Что такое Ассимиляция? Значение слова Ассимиляция в философском словаре

1) Ассимиляция - - [ лат., assimilatio употребление, отождествление] 1) процесс использования организмом внешних по отношению к нему веществ; 2) слияние одного народа с другим путем усвоения его языка , обычаев и т.п. 3) уподобление одного звука другому [13].

2) Ассимиляция - - разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая поглощение одной из культур своего контрагента. А. предполагает своеобразный неравноправный культурный синтез , при котором целостная смысловая структура одной из культур-контрагентов, объективно "не вмещаясь" в категории другой , распадается на отдельные грани и фрагменты , которые переосмысливаются в ключе последней (так, православные иконы, выключенные из контекста религиозной жизни и ассимилированные светской культурой, обретают чисто эстетическую либо историческую ценность ). Таким образом, происходит дальнейшая и все более полная редукция ассимилируемой культурной системы к множеству психологических, культурных и социальных реликтов, которые могут сохраняться в контексте ассимилирующей культуры в таком диссоциированном состоянии очень долго , но эмерджентные свойства, делавшие их совокупность исходной культурой, необратимо теряются.

3) Ассимиляция - - процесс , в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к-рой они находятся в непос-редств. контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае А. может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин "А." используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей нац. группы в отношении этнич. меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при к-рых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы. Понятие А. стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову "американизация"). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом: "А. есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе к-рого индивиды или группы приобретают истор. память , чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь ". До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения А. привлекалась преимущественно теория "плавильного тигля": амер. об-во рассматривалось как огромная "творческая лаборатория", где разл. культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетич. целое. Во вт. пол. 20 в. проводились многочисл. исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дёр Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теор. осмысление этого феномена . Ван дёр Занден различал одностороннюю А., при к-рой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы А. в амер. об-ве, пришел к выводу , что А. резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту т.зр. разделяют большинство ученых. Случаи полной А. встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиц. культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнич. группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса А.: замену старых культурых паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д. Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.). В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина "А." в связи с его полит, коннотациями. Кроме того, доминирует понимание А. как сложного и многогранного процесса, разл. аспекты к-рого (расовые, этнич., полит., демогр., психол. и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности. Лит.: Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chi., 1929; Berry B. Race Relations; the Interaction of Ethnic and Racial Groups. Boston, 1951; Eisenstadt S.N. The Absorption of Immigrants. Glencoe (111.), 1955; Bierstedt R. The Social Order. N.Y., 1957; Wagley Ch., Hams M. Minorities in the New World. N.Y., 1958; Lee R.H. The Chinese in the United States of America. Hong Kong; N.Y.; Oxf., 1960; Herskovits M. The Human Factor in Changing Africa. N.Y., 1962; Van der Zanden J. American Minority Relations: The Sociology of Race and Ethnic Groups. N.Y., 1963; Gordon M. Assimilation in American Life. N.Y., 1964. В. Г. Николаев

4) Ассимиляция - (от лат. assimilis подобный ) - уподобление, уравнивание; в психологии - отождествление содержания сознания с подобным, ранее усвоенным его содержанием , совершающееся благодаря тому, что действуют сохранившиеся в памяти следы .

Ассимиляция

- [ лат., assimilatio употребление , отождествление] 1) процесс использования организмом внешних по отношению к нему веществ; 2) слияние одного народа с другим путем усвоения его языка , обычаев и т.п. 3) уподобление одного звука другому [13].

- разновидность межкультурного взаимодействия, предполагающая поглощение одной из культур своего контрагента. А. предполагает своеобразный неравноправный культурный синтез , при котором целостная смысловая структура одной из культур-контрагентов, объективно "не вмещаясь" в категории другой , распадается на отдельные грани и фрагменты , которые переосмысливаются в ключе последней (так, православные иконы, выключенные из контекста религиозной жизни и ассимилированные светской культурой, обретают чисто эстетическую либо историческую ценность ). Таким образом, происходит дальнейшая и все более полная редукция ассимилируемой культурной системы к множеству психологических, культурных и социальных реликтов, которые могут сохраняться в контексте ассимилирующей культуры в таком диссоциированном состоянии очень долго , но эмерджентные свойства, делавшие их совокупность исходной культурой, необратимо теряются.

- процесс , в результате к-рого члены одной этнич. группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнич. группы, с к-рой они находятся в непос-редств. контакте. Этот процесс может происходить спонтанно, и в данном случае А. может рассматриваться как один из типов процесса аккулыпурации и как рез-т этого процесса. Вместе с тем часто термин "А." используется в другом значении и обозначает особую политику доминирующей нац. группы в отношении этнич. меньшинств, направленную на искусств, подавление их традиц. культуры и создание таких социальных условий, при к-рых участие меньшинств в институциональных структурах доминирующей группы опосредствуется их принятием культурных паттернов данной группы. Понятие А. стало использоваться в к. 19 в., гл. обр. в амер. социальной науке (первоначально синонимично слову "американизация"). Одно из первых определений термина А. дано Р. Парком и Э. Берджесом: "А. есть процесс взаимопроникновения и смешения, в ходе к-рого индивиды или группы приобретают истор. память , чувства и установки других индивидов и, разделяя их опыт и историю, инкорпорируются вместе с ними в общую культурную жизнь ". До сер. 20 в. термин А. использовался в контексте изучения инкорпорации индейских племен США в доминирующую культуру белого населения. Для объяснения А. привлекалась преимущественно теория "плавильного тигля": амер. об-во рассматривалось как огромная "творческая лаборатория", где разл. культурные традиции перемешиваются и переплавляются в некое синтетич. целое. Во вт. пол. 20 в. проводились многочисл. исследования процессов А. (Б. Берри, Р. Бирштедт, Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Дж. ван дёр Занден, Херсковиц, М. Харрис и др.). Продолжалось и теор. осмысление этого феномена . Ван дёр Занден различал одностороннюю А., при к-рой культура меньшинства полностью вытесняется доминирующей культурой, и культурное смешение, при к-ром элементы культур подчиненной и господствующей групп смешиваются и, образуя новые устойчивые комбинации, кладут начало новой культуре. М. Гордон, исследовавший процессы А. в амер. об-ве, пришел к выводу , что А. резонно рассматривать в терминах степени; в наст. время эту т.зр. разделяют большинство ученых. Случаи полной А. встречаются крайне редко; обычно имеет место та или иная степень трансформации традиц. культуры меньшинства под влиянием культуры доминирующей этнич. группы, причем нередко довольно значит, оказывается и обратное влияние, оказываемое культурами меньшинств на доминирующую культуру. Гордон выделил несколько компонентов процесса А.: замену старых культурых паттернов подчиненной группы паттернами господствующей культуры; инкорпорацию членов подчиненной группы в институциональные структуры доминирующей группы; рост числа смешанных браков; формирование у членов подчиненной группы социальной идентичности, базирующейся на принадлежности к институциональным структурам господствующей группы; отсутствие дискриминации меньшинств и т.д. Особое значение приобрели практически ориентированные исследования спец. механизмов инкорпорации иммигрантов в новую для них социокультурную реальность (Ш. Айзенштадт, Э. Розенталь, Р. Ли и др.). В настоящее время большинство исследователей выступают за осторожное использование термина "А." в связи с его полит, коннотациями. Кроме того, доминирует понимание А. как сложного и многогранного процесса, разл. аспекты к-рого (расовые, этнич., полит., демогр., психол. и т.д.) целесообразно, рассматривать по отдельности. Лит.: Park R., Burgess E. Introduction to the Science of Sociology. Chi., 1929; Berry B. Race Relations; the Interaction of Ethnic and Racial Groups. Boston, 1951; Eisenstadt S.N. The Absorption of Immigrants. Glencoe (111.), 1955; Bierstedt R. The Social Order. N.Y., 1957; Wagley Ch., Hams M. Minorities in the New World. N.Y., 1958; Lee R.H. The Chinese in the United States of America. Hong Kong; N.Y.; Oxf., 1960; Herskovits M. The Human Factor in Changing Africa. N.Y., 1962; Van der Zanden J. American Minority Relations: The Sociology of Race and Ethnic Groups. N.Y., 1963; Gordon M. Assimilation in American Life. N.Y., 1964. В. Г. Николаев

(от лат. assimilis подобный ) - уподобление , уравнивание; в психологии - отождествление содержания сознания с подобным, ранее усвоенным его содержанием , совершающееся благодаря тому, что действуют сохранившиеся в памяти следы .

Значение слова Ассимиляция в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Азан - в ритуальной практике ислама – призыв на молитву, ...
  • Адепт - (от лат.достигший): ревностный приверженец какого – либо учения, ...
  • Адам - (евр. человек ): в Каббале А. есть "единородный" ...
  • Агрессия - индивидуальное или коллективное поведение или действие направленное на ...
  • Агностицизм - доктрина или философское положение, провозглашающее недостижимость абсолюта ...
  • Агапе - ( санскр.милосердная любовь ): агапе не просто некоторое ...
  • Автономия - (греч.сам и закон ): самоуправление самостоятельность понятие характеризующее ...
  • Антропоцентризм - связанное с идеализмом и религией воззрение, согласно ...
  • Антропоген - последний из геологических периодов от возникновения рода ...
  • Антагонист - 1) непримиримый противник, соперник; 2) мышца, действующая ...
  • Ангажемент - [приглашение] контракт заключенный с артистом на известный ...
  • Аналогия - типичный пример использования стандартных мыслительных форм, показывающий, ...
  • Американцы - по материалам и описаниям в современной российской ...
  • Алгоритм - по [12] система вычислений по строго определенным ...
  • Кейблтоу - (Мас.) Масонский термин для обозначения определенного предмета, употребляемого ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари