(Leonardo da Vinci) (1452-1519) - итальянский живописец,скульптор, архитектор, ученый , инженер . Сочетая разработку новых средствхудожественного язык а с теоретическими обобщениями, создал образ человека,отвечающий гуманистическим идеал ам Высокого Возрождения. В росписи ""Тайнаявечеря"" (1495-97, в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие в Милан е) высокое этическое содержание выражено в строгих закономерностяхкомпозиции, ясной системе жестов и мимики персонажей. Гуманистическийидеал женской красоты воплощен в портрет е Моны Лизы (т. н. ""Джоконда"", ок.1503). Многочисленные открытия, проекты, экспериментальные исследования вобласти математики, естественных наук, механики. Отстаивал решающеезначение опыта в познании природы (записные книжки и рукописи, ок. 7 тыс. листов ).
(Leonardo da Vinci) (15 апреля 1452 - Винчи близ Флоренции - 2 мая 1519, замок Клу, близ Амбуаза, Турень, Франция), итальянский художник , ученый , инженер и философ . Родился в семье бога того нотариуса. Сложился как мастер , обучаясь у Андреа дель Верроккьо (1467-72). Метод ы работы во флорентийской мастерской того времени , гдетруд художника был тесно сопряжен с техническими экспериментами, а также знакомство с астрономом П. Тосканелли способствовали зарождению научныхинтересов юного Леонардо. В ранних произведениях ( голова ангела в""Крещении"" Верроккьо, после 1470, ""Благовещение"", около 1474, оба в Уффици , ""Мадонна Бенуа"", около 1478, Эрмитаж ) обогащает традиции живописикватроченто, подчеркивая плавную объемность форм мягкой светотень ю,оживляя лица тонкой , едва уловимой улыбкой. В ""Поклонении волхвов""(1481-82, не закончена; подмалевок - в Уффици) превращает религиозный образ в зеркало разнообразных человеческих эмоций, разрабатываяноваторские методы рисунка. Фиксируя результаты бесчисленных наблюдений внабросках, эскизах и натурных штудиях (итальянский карандаш , серебряныйкарандаш, сангина , перо и другие техники), Леонардо добивается редкойостроты в перед аче мимики лица (прибегая порой к гротеску и карикатуре), астроение и движения человеческого тела приводит в идеал ьное соответствие сдраматургией композиции. На службе у правителя Милан а Лодовико Моро (с1481) Леонардо выступает в роли военного инженера, гидротехника,организатора придворных празднеств. Свыше 10 лет он работа ет надмонументом Франческо Сфорца , отца Лодовико Моро; исполненная пластическоймощи глиняная модель памятника в натуральную величину не сохранилась(разрушена при взятии Милана французами в 1500) и известна лишь поподготовительным наброскам. ""Мадонна в скалах"" На этот период приходитсятворческий расцвет Леонардо-живописца. В ""Мадонне в скалах"" (1483-94, Лувр ; второй вариант - 1487-1511, Национальная галерея , Лондон)излюбленная мастером тончайшая светотень (""сфумато"") предстает новымореолом, который идет на смену средневековым нимбам: это в равной мере ибожественно-человеческое, и природное таинство , где скалистый грот,отражая геологические наблюдения Леонардо, играет не меньшую драматическуюроль, чем фигуры святых на переднем плане. ""Тайная вечеря"" В трапезноймонастыря Санта-Мария делле Грацие Леонардо создает роспись ""Тайнаявечеря"" (1495-97; из-за рискованного эксперимента, на который пошелмастер, применив для фрески масло в смеси с темперой, работа дошла до насв весьма поврежденном виде). Высокое религиозно-этическое содержаниеобраза, где представлена бурная, разноречивая реакция учеников Христа наего слова о грядущем предательстве, выражено в четких математическихзакономерностях композиции, властно подчиняющей себе не тольконарисованное, но и реальное архитектурное пространство . Ясная сценическаялогика мимики и жестов, а также волнующе-парадоксальное, как всегда уЛеонардо, сочетание строгой рациональности с неизъяснимой тайной сделали""Тайную вечерю"" одним из самых значительных произведений в историимирового искусства. Занимаясь также архитектурой, Леонардо разрабатываетразличные варианты ""идеального города"" и центрально-купольного храма. После дующие годы мастер проводит в непрестанных переездах ( Флоренция -1500-02, 1503-06, 1507; Мантуя и Венеция - 1500; Милан - 1506, 1507-13;Рим - 1513-16). С 1517 живет во Франции, куда был приглашен королемФранциском I. ""Битва при Ангьяри"". Джоконда ( Портрет Моны Лизы) ВоФлоренции Леонардо работает над росписью в Палаццо Веккьо (""Битва приАнгьяри"", 1503-06; не закончена и не сохранилась, известна по копиям скартона, а также по недавно обнаруженному эскизу - частное собрание,Япония), которая стоит у истоков батального жанра в искусстве новоговремени; смертельная ярость войны воплощена тут в исступленной схваткевсадников. В наиболее известной картине Леонардо, портрете Моны Лизы (такназываемой ""Джоконды"", около 1503, Лувр) образ богатой горожанки предстаеттаинственным олицетворением природы как таковой , не теряя при этом чис тоже нского лукавства; внутреннюю значительность композиции придаеткосмически-величавый и в то же время тревожно-отчужденный пейзаж , тающий вхолодной дымке. Поздние картины К поздним произведениям Леонардопринадлежат: проекты памятника маршалу Тривульцио (1508-12), роспись ""Св.Анна с Марией и младенцем Христом"" (ок. 1500-07, Лувр). В последней как быподводится итог его поискам в области свето-воздушной перспективы,тонального колорита (с преобладанием прохладных, зеленоватых оттенков) игармонической пирамидальной композиции; вместе с тем это гармония надбездной, поскольку группа святых персонажей, спаянных семейной близостью,представлена на краю пропасти . Последняя картина Леонардо, ""Св. ИоаннКреститель"" (около 1515-17, там же) полна эротической двусмысленности:юный Предтеча выглядит тут не как святой аскет , но как полный чувственнойпрелести искуситель . В серии рисунков с изображением вселенской катастрофы(т. н. цикл с ""Потопом"", итальянский карандаш, перо, около 1514-16,Королевская библиотека , Виндзор ) раздумья о бренности и ничтожествечеловека перед могуществом стихий сочетаются с рационалистическими,предвосхищающими ""вихревую"" космологию Р. Декарта представлениями оцикличности природных процессов. ""Трактат о живописи"" Важнейшим источникомдля изучения воззрений Леонардо да Винчи служат его записные книжки ирукописи (около 7 тыс. листов ), написанные на разговорном итальянском язык е. Сам мастер не оставил систематического изложения своих мыслей.""Трактат о живописи"", подготовленный после смерти Леонардо его учеником Ф.Мельци и оказавший огромное влияние на теорию искусства, состоит изотрывков, во многом произвольно извлеченных из контекста его записок. Длясамого Леонардо искусство и наука были связаны неразрывно. Отдавая в""споре искусств"" пальму первенства живописи как наиболееинтеллектуальному, по его убеждениям, виду творчества, мастер понимал еекак универсальный язык ( подобный математике в сфере наук), которыйвоплощает все многообразие мироздания посредством пропорций, перспективы исветотени. ""Живопись, - пишет Леонардо, - наука и законная дочьприроды..., родственница Бога"". Изучая природу, совершенныйхудожник-естествоиспытатель тем самым познает ""божественный ум"", скрытыйпод внешним обликом натуры. Вовлекаясь в творческое соревнование с этимбожественно-разумным началом, художник тем самым утверждает свое подобиеверховному Творцу. Поскольку он ""имеет сначала в душе, а затем в руках""""все, что существует во вселенной"", он тоже есть ""некий бог"". Леонардо -ученый. Технические проекты Как ученый и инженер Леонардо да Винчиобогатил проницательными наблюдениями и догадками почти все области знаниятого времени, рассматривая свои заметки и рисунки как наброски кгигантской натурфилософской энциклопедии. Он был ярким представителемнового, основанного на эксперименте естествознания. Особое внимание Леонардо уделял механике, называя ее ""раем математических наук"" и видя вней ключ к тайнам мироздания; он попытался определить коэффициенты тренияскольжения, изучал сопротивление материалов, увлеченно занималсягидравликой. Многочисленные гидротехнические эксперименты получиливыражение в новаторских проектах каналов и ирригационных систем. Страсть кмоделированию приводила Леонардо к поразительным техническим предвидениям,намного опережавшим эпоху: таковы наброски проектов металлургических печейи прокатных станов, ткацких станков , печатных, деревообрабатывающих ипрочих машин, подводной лодки и танка , а также разработанные послетщательного изучения полета птиц конструкции летальных аппаратов ипарашюта. Оптика Собранные Леонардо наблюдения над влиянием прозрачных иполупрозрачных тел на окраску предметов, отраженные в его живописи,привели к утверждению в искусстве принципов воздушной перспективы.Универсальность оптических законов была связана для него с представлениемоб однородности Вселенной. Он был близок к созданию гелиоцентрическойсистемы, считая Землю ""точкой в мироздании"". Изучал устройствочеловеческого глаза , высказав догадки о природе бинокулярного зрения.Анатомия, ботаника , палеонтология В анатомических исследованиях, обобщиврезультаты вскрытий трупов, в детализированных рисунках заложил основысовременной научной иллюстрации. Изучая функции органов, рассматривалорганизм как образец ""природной механики"". Впервые описал ряд костей инервов, особое внимание уделял проблемам эмбриологии и сравнительнойанатомии, стремясь ввести экспериментальный метод и в биологию. Утвердивботанику как самостоятельную дисциплину, дал классические описаниялисторасположения, гелио- и геотропизма, корневого давления и движениясоков растений. Явился одним из основоположников палеонтологии, считая,что окаменелости , находимые на вершинах гор, опровергают представления о""всемирном потопе"". Явив собою идеал ренессансного ""универсальногочеловека"", Леонардо да Винчи осмыслялся в последующей традиции какличность, наиболее ярко очертившая диапазон творческих исканий эпохи. Врусской литературе портрет Леонардо создан Д. С. Мережковским в романе""Воскрешенные боги"" (1899-1900).