Что такое Будда? Значение слова Будда в философском словаре

1) Будда - (санскр. — просветленный, постигший высш. истину) -в буддизме существо, достигшее в ходе множества перерождений абсолют , совершенства и способное указать другим путь к религ. спасению. В этом осн. широком значении Б. может стать каждое человеч. существо в результате накопления добродетелей и достижения. понимания тщетности всех земных привязанностей. Будд. пантеон насчитывает сотни различных будд. В более узком смысле Б. - имя основателя буддизма -Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после «просветления» Буддой Шакья - Муни . Согласно легенде, он был сыном царя небольшого гос-ва, расположенного в среднем течении Ганга . Жена царя Маха- майя родила его в результате непорочного зачатия. Став взрослым, Гаутама пришел к выводу о том, что всякое существование есть страдание . Уйдя в отшельничество , он через 7 лет «познал истину» и начал ее проповедовать по городам и селам Индии. Осн. положения своего учения он изложил в бенаресской проповеди в форме «четырех благородных истин». Его ученики составили первую на земле монашескую общину. Умер он в 80-летнем возрасте . В 1956 буддисты торжественно отметили 2500-летие этого события . Вопрос о том, лежит ли в основе составленных во 2-3 вв. н. э. «жизнеописаний» Б. воспоминание о реальном проповеднике, еще не решен наукой. Несомненно лишь, что Шакья-Муни единоличным «создателем» буддизма, каким его представляет будд. канонич. литра, быть не мог.

2) Будда - (от санскр.-пробуждать, познавать, бодрствовать): человек , обладающий пробужденным, просветленным сознанием . Собственное имя Будда принадлежит основателю религиозно-философского учения буддизма царевичу Сиддхаргха Гаутама, происходившему из аристократического рода Шакья . Он жил предположительно в 6 – 5 вв. до н.э. По легенде, предсказатель обещал маленькому принцу коренное изменение его жизни при столкновении со злом мира, и родители сделали все, чтобы уберечь сына от лицезрения оборотной стороны бытия. Однако, будучи уже взрослым, окруженным любовью и роскошью человеком, Сиддхаргха Гаутама все же встретился однажды с видом смерти, болезни и страдания. Тогда в 29 лет он стал отшельником, покинул родных и богатство , чтобы найти истину, избавляющую человечество от страданий. В 35 лет в ходе длительной семинедельной медитации ему открылась, истина , он стал буддой, т.е. просветленным. В течение сорока пяти лет, Будда проповедовал свое учение об избавлении от страданий. Предание приписывает ему способность всевидения и всеслышания, умение летать по воздуху и спускаться глубоко под землю, принимать любой облик, а также иные волшебные качества. Нарицательное имя «будда» относится ко всякому просветленному человеку, сумевшему угасить свои желания и страсти и следующему по нравственному пути Гаутамы Будды. Соответственно буддийской мифологии во Вселенной происходит своеобразный круговорот будд: одни умирают, другие воплощыагся и приступают к выполнению своих нравственных обязанностей. Они воплощаются параллельно в разных мирах, и их всех никто не знает, кроме Гаутамы., До Гаутамы на земле существовало 27 будд, он является 28-м, а за ним должен последовать Майтрейя как будда грядущего Мирового периода.

3) Будда - (Санскр.) Букв., "Просветленный". Высшая степень знания. Для того, чтобы стать Буддой, надо прорваться через узы чувств и личности; достичь совершенного восприятия истинного я, и научиться не отделять его от всех других я; прежде всего, познать на опыте абсолютную нереальность всех феноменов видимого Космоса ; достичь полной непривязанности ко всему, что мимолетно и конечно; и жить, находясь все еще на Земле, лишь в бессмертном и вечном, в наивысшем состоянии святости.

4) Будда - (санскр. просветленный) (ок. 567-488 до н.э.) - основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции . Согласно преданию, Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакьямуни - отшельник из рода шакьев) в 29 лет, после того как знамения (старик, больной, покойник и нищий странник) показали ему неизбежность страдания, стал отшельником. Многолетний опыт аскетического подвижничества убедил его, что и этот путь не обеспечивает спасения; наконец, в возрасте 40 лет, после продолжительной медитации под деревом пипал (смоковницей), он достиг просветления, и до конца жизни проповедовал новое учение о спасении. Его центральным элементом являются "четыре благородные истины": 1) вся человеческая жизнь есть страдание , 2) причиной страдания является желание , 3) возможно прекращение страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания ("благородный восьмеричный путь", определяемый как "срединный" - разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания). В изложении своего учения Б. исходил из наличия двух различных уровней понимания - мирян и монахов. К первым обращено этико-религиозное содержание буддизма, состоящее из набора заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь на земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвященных предназначено концептуальное ядро буддизма - философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения Б. связано с двумя элементами "восьмеричного пути" - "правильным знанием " и "правильным сосредоточением". Основа "правильного знания" - концепция "взаимозависимого возникновения": каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности - нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Оборотной стороной этого принципа оказывается концепция элементов-дхарм, возникающих и исчезающих в течение одного мгновения: реальность предстает как безличный и безначальный поток состоящий из взаимосвязанных моментальных "вспышек". При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь - индивидуальная душа как устойчивая целостность , место которой также занимает последовательность дхарм. "Правильное знание" углубляет понимание истины страдания: философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащим в основе тягостного непостоянства человеческого существования. "Правильное сосредоточение" представляет собой регулярную концентрацию внимания, останавливающую мельтешение элементов эмпирического опыта; практика медитации постепенно успокаивает процесс жизненного волнения и позволяет достигнуть Нирваны (букв, "угасание"). Нирвана недоступна рациональному описанию (именно потому, что основой ее достижения является мистический опыт трансовой медитации) и представляет собой высшее из возможных состояний человека , полное и окончательное избавление от страданий. В.Н. Фурс

Будда

(санскр. — просветленный , постигший высш. истину) -в буддизме существо , достигшее в ходе множества перерождений абсолют , совершенства и способное указать другим путь к религ. спасению. В этом осн. широком значении Б. может стать каждое человеч. существо в результате накопления добродетелей и достижения. понимания тщетности всех земных привязанностей. Будд. пантеон насчитывает сотни различных будд. В более узком смысле Б. - имя основателя буддизма -Сиддхартхи Гаутамы, прозванного после «просветления» Буддой Шакья - Муни . Согласно легенде, он был сыном царя небольшого гос-ва, расположенного в среднем течении Ганга . Жена царя Маха- майя родила его в результате непорочного зачатия. Став взрослым, Гаутама пришел к выводу о том, что всякое существование есть страдание . Уйдя в отшельничество , он через 7 лет «познал истину» и начал ее проповедовать по городам и селам Индии . Осн. положения своего учения он изложил в бенаресской проповеди в форме «четырех благородных истин». Его ученики составили первую на земле монашескую общину. Умер он в 80-летнем возрасте . В 1956 буддисты торжественно отметили 2500-летие этого события . Вопрос о том, лежит ли в основе составленных во 2-3 вв. н. э. «жизнеописаний» Б. воспоминание о реальном проповеднике, еще не решен наукой. Несомненно лишь , что Шакья-Муни единоличным «создателем» буддизма, каким его представляет будд. канонич. литра , быть не мог.

(от санскр.-пробуждать, познавать, бодрствовать): человек , обладающий пробужденным, просветленным сознанием . Собственное имя Будда принадлежит основателю религиозно-философского учения буддизма царевичу Сиддхаргха Гаутама , происходившему из аристократического рода Шакья . Он жил предположительно в 6 – 5 вв. до н.э. По легенде, предсказатель обещал маленькому принцу коренное изменение его жизни при столкновении со злом мира, и родители сделали все, чтобы уберечь сына от лицезрения оборотной стороны бытия. Однако, будучи уже взрослым, окруженным любовью и роскошью человеком, Сиддхаргха Гаутама все же встретился однажды с видом смерти, болезни и страдания. Тогда в 29 лет он стал отшельником, покинул родных и богатство , чтобы найти истину, избавляющую человечество от страданий. В 35 лет в ходе длительной семинедельной медитации ему открылась, истина , он стал буддой, т.е. просветленным. В течение сорока пяти лет, Будда проповедовал свое учение об избавлении от страданий. Предание приписывает ему способность всевидения и всеслышания, умение летать по воздуху и спускаться глубоко под землю, принимать любой облик, а также иные волшебные качества. Нарицательное имя «будда» относится ко всякому просветленному человеку, сумевшему угасить свои желания и страсти и следующему по нравственному пути Гаутамы Будды. Соответственно буддийской мифологии во Вселенной происходит своеобразный круговорот будд: одни умирают, другие воплощыагся и приступают к выполнению своих нравственных обязанностей. Они воплощаются параллельно в разных мирах, и их всех никто не знает, кроме Гаутамы., До Гаутамы на земле существо вало 27 будд, он является 28-м, а за ним должен после довать Майтрейя как будда грядущего Мирового периода.

(Санскр.) Букв., " Просветленный ". Высшая степень знания. Для того, чтобы стать Буддой, надо прорваться через узы чувств и личности; достичь совершенного восприятия истинного я, и научиться не отделять его от всех других я; прежде всего, познать на опыте абсолют ную нереальность всех феноменов видимого Космоса ; достичь полной непривязанности ко всему, что мимолетно и конечно; и жить, находясь все еще на Земле, лишь в бессмертном и вечном, в наивысшем состоянии святости.

(санскр. просветленный ) (ок. 567-488 до н.э.) - основатель мировой религии буддизма и создатель оригинальной философской концепции . Согласно преданию, Сиддхартха Гаутама , наследный принц царства шакьев (отсюда его прозвище Шакья муни - отшельник из рода шакьев) в 29 лет, после того как знамения (старик, больной, покойник и нищий странник) показали ему неизбежность страдания, стал отшельником. Многолетний опыт аскетического подвижничества убедил его, что и этот путь не обеспечивает спасения; наконец, в возрасте 40 лет, после продолжительной медитации под деревом пипал (смоковницей), он достиг просветления, и до конца жизни проповедовал новое учение о спасении. Его центральным элементом являются "четыре благородные истины": 1) вся человеческая жизнь есть страдание , 2) причиной страдания является желание , 3) возможно прекращение страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания ("благородный восьмеричный путь", определяемый как "срединный" - разумно избегающий крайностей как низменного стремления к наслаждению, так и бесполезного аскетического самоистязания). В изложении своего учения Б. исходил из наличия двух различных уровней понимания - мирян и монахов. К первым обращено этико-религиозное содержание буддизма, состоящее из набора заповедей и жизненных норм; наградой за благую жизнь на земле является блаженство на небе. А для узкого круга посвященных предназначено концептуальное ядро буддизма - философская теория реальности и идеал Нирваны. Философское содержание учения Б. связано с двумя элементами "восьмеричного пути" - "правильным знанием " и "правильным сосредоточением". Основа "правильного знания" - концепция "взаимозависимого возникновения": каждая вещь возникает под воздействием других и сама оказывает на них влияние; тем самым утверждается принцип всеобщей относительности - нет ничего постоянного и устойчивого, все непрерывно изменяется. Оборотной стороной этого принципа оказывается концепция элементов-дхарм, возникающих и исчезающих в течение одного мгновения: реальность предстает как безличный и безначальный поток состоящий из взаимосвязанных моментальных "вспышек". При этом отрицаются не только материальные, но и духовные субстанции, в первую очередь - индивидуальная душа как устойчивая целостность , место которой также занимает последовательность дхарм. "Правильное знание" углубляет понимание истины страдания: философский смысл страдания заключается в непрерывном волнении (возникновении и исчезновении) дхарм, лежащим в основе тягостного непостоянства человеческого существо вания. "Правильное сосредоточение" пред став ляет собой регулярную концентрацию внимания, останавливающую мельтешение элементов эмпирического опыта; практика медитации постепенно успокаивает процесс жизненного волнения и позволяет достигнуть Нирваны (букв, "угасание"). Нирвана недоступна рациональному описанию (именно потому, что основой ее достижения является мистический опыт трансовой медитации) и представляет собой высшее из возможных состояний человека , полное и окончательное избавление от страданий. В.Н. Фурс

Значение слова Будда в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Бог - (от общеарийского "баха" благо одарение, наделение) ...
  • Благо - одна из основных аксиологических категорий, обозначающая исторически ...
  • Бахаи - одна из самых молодых мировых религий. Зародилась ...
  • Буддизм - (от санскр. и пали будда просветленный или ...
  • Богочеловечество - согласно Халкидонскому догмату, суть христианства единство ...
  • Богопознание - познание того, что Бог есть, осмысление свидетельств ...
  • Благоговение - религиозный трепет, возникающий в предстоянии перед святыней. ...
  • Богочеловек - в релит, вероучениях бог, воплотившийся в ...
  • Богостроительство - филос.этич. течение, возникшее в среде рус. социалдемократии ...
  • Богопознание - богосл. и религ.филос. понятие означающее возможность пределы ...
  • Богоискательство - религ.идеологич. течение, возникшее в нач. 20 в. ...
  • Богоборчество - негативное отношение индивида к сверхъестеств. силам признаваемым ...
  • Блаженство - в религ. мировоззрении и морали — высш. ...
  • Благочинный - адм.судебное должностное лицо в правосл. церкви, помощник ...
  • Нестяжательство - религ.политич. течение в России кон. 15 в.нач. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари