Что такое Аномия? Значение слова Аномия в философском словаре

1) Аномия - - понятие , выражающее состояние общества, при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом , приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями. Термин А. был введен Дюркгеймом. В "Общественном разделении труда " Дюркгейм анализирует "ненормальные" формы разделения труда, среди которых он выделяет А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает в результате того, что разделение труда не производит солидарность , и т. о. совокупность правил, стихийно установившаяся между социальными функциями, далее не в состоянии регламентировать отношения социальных органов. В "Самоубийстве" Дюркгейм выделяет три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Анемическое самоубийство имеет тенденцию роста во время крупных общественных катаклизмов, экономических кризисов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющимся социальным и моральным требованиям и предписаниям. Ослабление или дезорганизация общественных структур, отсутствие норм или ценностей, на которые индивиды могли бы ориентироваться в своей жизни, лежит в основе анемического самоубийства. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья, А. связана с основополагающими условиями любой социальной жизни. А с другой стороны, А. непосредственно подготавливает необходимые перемены в обществе и т. о. предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен в обществе. Следовательно, А. предстает явлением нормальной социологии, и граница между нормой и патологией стирается. Дюркгеймовское понятие А. обогатил Р. Мертон - введением теории отклоняющегося (девиантного) поведения. Среди элементов социальной и культурной структуры Мертон выделяет два основных элемента : 1) система целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой; 2) элементы , определяющие, регулирующие и контролирующие приемлемые способы достижения этих целей. Очень часто регулятивные нормы и моральные императивы не совпадают с социально стандартизированными способами достижения этих целей, т. е. выбор подходящих средств и способов ограничен принятыми в обществе социальными и культурными нормами. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их достижения. Мертон выделяет два возможных типа несогласованности между элементами социокультурной структуры. В ситуации, когда выбор альтернативных способов достижения целей не ограничивается нормами, разрешены любые средства и способы достижения этих целей. Вторая ситуация обнаруживается, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. "В таких группах первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости" (Р. Мертон). В отличие от концепций, объясняющих анемическое поведение биологическими влечениями, Мертон считает, что А. "взывается к жизни" не какими-то случайными целями, а именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, что, в свою очередь, сопряжено с различным доступом к возможностям законного, институционально допустимого средства достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между средствами и целями и наличная социальноклассовая структура , взятые вместе, способствуют более частым проявлениям А. Таким образом, А., по Мертону, есть результат разъединения указанных элементов социальной и культурной структуры. Т. X. Керимов

2) Аномия - (франц. anomie — отсутствие закона , организации) — философско-социологическое понятие , используемое для обозначения состояния общества, при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому, что большинство населения оказывается "вне" общества, вступая в конфронтацию с ним. Проблема А. был поставлена Дюркгеймом в книге "О разделении общественного труда ", где в ходе анализа "ненормальных" форм этого разделения, была выделена А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результате чего сопряженная стихийно-установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур. Состояние А. может характеризовать и отдельного индивида , находящегося в состоянии конфликта с обществом. В "Самоубийстве" Дюркгейм выделил три типа самоубийств: "эгоистические", "альтруистические" и "анемические". Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социальной ситуации. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. А., по его мнению, порождая систематические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе. То обстоятельство, что "А." начала являть собой термин академической теоретической социологии, явилось, в частности, свидетельством того, что в обществе 20 века граница между нормой и патологией постепенно стирается. Дюркгеймовская трактовка А. была развита Мертоном, который ввел систему понятий, описывающих феномен "отклоняющегося" (девиантного) поведения. В ряду элементов системы целей и интересов, задаваемых, по Мертону, данной культурой, важную роль исполняют общественные институты , определяющие и контролирующие общепринятые способы достижения этих целей. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть охарактеризовано как симптом рассогласованности между избираемыми субъектами средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения. Мертон выделял две мыслимых разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры: а) ситуация , когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей; б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, "первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости". Мертон считал, что А. "взывается к жизни" именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, и, в свою очередь, сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между этими средствами и целями вкупе с водоразделами социально-классовой структуры (что оставляет индивида в неопределенном, "деклассированном" состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой) способствуют более частым проявлениям А. А.А. Грицинов

3) Аномия - - одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятием аномического самоубийства в свое время введено в научный оборот французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгеймом. А. означает утрату исторически сформировавшегося облика, закономерно-устойчивой системы социально значимых черт человека , социальной позиции , общественного веса индивида , превращение его в простую статистическую единицу, в элемент масс. Приобретающие широкий характер деструктивные изменения, что происходят с личностью , есть чаще всего результат стагнационных, деградационных процессов в экономике, наступающих при внезапном обвальном ее кризисе, смене сложившегося уклада, исторически сформировавшегося способа общественного производства и соответствующего ему распределения производительных сил. Все это инициирует изменения в структуре живого труда , в распределении материальных и духовных благ и сопровождается ростом социальной депрессии, когда человек с любой сколько-нибудь значимой позиции может внезапно скатиться до уровня люмпена, обезличенного существа "без имени, роду и племени". А. как массовое социальное явление получает простор для развития в периоды кризисных периодов и сопутствующих им трансформаций в обществе, когда рушатся прежние ценности и социальные роли и человек не находит в себе достаточного объема адаптивных способностей, чтобы противостоять деструктивным явлениям, захватывающим также и личность. Наибольший ущерб достается матрице ценностей, когда рвутся временные связи, во множестве возникают и начинают действовать дезориентационные факторы, в которых становится очень большим удельный вес стихийной сотавляющей. Во многом утрачивается обычно свойственное человеку, коренящееся в глубинах подсознания, чувство меры, и это говорит о том, что А. - затрагивающая глубочайшие слои координации социального бытия патология , социальная болезнь, "коды" которой находящиеся в подкорковой области мозга , на уровне бессознательно-иррационального. Проявлением этого служит возрастание в обществе удельного веса депрессий, которые обычно сопровождаются повышенными склонностями и побуждениями к суицидам. Неуклонный рост депрессий, вызываемых аномией, носящей во многом торпидный, скрытый, латентный характер, а также другими стрессогенными причинами, высокой напряженностью жизни, безжалостностью общества к отчуждаемому от производственных отношений, от мира вещей, собственно человеческому (духовному) фактору, - такова одна из типичных особенностей жизни современного западного общества. Ее постоянный спутник - падение чувства социальной справедливости, социальных гарантий, социальной поддержки со стороны общества, что и влияет на понижение барьера жизнеспособности индивида, утрачивающего свое социально-ролевое кредо. Массовый характер принимает рост равнодушия людей ко всему, безразличное или даже отрицательное отношение к правовым, нравственным, эстетическим нормам и законам, к социальным, семейным обязанностям и гражданской ответственности. "А здесь все требует такого напряжения, даже любовь ", - это говорит Моника Витти устами своей героини в фильме Микеланжело Антониони "Затмение" (1962). Не случайно на Западе , как массово преподносится в произведенных там фильмах, люди не любят друг друга (это было бы воистину по-человечески), а "занимаются любовью". Необходимо, однако, заметить, что не во всяком возрасте человек с одной и той же силой способен испытывать на себе аномизирующие влияния социального окружения, что (это обусловлено физиологической природой человека как антропоида) существуют точки возрастной шкалы человека, когда он в минимальной степени подвержен подобным деструктивным влияниям и расстройствам либо же, напротив, в максимальной степени способен им противостоять. Наиболее устойчив человек по отношению к деструктивным социальным воздействиям в возрастных точках 6 -- 7, 12 -- 13 лет, 22 -- 23 года, 37 лет и 59 -- 60 лет. Напротив, наиболее уязвим человек в 9 -- 10 лет (так называемый детский суицид), 16 -- 17 лет ( феномены Ромео и Джульетты, "бедной Лизы"), 28 -- 29 лет (пик кризиса жизненных устремлений), 46 -- 47 лет (пик кризиса всей "напрасно прожитой" жизни, ревизии ее смыслов).

4) Аномия - (от греч. а - отрицательная частица и nomos - закон ) - понятие социологии, введенное франц. социологом Э. Дюркгеймом и обозначающее любые виды "нарушений" в ценностно-нормативной системе общества. Среди них выделяют " вакуум ", или отсутствие, пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социальное поведение , их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результате аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие " аномия " более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам "перестроек" и т. д.).

Аномия

- понятие , выражающее состояние общества , при котором отсутствие или неустойчивость социальных и моральных императивов и правил, регулирующих отношения между индивидами и обществом , приводит к тому , что большинство населения оказывается "вне" общества, вступает в конфронтацию с его нормативными предписаниями. Термин А. был введен Дюркгейм ом. В "Общественном разделении труда " Дюркгейм анализирует "ненормальные" формы разделения труда, среди которых он выделяет А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает в результат е того , что разделение труда не производит солидарность , и т. о. совокупность правил, стихийно установившаяся между социальными функциями, далее не в состоянии регламентировать отношения социальных органов. В "Самоубийстве" Дюркгейм выделяет три типа самоубийства: эгоистическое, альтруистическое и анемическое. Анемическое самоубийство имеет тенденцию роста во время крупных общественных катаклизмов, экономических кризисов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющимся социальным и моральным требованиям и предписаниям. Ослабление или дезорганизация общественных структур, отсутствие норм или ценностей, на которые индивиды могли бы ориентироваться в своей жизни, лежит в основе анемического самоубийства. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья, А. связана с основополагающими условиями любой социально й жизни. А с другой стороны, А. непосредственно подготавливает необходимые перемены в обществе и т. о. предполагает наличие путей, открытых для необходимых перемен в обществе. Следовательно , А. предстает явлением нормальной социологии, и граница между нормой и патологией стирается. Дюркгеймовское понятие А. обогатил Р. Мертон - введением теории отклоняющегося (девиантного) поведения. Среди элементов социальной и культурной структуры Мертон выделяет два основных элемента : 1) система целей, намерений и интересов, определяемых данной культурой; 2) элементы , определяющие, регулирующие и контролирующие приемлемые способы достижения этих целей. Очень часто регулятивные нормы и моральные императивы не совпадают с социально стандартизированными способами достижения этих целей, т. е. выбор подходящих средств и способов ограничен принятыми в обществе социальными и культурными нормами. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть расценено как симптом несогласованности между определяемыми культурой устремлениями и социально организованными средствами их достижения. Мертон выделяет два возможных типа несогласованности между элементами социокультурной структуры. В ситуации, когда выбор альтернативных способов достижения целей не ограничивается нормами, разрешены любые средства и способы достижения этих целей. Вторая ситуация обнаруживается, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. "В таких группах первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости" (Р. Мертон). В отличие от концепций, объясняющих анемическое поведение биологическими влечениями, Мертон считает, что А. "взывается к жизни" не какими-то случайными целями, а именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, что, в свою очередь , сопряжено с различным доступом к возможностям законного, институционально допустимого средства достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между средствами и целями и наличная социальноклассовая структура , взятые вместе , способствуют более частым проявлениям А. Таким образом, А., по Мертону, есть результат разъединения указанных элементов социальной и культурной структуры. Т. X. Керимов

(франц. anomie — отсутствие закона , организации) — философско-социологическое понятие , используемое для обозначения состояния общества , при котором отсутствие или неустойчивость регулирующих отношения между индивидами и обществом императивов и правил приводит к тому , что большинство населения оказывается "вне" общества, вступая в конфронтацию с ним. Проблема А. был поставлена Дюркгейм ом в книге "О разделении общественного труда ", где в ходе анализа "ненормальных" форм э того разделения, была выделена А. Согласно Дюркгейму, состояние А. возникает тогда, когда разделение труда противостоит отношениям солидарности, в результат е чего сопряженная стихийно -установившаяся совокупность правил оказывается не в состоянии регламентировать отношения общественных структур. Состояние А. может характер изовать и отдельного индивида , находящегося в состоянии конфликта с обществом. В "Самоубийстве" Дюркгейм выделил три типа самоубийств: "эгоистические", "альтруистические" и "анемические". Последние имеют тенденцию к росту во время общественно-экономических кризисов и катаклизмов, когда индивиды не могут приспособиться к быстро изменяющейся социально й ситуации. Дюркгейм считал А. одним из факторов общественного здоровья или нездоровья. А., по его мнению, порождая система тические отклонения от социальных норм, подготавливает и ускоряет перемены в обществе. То обстоятельство, что "А." начала являть собой термин академической теоретической социологии, явилось, в частности, свидетельством того, что в обществе 20 века граница между нормой и патологией постепенно стирается. Дюркгеймовская трактовка А. была развита Мертон ом, который ввел систему понятий, описывающих феномен "отклоняющегося" (девиантного) поведения. В ряду элементов системы целей и интересов, задаваемых, по Мертону, данной культурой, важную роль исполняют общественные институты , определяющие и контролирующие общепринятые способы достижения этих целей. Согласно Мертону, девиантное поведение может быть охарактеризовано как симптом рассогласованности между избираемыми субъектами средствами реализации целей и общественно организованными способами их достижения. Мертон выделял две мыслимых разновидности несогласованности между элементами социокультурной структуры: а) ситуация , когда выбор альтернативных способов достижения целей ничем не ограничивается, разрешены любые средства и способы достижения этих целей; б) ситуация, когда деятельность по достижению целей становится самоцелью. В этом случае, по Мертону, "первоначальные цели забыты и ритуалистическая приверженность к институционально предписанному поведению принимает характер подлинной одержимости". Мертон считал, что А. "взывается к жизни" именно принятыми в обществе общепризнанными культурными ценностями, и, в свою очередь , сопряжена с различным доступом к возможностям институционально допустимых средств достижения обусловленных культурой целей. Высокая степень дезинтеграции между этими средствами и целями вкупе с водоразделами социально-классовой структуры (что оставляет индивида в неопределенном, "деклассированном" состоянии, без чувства солидарности с конкретной группой) способствуют более частым проявлениям А. А.А. Грицинов

- одно из важнейших понятий современной социологии. Наряду с понятие м аномического самоубийства в свое время введено в научный оборот французским социологом-позитивистом Эмилем Дюркгейм ом. А. означает утрату исторически сформировавшегося облика, закономерно-устойчивой системы социально значимых черт человека , социальной позиции , общественного веса индивида , превращение его в простую статистическую единицу, в элемент масс. Приобретающие широкий характер деструктивные изменения, что происходят с личностью , есть чаще всего результат стагнационных, деградационных процессов в экономике, наступающих при внезапном обвальном ее кризисе, смене сложившегося уклада, исторически сформировавшегося способа общественного производства и соответствующего ему распределения производительных сил. Все это инициирует изменения в структуре живого труда , в распределении материальных и духовных благ и сопровождается ростом социальной депрессии, когда человек с любой сколько-нибудь значимой позиции может внезапно скатиться до уровня люмпена, обезличенного существа "без имени, роду и племени". А. как массовое социальное явление получает простор для развития в периоды кризисных периодов и сопутствующих им трансформаций в обществе, когда рушатся прежние ценности и социальные роли и человек не находит в себе достаточного объема адаптивных способностей, чтобы противостоять деструктивным явлениям, захватывающим также и личность. Наибольший ущерб достается матрице ценностей, когда рвутся временные связи, во множестве возникают и начинают действовать дезориентационные факторы, в которых становится очень большим удельный вес стихийно й сотавляющей. Во многом утрачивается обычно свойственное человеку, коренящееся в глубинах подсознания, чувство меры, и это говорит о том, что А. - затрагивающая глубочайшие слои координации социального бытия патология , социальная болезнь, "коды" которой находящиеся в подкорковой области мозга , на уровне бессознательно-иррационального. Проявлением э того служит возрастание в обществе удельного веса депрессий, которые обычно сопровождаются повышенными склонностями и побуждениями к суицидам. Неуклонный рост депрессий, вызываемых аномией, носящей во многом торпидный, скрытый, латентный характер, а также другими стрессогенными причинами, высокой напряженностью жизни, безжалостностью общества к отчуждаемому от производственных отношений, от мира вещей, собственно человеческому (духовному) фактору, - такова одна из типичных особенностей жизни современного западного общества. Ее постоянный спутник - падение чувства социальной справедливости, социальных гарантий, социальной поддержки со стороны общества, что и влияет на понижение барьера жизнеспособности индивида, утрачивающего свое социально-ролевое кредо. Массовый характер принимает рост равнодушия людей ко всему, безразличное или даже отрицательное отношение к правовым, нравственным, эстетическим нормам и законам, к социальным, семейным обязанностям и гражданской ответственности. "А здесь все требует такого напряжения, даже любовь ", - это говорит Моника Витти устами своей героини в фильме Микеланжело Антониони "Затмение" (1962). Не случайно на Западе , как массово преподносится в произведенных там фильмах, люди не любят друг друга (это было бы воистину по-человечески), а "занимаются любовью". Необходимо, однако, заметить, что не во всяком возрасте человек с одной и той же силой способен испытывать на себе аномизирующие влияния социального окружения, что (это обусловлено физиологической природой человека как антропоида) существуют точки возрастной шкалы человека, когда он в минимальной степени подвержен подобным деструктивным влияниям и расстройствам либо же, напротив, в максимальной степени способен им противостоять. Наи более устойчив человек по отношению к деструктивным социальным воздействиям в возрастных точках 6 -- 7, 12 -- 13 лет, 22 -- 23 года, 37 лет и 59 -- 60 лет. Напротив, наиболее уязвим человек в 9 -- 10 лет (так называемый детский суицид), 16 -- 17 лет ( феномены Ромео и Джульетты, "бедной Лизы"), 28 -- 29 лет (пик кризиса жизненных устремлений), 46 -- 47 лет (пик кризиса всей "напрасно прожитой" жизни, ревизии ее смыслов).

(от греч. а - отрицательная частица и nomos - закон ) - понятие социологии, введенное франц. социологом Э. Дюркгейм ом и обозначающее любые виды "нарушений" в ценностно-нормативной системе общества . Среди них выделяют " вакуум ", или отсутствие , пробных норм, неэффективность их влияния как средства воздействия на социально е поведение , их расплывчатость, а также противоречивость между нормами, определяющими цели деятельности, и нормами, позволяющими обладать средствами достижения этих целей. В результат е аномии часто слабо регулируются в обществе безграничные по своей природе человеческие желания, и отсутствие эффективных норм их регуляции делает индивидов несчастными, ведет к проявлениям девиантного поведения. Понятие " аномия " более всего подходит к различным переходным состояниям общества (периодам революций, реформ, эпохам "перестроек" и т. д.).

Значение слова Аномия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Агрессивность - естественное человеческое качество ведущее в конечном итоге ...
  • Автоколебания - колебания, состояния системы вызванные внутренними причинами; особенностями ...
  • Абстракция - (от лат. absractio отвлечение) одна ...
  • Архетип - (от греч. arche начало и typos ...
  • Аутентичность - понятие экзистенциалистской философии, связанное с проблемами самоопределения ...
  • Атараксия - термин используемый разными философами и философскими школами, ...
  • Архетип - понятие широко использовавшееся в аналитической психологии К. ...
  • Аффицирование - (нем. Affizierung от лат. afficere причинять, действовать) ...
  • Атман - в индийской философии обозначает самый глубокий уровень ...
  • Атараксия - (греч. невозмутимость, спокойствие духа, бесстрашие) безрелигиозный идеал ...
  • Асеизм - (от лат. a se esse иметь бытие ...
  • Апологетика - (от греч. apologetikos пригодный для обороны) ...
  • Апокатастасис - (греч. всеобщее восстановление, возврат к исходному состоянию). ...
  • Антропоморфизм - (от греч. anthropos и morphe: " форма человека ...
  • Конвергенция - (лат. "convergentia" "совпадение", "слияние") теория в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари