(от лат. ad — при, perceptio — восприятие ) — осознанное восприятие. Термин введен Г.В. Лейбницем для обозначения схватывания умом своих собственных внутренних состояний; А. противопоставлялась перцепция , понимаемая как внутреннее состояние ума, направленное на представление о внешних вещах. У И. Канта А. означала изначальное единство со знания познающего субъекта , обусловливающее единство его опыт а . В психологии под А. понимается процесс , посредством которого новое содержание сознания, новое знание , новый опыт включаются в преобразованном виде в систему уже имеющегося знания.
(лат. ad — к и percepcio — восприятие ) — термин , введенный Г. Лейбницем для обозначения процесс ов актуализации элементов восприятия и опыт а , обусловленных предшествующим знание м и составляющих активное самосознание монады. С тех пор А. является одним из ведущих понятий философии и психологии. Наиболее сложное содержание этот термин имеет в философии Канта . Последний выделяет два вида А.: эмпирическую и трансцендентальную. С помощью трансцендентальной А. "все данное в наглядном представлении многообразие объединяется в понятие объекта ", что обеспечивает единство самого познающего субъекта . Эмпирическая А. является производной от трансцендентального единства А. и проявляется в единстве продуктов познавательной деятельности. В психологии идея трансцендентальной А. была использована Гербартом, превратившем ее в понятие апперцептивной массы . Под апперцептивной массой понимался запас представлений, силой которых удерживается определенное актуализированное содержание со знания . Сам термин А. являлся синонимом объема внимания. Однако, в отличие от кантовского понимания, апперцептивная масса Гербарта могла быть сформирована в процессе воспитания. Понятие А. занимала центральное место в индетерминистской теории Вундта. По Вундту, А. — это особая внутренняя сила , локализованная в лобных долях головного мозга . Вундт выделял два уровня сознания: перцептивный и апперцептивный, которым соответствовали два типа "объединения элементов": ассоциативный и апперцептивный. Второй тип есть ни что иное, как "творческий синтез ", который подчиняется, по Вундту, законам особой психологической причинности. Эта причинность трактовалась Вундтом по аналогии с химическими реакциями, а психические элементы , составляющие ощущения, представления и чувства рассматривались по аналогии с химическими элементами. Продолжение исследований в этой области привело к появлению гештальтпсихологии. В настоящее время А. рассматривается в основном только в связи с изучением сенсорно-перцептивных процессов и определяется как влияние прошлого опыта на восприятие. (См. также Кант, Гербарт, Вундт). В.А. Поликарпов
(от лат. ad - при и kuperclptio - восприятие ) - в логике, теории по знания , начиная с Лейбница и Канта , то же самое, что осознанное восприятие ( трансцендентальная апперцепция ); в психологии В. Вундта - то же самое, что восприятие, требующее напряжения воли (психологическая апперцепция ; см. Внимание ), в противоположность простому обладанию представлениями (см. Перцепция ); активное состояние психики при столкновении с новым содержание м сознания, включение новых знаний и нового опыт а в систему уже имеющегося знания, отбор , обогащение и классификация наличного материала сообразно со структурой сознания. Современная психология трактует это понятие как результат жизненного опыта индивида , обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта , его осмысленное восприятие.
(лат. ad—к, per ceptio — восприятие ) — зависимость каждого нового восприятия от предшествующего жизненного опыт а человека и от его психического состояния в момент восприятия. Термин ввел Лейбниц, у к-рого А. связана с самосо знание м (в отличие от перцепции). В философии Канта важную роль играет понятие трансцендентальной апперцепции.