Что такое Благодать? Значение слова Благодать в философском словаре

1) Благодать - (греч. charisma, лат. gratia) — по религ. представлениям, особая божеств, сила , якобы ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. В христианстве западные отцы церкви считали Б. единств, условием спасения, а восточные -допускали наряду с Б. и свободу воли. Первая т. зр. была обоснована в 5 в. Августином Блаженным. Ей противостояло учение Пелагия. допускающее возможность спасения без помощи Б. Христианство приняло т. зр. Августина, но с признанием определенного участия в процессе спасения и человеч. воли. Католики и православные считают носителем и передатчиком Б. духовенство , чем обосновывается решающая роль иерархии церк. в процессе спасения. Протестанты признают возможность не-посредств. получения Б. любым верующим. Своим учением о Б. религия культивирует у своих приверженцев неверие в способность человека собств. силами добиться духовно-нравств. совершенства.

2) Благодать - (греч. charis, лат. gratia) - 1) Милость Божия к человеку , его любовь , не обусловленная заслугами человека. 2) У многих христианских философов благодать - исходящая от Бога жизненная сила или энергия , производящая любовь к добру и истине, к Богу и ближнему, делающая личность нравственно зрелой, вдохновляющая на поиск истины и на ответственность перед ней и за нее, содействующая ее обретению; благодать даруется Богом для постоянства в совершении добра и в верности истине. 3) По Августину, благодать непринудительным образом касается воли человека, чье сердце раскрылось к Богу, чтобы согласовать ее с волей Отца. Есть также благодать, которая просвещает разум человека, содействует тому, чтобы раскрывались его высшие познавательные способности . 4) У Бонавентуры "благодать есть основание воли", что не всеми принимается безоговорочно (см.: СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И БЛАГОДАТЬ ). 5) Н.Бердяев противопоставлял христианский Восток христианскому Западу по признаку их отношения к благодати - на Западе больше говорят об оправдании благодатью, тогда как на Востоке - о преображении человеческой природы и рождении новой твари. Однако, между Востоком и Западом больше общего, чем думал Бердяев. 6) Благодать - это " знание , что другие существуют" (С.Вайль). 7) Благодать безмерна, она означает, что "сама Жизнь Христа, Дух Божий поднимается в нас" (О.Клеман); ответом человека на благодать является доверие и вера . 8) В томизме : "Единственнай акт, выполненный в царстве благодати, является более ценным, недели все, что имеет место в порядке природы" (С.Свежавски). (См. также: ХАРИЗМА ).

3) Благодать - - христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. В Новом завете Б. прямо именуется силою Христовой, которая безвозмездно даруется человеку независимо от его достоинства и заслуги. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому Б. можно также определить как силу Св. Духа, даруемую людям для усвоения спасения во Христе. В понятии Б. различают два аспекта · а) это свойство Бога в отношении к падшему человеку как дарование ему спасения, б) это и сама сила Божия, которой совершается спасение человека. Согласно христианскому вероучению, Б. от вечности принадлежит Богу и есть в Нем как предопределение о спасении. Ее действие началось с самого грехопадения, выразилось в обещании искупления и проявилось как любовь к падшему человеку. Обладая Б., Бог слышит молитву верующего, прощает кающегося, дарует ему жизнь . Б. - божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем как земной подвиг человека; она помогает человеку познать Бога, дарует все необходимое "к животу и благочестию", с нее начинается и ею завершается спасение людей. Церковь различает два вида евангельской Б.: а) предваряющую Б., которая просвещает нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую внутренне очиститься от грехов и освящающую человека посредством таинств. Действуя внутри самого человека и в единстве с его духовной природой, Б. тем самым отличается от внешних проявлений Бога, например, от чудесных знамений. Учение о Б. (и предопределении поступков людей) в некотором смысле противоречит учению о свободе воли человека. Западные отцы церкви считали Б. единственным условием спасения, а восточные отцы допускали наряду с Б. и свободу воли человека. Римские католики и православные христиане признают носителем и передатчиком Б. духовенство, а протестанты веруют в возможность непосредственного получения Б. любым верующим. *** Б. - одно из ключевых понятий Библии, смысл которого заключается в том, что Бог являет незаслуженное человеком милосердие и совершает ради него то, что он не в состоянии сделать сам. В Ветхом завете для обозначения Б. используются два термина : hen - в переводе с иврита означает проявление милосердия вышестоящего по отношению к нижестоящему, этим словом описывается милость и забота Бога по отношению к Израилю (см. Иер., 31:2 - 3); hesed - это слово означает Б., проявленную в неизменной любви Бога, изобилие Божьих даров, которое дается человеку независимо от его заслуг (см. Пс., 62:4; Пс., 47:10 - 11). В Новом завете для обозначения Б. используется греческое слово charts, которое означает милосердие Бога и спасительную силу, необходимую для искупления погрязшего в грехах человечества (см. Еф., 2:8). Слово charts - это корень слова charisma, которое буквально означает "свободный дар благодати" (см. Рим., 6:23). Согласно библейскому богословию, грехопадение лишило человека духовной силы, необходимой для искупления греха , поэтому в своем спасении человек должен полностью полагаться на Б. Божию (Деян., 15:11; Рим., 3:23; 5:15; Тит., 2:11; 3:7). Особое внимание новозаветному учению о Б. уделяется в посланиях ап. Павла. Здесь Б. как центральное понятие Нового завета противопоставляется ветхозаветному закону , который был дан Богом человеку для восстановления утраченной в грехопадении связи с Ним. В результате непослушания людей закон привел к умножению греха (см. Рим., 5:20). Но крестной смертью Иисуса Христа Бог свободной Б. вмешивается в судьбу людей, давая им спасение и искупление от греха и открывая перспективу новой жизни с Богом. Вера в Иисуса Христа дает людям свободный доступ к Б. (см. Рим., 5:2). Б. дается не по делам, а по вере (см. Рим., 11:6). Прощение и примирение людей с Богом оказываются возможными именно в силу того, что Б. дается даром и всем людям без исключения (см. Лк., 3:6; Рим., 5:18). Т. о., если грех Адама привел к преступлению, разрушению природы человека и смерти, то Б. Бога восстанавливает эту природу и дает вечную жизнь (см. Рим., 5:21). Б. несоизмерима с грехом, поскольку грех есть поступок человека, а Б. - это дар Бога. В западном и восточном христианском богословии ведется длительная дискуссия по поводу смысла и значения учения о Б. Бл. Августин отстаивал учение о Божьей Б. (как единственном условии спасения человека, несоизмеримом с любыми возможными заслугами человека) в полемике с Пелагием, который утверждал, что поскольку первородный грех не переносится на следующие поколения, то и для освобождения от греха не нужна никакая особая помощь со стороны Бога. Эта полемика определила основные направления дискуссии о Б. В католическом богословии было широко распространено учение о спасении, которое обретут все души, пройдя через чистилище и получив в конечном счете доступ к Б., а также об оправдании делами, т. е. целенаправленными действиями человека, которые могут привести к спасению и от которых зависит Б., даваемая человеку. Это учение было подвергнуто критике М. Лютером, утверждавшим, что спасение - это результат действия Б., дарованной всем без исключения, не зависимой от человеческих усилий и опознаваемой в акте веры; человек не может быть абсолютно уверен в данной ему Б. и в своем спасении, а поэтому никакие дела не могут оправдать и спасти его. Общая позиция протестантизма заключается в том, что только Б. Бога может спасти падшего и греховного человека. В некоторых направлениях протестантизма (например в кальвинизме ) было распространено учение о предопределении, согласно которому еще до сотворения мира Бог избрал одних к спасению, других к проклятию, следовательно, Б. дается людям не одинаково, и никакие человеческие усилия не могут изменить волю Бога. В других протестантских конфессиях существует учение об отпадении от Б., т. е. в нем утверждается, что Б. не воздействует на человека автоматически, но зависит от его поведения и может быть утрачена. В результате дискуссии с протестантизмом в католической теологии в понимании Б. произошел возврат к т. зр. Бл. Августина. В наше время широкое распространение получило т. н. харизматическое движение , которое основано на допущении возможности для некоторых людей, избранных Святым Духом, обрести особую Б. и личную святость при жизни. В протестантизме предполагается возможность непосредственного получения Б. верующим, тогда как католики и православные считают духовенство носителем и передатчиком Б., что определяет исключительную роль церковной иерархии в спасении. В православной традиции , основоположенной восточной патристикой, понятие Б. рассматривается в рамках учения о спасении и искуплении. Спасение понимается как обожение человеческого естества, которое является благодатным действием Бога, совершаемым при участии человеческой свободы. Искупительная жертва Христа и есть высшее проявление Б., которой Христос дает человеку возможность стать новым творением , равным Богу по Б. Ее невозможно заслужить никакими добрыми делами, поскольку это есть действие Бога, однако спасение возможно лишь при свободном принятии человеком дара Б., которое выражается в подвиге и делах веры. Большинство людей не имеет достаточной силы расстаться со своей греховной природой, но некоторые испытывают на себе действие Б. за подвиг веры и мученичество - такие люди являются святыми и особо почитаются в православии. В целом учение о Б. является христианской постановкой проблемы свободы воли человека, и с этой т. зр. вопрос заключается в том, зависит ли Б., даваемая Богом, от человеческих усилий или же нравственное поведение человека возможно лишь в результате воздействия Б.

4) Благодать - бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. Очень важный вопрос , что определяет наступление и действенность благодати: человеческие качества или божественный выбор ? Можно предположить, что глубины нравственного начала в человеке питаются абсолютной, сверхчеловеческой божественной реальностью . Не имеет формы нравственного закона , как, например, « категорический императив » И.Канта, который требует своего исполнения из уважения к самому закону, но без любви к Богу и внутренней жизни в нем. Благодать – это богочеловеческая основа человеческого существования, без которой вообще нет нравственной жизни; пробуждение человеческой души, воспоминание о Божественном источнике жизни; дарованное Богом человеку высшее , абсолютное начало духовности и нравственности, благодаря чему человек возвышается над природой, хотя и не теряет в себе физической, телесной стороны своего существования. Благодать выше естественного закона, не отменяет, но совершенствует его.

5) Благодать - христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому благодать можно также определить как силу Святого Духа, даруемую людям для обретения ими спасения во Христе.

Благодать

( греч . charisma, лат. gratia) — по религ. представлениям, особая божеств, сила , якобы ниспосылаемая человеку свыше с целью преодоления внутренне присущей ему греховности и достижения спасения в загробном мире. В христианстве западные отцы церкви считали Б. единств, условием спасения, а восточные -допускали наряду с Б. и свободу воли. Первая т. зр. была обоснована в 5 в. Августином Блаженным. Ей противостояло учение Пелагия. допускающее возможность спасения без помощи Б. Христианство приняло т. зр. Августина, но с признанием определенного участия в процессе спасения и человеч. воли. Католики и православные считают носителем и передатчиком Б. духовенство , чем обосновывается решающая роль иерархии церк. в процессе спасения. Протестанты признают возможность не-посредств. получения Б. любым верующим. Своим учением о Б. религия культивирует у своих приверженцев неверие в способность человека собств. силами добиться духовно-нравств. совершенства.

( греч . charis, лат. gratia) - 1) Милость Божия к человеку , его любовь , не обусловленная заслугами человека. 2) У многих христианских философов благодать - исходящая от Бога жизненная сила или энергия , производящая любовь к добру и истине, к Богу и ближнему, делающая личность нравственно зрелой, вдохновляющая на поиск истины и на ответственность перед ней и за нее, содействующая ее обретению; благодать даруется Богом для постоянства в совершении добра и в верности истине. 3) По Августину, благодать непринудительным образом касается воли человека, чье сердце раскрылось к Богу, чтобы согласовать ее с волей Отца. Есть также благодать, которая просвещает разум человека, содействует тому, чтобы раскрывались его высшие познавательные способности . 4) У Бонавентуры "благодать есть основание воли", что не всеми принимается безоговорочно (см.: СВОБОДНАЯ ВОЛЯ И БЛАГОДАТЬ ). 5) Н.Бердяев противопоставлял христианский Восток христианскому Западу по признаку их отношения к благодати - на Западе больше говорят об оправдании благодатью, тогда как на Востоке - о преображении человеческой природы и рождении новой твари. Однако, между Востоком и Западом больше общего, чем думал Бердяев. 6) Благодать - это " знание , что другие существуют" (С.Вайль). 7) Благодать безмерна, она означает, что "сама Жизнь Христа, Дух Божий поднимается в нас" (О.Клеман); ответом человека на благодать является доверие и вера . 8) В томизме : "Единственнай акт, выполненный в царстве благодати, является более ценным, недели все, что имеет место в порядке природы" (С.Свежавски). (См. также: ХАРИЗМА ).

- христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. В Новом завете Б. прямо именуется силою Христовой, которая безвозмездно даруется человеку независимо от его достоинства и заслуги. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому Б. можно также определить как силу Св. Духа, даруемую людям для усвоения спасения во Христе. В понятии Б. различают два аспекта · а) это свойство Бога в отношении к падшему человеку как дарование ему спасения, б) это и сама сила Божия, которой совершается спасение человека. Согласно христианскому вероучению, Б. от вечности принадлежит Богу и есть в Нем как предопределение о спасении. Ее действие началось с самого грехопадения, выразилось в обещании искупления и проявилось как любовь к падшему человеку. Обладая Б., Бог слышит молитву верующего, прощает кающегося, дарует ему жизнь . Б. - божественная сила, обитающая в человеке и действующая в нем как земной подвиг человека; она помогает человеку познать Бога, дарует все необходимое "к животу и благочестию", с нее начинается и ею завершается спасение людей. Церковь различает два вида евангельской Б.: а) предваряющую Б., которая просвещает нас, и б) оправдывающую Б., позволяющую внутренне очиститься от грехов и освящающую человека посредством таинств. Действуя внутри самого человека и в единстве с его духовной природой, Б. тем самым отличается от внешних проявлений Бога, например, от чудесных знамений. Учение о Б. (и предопределении поступков людей) в некотором смысле противоречит учению о свободе воли человека. Западные отцы церкви считали Б. единственным условием спасения, а восточные отцы допускали наряду с Б. и свободу воли человека. Римские католики и православные христиане признают носителем и передатчиком Б. духовенство , а протестанты веруют в возможность непосредственного получения Б. любым верующим. *** Б. - одно из ключевых понятий Библии, смысл которого заключается в том, что Бог являет незаслуженное человеком милосердие и совершает ради него то, что он не в состоянии сделать сам. В Ветхом завете для обозначения Б. используются два термина : hen - в переводе с иврита означает проявление милосердия вышестоящего по отношению к нижестоящему, этим словом описывается милость и забота Бога по отношению к Израилю (см. Иер., 31:2 - 3); hesed - это слово означает Б., проявленную в неизменной любви Бога, изобилие Божьих даров, которое дается человеку независимо от его заслуг (см. Пс., 62:4; Пс., 47:10 - 11). В Новом завете для обозначения Б. используется греч еское слово charts, которое означает милосердие Бога и спасительную силу, необходимую для искупления погрязшего в грехах человечества (см. Еф., 2:8). Слово charts - это корень слова charisma, которое буквально означает "свободный дар благодати" (см. Рим., 6:23). Согласно библейскому богословию, грехопадение лишило человека духовной силы, необходимой для искупления греха , поэтому в своем спасении человек должен полностью полагаться на Б. Божию (Деян., 15:11; Рим., 3:23; 5:15; Тит., 2:11; 3:7). Особое внимание новозаветному учению о Б. уделяется в посланиях ап. Павла. Здесь Б. как центральное понятие Нового завета противопоставляется ветхозаветному закону , который был дан Богом человеку для восстановления утраченной в грехопадении связи с Ним. В результате непослушания людей закон привел к умножению греха (см. Рим., 5:20). Но крестной смертью Иисуса Христа Бог свободной Б. вмешивается в судьбу людей, давая им спасение и искупление от греха и открывая перспективу новой жизни с Богом. Вера в Иисуса Христа дает людям свободный доступ к Б. (см. Рим., 5:2). Б. дается не по делам, а по вере (см. Рим., 11:6). Прощение и примирение людей с Богом оказываются возможными именно в силу того, что Б. дается даром и всем людям без исключения (см. Лк., 3:6; Рим., 5:18). Т. о., если грех Адама привел к преступлению, разрушению природы человека и смерти, то Б. Бога восстанавливает эту природу и дает вечную жизнь (см. Рим., 5:21). Б. несоизмерима с грехом, поскольку грех есть поступок человека, а Б. - это дар Бога. В западном и восточном христианском богословии ведется длительная дискуссия по поводу смысла и значения учения о Б. Бл. Августин отстаивал учение о Божьей Б. (как единственном условии спасения человека, несоизмеримом с любыми возможными заслугами человека) в полемике с Пелагием, который утверждал, что поскольку первородный грех не переносится на следующие поколения, то и для освобождения от греха не нужна никакая особая помощь со стороны Бога. Эта полемика определила основные направления дискуссии о Б. В католическом богословии было широко распространено учение о спасении, которое обретут все души, пройдя через чистилище и получив в конечном счете доступ к Б., а также об оправдании делами, т. е. целенаправленными действиями человека, которые могут привести к спасению и от которых зависит Б., даваемая человеку. Это учение было подвергнуто критике М. Лютером, утверждавшим, что спасение - это результат действия Б., дарованной всем без исключения, не зависимой от человеческих усилий и опознаваемой в акте веры; человек не может быть абсолютно уверен в данной ему Б. и в своем спасении, а поэтому никакие дела не могут оправдать и спасти его. Общая позиция протестантизма заключается в том, что только Б. Бога может спасти падшего и греховного человека. В некоторых направлениях протестантизма (например в кальвинизме ) было распространено учение о предопределении, согласно которому еще до сотворения мира Бог избрал одних к спасению, других к проклятию, следовательно, Б. дается людям не одинаково, и никакие человеческие усилия не могут изменить волю Бога. В других протестантских конфессиях существует учение об отпадении от Б., т. е. в нем утверждается, что Б. не воздействует на человека автоматически, но зависит от его поведения и может быть утрачена. В результате дискуссии с протестантизмом в католической теологии в понимании Б. произошел возврат к т. зр. Бл. Августина. В наше время широкое распространение получило т. н. харизматическое движение , которое основано на допущении возможности для некоторых людей, избранных Святым Духом, обрести особую Б. и личную святость при жизни. В протестантизме предполагается возможность непосредственного получения Б. верующим, тогда как католики и православные считают духовенство носителем и передатчиком Б., что определяет исключительную роль церковной иерархии в спасении. В православной традиции , основоположенной восточной патристикой, понятие Б. рассматривается в рамках учения о спасении и искуплении. Спасение понимается как обожение человеческого естества, которое является благодатным действием Бога, совершаемым при участии человеческой свободы. Искупительная жертва Христа и есть высшее проявление Б., которой Христос дает человеку возможность стать новым творением , равным Богу по Б. Ее невозможно заслужить никакими добрыми делами, поскольку это есть действие Бога, однако спасение возможно лишь при свободном принятии человеком дара Б., которое выражается в подвиге и делах веры. Большинство людей не имеет достаточной силы расстаться со своей греховной природой, но некоторые испытывают на себе действие Б. за подвиг веры и мученичество - такие люди являются святыми и особо почитаются в православии. В целом учение о Б. является христианской постановкой проблемы свободы воли человека, и с этой т. зр. вопрос заключается в том, зависит ли Б., даваемая Богом, от человеческих усилий или же нравственное поведение человека возможно лишь в результате воздействия Б.

бескорыстный дар, благосклонность как результат чистой благожелательности. Очень важный вопрос , что определяет наступление и действенность благодати: человеческие качества или божественный выбор ? Можно предположить, что глубины нравственного начала в человеке питаются абсолютной, сверхчеловеческой божественной реальностью . Не имеет формы нравственного закона , как, например, « категорический императив » И.Канта, который требует своего исполнения из уважения к самому закону, но без любви к Богу и внутренне й жизни в нем. Благодать – это богочеловеческая основа человеческого существования, без которой вообще нет нравственной жизни; пробуждение человеческой души, воспоминание о Божественном источнике жизни; дарованное Богом человеку высшее , абсолютное начало духовности и нравственности, благодаря чему человек возвышается над природой, хотя и не теряет в себе физической, телесной стороны своего существования. Благодать выше естественного закона, не отменяет, но совершенствует его.

христианско-богословское понятие для обозначения особой живой и деятельной силы Божией, содействующей спасению каждого человека и подаваемой людям вследствие искупительного подвига Спасителя. Эта сила изливается в души людей непосредственно от Святого Духа, поэтому благодать можно также определить как силу Святого Духа, даруемую людям для обретения ими спасения во Христе.

Значение слова Благодать в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Брахманизм - религия в Др. Индии, явившаяся, по существу, ...
  • Брахма - в индуизме одно из лиц, составляющих наряду ...
  • Брамин - см. Брахман . ...
  • Бодхисатва - (санскр., букв. тот, чья сущность — знание ...
  • Богочеловек - в релит, вероучениях бог, воплотившийся в ...
  • Богостроительство - филос.этич. течение, возникшее в среде рус. социалдемократии ...
  • Богопознание - богосл. и религ.филос. понятие означающее возможность пределы ...
  • Бенефиции - (лат. beneficium благодеяние ) — в католич. ...
  • Беллона - богиня войны в римск. мифологии, соответствует греч. ...
  • Безбрачие - одно из проявлений религ. аскетизма требование не ...
  • Беатификация - (лат. beatus блаженный и facio делаю) ...
  • Баптизм - (от греч. baptize погружаю в воду) ...
  • Ба - в др.егип. религии один из элементов, составляющих ...
  • Бинаризм - понятие актуализированное в контексте постмодернистской критики классического ...
  • Хинаяна - (малая колесница или узкий путь спасения): направление буддизма ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари