Что такое Детерминизм? Значение слова Детерминизм в философском словаре

1) Детерминизм - (лат. determino - определяю) - учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие "Д." возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 16-17 вв. понятие Д. начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции , противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского Д. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в начале - середине 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследовании. Современное философское и методологическое осмысление Д. раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность , возможность , действительность , закономерность, причинность и пр. Методологическая природа принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественно-научных форм Д. при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского Д. и формированием статистического вероятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественно-научных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода социальных систем обусловливает формирование новых категорий - цель , самоорганизация , саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа Д. (кибернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19-20 вв. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма . Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма , в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика , эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание ). В современной философии традиционные презумпции Д. подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм).

2) Детерминизм - (от лат. determine - определяю) - филос. концепция , утверждающая объективное существование всеобщей закономерной взаимосвязи явлений и ее причинной обусловленности, когда одно явление ( причина ) порождает с необходимостью другое ( следствие ). Д. является существенным элементом материалистич. понимания мира. Материалисты всегда противопоставляли его как индетерминизму , так и телеологии. Концепция Д. развивалась на основе обобщения успехов практики и науч. познания. Успех в познании механич. причинности породил у ряда естествоиспытателей и философов 18-19 вв. стремление свести к ней всякую причинную связь . Однако это вело к искажению картины действительности и открывало лазейки для протаскивания идеи бога в объяснение природы. Ограниченность механистич. детерминизма была преодолена в марксистской философии. Марксистская концепция детерминизма признает существование не сводимых к механич. форме мн. др. форм причинной связи, реализующихся при посредстве не только необходимых, но и случайных факторов, существующих, как и необходимые, объективно. Она требует учета кроме причинной также и др. типов связей: коррелятивных, функциональных, симметрии, ассоциаций. Это полностью исключает возможность объяснения явлений природы и общества действием сверхъес- теств .сил.

3) Детерминизм - ( от лат. determino - определяю) - убеждение в метафизике, согласно которому все в мире происходит согласно законам. С точки зрения детерминизма возможные в будущем события предсказуемы, если известны порождающие их причины и исходные условия . Жесткий детерминизм настаивает, что причинами предопределено все в мире, так что человек совершенно не властен над будущим. В религиозных учениях подобную жесткую предопределенность обосновывали ссылками на всемогущество и всеведение Бога (М.Лютер, Ж.Кальвин). В смягченных видах детерминизма свободе человека оставляется некоторое место , так что детерминация перестает быть фатальной (См. также: ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ).

4) Детерминизм - (от лат. determine - определяю) - учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Д. рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, о воздействии общества и отдельных его подсистем на искусство , науку, мораль , на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральным вопросом Д. является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в ее "классическом" понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы . Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. Сложность вопроса о социальных законах объясняется еще и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощенные, "механические" образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создает возможности для преодоления этой трудности. В. Е. Кемеров

5) Детерминизм - научный принцип , согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же действия». Идея детерминизма – это идея незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами. Если я бросаю камень, он падает на землю; я постулирую детерминизм, когда перехожу от частных случаев к универсальному и вечному закону падения тел. Различают две разновидности, детерминизма: 1) это постоянство заложено в самой природе, детерминизм онтологичен (в реальности); 2) это постоянство – постулат нашего ума, методический принцип. И в том и в другом случае детерминизм будет доказанным, если человеческий ум сможет правильно предвидеть. В микрофизике говорят об индетерминизме (Гейзенберг), когда предвидение невозможно там, где дело касается одного феномена (например, электрона ), но возможно в отношении группы феноменов (пучок электронов): в действительности речь идет о статистическом детерминизме. Гейзенберг, кроме того, говорит о невозможности узнать одновременно скорость и направление движения электрона. Это можно узнать тогда, когда луч света , позволяющий нам наблюдать и определить место нахождения электрона, сам образует пучок электронов, ударяющий и перемещающий наблюдаемый электрон. Именно эта связь между наблюдателем и наблюдаемым, эта пертурбация, вводящая наблюдение в феномен наблюдаемого, и определяет индетерминизм. Следует отметить, что нет никакой связи между научной проблемой детерминизма и метафизически-теологической проблемой человеческой свободы (связанной с проблемой предназначения), потому что, если мы полагаем, что природа подчинена законам детерминизма, это предположение так же согласуется с индетерминизмом, как и с детерминизмом, который предстанет в роли статистического результата, продукта нашего познания. Следовательно, абсолютно невозможно разрешить метафизическую проблему детерминизма на основе современной физики; неправомочно опираться на микрофизику для добывания аргументов «за» или «против» человеческой свободы. В истории науки детерминизм часто отождествлялся с причинностью , однако причинная обусловленность является лишь частным случаем детерминации и не исчерпывает всех ее форм. Сведение всех форм детерминации к причинной обусловленности порождает крайние формы так называемого универсального детерминизма, предполагающего подчинение всей Вселенной одному-единственному закону, по отношению к которому все остальные выступают только как его частные проявления. Однако сторонники детерминизма обычно стараются избеать столь радикальных суждений, предпочитая говорить лишь об обусловленности событий самыми различными факторами, а вовсе не об их жесткой однозначной предзаданности. Утверждая обусловленность всякого события или явления, сторонники общего детерминизма одновременно признают и многообразие форм такой обусловленности, благодаря чему всякий раз сохраняется более или менее широкий «веер» возможных направлений развития событий. В таком случае вовсе не отрицается случайность , которая может быть представлена как обусловленная и имеющая свои законы осуществления (выпадение «орла» или «решки» при подбрасывании монеты). В истории философии проблема детерминмзма приобрела особую остроту в днскуссиях о свободе воли человека Большинство философов придерживались позиций умеренного детерминизма, позволявшего соединять свободу самоопределения личности с признанием различных форм обусловленности наших волевых импульсов. Крайние позиции занимали, с одной стороны, представители радикального детерминизма, утверждавшие абсолютную предопределенность человеческих поступков ( фатализм ), а с другой – индетерминизма, допускающие, что поступки могут быть ничем не обусловлены, абсолютно произвольны ( волюнтаризм ). Фатализм лишает человека всякой самостоятельности, обрекая его на пассивное следование предопределенности судьбы и снимая с него личную ответственкость за результаты его деяний. Волюнтаризм, в свою очередь, утверждает абсолютное своеволие человека, одновременно внушая ему ложные надежды на легкость и моментальность нравственного очищения без какой бы то ни было постоянной и упорной работы над собой.

6) Детерминизм - - система философских взглядов об объективной, закономерной связи всех явлений окружающего мира, противостоящая индетерминизму . Механический, или лапласовский, детерминизм - учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений; предопределенность всех событий до крайних пределов: все в происходящем мире однозначно задается тем, что уже происходило.

7) Детерминизм - - учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

8) Детерминизм - (лат. determino - определяю) - философское учение о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие Д. возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 16-17 в.в. понятие Д. начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции , противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус ла-пласовского Д. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в нач. - сер. 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследовании. Современное философское и методологическое осмысление Д. раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность , возможность , действительность , закономерность, причинность и пр. Методологическая природа принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принципиальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм Д. при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. Переход науки ог изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского Д. и формированием статистического вероятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь, освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа, различного рода социальных систем обуславливает формирование новых категорий - цель , самоорганизация , саморазвитие, прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа Д. (кибернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19-20 в. в. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма . Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма , в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика , эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание ). И.А. Медведева

9) Детерминизм - - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Во второй половине XX в. в науке и философии стал окончательно ясен ограниченный характер детерминизма в познании природы вещей, необходимость участия в этом процессе стохастического фактора, включающего случайное, статистическое начала . Д. как "жесткий" язык познания с необходимостью должен рассматриваться во взаимосвязи с "мягкими" языками, средствами нечеткой логики, что делает создаваемые картины мира более адекватными.

10) Детерминизм - - см. Причинность в морали.

11) Детерминизм - (от лат. determine определяю) - учение о первоначальной определяемости всех происходящих ъ мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм , или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо- этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места (см. Атеизм ). Детерминизм может перейти в фатализм . Противоположность - индетерминизм . Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переходы, напр. в учениях Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека , то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.

Детерминизм

(лат. determino - определяю) - учение классической философии о закономерной универсальной взаимо связи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие "Д." возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 16-17 вв. понятие Д. начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции , противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки , содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус лапласовского Д. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в начале - середине 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследовании. Современное философское и методологическое осмысление Д. раскрывает взаимосвязь философского и естественно-научного статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность , возможность , действительность , закономерность , причинность и пр. Методологическая при рода принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принцип иальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественно-научных форм Д. при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. Переход науки от изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского Д. и формирование м статистического вероятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественно-научных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь , освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа , различного рода социальных систем обусловливает формирование новых категорий - цель , самоорганизация , саморазвитие , прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа Д. (кибернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19-20 вв. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма . Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма , в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика , эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание ). В современной философии традиционные презумпции Д. подвергаются радикальному переосмыслению в контексте парадигмы неодетерминизма (см. Неодетерминизм ).

(от лат. determine - определяю) - филос. концепция , утверждающая объективное существование всеобщей закономерной взаимо связи явлений и ее причинной обусловленности, когда одно явление ( причина ) порождает с необходимость ю другое ( следствие ). Д. является существенным элементом материалистич. понимания мира. Материалисты всегда противопоставляли его как индетерминизм у , так и телеологии. Концепция Д. развивалась на основе обобщения успехов практики и науч. познания. Успех в познании механич. причинности породил у ряда естествоиспытателей и философов 18-19 вв. стремление свести к ней всякую причинную связь . Однако это вело к искажению картины действительности и открывало лазейки для протаскивания идеи бога в объяснение природы. Ограниченность механистич. детерминизма была преодолена в марксистской философии. Марксистская концепция детерминизма признает существование не сводимых к механич. форме мн. др. форм причинной связи, реализующихся при посредстве не только необходимых, но и случайных факторов, существующих, как и необходимые, объективно. Она требует учета кроме причинной также и др. типов связей: коррелятивных, функциональных, симметрии, ассоциаций. Это полностью исключает возможность объяснения явлений природы и общества действием сверхъес- теств .сил.

( от лат. determino - определяю) - убеждение в метафизике, согласно которому все в мире происходит согласно законам. С точки зрения детерминизма возможные в будущем события предсказуемы, если известны порождающие их причины и исходные условия . Жесткий детерминизм настаивает, что причина ми предопределено все в мире, так что человек совершенно не властен над будущим. В религиозных учения х подобную жесткую предопределенность обосновывали ссылками на всемогущество и всеведение Бога (М.Лютер, Ж.Кальвин). В смягченных видах детерминизма свободе человека оставляется некоторое место , так что детерминация перестает быть фатальной (См. также : ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ ).

(от лат. determine - определяю) - учение о связи и взаимообусловленности явлений действительности. Д. рассматривает вопросы о законах природы, о взаимодействии природы и общества, о движущих силах общественного развития, о воздействии общества и отдельных его подсистем на искусство , науку, мораль , на формирование и деятельность человеческих индивидов. Центральным вопросом Д. является вопрос о существовании и действии законов. Признание законов, по существу, означает возможность научного познания природы и общества, возможностей науки (в ее "классическом" понимании), научно ориентированной адаптации человека к различным процессам (или управления ими). Отрицание законов стимулировало взгляд на природу и общество как на полностью неуправляемые и непредсказуемые процессы . Применительно к обществу такой взгляд часто возникал из попыток выявить специфику социальных процессов сравнительно с природными, подчеркнуть значение деятельности людей, индивидуального творчества для хода социальной истории. Сложность вопроса о социальных законах объясняется еще и тем, что в процессе становления обществознания доминировало стремление формировать представление о законах общества по образцу законов естественнонаучных. Такой подход порождал упрощенные, "механические" образы и схемы закономерных связей общественной жизни. Эта тенденция не преодолена полностью и до настоящего времени, хотя теперь упрощения общественных законов стимулируются не механикой, а преимущественно биологией. Особую методологическую трудность всегда представляла трактовка законов, выводимая из деятельности взаимообусловленных человеческих индивидов. Понимание общественных условий в качестве продуктов деятельности людей создает возможности для преодоления этой трудности. В. Е. Кемеров

научный принцип , согласно которому «одни и те же причины производят одни и те же действия». Идея детерминизма – это идея незыблемого и постоянного порядка в отношениях между феноменами. Если я бросаю камень, он падает на землю; я постулирую детерминизм, когда перехожу от частных случаев к универсальному и вечному закону падения тел. Различают две разновидности, детерминизма: 1) это постоянство заложено в самой природе, детерминизм онтологичен (в реальности); 2) это постоянство – постулат нашего ума, методический принцип. И в том и в другом случае детерминизм будет доказанным, если человеческий ум сможет правильно предвидеть. В микрофизике говорят об индетерминизм е (Гейзенберг), когда предвидение невозможно там, где дело касается одного феномена (например, электрона ), но возможно в отношении группы феноменов (пучок электронов): в действительности речь идет о статистическом детерминизме. Гейзенберг, кроме того, говорит о невозможности узнать одновременно скорость и направление движения электрона. Это можно узнать тогда, когда луч света , позволяющий нам наблюдать и определить место нахождения электрона, сам образует пучок электронов, ударяющий и перемещающий наблюдаемый электрон. Именно эта связь между наблюдателем и наблюдаемым, эта пертурбация, вводящая наблюдение в феномен наблюдаемого, и определяет индетерминизм. Следует отметить, что нет никакой связи между научной проблемой детерминизма и метафизически-теологической проблемой человеческой свободы (связанной с проблемой предназначения), потому что, если мы полагаем, что при рода подчинена законам детерминизма, это предположение так же согласуется с индетерминизмом, как и с детерминизмом, который предстанет в роли статистического результат а, продукта нашего познания. Следовательно, абсолютно невозможно разрешить метафизическую проблему детерминизма на основе современной физики; неправомочно опираться на микрофизику для добывания аргументов «за» или «против» человеческой свободы. В истории науки детерминизм часто отождествлялся с причинность ю , однако причинная обусловленность является лишь частным случаем детерминации и не исчерпывает всех ее форм. Сведение всех форм детерминации к причинной обусловленности порождает крайние формы так называемого универсального детерминизма, предполагающего подчинение всей Вселенной одному-единственному закону, по отношению к которому все остальные выступают только как его частные проявления. Однако сторонники детерминизма обычно стараются избеать столь радикальных суждений, предпочитая говорить лишь об обусловленности событий самыми различными факторами, а вовсе не об их жесткой однозначной предзаданности. Утверждая обусловленность всякого события или явления, сторонники общего детерминизма одновременно признают и многообразие форм такой обусловленности, благодаря чему всякий раз сохраняется более или менее широкий «веер» возможных направлений развития событий. В таком случае вовсе не отрицается случайность , которая может быть представлена как обусловленная и имеющая свои законы осуществления (выпадение «орла» или «решки» при подбрасывании монеты). В истории философии проблема детерминмзма приобрела особую остроту в днскуссиях о свободе воли человека Большинство философов придерживались позиций умеренного детерминизма, позволявшего соединять свободу самоопределения личности с признанием различных форм обусловленности наших волевых импульсов. Крайние позиции занимали, с одной стороны, представители радикального детерминизма, утверждавшие абсолютную предопределенность человеческих поступков ( фатализм ), а с другой – индетерминизма, допускающие, что поступки могут быть ничем не обусловлены, абсолютно произвольны ( волюнтаризм ). Фатализм лишает человека всякой самостоятельности, обрекая его на пассивное следование предопределенности судьбы и снимая с него личную ответственкость за результаты его деяний. Волюнтаризм, в свою очередь , утверждает абсолютное своеволие человека, одновременно внушая ему ложные надежды на легкость и моментальность нравственного очищения без какой бы то ни было постоянной и упорной работы над собой.

- система философских взглядов об объективной, закономерной связи всех явлений окружающего мира, противостоящая индетерминизм у . Механический, или лапласовский, детерминизм - учение о закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений; предопределенность всех событий до крайних пределов: все в происходящем мире однозначно задается тем, что уже происходило.

- учение о всеобщей обусловленности объективных явлений.

(лат. determino - определяю) - философское учение о закономерной универсальной взаимо связи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие Д. возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению). В 16-17 в.в. понятие Д. начинает приобретать новый смысл - смысл обусловленности - и употребляется в этике для выражения позиции , противостоящей "свободе воли". В 17 в. в период выработки элементарных понятий механики происходит сближение понятия Д. и причинности, устанавливается тесная связь категории закономерности и причинности, закладываются основы механистического Д. Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки , содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний. Сформированное им понятие причинно-следственных цепей, последующее отождествление этого понятия с понятием связи состояний и теоретико-механическим представлением о движении окончательно утверждают универсальный объяснительный статус ла-пласовского Д. Одновременно с этим процессом в концепции лапласовского Д. наметился выход за рамки механистической методологии в силу немеханистического, но статистического, вероятностного характера закономерностей, которые исследовались Лапласом. Он обосновывал эвристическую ценность новых математических вероятностных методов, но в рамках господствующих в то время механистических идеалов и норм научного исследования. Переход науки к исследованию в нач. - сер. 19 в. системных природных и социальных объектов обусловил изменение идеалов аналитического, поэлементного характера познания; расхождение принципа причинности и принципа Д.; обнаружилась сложная по структуре абстрактно-теоретическая форма принципа Д. в научном исследовании. Современное философское и методологическое осмысление Д. раскрывает взаимосвязь философского и естественнонаучного статусов (аспектов) этого принципа. Философский Д. фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости и т.д. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность , возможность , действительность , закономерность , причинность и пр. Методологическая при рода принципа Д. проявляется в том, что он выступает не только как философское учение, но и конкретно-научный норматив описания и объяснения универсальной закономерной связи и обусловленности развития и функционирования определенным образом системно-организованных объектов в процессе их взаимодействия. Принцип иальная историчность этого учения обусловлена необходимостью формирования новых естественнонаучных форм Д. при переходе науки к изучению объектов с новыми системно-структурными характеристиками. Переход науки ог изучения простых динамических систем к вероятностным, эволюционирующим объектам сопровождался кризисом концепции лапласовского Д. и формирование м статистического вероятностного Д. в учении Дарвина. Соответственно менялся категориальный каркас детерминистических естественнонаучных концепций, структура теоретических построений, идеалы и нормы научного исследования. В свою очередь , освоение наукой саморегулирующихся систем кибернетического типа , различного рода социальных систем обуславливает формирование новых категорий - цель , самоорганизация , саморазвитие , прямые и обратные связи, отражение и др., а также соответствующих конкретно-научных форм принципа Д. (кибернетических, экологических, социальных) и новых методологических регулятивов. В изменении структуры познавательной деятельности участвуют новые категориальные детерминистские схемы. Исследование вероятностных процессов микромира в физике, целесообразного характера развития живых систем в биологии, явлений социального порядка обнаружило ограниченность причинного типа объяснений, привело на рубеже 19-20 в. в. к формированию философского и естественнонаучного индетерминизма . Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма , в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика , эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов. Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета (в отличие от гуманитарного познания, ориентированного на такую когнитивную процедуру как понимание ). И.А. Медведева

- философское учение об объективной закономерной взаимо связи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Во второй половине XX в. в науке и философии стал окончательно ясен ограниченный характер детерминизма в познании природы вещей, необходимость участия в этом процессе стохастического фактора, включающего случайное, статистическое начала . Д. как "жесткий" язык познания с необходимостью должен рассматриваться во взаимосвязи с "мягкими" языками, средствами нечеткой логики, что делает создаваемые картины мира более адекватными.

- см. Причинность в морали.

(от лат. determine определяю) - учение о первоначальной определяемости всех происходящих ъ мире процессов, включая все процессы человеческой жизни, со стороны Бога (теологический детерминизм , или учение о предопределении), или только явлений природы (космологический детерминизм), или специально человеческой воли (антропологическо- этический детерминизм), для свободы которой, как и для ответственности, не оставалось бы тогда места (см. Атеизм ). Детерминизм может перейти в фатализм . Противоположность - индетерминизм . Между детерминизмом и индетерминизмом имеются также переход ы, напр. в учения х Лютера, Цвингли и Канта: так, если учение детерминизма распространяется на эмпирическую (естественную) природу человека , то его моральная сторона становится объектом разновидности индетерминизма.

Значение слова Детерминизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Декабристы - представители дворянок, революц. движения, осуществившие 14 декабря ...
  • Деизм - (от лат. deus бог) — филос.религ. учение ...
  • Двмшйан - (1651) гл. соч. англ. философа материалиста Г. ...
  • Дарохранительница - в правосл. и католич. церкви особая шкатулка ...
  • Даосизм - филос. учение в Китае в 4—3 вв. ...
  • Дакоста - (Акоста) Уриель (ок. 1585—1640) — голл. вольнодумец гуманист, ...
  • Дагоба - (сингал., доел. — погребальное сооружение над останками) ...
  • Доказательство - рассуждение устанавливающее истинность к.л. утверждения путем приведения ...
  • Дискуссия - (от лат. discussio рассмотрение, исследование) обсуждение ...
  • Дизъюнкция - (от лат. disjunctio разобщение, различение ) ...
  • Демаркация - разграничение различных областей знания или бытия. Проблема ...
  • Дисциплина - возможность и способность производственного персонала, граждан придерживаться ...
  • Децентрализация - противоположность централизация, составляющая с ней дуальную оппозицию, ...
  • Деньги - важнейший социальный интегратор, одно из средств превращения ...
  • Терциарии - (от лат. tertius третий) братства мирян, существующие ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари