Что такое Афроцентризм? Значение слова Афроцентризм в философском словаре

Афроцентризм - - теория , направленная на ценностное возвышение афр. культуры. А. получил распространение после крушения колониальной системы. Идеологи негритюда , учения о всевластии негритянской расы, утверждали, что многовековое господство Европы должно смениться верховенством Африки. В разработке А. существ, роль принадлежит создателю теории негритюда, философу , поэту и эссеисту из Сенегала - Леопольду Седару Сенгору (осн. работы: Дух цивилизации и законы афр. культуры, 1956; Негритюд и германизм, 1965; Негро-афр. эстетика , 1964; отд. вопросы А. см.: Жозефо Ки-Зербо (Буркина-Фасо), Энгельберт-Мвенга (Камерун), Ола Балагун и Экпо Эйо (Нигерия). Огромное место в философии А. занимает проблема специфики собственно афр. культурной практики. Говоря о психологии афр. негра, Сенгор отмечал, что он - дитя природы, его органы чувств открыты к приему любого импульса природы. Приверженцы А. указывают, что для негра на первом месте всегда форма и цвет , звук и ритм , запах и прикосновение. Такое мироощущение противопоставляется зап., рационалистическому. Психол. и художнические интуиции негро-афр. культурологии подхватывались и европ. сознанием . Так, Сартр в "Черном Орфее" противопоставляет черного крестьянина белому инженеру. По мнению Сенгора, именно отношение к объекту - к внешнему миру, к "другому", характеризует народ и его культуру. Теоретики А. разрабатывали модель европ. человека как сугубо отрицательную, несоизмеримую с афр. в ценностном отношении. Белый человек, являющий собой объективный разум , человек действия, воин, хищник отделяет себя от объекта; вооружившись точными инструментами анализа , он безжалостно расчленяет объект. Образованный, но движимый лишь практич. соображениями, белый европеец воспринимает "другого" как средство. Эта страсть к разрушению в конечном счете сулит европейцам беду. Афр. негр как бы заперт в своей черной коже, он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или об-ва. Он берет живой объект в ладони, как слепец, вовсе не стремясь зафиксировать его или убить. Он ощущает его чуткими пальцами; он создан на третий день творения: чистое сенсорное поле . Он познает "другого" на субъективном уровне. Раскрывая образ афр. культуры, Сенгор писал, что именно космич. ритм задает объект, именно он вызывает приятное ощущение в нервных клетках , именно на него человек реагирует поведением ; если ритм нарушается, диссонирует, возникает оборонит, реакция . Обыгрывая известную фразу Декарта, Сенгор предлагает формулу: "Я чувствую, я танцую "другого", я существую". Афр. негру для осознания своего существования необходимо не "словесное определение ", а объективное дополнение . Танцевать - значит открывать и воссоздавать, отождествлять себя с жизненными силами, жить более полной жизнью , существовать. Это - высшая форма познания . Поэтому познание афр. негра в трактовке негро-афр. эстетики есть одновременно открытие и вос-создание. Жизненная сила афр. негра вдохновляется разумом, отличающимся от разума белого европейца: разум негра имеет больше общего с логосом, нежели с рацио. Будучи самым типичным для человека выражением нервного и чувственного впечатления, логос не втискивает объект в формы жестких логич . категорий, не прикасаясь к нему. Слово афр. негра возвращает объектам их первозданную окраску, выявляет подлинное строение и текстуру, имена и знаки . Оно пронизывает объекты сверкающими лучами, чтобы они снова обрели прозрачность , и привносит в них сюрреальность в ее первобытной влажности. Разум классич. Европы аналитичен, афр. негра - интуитивен. Сторонники А. полагают, что европ. культура постепенно приходит к озарениям, питающим афр. культуру. В негритюде присутствует также социальная критика европ. мира - атомизированного, технизированного и деперсонализированного. Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности афр. негра: религию, социальные структуры, искусство и лит-ру и главное - гениальность его языка . Влияние А. в последние десятилетия заметно упало даже в афр. странах. Лит.: Африка: проблемы перехода к гражд. об-ву. Тез. докл. Вып. 1-2. М., 1994; Африканистика зарубеж. стран, 1989-1990 гг. М., 1994. П. С. Гуревич

Афроцентризм

- теория , направленная на ценностное возвышение афр. культуры. А. получил распространение после крушения колониальной системы. Идеологи негритюд а , учения о всевластии негритянской расы , утверждали, что многовековое господство Европы должно смениться верховенством Африки. В разработке А. существ, роль принадлежит создателю теории негритюда, философу , поэту и эссеисту из Сенегала - Леопольду Седару Сенгор у (осн. работы: Дух цивилизации и законы афр. культуры, 1956; Негр итюд и германизм , 1965; Негро-афр. эстетика , 1964; отд. вопросы А. см.: Жозефо Ки-Зербо ( Буркина-Фасо ), Энгельберт-Мвенга ( Камерун ), Ола Балагун и Экпо Эйо ( Нигерия ). Огромное место в философии А. занимает проблема специфики собственно афр. культурной практики. Говоря о психологии афр. негра, Сенгор отмечал, что он - дитя природы, его органы чувств открыты к приему любого импульса природы. Приверженцы А. указывают, что для негра на первом месте всегда форма и цвет , звук и ритм , запах и прикосновение . Такое миро ощущение противопоставляется зап., рационалистическому. Психол. и художнические интуиции негро-афр. культурологии подхватывались и европ. сознанием . Так, Сартр в "Черном Орфее" противопоставляет черного кр есть янина белому инженеру. По мнению Сенгора, именно отношение к объект у - к внеш нему миру, к "другому", характеризует народ и его культуру. Теоретики А. разрабатывали модель европ. человек а как сугубо отрицательную, несоизмеримую с афр. в ценностном отношении. Белый человек, являющий собой объективный разум , человек действия, воин , хищник отделяет себя от объекта; вооружившись точными инструментами анализа , он безжалостно расчленяет объект. Образ ованный , но движимый лишь практич. соображениями, белый европеец воспринимает "другого" как средство . Эта страсть к разрушению в конечном счете сулит европейцам беду. Афр. негр как бы заперт в своей черной коже, он живет в первозданной ночи и не отделяет себя от объекта: от дерева или камня, человека или зверя, явления природы или об-ва. Он берет живой объект в ладони, как слепец , вовсе не стремясь зафиксировать его или убить . Он ощущает его чуткими пальцами; он создан на третий день творения: чистое сенсорное поле . Он познает "другого" на субъективном уровне. Раскрывая образ афр. культуры, Сенгор писал, что именно космич. ритм задает объект, именно он вызывает приятное ощущение в нервных клетках , именно на него человек реагирует поведением ; если ритм нарушается, диссонирует, возникает оборонит, реакция . Обыгрывая известную фразу Декарта, Сенгор предлагает формулу: "Я чувствую, я танцую "другого", я существую". Афр. негру для осознания своего существования необходимо не "словесное определение ", а объективное дополнение . Танцевать - значит открывать и воссоздавать , отождествлять себя с жизненными сила ми, жить более полной жизнью , существовать . Это - высшая форма познания . Поэтому познание афр. негра в трактовке негро-афр. эстетики есть одновременно открытие и вос-создание. Жизненная сила афр. негра вдохновляется разумом, отличающимся от разума белого европейца: разум негра имеет больше общего с логос ом, нежели с рацио. Будучи самым типичным для человека выражением нервного и чувственного впечатления, логос не втискивает объект в формы жестких логич . категорий, не прикасаясь к нему. Слово афр. негра возвращает объектам их первозданную окраску, выявляет подлинное строение и текстуру, имена и знаки . Оно пронизывает объекты сверкающими лучами, чтобы они снова обрели прозрачность , и привносит в них сюрреальность в ее первобытной влажности. Разум классич. Европы аналитичен, афр. негра - интуитивен. Сторонники А. полагают, что европ. культура постепенно приходит к озарениям, питающим афр. культуру. В негритюде присутствует также социальная критика европ. мира - атомизированного, технизированного и деперсонализированного. Эмоциональное отношение к миру определяет все культурные ценности афр. негра: религию, социальные структуры, искусство и лит-ру и главное - гениальность его языка . Влияние А. в последние десятилетия заметно упало даже в афр. странах. Лит.: Африка : проблемы перехода к гражд. об-ву. Тез. докл. Вып. 1-2. М., 1994; Африканистика зарубеж. стран, 1989-1990 гг. М., 1994. П. С. Гуревич

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ариософия - мистическое направление в германском оккультизме конца XIX ...
  • Антропология - (греч. "antropoz", " человек " и "logoz", " ...
  • Анархизм - (греч. "a", "an", " отрицание ", "не" и ...
  • Актуальное - (лат. "actu", " действие ") "действительное", "наличествующее". ...
  • Акматическая - (греч. "akmh", "пик") стадия вершина какогото процесса ...
  • Автократия - (греч. "autoz", "сам" и "kratoz", " власть ") ...
  • Атараксия - (греч. ataraxiaневозмутимость) категория древнегреч этики, характеризующая состояние ...
  • Артемий - (ок. 15001570) религиозный публицист. Монах ПсковоПечерского монастыря, ...
  • Антропософия - (от греч. человек и sophia мудрость ) ...
  • Антроподицея - (от греч. человек и справедливость букв, оправдание человека) ...
  • Анагогия - (от греч. вести вверх, возводить) метод ...
  • Аттрактор - (однокоренные слова тракт, трактир, трактор, аттракцион, аттрактанты ...
  • Атавизм - проявление у биологических и социальных организмов свойств ...
  • Архантропы - человекообразные существа, занимающие между обезьяной и человеком ...
  • Симпатия - (отгр.чувствовать): склонность обеспечивающая взаимопонимание людей. Шелер проанализировал симпатию ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари