(от лат. discursus - рассуждение , довод , аргумент ) - рассудочный , логический , противоположный интуитивному, чувственному. Д. по знание как опирающееся на разум и рассуждение противопоставляется интуитивному познанию, которое основывается на непосредственном созерцании и интуиции. Д. знание является результатом связного, последовательного, ясного рассуждения, в котором каждая последующая мысль вытекает из предыдущей и обусловливает последующую. Д. является, напр., знание, полученное в результате логического вывода из некоторых общих принципов заключения, относящегося к конкретному случаю, или знание, возникающее путем обобщения некоторой совокупности фактов. Различие между Д. и интуитивным до некоторой степени относительно . Всякая новая идея , мысль, представление возникают на основе предшествующего знания , предполагают осознание и формулировку проблемы, задачи , требуют сознательного и целенаправленного размышления. После того как новая идея возникла, требуется развитие ее следствий, установление ее связей с другими идеями, ее проверка и т. п. Т. о., интуитивный скачок мышления всегда включен в процессы Д. размышления. Однако различие между Д. и интуитивным все же имеет определенный смысл , ибо новое знание часто не может быть получено простым логическим рассуждением из имеющегося знания и требует творческого акта , выходящего за рамки логических схем и правил.
(от позднелат.- рассуждение , довод ): рассудочный , опосредованный, логический , демонстративный (в отличие от чувственного, непосредственного, созерцательного, интуитивного). Проблема дискурсивного была впервые поставлена в древнегреческой философии при разделении истин на непосредственные («интуитивные») и опосредованные (принимаемые на основе доказательства). Большое внимание проблеме дискурсивного уделяли Кант, который отрицал возможность интеллектуальной интуиции и считал, что достоверное научное знание достигается в синтезе чувственной интуиции с рассудочными формами, и Гегель , отличавший дискурсивное (рассудочное, формальное) мышление от содержательного. Дискурсивное знание предполагает четкую классификацию, систематизацию фактов, рассматривая их как нечто устойчивое и неизменное. Признавая важную роль дискурсивного в познании, рационалистические теории по знания мира тем не менее не сводят процесс познания к дискурсивному, утверждая значение и других его форм.
(позднелат. discursus - рассуждение , довод ) - рассудочный , понятийный, логический . Согласно Канту, опосредованное через понятия Д. со знание находится в оппозиции интуитивному, непосредственному сознанию так же, как рассуждение противостоит созерцанию. А.Р. Усманова
(лат. discur-sus — рассуждение ) — рассудочный , опосредствованный, логический , демонстративный, в отличие от чувственного, непосредственного, интуитивного. Деление истин на непосредственные (интуитивные) и опосредствованные (принимаемые на основе доказательства) встречается уже у Платона ” Аристотеля, а термин “Д.” — у Фомы Аквинского. Метафизики либо отрицали роль Д. мышления (Якоби и др.), либо преувеличивали ее (Вольф и др.). Марксистская философия признает важную роль Д. стороны по знания .