Что такое Чувства? Значение слова Чувства в философском словаре

1) Чувства - эмоциональность – конгломерат чувств, так называемая « область сердца», обычно противопоставляемая «области рассудка». Различают чувства , связанные с состоянием пассивности ( удовольствие и боль , переживания), и чувства, связанные с действием ( склонность , желание или отталкивание страсти, любви, ненависти). Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего ««Я» в жизни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому, он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного заболевания (например, князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический припадок; или лебедь, поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню). Эмоциональностьнепосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей. Что касается философии, то даже наиболее рациональные мыслители ( Платон , Декарт, Лейбниц, Спиноза, Фихте) признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует пугать эмоциональность (совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).

2) Чувства - Десять органов человека . В экзотерическом Пантеоне и аллегориях Востока, это суть эманации десяти меньших богов, земных Праджапати или "прародителей". Чтобы отличить их от пяти физических и семи сверхфизических, их называют "элементарными чувствами". В Оккультизме они тесно связаны с различными силами природы, и с нашими внутренними организмами, в физиологии называемыми клетками.

3) Чувства - (моральные) - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч.-это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека , составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия - к людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к об-ву в целом. Напр., чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражением практических взаимоотношений между людьми. А самолюбие , гордость , тщеславие , целомудрие суть проявления отношения человека к самому себе как к члену об-ва. Т. обр., моральные Ч. имеют социальный характер как по своему происхождению, так и по значению. Большинство из них оценивается моральным сознанием как положительные или отрицательные моральные качества, характеризующие нравственный облик личности. От убеждений моральные Ч. отличаются не своим содержанием (и те и др. выражают определенное отношение к объекту ), а лишь своей психологической формой. Такие моральные принципы , как человеколюбие , патриотизм , оптимизм , пессимизм , национализм и др., укореняются в сознании людей не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению, связаны со сложными комплексами Ч. Точно так же нормы, оценки, идеалы , понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме расположений, стремлений, симпатий и антипатий. Наконец, все то, что составляет содержание нравственного самосознания личности ( долг , ответственность , совесть , достоинство , стыд ), также проявляется в соответствующих эмоциональных переживаниях (Ч. долга, ответственности, собственного достоинства, угрызения совести, муки стыда.) Поступая по убеждению, человек подвергает анализу ситуацию в свете имеющихся у него знаний и на этом основании приходит к тому или иному решению. Но при решении частных проблем человек практически не может каждый раз анализировать выработанные об-вом моральные представления. В обиходе он часто должен совершать нравственный поступок , мгновенно реагируя на возникшую ситуацию, без раздумий и рассуждений. В этом ему помогают моральные Ч. Руководствуясь ими, человек реагирует па ситуацию непосредственно, непроизвольно, автоматически активизируя накопленный и отложившийся в его психике прошлый опыт ( Привычки ), к-рый сразу же выявляет себя в эмоциях и побуждениях. Формирование целостной личности, направляющей свою моральную деятельность без внешнего и внутреннего принуждения, поступающей по внутренней « потребности здорового организма », по «естественной» склонности и привычке, в значительной мере осуществляется в процессе воспитания нравственных Ч. ( Культура чувств ). Эта задача представляет собой вместе с тем одну из важных сторон решения проблемы нравственной свободы личности.

Чувства

эмоциональность – конгломерат чувств, так называемая « область сердца», обычно противопоставляемая «области рассудка». Различают чувства , связанные с состоянием пассивности ( удовольствие и боль , переживания), и чувства, связанные с действием ( склонность , желание или отталкивание страсти , любви, ненависти). Современная психология понимает под эмоциональностью комплекс врожденных и приобретенных связей, объединяющих живое существо с его окружением, подлинное выражение нашего ««Я» в жизни. Так, индивид «чувствует», какая пища подходит ему, а какая будет вредна, так же, по-видимому , он хорошо чувствует приближение смерти или серьезного заболевания ( например , князь Мышкин из романа «Идиот» Достоевского в состоянии эйфорического спокойствия предчувствует серьезный эпилептический припадок ; или лебедь , поющий перед смертью свою последнюю «лебединую» песню). Эмоциональность – непосредственный источник не только всех наших чувств, но, по всей видимости, и всех наших идей . Что касается философии, то даже наиболее рациональные мыслители ( Платон , Декарт , Лейбниц , Спиноза , Фихте ) признали роль бессознательных и эмоциональных мотиваций в развитии и направленности рефлексии; присутствие Бога в нас или бесконечность могут быть прочувствованы, но не познаны объективно. Не следует пугать эмоциональность ( совокупность чувств) с сенсорикой (совокупностью ощущений).

Десять органов человека . В экзотерическом Пантеоне и аллегориях Востока, это суть эманации десяти меньших богов, земных Праджапати или "прародителей". Чтобы отличить их от пяти физических и семи сверхфизических, их называют "элементарными чувствами". В Оккультизме они тесно связаны с различными силами природы, и с нашими внутренними организмами, в физиологии называемыми клетками.

(моральные) - эмоциональная сторона духовной деятельности личности, характеризующая наряду с убеждениями ее субъективную моральную позицию. По своей психологической природе Ч.-это устойчивые условно-рефлекторные образования в сознании человека , составляющие основу его аффективно-волевых реакций в различных ситуациях (эмоций и побуждений). По своему социальному содержанию моральное Ч. представляет собой субъективное отношение человека к различным сторонам общественного бытия - к людям, самому себе, отдельным явлениям общественной жизни, к об-ву в целом. Напр., чувства любви, ненависти, доверия, сочувствия, сострадания, ревности, зависти являются субъективно-психологическим выражение м практических взаимоотношений между людьми. А самолюбие , гордость , тщеславие , целомудрие суть проявления отношения человека к самому себе как к члену об-ва. Т. обр., моральные Ч. имеют социальный характер как по своему происхождению, так и по значению. Боль шинство из них оценивается моральным сознанием как положительные или отрицательные моральные качества, характеризующие нравственный облик личности. От убеждений моральные Ч. отличаются не своим содержанием (и те и др. выражают определенное отношение к объекту ), а лишь своей психологической формой. Такие моральные принципы , как человеколюбие , патриотизм , оптимизм , пессимизм , национализм и др., укореняются в сознании людей не только в рациональной, но и в эмоциональной форме, относятся не только к мировоззрению, но и к мироощущению, связаны со сложными комплекс ами Ч. Точно так же нормы, оценки, идеалы , понятия справедливости, добра и зла, имеющие рациональное содержание, усваиваются человеком и в чувственной форме расположений, стремлений, симпатий и антипатий. Наконец, все то, что составляет содержание нравственного самосознания личности ( долг , ответственность , совесть , достоинство , стыд ), также проявляется в соответствующих эмоциональных переживаниях (Ч. долга, ответственности, собственного достоинства, угрызения совести, муки стыда.) Поступая по убеждению, человек подвергает анализу ситуацию в свете имеющихся у него знаний и на этом основании приходит к тому или иному решению. Но при решении частных проблем человек практически не может каждый раз анализировать выработанные об-вом моральные представления. В обиходе он часто должен совершать нравственный поступок , мгновенно реагируя на возникшую ситуацию, без раздумий и рассуждений. В этом ему помогают моральные Ч. Руководствуясь ими, человек реагирует па ситуацию непосредственно, непроизвольно, автоматически активизируя накопленный и отложившийся в его психике прошлый опыт ( Привычки ), к-рый сразу же выявляет себя в эмоциях и побуждениях. Формирование целостной личности, направляющей свою моральную деятельность без внешнего и внутреннего принуждения, поступающей по внутренней « потребности здорового организма », по «естественной» склонности и привычке, в значительной мере осуществляется в процессе воспитания нравственных Ч. ( Культура чувств ). Эта задача представляет собой вместе с тем одну из важных сторон решения проблемы нравственной свободы личности.

Значение слова Чувства в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Черчен - Оазис в Центральной Азии, расположенный гдето в 4000 ...
  • Человечество - Оккультно и каббалистически человечество в целом символизируется Ману ...
  • Чарвака - (Санскр.) Было два знаменитых существа под этим именем. ...
  • Чантонг - (Тиб.) "Имеющий 1000 Глаз", имя Падмапани или Ченрези ...
  • Чандраманам - (Санскр.) Метод исчисления времени с помощью Луны. ...
  • Чандрагупта - (Санскр.) Первый буддийский Царь в Индии, дед Ашоки; ...
  • Чандра - (Санскр.) Луна ; также божество. Термины Чандра и ...
  • Человечество - феномен существующий в веках; часто смешивают понятие ...
  • Чтение - методика работы с текстом. Термин Ч. становится ...
  • Чудо - чаще всего понимается как событие которое никак ...
  • Человек - обычно трактуется как разумное, мыслящее существо ( ...
  • Чуринга - камень или дощечка с рисунком, считавшиеся у ...
  • Чудо - — в религии сверхъестеств., непостижимое событие вызванное волей ...
  • Четки - — стеклянные, костяные, деревянные, янтарные. и др. шарики, ...
  • Демиург - (греч. demiurgos, дословно — мастер, ремесленник, в переносном ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари