Что такое Пикассо? Значение слова Пикассо в энциклопедическом словаре

1) Пикассо - (Picasso) (собственно Руис - Ruiz) Пабло (1881-1973), французскийживописец. По происхождению испанец. В 1900-х гг. (""голубой"" и ""розовый""периоды) создал обостренно-выразительные произведения, посвященныеобездоленным людям (""Девочка на шаре"", 1905). С 1907 основоположниккубизма, с сер. 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, вряде работ близок сюрреализму. Произведения Пикассо иногда полны боли ипротеста, имеют большое общественное значение (""Герника"", 1937), глубокоегуманистическое содержание (рисунок ""Голубь мира"", 1947). Много работалкак график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962).Международная премия Мира (1950).

2) Пикассо - (Picasso) Пабло (Руис-и-Пикассо) (25 октября 1881 - Малага - 8апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы), французский художник, испанец попроисхождению. Годы учения Учился у своего отца - Х. Руиса, в школахизящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии ""СанФернандо"", увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям.Испытал воздействие анархизма. В 1900 Пикассо впервые приезжает в Париж, с1904 живет там постоянно. Выставляется с 1901 у ""тетушки Вейль"" и у А.Воллара. В это время он уходит от влияния стиля модерн, которое еще долгосохраняется в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористическоймонохромии. Своими ""учителями"" Пикассо избирает Ван Гога, Гогена, Сезанна,Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими пастозными мазками в манерепротофовизма (см. фовизм). ""Голубой"" и ""розовый"" периоды На годы поездокмежду Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый ""голубойпериод"": в палитре мастера преобладают голубые оттенки. Для картин этогопериода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал -""кто грустен, тот искренен""); движения людей замедленны, они словновслушиваются в себя (""Любительница абсента"", 1901; ""Свидание"", 1902, обе вЭрмитаже; ""Старый нищий старик с мальчиком"", 1903, Музей изобразительныхискусств, Москва). В следующий период, получивший название ""розового"",появляются сцены дружбы, любования красотой обнаженного тела. Произведениепереходного периода - от ""голубого"" к ""розовому"" - ""Девочка на шаре""(1905, Музей изобразительных искусств, Москва). Кубизм В 1907 Пикассосоздает композицию ""Авиньонские девицы"" (Музей современного искусства,Нью-Йорк) - большое панно, персонажи которого - посетители и девицыпубличного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А.Сальмон, давший название произведению) - предстают бесполыми существами,некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разныестилистические манеры: розовые фигуры персонажей геометризированы, ликиотдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемыафриканских скульпторов. ""Авиньонские девицы"" произвели сенсацию, картинаположила начало многим экспериментам. Вкус к резкой, разрушительнойдеформации оказался знаменем нового века. В 1908-09 Пикассо совместно с Ж.Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль - кубизм, ставшийрадикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности кее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественноохристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописиСезанна, но заметно ""утяжеленные"", помутнелые; они комбинируются вгеометрические формулы, обнажая некие изначальные ""прототипы"" человеческихфигур, вещей и мира природы (""Королева Изабо"", ""Дама с веером"", обе 1909;""Портрет А. Воллара"", 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва;""Дриада"", ""Фермерша"", ""Три женщины"", ряд натюрмортов, 1909-10, Эрмитаж).Первая стадия кубизма получила впоследствии название ""аналитической"". С1919 она постепенно перерождается, и в 1913 появляется ""синтетическая""стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление кплоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты,преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-подтабака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибуты, присущие образужизни художественной богемы начала века. В композициях появляется""кубистическая тайнопись"": зашифрованные номера телефонов, домов, обрывкиимен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж -вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объеминородного материала в картине увеличивается (присыпки песком,вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла, использованиегипса и т. п.). В ""синтетический"" период появляется также стремление кгармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временамивписываются в овал. В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однакоотдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизнихудожника (""Три музыканта"", 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).Неоклассицизм Уже в картине ""Художник и его модель"" (1914) и в рядерисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм.Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденциистановятся явными для всех. Многих это смущает: новатор, соблазнившийстольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критическиезаметки о ""художнике-хамелеоне"". В 1917 Пикассо делает декорации длябалета ""Парад"" Э. Сати (текст Ж. Кокто) в ""помпейском стиле"". Женитьба набалерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением кмиру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка вИталию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делаетпо фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному""активизирует"" форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет - Энгром(этот период нередко называют ""энгровским""). Сюрреализм При этом втворчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разныхнаправлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма- пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке формкоторых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальнымиэлементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетаявпечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В1930 художник делает серию из 30 офортов к ""Метаморфозам"" Овидия. В1930-37 создает ""Сюиту Воллара""; в числе ста офортов, продолжающихтрадиции Рембрандта и Гойи, - сцены с человекобыком, где легендарныйобитатель лабиринта Минотавр превращается в ""миф Пикассо"", ибо художниквесьма произвольно трактует древнее сказание. Война в Испании. ""Герника"" В1937 симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании(серия акватинт ""Мечты и ложь генерала Франко"", отпечатанная в видеоткрыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле1937 немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городокбасков Герника - культурный и политический центр жизни этогосвободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою ""Гернику"" -громадное полотно, которое было выставлено в республиканском павильонеИспании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромныекраски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции,наподобие фриза, в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементовпоказаны павший воин, подбегающая к нему женщина и раненая лошадь.Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенкоми быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх руками.В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь, протягиваетсядлинная рука со светильником - символом надежды. Послевоенный период В1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первомпослевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал.В 1950 он рисует знаменитого ""Голубя мира"", в 1951 пишет картину ""Война вКорее"" (собрание семьи художника). В 1947 Пикассо приезжает в городокВаллорис - традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливаетздесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождениютрадиционного ремесла. Перед старинным романским собором на торговойплощади устанавливается статуя его работы ""Человек с ягненком"" (1942-44);в крипте храма помещаются живописные панно ""Война"" и ""Мир"" (1952). В1956-57 Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает рядпроизведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получаетназвание ""музей Пикассо"". В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариациина темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого (""Менины""Веласкеса, ""Расстрел повстанцев"" Гойи, ""Завтрак на траве"" Мане и др.).Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своейнеуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанныенебрежно холсты ""позднего Пикассо"" представляют любимые им сцены: художники модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивыбоя быков; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо оказалгромадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастеромв искусстве 20 в.""ПИКВИКИ"" (""Пиквикский клуб""), кружок разночиннойинтеллигенции в Екатеринославе в 1857-60 (до 1858 ""Обществосамосовершенствования""). Назван в память о И. И. Введенском, переводчикеодноименного романа Ч. Диккенса. Руководители - Н. П. Баллин, В. Н.Елагин, М. М. Стопановский. Социалистические взгляды. Имел связи сХарьковско-Киевским обществом, ""Колоколом"", ""Современником"".

Пикассо

(Picasso) (собственно Руис - Ruiz) Пабло (1881-1973), французский живописец. По происхождению испанец. В 1900-х гг. (""голубой"" и ""розовый"" период ы) создал обостренно-выразительные произведения, посвященныеобездоленным людям (""Девочка на шаре"", 1905). С 1907 основоположник кубизм а, с сер. 1910-х гг. создавал произведения в духе неоклассицизма, вряде работ близок сюрреализм у. Произведения Пикассо иногда полны боли ипротеста, имеют большое общественное значение ("" Герника "", 1937), глубокоегуманистическое содержание (рисунок ""Голубь мира"", 1947). Много работалкак график, скульптор, керамист. Международная Ленинская премия (1962).Международная премия Мира (1950).

(Picasso) Пабло (Руис-и- Пикассо ) (25 октября 1881 - Малага - 8апреля 1973, Мужен, Приморские Альпы ), французский художник, испанец попроисхождению. Годы учения Учился у своего отца - Х. Руиса, в школахизящных искусств в Ла-Корунье, Барселоне и в Мадридской академии ""СанФернандо"", увлекаясь французским искусством, знакомым по репродукциям.Испытал воздействие анархизма. В 1900 Пикассо впервые приезжает в Париж , с1904 живет там постоянно . Вы став ляется с 1901 у ""тетушки Вейль"" и у А.Воллара. В это время он уходит от влияния стиля модерн , которое еще долгосохраняется в манере подчеркивать силуэты фигур, а также в колористическоймонохромии. Своими ""учителями"" Пикассо избирает Ван Гога , Гогена, Сезанна,Тулуз-Лотрека. Он начинает писать яркими пастозными мазками в манерепрото фовизм а (см. фовизм). ""Голубой"" и ""розовый"" период ы На годы поездокмежду Парижем и Барселоной (1901-04) приходится так называемый ""голубойпериод"": в палитре мастер а преобладают голубые оттенки. Для картин этогопериода характерны образы нищеты, меланхолии и печали (Пикассо считал -""кто грустен, тот искренен""); движения людей замедленны, они словно вслушиваются в себя (""Любительница абсента"", 1901; ""Свидание"", 1902, обе вЭрмитаже; ""Старый нищий старик с мальчиком"", 1903, Музей изобразительныхискусств, Москва ). В следующий период, получивший название ""розового"",появляются сцены дружбы , любования красотой обнаженного тела . Произведениепереходного периода - от ""голубого"" к ""розовому"" - ""Девочка на шаре""(1905, Музей изобразительных искусств, Москва). Кубизм В 1907 Пикассосоздает композицию "" Авиньон ские девицы"" (Музей современного искусства,Нью-Йорк) - большое панно , персонажи которого - посетители и девицыпубличного дома в барселонском квартале Авиньон (так полагал поэт А.Сальмон, давший название произведению) - предстают бесполыми существами,некими устрашающими идолами. В произведении сочетаются разныестилистические манеры : розовые фигуры персонажей геометризированы, ликиотдельных из них написаны в штриховой манере, имитирующей приемыафриканских скульпторов. ""Авиньонские девицы"" произвели сенсацию, картинаположила начало многим экспериментам. Вкус к резкой, разрушительнойдеформации оказался знаменем нового века. В 1908-09 Пикассо совместно с Ж.Браком, влияя друг на друга, разрабатывают новый стиль - кубизм, ставшийрадикальным поворотом от поисков художественного эквивалента реальности кее полному пересозданию. Используются нейтральные, преимущественноохристые, серые, коричневые и зеленоватые тона, характерные для живописиСезанна, но заметно ""утяжеленные"", помутнелые; они комбинируются вгеометрические формулы, обнажая некие изначальные ""прототипы"" человеческихфигур, вещей и мира природы (""Королева Изабо"", ""Дама с веером"", обе 1909;""Портрет А. Воллара"", 1910, все в Музее изобразительных искусств, Москва;""Дриада"", ""Фермерша"", ""Три женщины"", ряд натюрмортов, 1909-10, Эрмитаж).Первая стадия кубизма получила впоследствии название ""аналитической"". С1919 она постепенно перерождается, и в 1913 появляется ""синтетическая""стадия, для которой характерны большая цветность форм, стремление кплоскостной трактовке объектов. Начинают преобладать натюрморты,преимущественно с музыкальными инструментами, трубками и коробками из-подтабака, нотами, бутылками с вином и т. п. - атрибуты, присущие образужизни художественной богемы начала века. В композициях появляется""кубистическая тайнопись"": зашифрованные номера телефонов, домов, обрывкиимен возлюбленных, названий улиц, кабачков. Пикассо использует коллаж -вклеивание в холст реклам, этикеток и вырезок из газет; со временем объеминородного материала в картине увеличивается (присыпки песком,вмонтирование кусочков дерева и металла, осколков стекла , использованиегипса и т. п.). В ""синтетический"" период появляется также стремление кгармонизации колорита, уравновешенным композициями, которые временамивписываются в овал . В дальнейшем увлечение кубизмом сходит на нет, однакоотдельные его черты продолжают сохраняться в картинах до конца жизнихудожника (""Три музыканта"", 1921, Музей современного искусства, Нью-Йорк).Неоклассицизм Уже в картине "" Художник и его модель "" (1914) и в рядерисунков проявился интерес Пикассо к точным контурам и пластике форм.Через три-четыре года неоклассицистические и реалистические тенденциистановятся явными для всех. Многих это смущает: новатор , соблазнившийстольких художников, вернулся к традициям. В прессе появились критическиезаметки о ""художнике-хамелеоне"". В 1917 Пикассо делает декорации длябалета ""Парад"" Э. Сати ( текст Ж. Кокто ) в ""помпейском стиле"". Женитьба набалерине Ольге Хохловой, рождение сына Поля сопровождаются возвращением кмиру ясных, понятных, чуждых драматической экспрессии форм. Поездка вИталию также усиливает интерес к классике. Некоторые рисунки мастер делаетпо фотографиям. Он отходит от гротескной манеры 1900-х гг., по-иному""активизирует"" форму, словно соревнуясь со своим кумиром тех лет - Энгром(этот период нередко называют ""энгровским""). Сюрреализм При этом втворчестве мастера сохраняется тенденция к одновременным поискам в разныхнаправлениях. Так, в середине 1920-х гг. он испытывает влияние сюрреализма- пишет несколько полотен с изображением женщин на пляже, в трактовке формкоторых соединяет геометрическую манеру кубизма с подчеркнуто витальнымиэлементами. Он продолжает активно заниматься скульптурой, сочетаявпечатления от африканской скульптуры с приемами кубизма и сюрреализма. В1930 художник делает серию из 30 офортов к ""Метаморфозам"" Овидия. В1930-37 создает ""Сюиту Воллара""; в числе ста офортов, продолжающихтрадиции Рембрандта и Гойи, - сцены с человекобыком, где легендарныйобитатель лабиринта Минотавр превращается в ""миф Пикассо"", ибо художниквесьма произвольно трактует древнее сказание . Война в Испании. "" Герника "" В1937 симпатии Пикассо - на стороне республиканцев, борющихся в Испании(серия акватинт ""Мечты и ложь генерала Франко"", отпечатанная в видеоткрыток, разбрасывалась с самолетов над позициями франкистов). В апреле1937 немецкая и итальянская авиация бомбила и разрушила небольшой городокбасков Герника - культурный и политический центр жизни этогосвободолюбивого народа. За два месяца Пикассо создает свою ""Гернику"" -громадное полотно , которое было выставлено в республиканском павильонеИспании на Всемирной выставке в Париже. Светлые и темные монохромныекраски словно передают ощущение от всполохов пожара. В центре композиции,наподобие фриза , в комбинаторике кубистическо-сюрреалистических элементовпоказаны павший воин , подбегающая к нему женщина и раненая лошадь.Основной теме сопутствуют изображения плачущей женщины с мертвым ребенкоми быком за ее спиной и женской фигуры в пламени с воздетыми вверх рука ми.В темноту маленькой площади, над которой висит фонарь , протягиваетсядлинная рука со светильником - символом надежды. Послевоенный период В1944 Пикассо становится членом Французской компартии; в первомпослевоенном Салоне освобождения для его произведений отводится целый зал.В 1950 он рисует знаменитого ""Голубя мира"", в 1951 пишет картину ""Война вКорее"" ( собрание семьи художника). В 1947 Пикассо приезжает в городокВаллорис - традиционный центр керамики на юге Франции. Он изготавливаетздесь блюда и сосуды самых разнообразных форм, способствуя возрождениютрадиционного ремесла . Перед старинным романским собором на торговойплощади устанавливается статуя его работы ""Человек с ягненком"" (1942-44);в крипте храма помещаются живописные панно ""Война"" и ""Мир"" (1952). В1956-57 Пикассо исполняет панно для здания ЮНЕСКО в Париже. Создает рядпроизведений для Музея Гримальди в Антибе, который вскоре получаетназвание ""музей Пикассо"". В 1960-е гг. Пикассо пишет своеобразные вариациина темы прославленых картин знаменитых мастеров прошлого (""Менины""Веласкеса, ""Расстрел повстанцев"" Гойи, ""Завтрак на траве"" Мане и др.).Трактуя их в гротескно-кубистическом стиле, художник дает волю своейнеуемной фантазии, убирая фигуры или добавляя вымышленные. Написанныенебрежно холсты ""позднего Пикассо"" представляют любимые им сцены: художники модель, образы античной мифологии, натюрморты, цирковые мотивы и мотивыбоя быков ; часто он обращается к женскому портрету. Пикассо оказалгромадное влияние на художников всех стран, став самым известным мастеромв искусстве 20 в.""ПИКВИКИ"" (""Пиквикский клуб""), кружок разночиннойинтеллигенции в Екатеринославе в 1857-60 (до 1858 ""Обществосамосовершенствования""). Назван в память о И. И. Введенском, переводчикеодноименного романа Ч. Диккенса. Руководители - Н. П. Баллин , В. Н.Елагин, М. М. Стопановский. Социалистические взгляды . Имел связи сХарьковско-Киевским обществом, ""Колоколом"", ""Современником"".

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Пикрит - эффузивная ультраосновная, обычно полнокристаллическая горнаяпорода, состоящая в основном ...
  • Пиконе - (Picone) Мауро (18851977) итальянский математик и механик. ...
  • Пикок - (Peacock) Реджиналд (ок. 1395 ок. 1460) ...
  • Пиков - Михаил Иванович (190373) российский график. Ксилографии иллюстрации ...
  • Пико Делла Мирандола - (Pico della Mirandola) Джованни (2 февраля 1463 Мирандола, ...
  • Пикнометр - (от греч. pyknos плотный и ...метр) ...
  • Пикнида - орган бесполого спороношения сумчатых и некоторых низшихгрибов; имеет ...
  • Пикабия - (Picabia) Франсис (18791953) французский художник, один изпервых ...
  • Пик - (Pieck) Вильгельм (18761960) первый президент ГерманскойДемократической Республики ...
  • Пик - (франц. pic) 1) высшая точка. 2) Резкое ...
  • Пийп - Борис Иванович (190666) российский вулканолог, членкорреспондентАН СССР ...
  • Пий XI - (Pius) (в миру Акилле Ратти Achille Ratti) ...
  • Пий VI - (Pius) (в миру Джананджело Браски Giannangelo Braschi) ...
  • Пий IX (1792-1878) - римский папа с 1846. В 184647 провел либеральныереформы ...
  • Гроттус К. - см. Гротгус К. И. Д. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари