како , ка, согласная буква , в русской азбуке одиннадцатая, в церковной двенадцатая; в церк. счислении под титлою означает двадцать , а со знаком двадцать тысяч; см. А. В вост. языках два ка, толстое (тупое, гортанное, твердое ) и тонкое ( острое , мягкое), произносимое кончиком языка; наше следует за первым и произн. корнем языка, а зап. (европейское) стоит между русским к тонким азиатским и произн. срединою языка. На юге от Москвы, особ. в рязанской, в народе любят тонкое, азиатское к, и говор . тятинькя, маминькя, ванькя, кваскю и пр. Есть связь между буквами ц, т, к: цветы , твяты, квяты; тяжина, кежина; тебека ( тыква ), кебека ; тезево , кезево . Сокращенно, К или К° знач. контора , компания , торговое товарищество .
ко предлог управляет дательным пад. означает движение, направление, обращение куда. К кому идешь? Приставай к берегу. Ни к чему нет охоты. Слитно идет к наречиям и другим частицам, образуя новые наречия: кверху, книзу; кчему, в знач. для чего, почто, зачем; приди к часу, вовремя, впору, кстати. Ктому, притом, еще, сверх или кроме того. по сев. заволжью извращают дательный и творительный падежи, и потому говор ят: Иду к вами, не подходи к лошадьми и пр. Кто к Богу, к тому и Бог. День к вечеру, а все к смерти ближе. Я к ней, а она от меня! Ты бы ко мне когда, зашел. Дело к концу идет. Не к тому (не для того) говорится, чтоб браниться, а чтоб в ладах жить. Да ктому он и глупа, сверх того, наприбавку. Ни к селу, ни к городу, некстати.