см. Карма ); 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой Д.: "Все Д. сотворены мышлением "; 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии: "Д. называются истинно-сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители- субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием " (О. Розенберг). Теория Д. излагалась Васубандху в "Абхидхармакоше" (5 в. н.э.). В свете этого учения буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивающаяся из той идеи , что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил. Д. классифицируются по скандхам (skandha), "скоплениям", аятанам (aytana), " сферам сознания", дхату (dhatu), "классам элементов". Существует пятеричное деление по скандхам: 1) телесные Д., составляющие тело (руна); 2) Д. ощущений и чувств ( ведана ); 3) Д. восприятий, представлений (самджня); 4) Д. кармических факторов ( самскара ); 5) Д. сознания, разного уровня знания (виджняна). Д. как мысли составляют единый поток сознания. Направление этого потока волею и устремлением к исполнению Учения Будды приводит к освобождению (Нирване). Каждая школа буддизма выработала свою теорию Д. В школах Хинаяны Д. считаются единственной реальностью; и, наоборот, нереальностью в школах Махаяны. В мадхьямине признается их "пустотность", т.е. нельзя утверждать ни их реальности, ни того, что их нет. Иогачары отрицают какую-либо реальность Д. В.В. Лобач

5) Дхарма - (санскр. " порядок ", "уклад", "установление") - " сакральный порядок", идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин индуистской традиции . Вся индусская цивилизация имеет общую сверх- цель - соответствие "дхарме". В более узком кастовом смысле , " дхарма " - ритуальная жизненная цель высшей касты , брахманов. Ритуальной целью кшатриев является " кама ", " желание ", а вайшьев - "артха", " предметы ", " вещи ". Политическое считается полноценным, когда "кама" кшатриев подчинена "дхарме", и с ней же согласуются действия вайшьев в материальном мире вещей ("артха").

6) Дхарма - (санскр., пали - дхарма , ведущий принцип ) - в инд. философии закон , истина , учение , право , долг , добродетель , свойство ; в учении буддизма - элементы бытия, из которых слагается все сущее .

Дхарма

(санскр. закон , основа ) - в древнеиндийской мысли духовная основа мира , Высшая правда . В жизни согласно с дхармой человек являет праведность , благочестие и нравственность ; в познании дхарма предстает как истина .

(санскр.-ведущий принцип ): в индийской философии некоторый положительный образец , которому надо следовать как норме, вечный моральный закон или частное нравственное установление ( долг , добродетель ). В этом смысле данное понятие употреблялось в ортодоксальных школах, признающих авторитет Вед. В буддизме «дхармы – это вечные и неизменные элементы безличного жизненного процесса , бытия («поток дхарм»), из которых слагается все сущее ; некие вспышки психофизической энергии. Психическая и физическая сторона в дхарме всегда соприсутствуют, хотя одна из них может оставаться непроявленной. Делятся на подчиненные карме и необусловленные ( нирвана ). Для хинаяны дхармы – единственная реальность ; для махаяны они нереальны, l «пустотны».

(Санскр.) Священный Закон ; Канон буддистов.

(санскр. dharma, тиб. chos, кит. fa., яп. ho - закон , религия , долг , доктрина , благочестие , основа , порядок мироздания, качество , характер , истина ) - одно из важнейших понятий индуистской и буддийской философий. В индуизме Д. - истинная реальность , основа мира , онтологическое начало бытия. Этически - это закон во всех аспектах жизни, правда , справедливость . В религиозной жизни - ритуал , обязанность . В "Махабхарате" среди множества формулировок выделяется: "Satiat nasti paro dharman" - "Нет более высокого закона, чем истина", "Нет религии выше истины". " Бхагават -гита" вкладывает в понятие Д. именно этот смысл . В мифологии Д. - Бог справедливости, долга и правосудия. По легенде, Д. - отец старшего из братьев Пандавов, Юдхитштхири, олицетворяющего на земле долг и справедливость. В буддизме Д. - многозначный термин , определение которого зависит от контекста . Выделяют следующие основные значения Д.: 1. Доктрина, учение Будды; 2. Закон , праведность , правило , моральные нормы жизни. 3. Условие ; прошлое, являющееся причиной настоящих следствий (см. Карма ); 4. Феноменальное проявление мира, связанное упорядоченной структурой Д.: "Все Д. сотворены мышлением "; 5. Точечные моменты бытия, вспышки психофизической энергии: "Д. называются истинно-сущие, трансцендентальные, непознаваемые носители- субстраты тех элементов, на которые разлагается поток сознания со своим содержанием " (О. Розенберг). Теория Д. излагалась Васубандху в "Абхидхармакоше" (5 в. н.э.). В свете этого учения буддизм раскрывается как метафизическая теория, развивающаяся из той идеи , что бытие является взаимодействием многочисленных тонких, конечных элементов материи, духа и сил. Д. классифицируются по скандхам (skandha), "скоплениям", аятанам (aytana), " сферам сознания", дхату (dhatu), "классам элементов". Существует пятеричное деление по скандхам: 1) телесные Д., составляющие тело (руна); 2) Д. ощущений и чувств ( ведана ); 3) Д. восприятий, представлений (самджня); 4) Д. кармических факторов ( самскара ); 5) Д. сознания, разного уровня знания (виджняна). Д. как мысли составляют единый поток сознания. Направление этого потока волею и устремлением к исполнению Учения Будды приводит к освобождению (Нирване). Каждая школа буддизма выработала свою теорию Д. В школах Хинаяны Д. считаются единственной реальностью; и, наоборот, нереальностью в школах Махаяны. В мадхьямине признается их "пустотность", т.е. нельзя утверждать ни их реальности, ни того, что их нет. Иогачары отрицают какую-либо реальность Д. В.В. Лобач

(санскр. " порядок ", "уклад", "установление") - " сакральный порядок", идеальная парадигма социально-политического устройства. Важнейший термин индуистской традиции . Вся индусская цивилизация имеет общую сверх- цель - соответствие "дхарме". В более узком кастовом смысле , " дхарма " - ритуальная жизненная цель высшей касты , брахманов. Ритуальной целью кшатриев является " кама ", " желание ", а вайшьев - "артха", " предметы ", " вещи ". Политическое считается полноценным, когда "кама" кшатриев подчинена "дхарме", и с ней же согласуются действия вайшьев в материальном мире вещей ("артха").

(санскр., пали - дхарма , ведущий принцип ) - в инд. философии закон , истина , учение , право , долг , добродетель , свойство ; в учении буддизма - элементы бытия, из которых слагается все сущее .

Значение слова Дхарма в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Дискурс - (I) Во французском словоупотреблении слово Д. имеет широкий ...
  • Деструкция - одно из центральных понятий фундаментальной онтологии Хайдеггера, ...
  • Деконструкция - (deconstruction) термин введённый первоначально французскими переводчиками и ...
  • Духовность - 1) нематериальность, бесплотность; 2) одухотворенность; наполненность духом ...
  • Дополнительность - понятие введенное Деррида для преодоления традиционных принципов ...
  • Дискурс - понятие выдвинутое структуралистами для анализа социальной обусловленности ...
  • Диалектика - научнофилософский метод объяснения и описания наиболее общих ...
  • Демонолатрия - (от греч. daimon и latreuein) поклонение демонам; ...
  • Демократия - (от греч. demos и kratos народовластие) ...
  • Деизм - (от лат. Deus Бог) убеждение что ...
  • Дао - (кит. Путь ) В древнекитайской мысли Высшее ...
  • Догматизм - Но чтобы философия могла служить какойто положительной цели, ...
  • Доброта - С позиции житейской мудрости, враждебные чувства и ограничение ...
  • Дьявол - см. Сатана . ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари