Что такое Апперцепция? Значение слова Апперцепция в философском словаре

1) Апперцепция - (от лат. ad — при, perceptio — восприятие ) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция , понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство сознания познающего субъекта , обусловливающее единство его опыта . В психологии под А. понимается процесс , посредством которого новое содержание сознания, новое знание , новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.

2) Апперцепция - (лат. ad — к и percepcio — восприятие ) — термин , введенный Г. Лейбницем для обозначения процессов актуализации элементов восприятия и опыта , обусловленных предшествующим знанием и составляющих активное самосознание монады. С тех пор А. является одним из ведущих понятий философии и психологии. Наиболее сложное содержание этот термин имеет в философии Канта. Последний выделяет два вида А.: эмпирическую и трансцендентальную. С помощью трансцендентальной А. "все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта ", что обеспечивает единство самого познающего субъекта . Эмпирическая А. является производной от трансцендентального единства А. и проявляется в единстве продуктов познавательной деятельности. В психологии идея трансцендентальной А. была использована Гербартом, превратившем ее в понятие апперцептивной массы . Под апперцептивной массой понимался запас представлений, силой которых удерживается определенное актуализированное содержание сознания. Сам термин А. являлся синонимом объема внимания. Однако, в отличие от кантовского понимания, апперцептивная масса Гербарта могла быть сформирована в процессе воспитания. Понятие А. занимала центральное место в индетерминистской теории Вундта. По Вундту, А. — это особая внутренняя сила , локализованная в лобных долях головного мозга . Вундт выделял два уровня сознания: перцептивный и апперцептивный, которым соответствовали два типа "объединения элементов": ассоциативный и апперцептивный. Второй тип есть ни что иное, как "творческий синтез ", который подчиняется, по Вундту, законам особой психологической причинности. Эта причинность трактовалась Вундтом по аналогии с химическими реакциями, а психические элементы , составляющие ощущения, представления и чувства рассматривались по аналогии с химическими элементами. Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальтпсихологии. В настоящее время А. рассматривается в основном только в связи с изучением сенсорно-перцептивных процессов и определяется как влияние прошлого опыта на восприятие. (См. также Кант, Гербарт, Вундт). В.А. Поликарпов

3) Апперцепция - (от лат. ad - при и kuperclptio - восприятие ) - в логике, теории познания, начиная с Лейбница и Канта, то же самое, что осознанное восприятие ( трансцендентальная апперцепция ); в психологии В. Вундта - то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция ; см. Внимание ), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция ); активное состояние психики при столкновении с новым содержанием сознания, включение новых знаний и нового опыта в систему уже имеющегося знания, отбор , обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как результат жизненного опыта индивида , обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта , его осмысленное восприятие.

4) Апперцепция - (лат. ad—к, per ceptio — восприятие ) — зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыта человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у к-рого А. связана с самосознанием (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции.

Апперцепция

(от лат. ad — при, perceptio — восприятие ) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция , понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство со знания познающего субъекта , обусловливающее единство его опыт а . В психологии под А. понимается процесс , посредством которого новое содержание сознания, новое знание , новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.

(лат. ad — к и percepcio — восприятие ) — термин , введенный Г. Лейбницем для обозначения процесс ов актуализации элементов восприятия и опыт а , обусловленных предшествующим знание м и составляющих активное самосознание монады. С тех пор А. является одним из ведущих понятий философии и психологии. Наиболее сложное содержание этот термин имеет в философии Канта . Последний выделяет два вида А.: эмпирическую и трансцендентальную. С помощью трансцендентальной А. "все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта ", что обеспечивает единство самого познающего субъекта . Эмпирическая А. является производной от трансцендентального единства А. и проявляется в единстве продуктов познавательной деятельности. В психологии идея трансцендентальной А. была использована Гербартом, превратившем ее в понятие апперцептивной массы . Под апперцептивной массой понимался запас представлений, силой которых удерживается определенное актуализированное содержание со знания . Сам термин А. являлся синонимом объема внимания. Однако, в отличие от кантовского понимания, апперцептивная масса Гербарта могла быть сформирована в процессе воспитания. Понятие А. занимала центральное место в индетерминистской теории Вундта. По Вундту, А. — это особая внутренняя сила , локализованная в лобных долях головного мозга . Вундт выделял два уровня сознания: перцептивный и апперцептивный, которым соответствовали два типа "объединения элементов": ассоциативный и апперцептивный. Второй тип есть ни что иное, как "творческий синтез ", который подчиняется, по Вундту, законам особой психологической причинности. Эта причинность трактовалась Вундтом по аналогии с химическими реакциями, а психические элементы , составляющие ощущения, представления и чувства рассматривались по аналогии с химическими элементами. Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальтпсихологии. В настоящее время А. рассматривается в основном только в связи с изучением сенсорно-перцептивных процессов и определяется как влияние прошлого опыта на восприятие. (См. также Кант, Гербарт, Вундт). В.А. Поликарпов

(от лат. ad - при и kuperclptio - восприятие ) - в логике, теории по знания , начиная с Лейбница и Канта , то же самое, что осознанное восприятие ( трансцендентальная апперцепция ); в психологии В. Вундта - то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция ; см. Внимание ), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция ); активное состояние психики при столкновении с новым содержание м сознания, включение новых знаний и нового опыт а в систему уже имеющегося знания, отбор , обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как результат жизненного опыта индивида , обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта , его осмысленное восприятие.

(лат. ad—к, per ceptio — восприятие ) — зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыт а человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у к-рого А. связана с самосо знание м (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции.

Значение слова Апперцепция в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Актуализация - – несобственное настоящее т. е. несобственное понимание времени ...
  • Ахинея - вздор, чепуха, бессмыслица, нелепица, бредни, чушь, лалы; ...
  • Архетип - (от греч. arche начало и typos ...
  • Арефлексия - (от греч. a отрицание + рефлекс ) ...
  • Апостериори - (от лат. a posteriori из последующего) ...
  • Аксиология - (от греч. axia ценность и ... логия ...
  • Абсурд - (от лат. absurdum нелепый) бессмыслица, нелепость. ...
  • Авторитет - — значение или влияние лица, письменного источника и ...
  • Автономия - (греч. autonomia — независимость) — свобода заключающаяся в ...
  • Абсурд - (от лат. absurdus — нелепый, глупый) — нелепость, ...
  • Аюта - (Санскр.) Сто Коти, или сумма, равная 1 000 ...
  • Ашшурбанипал - (Халд.) Сарданапал греков, "величайший среди ассирийских Властителей, гораздо ...
  • Аштадиша - (Санскр.) Пространство с восемью направлениями. Воображаемое деление пространства, ...
  • Ашока - (Санскр.) Знаменитый индийский царь династии Мориа правивший в ...
  • Хари - (Санскр.) Титул Вишну но употребляется также по отношению ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари