Что такое Дискурсивный? Значение слова Дискурсивный в философском словаре

1) Дискурсивный - (от лат. discursus - рассуждение , довод, аргумент ) - рассудочный, логический , противоположный интуитивному, чувственному. Д. познание как опирающееся на разум и рассуждение противопоставляется интуитивному познанию, которое основывается на непосредственном созерцании и интуиции. Д. знание является результатом связного, последовательного, ясного рассуждения, в котором каждая последующая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую. Д. является, напр., знание, полученное в результате логического вывода из некоторых общих принципов заключения, относящегося к конкретному случаю, или знание, возникающее путем обобщения некоторой совокупности фактов. Различие между Д. и интуитивным до некоторой степени относительно. Всякая новая идея , мысль, представление возникают на основе предшествующего знания, предполагают осознание и формулировку проблемы, задачи, требуют сознательного и целенаправленного размышления. После того как новая идея возникла, требуется развитие ее следствий, установление ее связей с другими идеями, ее проверка и т. п. Т. о., интуитивный скачок мышления всегда включен в процессы Д. размышления. Однако различие между Д. и интуитивным все же имеет определенный смысл , ибо новое знание часто не может быть получено простым логическим рассуждением из имеющегося знания и требует творческого акта , выходящего за рамки логических схем и правил.

2) Дискурсивный - (от позднелат.- рассуждение , довод): рассудочный, опосредованный, логический , демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Проблема дискурсивного была впервые поставлена в древнегреческой философии при разделении истин на непосредственные («интуитивные») и опосредованные (принимаемые на основе доказательства). Большое внимание проблеме дискурсивного уделяли Кант, который отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное научное знание достигается в синтезе чувственной интуиции с рассудочными формами, и Гегель , отличавший дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного. Дискурсивное знание предполагает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Признавая важную роль дискурсивного в познании, рационалистические теории познания мира тем не менее не сводят процесс познания к дискурсивному, утверждая значение и других его форм.

3) Дискурсивный - (позднелат. discursus - рассуждение , довод) - рассудочный, понятийный, логический . Согласно Канту, опосредованное через понятия Д. сознание находится в оппозиции интуитивному, непосредственному сознанию так же, как рассуждение противостоит созерцанию. А.Р. Усманова

4) Дискурсивный - (лат. discur-sus — рассуждение ) — рассудочный, опосредствованный, логический , демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) встречается уже у Платона ” Аристотеля, а термин “Д.” — у Фомы Аквинского. Метафизики либо отрицали роль Д. мышления (Якоби и др.), либо преувеличивали ее (Вольф и др.). Марксистская философия признает важную роль Д. стороны познания.

Дискурсивный

(от лат. discursus - рассуждение , довод , аргумент ) - рассудочный , логический , противоположный интуитивному, чувственному. Д. по знание как опирающееся на разум и рассуждение противопоставляется интуитивному познанию, которое основывается на непосредственном созерцании и интуиции. Д. знание является результатом связного, последовательного, ясного рассуждения, в котором каждая последующая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую. Д. является, напр., знание, полученное в результате логического вывода из некоторых общих принципов заключения, относящегося к конкретному случаю, или знание, возникающее путем обобщения некоторой совокупности фактов. Различие между Д. и интуитивным до некоторой степени относительно . Всякая новая идея , мысль, представление возникают на основе предшествующего знания , предполагают осознание и формулировку проблемы, задачи , требуют сознательного и целенаправленного размышления. После того как новая идея возникла, требуется развитие ее следствий, установление ее связей с другими идеями, ее проверка и т. п. Т. о., интуитивный скачок мышления всегда включен в процессы Д. размышления. Однако различие между Д. и интуитивным все же имеет определенный смысл , ибо новое знание часто не может быть получено простым логическим рассуждением из имеющегося знания и требует творческого акта , выходящего за рамки логических схем и правил.

(от позднелат.- рассуждение , довод ): рассудочный , опосредованный, логический , демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Проблема дискурсивного была впервые поставлена в древнегреческой философии при разделении истин на непосредственные («интуитивные») и опосредованные (принимаемые на основе доказательства). Большое внимание проблеме дискурсивного уделяли Кант, который отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное научное знание достигается в синтезе чувственной интуиции с рассудочными формами, и Гегель , отличавший дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного. Дискурсивное знание предполагает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Признавая важную роль дискурсивного в познании, рационалистические теории по знания мира тем не менее не сводят процесс познания к дискурсивному, утверждая значение и других его форм.

(позднелат. discursus - рассуждение , довод ) - рассудочный , понятийный, логический . Согласно Канту, опосредованное через понятия Д. со знание находится в оппозиции интуитивному, непосредственному сознанию так же, как рассуждение противостоит созерцанию. А.Р. Усманова

(лат. discur-sus — рассуждение ) — рассудочный , опосредствованный, логический , демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) встречается уже у Платона ” Аристотеля, а термин “Д.” — у Фомы Аквинского. Метафизики либо отрицали роль Д. мышления (Якоби и др.), либо преувеличивали ее (Вольф и др.). Марксистская философия признает важную роль Д. стороны по знания .

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Дискурсивный в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Дуализм - (лат. dualis двойственный) 1) философская интерпретационная ...
  • Досократики - древнегреческие философы раннего периода (65 вв. до ...
  • Доктор - (лат. doctor) почетный титул ведущих теологов ...
  • Дискурс - (discursus: от лат. discere блуждать) вербально ...
  • Диалог - (греч. dialogos беседа) информативное и экзистенциальное ...
  • Детерминизм - (лат. determino определяю) учение классической философии ...
  • Дерево - фундаментальный культурный символ репрезентирующий вертикальную модель мира, ...
  • Дезорганизация - социальная форма энтропии, существующая в любом обществе, ...
  • Длительность - . 1. Формально, субъективное или псевдосредное (например механически ...
  • Диалектичность - 1. Условное представление диалектики не как метода а ...
  • Графоскопия - один из методов ассоциативной ПОЭ, позволяющий эксперту ...
  • Государство - — осн. институт политической системы классового обва, осуществляющий ...
  • Гомеостазис - (греч. homoios — подобный и stasis — стояние, ...
  • Гностицизм - — религиознофилософское течение периода поздней античности. Возник в ...
  • Джин - (Араб.) Элементалы; Духи Природы; Гении . Джинов (Djins ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари