( греч . pneuma, лат. spiri-tus) - филос. понятие , означающее невещественное начало , в отличие от материального, природного начала ; религ. понятие, означающее сверхъестеств. существо , один из осн. объектов веры религ. В идеалистич. учениях Д. - первоначало мира . Вера в Д. возн. в первобытн. об-ве, когда люди , будучи во власти природы, воспринимали ее явления как живые и одушевленные силы . Д. либо отождествлялся с вещами ( фетишизм ), либо отделялся от них ( анимизм ). Различались Д. деревьев, источников, рек, леса , гор, рождения и смерти, болезней и здоровья человека , Д. общины , рода . Солнца, Луны и т. д. В эпоху рабовлад. общества появляются попытки формулировать те или иные закономерности природы и общества в более или менее отвлеченной форме. В др.-греч. философии Д.: пневма , нус, логос . В средние века Д. представлялся существующим прежде и раньше Земли, природы, космоса и творящим их из ничего . Новое время породило теории Д., отразившие тенденции складывающегося бурж . индивидуализма . В совр. бурж. учениях понятие Д. конструируется в отрыве от действительности. Диалектич. материализм отвергает представление ? духовном как о чем-то, существующем независимо от материи. Духовное есть функция высокоорганиз. материи, результат обществ.-историч. практики людей.
высший принцип духовной и интеллектуальной жизни, центр управления душой,определяющий направленность и содержание разума , воли. По мнению составителя словаря, в духе концентрируется экософия – духовный кодекс личности. Слово первоначально встречается в Библии и в античной философии. Переводилось как «движущийся воздух, дуновение, дыхание» (анима дух как носитель жизни). Дух, в дополнение к душе, означает высшие душевные способности , нравственные аспекты разума, его духовные формы про явления («совестливый разум» Шакарим). Понятие «дух» более точно, чем « душа », которая обозначает одновременно и принцип жизни, и принцип мысли. Понятие «дух» шире и глубже понятия « сознание » – объекта психологического анализа . Рефлексивное, или метафизическое понятие: дух – принцип всякого открытия; это не способность , но «акт», интуицией которого мы обладаем всякий раз, когда действительно что-то понимаем, к какой бы области ни относилось наше понимание . Дух противостоит материи; но и находится внутри ее. Сегодня это подтверждает доктрина (доказательства экспериментов С. Грофа), согласно которой сознание, дух, в сущности, сводится к форме энергии, неощутимой и обладающей творческой духовной природой. Доктрина противостоит материализм у , согласно которому дух – это просто высшая форма развития и творение , свойство материи (Ленин).
Отсутствие какого- либо общего согласия среди писателей о применении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают такое употребление. В теософических учениях термин "Дух" применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит Вселенскому Сознанию, и что является его однородной и незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в Человеке или его Эго ( Манас ) есть дух, когда он нерасторжимо связан с Буддхи; тогда как термин " Душа ", человеческая или даже животная (низший Манас , действующий в животных как инстинкт ), применяется только к Кама -Манасу, и определяется как живая душа. На еврейском языке это нэфеш , "дыхание жизни". Дух не имеет формы и нематериален, и представляет собою, когда индивидуализирован, наивысшую духовную субстанцию - Суддасатву, божественную сущность, из которой сформированы тела высших проявляющихся Дхиани. Поэтому теософы отказываются называть "Духами" тех призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях спиритуалистов, и называют их "оболочками", и различными другими именами. (См. " Сукшма Шарира ".) Короче говоря, дух не является существо м в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская философия, где есть форма , там есть и причина для боли и страдания. Но каждый индивидуальный дух - индивидуальность эта сохраняется лишь на протяжении манвантарного жизненного цикла - можно описать как центр сознания, само-ощущающий и само-сознательный центр; состояние , а не обусловленный индивидуум. Вот почему в Санскрите существует такое обилие слов для выражения различных Состояний Бытия, Существ и Созданий; каждое наименование выявляет философское отличие , тот план , к которому принадлежит данная единица, и степень ее духовности или материальности. К несчастью, эти термины почти непереводимы на наши западные языки .
1) С религиозно-философской точки зрения, дух есть сверхъестественное нематериальное существо , способное творить любые материальные определенности. Дух дышит где хочет, выходит за всякую границу, его главное определение свобода . Он бесплотен и как бы всегда внешен телам (в онтологическом смысле ). Выделяют иерархию духов добра и зла. 2) Материалисты обычно понимают под духом высший продукт деятельности головного мозга человека мышление .
- неизменный аспект самобытия, содержащий в чистой простоте тождества все актуальные и возможные моменты самобытия.
- перевод встречающихся в античной философии и в Библии слов "piritus" (лат.) и "pneuma" ( греч .), что означает "движущийся воздух", "дуновение", "дыхание" (как носитель жизни); душа как сущность , которая может временно или навсегда покинуть тело ; привидение; сама жизнь (Гёте: "Ибо жизнь - это любовь , а жизнь жизни - дух"); сущность Бога: "Бог есть дух"; сама внутренняя сущность земли или мира ; дух земли, мировой дух ; идейное содержание произв. искусства; всеобщий характер чего- либо , напр. дух эпохи Гёте, народный дух , корпоративный дух (см. также Esprit ). Употребляемое в настоящее время философское понятие духа, как противоположного природе (см. При рода ), сложилось в период романтики и идеализма , а особенно у Гегеля ("Дух обнаруживается как исполинский знак интеграла, соединяющий небо и землю, добро и зло " - Дрейер). Дух не является противником души, как считает Клагес, хотя душа (как понятие жизненной энергии человека ) есть носитель духа, подтачивающего ее силы . Но вместе с тем дух сохраняет и защищает жизнь, возвышает, совершенствует ("одухотворяет") телесную деятельность . Впрочем, он может это делать, только вытесняя жизненные стремления. Так, дух нарушает гармонию органического и противоположен тенденции жизни совершенствовать человеческий вид посредством жестокости, заключающейся в том, чтобы не давать возможности слабым разновидностям участвовать в продолжении рода. Иногда он так сильно обременяет индивида , что начинает страдать телесная жизнь: высококультурные семейства вымирают, если их кровь не обновляется за счет сферы, не отягощенной духом (см. также Ресублимирование ). Дух выступает в трех формах бытия: как дух отдельного индивида (личный дух), как общий дух ( объективный дух ) и как объективированный дух (совокупность завершенных творений духа). В то время как душевное так тесно включено в процесс развития органического, что его развитие идет рука об руку с последним и в общем и целом может рассматриваться как передаваемое по наследству, личный дух наследуется лишь как возможность , как способность стать таковым. Он сам себя создает посредством духовной работы, которая не может прекратиться до конца жизни. Поэтому духовные различия между людьми гораздо больше, чем биологические. Потребности тела и души, нужды и побуждения людей имеют очень много общего, и душа реагирует на них по определенному типу, с психологической закономерностью. Дух имеет свои закономерности для себя , его вообще нельзя понять, исходя из психологии (как это пытался сделать Клагес). Он автономен, и для него нет познаваемых границ; граница трансинтеллигибельного (см. Познание ) является лишь принципиальной границей и оставляет каждому личному духу др. сферу для его развития. Личный дух становится самим собой благодаря врастанию индивида в область объективного духа, в духовную сферу, культуру, которую он находит и которую может (частично) усвоить с помощью воспитания и образования. Это врастание есть его становление человеком, поскольку под человеком понимается живое существо , отличающееся своей духовностью , т.е. своим свободным существованием и своей внутренней способностью, смотреть на события и вещи как бы со стороны, в противоположность др. живым существам, над которыми господствуют непосредственные побуждения. Личный дух живет благодаря своим связям с духовной общностью ("бездуховным" людям недостает такой связи), которая со своей стороны создает жизнь объективного духа. Как носителем личного духа является психический склад отдельного индивида, так носителем объективного духа является какая-либо общность ( группа , народ , группа народов). Объективный дух связан с личным духом посредством истории духовной жизни человека (отсюда также "живой дух"), с объективированным духом - посредством истории духа. Объективный дух можно понять только как единый организм вместе с личным объективированным духом. То, что является продуктом единичного духа и что составляет ценность последнего, является результат ом его отношения к объективному духу, благодаря которому и ради которого он возник. Носителя объективного духа мы называем личностью (см. Личность). Напр., объективным духом какого-либо народа является то, что может быть высказано о народе; "объективный дух" - это совокупность возможных предикатов к субъекту "народ", он проявляется в общем духовном достоянии, к которому, согласно Николаю Гартману ("Das Problem des geistigen Seins", 1933), относится прежде всего язык , затем следуют производство и техника , господствующие нравы , действующее право , господствующие ценности , господствующая мораль , традиционная форма воспитания и образования, господствующий тип взглядов и настроений, задающий тон вкус, мода , направление искусства и художественного понимания, место и состояние познания и науки, господствующее мировоззрение в любой форме ( религия , миф, философия ); в наи более чистом и ясном виде объективный дух проявляется там, где его содержание наи менее наглядно: в нормах мышления, в понятии и суждении, следовательно, в сфере логического. В объективированном духе - в произв. науки и искусства - мы снова познаем живой дух, который их создал; он говорит с нами через эти произв., поскольку и пока мы (как личности) можем принимать в них участие . Духовные блага , т. о., одновременно могилы и источники живого духа. Гегель говорит также и об абсолютном духе, независимо м от какого бы то ни было земного носителя, тождественном с чистым божественным духом, рассматриваемым как идеальное целое.
(лат. spiritus — буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) — в широком смысле слова понятие , к-рое тождественно идеальному, сознанию, в отличие от материального начала ; в узком смысле однозначно с понятием мышления. Представители различных течений философии выделяют субъективный Д. ( субъект , личность , индивид ), абсолютизация к-рого ведет к субъективному идеализму , и объективный Д. ( сознание , оторванное от человека и мистифицированное в качестве самостоятельной силы ), признание первичности к-рого ведет к объективному идеализму. Античная философия рассматривала Д. как условие и результат высших форм деятельности (напр., для Аристотеля это мышление о мышлении, наслаждение теорией). Однако Д. понимался и как сверхразумное начало , познаваемое непосредственно, интуитивно ( Плотин ). Такая т. зр. внешне близка религиозной идеологии, согласно к-рой Д.— бог, сверхъестественная сущность , могущая быть лишь предметом веры. Представители нем. классического идеализма подчеркивали активность Д., рассматривая его прежде всего с т. зр. деятельности самосознания. Так, Гегель понимал Д. как единство самосознания и сознания, осуществляемое в разуме , как единство практической и теоретической деятельности: бытие Д. есть его деяние, хотя это деяние понимается только как познание . Д., по Гегелю, преодолевает природное, чувственное и поднимается до самого себя в процессе самопознания. Материалистическая философия рассматривает Д. как вторичное по отношению к природе. Для античных материалистов Д. есть наи более разумная часть души, разлитая по всему телу. Материалисты 17—18 вв. (Гоббс, Локк. Ламетри) понимали Д. лишь как комбинацию ощущений или общее чувство , в целом — как разновидность чувственного познания. Диалектический материализм не сводит духовное к простой сумме ощущений и связывает его с процессом и результатами человеческой деятельности, с духовным производством . Духовное есть особый, высший результат материальной, общественно-исторической практики людей; по словам Энгельса, мыслящий дух — “высший цвет” материи (Т. 20. С. 363). Духовная жизнь об-ва — общественное сознание — выступает как отражение общественного бытия. В то же время она активно воздействует на общественное бытие , на практическую деятельность человечества.