Что такое Догматизм? Значение слова Догматизм в философском словаре

1) Догматизм - Но чтобы философия могла служить какой-то положительной цели, она не должна учить одному скептицизму , ибо если догматики приносят вред, то скептики бесполезны. Догматизм и скептицизм - философии в каком-то смысле абсолютные: одна уверена в знании, другая - в незнании. Уверенность - это именно то, что должна рассеивать философия, будь то уверенность в знании или в незнании.

2) Догматизм - - запрет рассуждения на некоторые темы. В философии и науке [2] догматизм - способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки , конкретных условий места и времени, т.е. игнорирующий принцип конкретности истины. Возникновение догматизма исторически связывают с развитием религиозных представлений, требований веры в догматы религии (и, вероятно, с отсутствием письменности), утверждаемые в качестве непреложных истин, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих. Парадоксом догматизма является его органичность и естественность для человеческого интеллекта вообще, так как последний является в первую очередь памятью (хранилищем знаний, догм), а уж затем разумом.

3) Догматизм - (греч.- мнение , учение , решение ) – стиль мышления, для которого характерна склонность к утверждению без обсуждения, к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем и формул, без учета конкретных обстоятельств и изменяющихся условий. Догматизму свойственна боязнь самостоятельности, постоянное стремление подкрепить свои рассуждения ссылками на авторитет и традицию. Возникновение догматизма исторически связано со становлением и развитием религиозных доктрин, которые требовали от верующих безоговорочного признания основных положений вероучения (догматов) и категорически запрещали их отрицание или вольную трактовку, что рассматривалось церковью как ересь . В философии под догматизмом обычно понимается не столько характеристика той или иной системы взглядов, сколько отношение к ней, состоящее в неприятии какой бы то ни было критики, в стремлении любой ценой сохранить в неизменном виде основные положения и выводы этой системы. Философский догматизм возникает из наивной веры обыденного здравого смысла в то, что человеческое познание , используя самые простые, не требующие специальной подготовки средства (простое чувственное восприятие и элементарную логику бытового языка ), способно обеспечить постижение истины и дать окончательное решение важнейших и глубочайших проблем, стоящих перед человеком. Многочисленные ошибки и заблуждения, обусловленные столь наивной верой, породили глубочайшее разочарование в способности человека к познанию истины. Это разочарование легло в основу формирования противоположного догматизму стиля мышления – скептицизма , вообще отрицающего возможность познания истины. Преодоление крайностей догматизма и скептицизма, утверждающих либо чрезвычайную простоту и доступность постижения «окончательных истин», либо абсолютную невозможность познания истины, достигается благодаря исследованию познавательных способностей человека. На необходимость такого исследования, призванного ответить на вопросы о том, может ли человек вообще познать истину и каковы пределы человеческого познания, впервые указал И. Кант, метод которого в отличие от догматизма и скептицизма получил название « критицизм ». В процессе анализа различных проблем реальной жизни догматизм не способствует постижению истинных причин их возникновения путем их всестороннего изучения во всех многообразных связях с другими проблемами (прошлыми и настоящими), а сводится к наложению на живую действительность готовых категорий, формул и логических схем. Тем самым он нередко порождает псевдопроблемы и уводит от проблем подлинных, требующих решения.

4) Догматизм - - тип мышления, при котором положение принимается без учета конкретной реальности, условий места и времени.

5) Догматизм - (греч. dogma - мнение , учение , постановление) - термин , введенный древнегреческими философами-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, Кант считал Д. всякое познание , не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Гегель рассматривал Д. как метафизическое рассудочное мышление . Д. - это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету . Д. как антиисторичский, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практически-политических проблем явился одной из причин появления кризисных явлений в экономике, социальной и духовной сферах , ибо авторитарные оценки и суждения стали непререкаемыми истинами, подлежащими лишь комментированию. Все, что не укладывалось в прокрустово ложе догматического мышления и практики "всеобщего восхищения", считалось сомнительным и подозрительным. Почвой для произрастания Д. являются невежество и корыстное приспособленчество властвующих партийных и государственных структур. Р.Н. Дождикова

6) Догматизм - (моральный) (греч. dogma - учение , мнение ) - принцип , характеризующий отношение человека к нравственному учению, сторонником к-рого он является; означает слепую приверженность положениям или требованиям к.-л. морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, без анализа конкретной ситуации, в к-рой они осуществляются, и социальных последствий, к-рые отсюда вытекают. Частными проявлениями Д. являются, напр., моральный формализм и фанатизм . Как социальное явление Д. обусловлен официозностью и фетишизацией ( Фетишизм ) нравственности, что особенно характерно для господствующей морали эксплуататорского об-ва, социальный смысл к-рой всячески затушевывается. Д. особенно типичен для консервативного морального сознания отживающих классов, выступающих против социального прогресса и революционного преобразования об-ва. Теоретически Д. опирается на представление о существовании вечных и универсальных моральных принципов ( Абсолютизм ), не связанных с историей об-ва, пригодных к любым социальным ситуациям . Наиболее характерен он для религиозной морали, где обусловлен самим способом обоснования нравственных принципов (утверждениями о богоданности моральных принципов; о предпочтительности веры перед наукой, откровения - перед разумом). Д. часто выражается в попытках создать всеобъемлющий моральный кодекс, к-рый предусматривал бы все многообразные случаи моральной деятельности. Обычно претендуя на принципиальность , Д. в действительности извращает смысл коренных принципов морали, поскольку механически переносит требования, соответствующие определенной ситуации, на др. условия , в к-рых эти требования теряют силу или даже превращаются в свою противоположность . Напр., доброта становится злом, если благодаря ей остаются безнаказанными преступления; предельное ограничение потребностей, крайнее напряжение сил, правомерные в период преодоления об-вом временных трудностей, не могут быть общей нормой поведения в период строительства коммунизма . Коммунистическая нравственность осуждает Д. как несовместимый с творческим характером марксистского учения. В. И. Ленин неоднократно выступал с критикой различных проявлений Д. Он подчеркивал, что Д. невозможен там, где верховным критерием доктрины становится ее соответствие действительным процессам общественного развития

7) Догматизм - (греч. dogma — мнение , учение , постановление) — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции. Гносеологические корни Д.— явное или неосознанное игнорирование динамичности, конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение диалектики абсолютного и относительного в ней. Последнее сопровождается гипертрофией к.-л. из сторон истины, истолкованием их как раз и навсегда данных, т. е. вполне безусловных, непреложных, не требующих дальнейшего опытного и логического обоснования и проверки. Психологический фундамент Д.— слепое доверие авторитету , инертность ума, атрофия воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным канонам, формулам, устоям жизни. Социальные основания Д.— корпоративный (классовый, групповой) или личностный эгоизм , заинтересованность в поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д. в политике сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики, обусловливает субъективизм , волюнтаризм и, в конечном счете, самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы с Д.— творческое позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы реальности, объективных фактов. Схематически-окостеневшему, догматическому мышлению диалектический материализм противопоставляет мышление , основанное на принципе конкретности истины, к-рый ориентирует на рассмотрение данной истины в четко определенном контексте и с учетом объективной области ее применимости, условий формирования и функционирования. Одна из осн. задач перестройки — формирование идеологии обновления, нового политического мышления, что предполагает прежде всего преодоление догматического мышления, устаревших стереотипов и т. п.

Догматизм

Но чтобы философия могла служить какой-то положительной цели, она не должна учить одному скептицизм у , ибо если догматики приносят вред , то скептики бесполезны. Догматизм и скептицизм - философии в каком-то смысле абсолютные: одна уверена в знании, другая - в незнании. Уверенность - это именно то, что должна рассеивать философия, будь то уверенность в знании или в незнании.

- запрет рассуждения на некоторые темы. В философии и науке [2] догматизм - способ мышления, оперирующий неизменными понятиями, формулами без учета новых данных практики и науки , конкретных условий места и времени, т.е. игнорирующий принцип конкретности истины. Возникновение догматизма исторически связывают с развитием религиозных представлений, требований веры в догматы религии (и, вероятно, с отсутствием письменности), утверждаемые в качестве непреложных истин, не подлежащих критике и обязательных для всех верующих. Парадоксом догматизма является его органичность и естественность для человеческого интеллекта вообще, так как последний является в первую очередь памятью (хранилищем знаний, догм), а уж затем разумом.

(греч.- мнение , учение , решение ) – стиль мышления, для которого характерна склонность к утверждению без обсуждения, к использованию в анализе действительности раз и навсегда установленных понятий, схем и формул, без учета конкретных обстоятельств и изменяющихся условий. Догматизму свойственна боязнь самостоятельности, постоянное стремление подкрепить свои рассуждения ссылками на авторитет и традицию. Возникновение догматизма исторически связано со становлением и развитием религиозных доктрин, которые требовали от верующих безоговорочного признания основных положений вероучения (догматов) и категорически запрещали их отрицание или вольную трактовку, что рассматривалось церковью как ересь . В философии под догматизмом обычно понимается не столько характеристика той или иной системы взглядов, сколько отношение к ней, состоящее в неприятии какой бы то ни было критики, в стремлении любой ценой сохранить в неизменном виде основные положения и выводы этой системы. Философский догматизм возникает из наивной веры обыденного здравого смысла в то, что человеческое познание , используя самые простые, не требующие специальной подготовки средства (простое чувственное восприятие и элементарную логику бытового языка ), способно обеспечить постижение истины и дать окончательное решение важнейших и глубочайших проблем, стоящих перед человеком. Многочисленные ошибки и заблуждения, обусловленные столь наивной верой, породили глубочайшее разочарование в способности человека к познанию истины. Это разочарование легло в основу формирования противоположного догматизму стиля мышления – скептицизм а , вообще отрицающего возможность познания истины. Преодоление крайностей догматизма и скептицизма, утверждающих либо чрезвычайную простоту и доступность постижения «окончательных истин», либо абсолютную невозможность познания истины, достигается благодаря исследованию познавательных способностей человека. На необходимость такого исследования, призванного ответить на вопросы о том, может ли человек вообще познать истину и каковы пределы человеческого познания, впервые указал И. Кант, метод которого в отличие от догматизма и скептицизма получил название « критицизм ». В процессе анализа различных проблем реальной жизни догматизм не способствует постижению истинных причин их возникновения путем их всестороннего изучения во всех многообразных связях с другими проблемами (прошлыми и настоящими), а сводится к наложению на живую действительность готовых категорий, формул и логических схем. Тем самым он нередко порождает псевдопроблемы и уводит от проблем подлинных, требующих решения.

- тип мышления, при котором положение принимается без учета конкретной реальности, условий места и времени.

(греч. dogma - мнение , учение , постановление) - термин , введенный древнегреческими философами-скептиками Пирроном и Зеноном, которые называли догматической вообще всякую философию, поскольку она формулирует определенные положения. В дальнейшем содержание данного понятия эволюционировало. Так, Кант считал Д. всякое познание , не основанное на предварительном исследовании его возможностей и предпосылок. Гегель рассматривал Д. как метафизическое рассудочное мышление . Д. - это разновидность некритического способа мышления, оперирующего догмами, т.е. неизменными положениями, принимаемыми на веру без доказательств, без учета конкретных обстоятельств места и времени, на основе слепого подчинения авторитету . Д. как антиисторичский, абстрактный способ рассмотрения теоретических и практически-политических проблем явился одной из причин появления кризисных явлений в экономике, социальной и духовной сферах , ибо авторитарные оценки и суждения стали непререкаемыми истинами, подлежащими лишь комментированию. Все, что не укладывалось в прокрустово ложе догматического мышления и практики "всеобщего восхищения", считалось сомнительным и подозрительным. Почвой для произрастания Д. являются невежество и корыстное приспособленчество властвующих партийных и государственных структур. Р.Н. Дождикова

(моральный) (греч. dogma - учение , мнение ) - принцип , характеризующий отношение человека к нравственному учению, сторонником к-рого он является; означает слепую приверженность положениям или требованиям к.-л. морали, без разумного их обоснования и понимания их общественного значения, безусловное соблюдение этих требований, без анализа конкретной ситуации, в к-рой они осуществляются, и социальных последствий, к-рые отсюда вытекают. Частными проявлениями Д. являются, напр., моральный формализм и фанатизм . Как социальное явление Д. обусловлен официозностью и фетишизацией ( Фетишизм ) нравственности, что особенно характерно для господствующей морали эксплуататорского об-ва, социальный смысл к-рой всячески затушевывается. Д. особенно типичен для консервативного морального сознания отживающих классов, выступающих против социального прогресса и революционного преобразования об-ва. Теоретически Д. опирается на представление о существовании вечных и универсальных моральных принципов ( Абсолютизм ), не связанных с историей об-ва, пригодных к любым социальным ситуациям . Наиболее характерен он для религиозной морали, где обусловлен самим способом обоснования нравственных принципов (утверждениями о богоданности моральных принципов; о предпочтительности веры перед наукой, откровения - перед разумом). Д. часто выражается в попытках создать всеобъемлющий моральный кодекс, к-рый предусматривал бы все многообразные случаи моральной деятельности. Обычно претендуя на принципиальность , Д. в действительности извращает смысл коренных принципов морали, поскольку механически переносит требования, соответствующие определенной ситуации, на др. условия , в к-рых эти требования теряют силу или даже превращаются в свою противоположность . Напр., доброта становится злом, если благодаря ей остаются безнаказанными преступления; предельное ограничение потребностей, крайнее напряжение сил, правомерные в период преодоления об-вом временных трудностей, не могут быть общей нормой поведения в период строительства коммунизма . Коммунистическая нравственность осуждает Д. как несовместимый с творческим характером марксистского учения. В. И. Ленин неоднократно выступал с критикой различных проявлений Д. Он подчеркивал, что Д. невозможен там, где верховным критерием доктрины становится ее соответствие действительным процессам общественного развития

(греч. dogma — мнение , учение , постановление) — некритический, односторонний, антиисторический тип мышления, к-рый в восприятии, оценке, понимании реалий не учитывает специфические условия места, времени, действия и опирается на произвольные, бездоказательные, предвзятые построения и конструкции. Гносеологические корни Д.— явное или неосознанное игнорирование динамичности, конкретности, процессуальности истины, нарушение или искажение диалектики абсолютного и относительного в ней. Последнее сопровождается гипертрофией к.-л. из сторон истины, истолкованием их как раз и навсегда данных, т. е. вполне безусловных, непреложных, не требующих дальнейшего опытного и логического обоснования и проверки. Психологический фундамент Д.— слепое доверие авторитету , инертность ума, атрофия воли, консервативная приверженность прошлому, некогда усвоенным канонам, формулам, устоям жизни. Социальные основания Д.— корпоративный (классовый, групповой) или личностный эгоизм , заинтересованность в поддержании неприкосновенности наличного status quo. Д. в политике сопряжен с авторитаризмом, монополией на мировидение и мировосприятие, ведет к разрыву слова и дела, теории и практики, обусловливает субъективизм , волюнтаризм и, в конечном счете, самодискредитацию политики. Лучший способ борьбы с Д.— творческое позитивное развитие теории, умение отталкиваться от твердой почвы реальности, объективных фактов. Схематически-окостеневшему, догматическому мышлению диалектический материализм противопоставляет мышление , основанное на принципе конкретности истины, к-рый ориентирует на рассмотрение данной истины в четко определенном контексте и с учетом объективной области ее применимости, условий формирования и функционирования. Одна из осн. задач перестройки — формирование идеологии обновления, нового политического мышления, что предполагает прежде всего преодоление догматического мышления, устаревших стереотипов и т. п.

Значение слова Догматизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Дедукция - (от лат. deductio выведение) логический вывод ...
  • Дар - перевод основополагающего термина философии позднего Хайдеггера Es ...
  • Дао - (кит. Путь Судьба Первопорядок, Учение Единое ) ...
  • Душа - (греч. psyche лат. anima) в религиозной философии ...
  • Долг - в этике: поступок который надлежит совершить в ...
  • Диастаз - (греч. diastasis отделение) в протестантской мысли: ...
  • Диавол - (греч. diabolos клеветник) богопротивник и глава ...
  • Друзы - — приверженцы мусульм. шиитской секты; одно из ответвлений ...
  • Домовой - в религ. верованиях славян и некрых др. ...
  • Долг - этич. категория в крой выражается нравств. обязанность ...
  • Додона - древнейшее святилище Зевса в Эпире, местонахождение знаменитого ...
  • Диссиденты - букв. несогласные, придерживающиеся иных взглядов, чем того ...
  • Дионисий - (ок. 1440 после 1502) — рус. живописец. ...
  • Диаспора - (греч. рассеяние) так называли евр. колонии вне ...
  • Янсенизм - — религиозно политическое течение, распространенное в Нидерландах и ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари