Что такое Вишну? Значение слова Вишну в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Вишну -

Вишну (Vishnu - деятельный, от корня vish - действовать, бытьдеятельным) - одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (вРигведе) В. - бог солнца, олицетворение солнца как животворной силыприроды, играет второстепенную и подчиненную роль. Когда в Ригведепризывается солнце, как верховное божество, то обыкновенно ононазывается иначе, напр., Савитри, Рогита (красный), Сурья, Адитья. В этуэпоху В. приписывается только один великий подвиг: в три шага онпроходит все воздушное пространство, что очевидно является мифическойпереработкой солнца, совершающего свой дневной путь. Шаги В.представляют собой восход, зенит и заход солнца. Особенно прославляетсяв гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто вРигведе В. упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают наприготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются противоблачного демона Вртра (Vritra). В. упоминается также часто рядом сПушаном (Pushan - произрастающий, питающий) - тоже одним изолицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющихзначительную часть содержания так называемых Брахман (Brabmanas), тожене замечается стремление возвысить или переработать как-нибудьмифический образ В. Здесь с большими подробностями рассказывается миф охождении В. по воздуху. В. отождествляется с жертвой и, наконец, емуприписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечногобожества). Возможно, что различные индусские племена почитали каждоесвоего солнечного бога. Таким образом естественные всего объясняется топредпочтение, которое оказывали В. племена долины Ганга. С наступлениемэпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало помалупроцесс слияния В. с другими народными божествами, особеннопочитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств сталивпоследствии прозвищами В. (Гари - Hari, Джанардана - Janardana, Васудева - Vasudeva или Пурушоттама -Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. еще невстречается. Вместо него встречаем имя Нараяна (Narayana), впоследствиитакже одно из прозвищ В. Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху(Svayambhu - самобытный), Таким обр. позднейший, средневековой В.является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В.,разных местных божеств и брахманического НараяныБрахмы. Весьма вероятно,что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов,желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму,распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого иблаготворного ведийского В. в великое пантеистическое, верховное надвсеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых вековпосле смерти Будды, т. е. около VI - V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. составляет принятиетак называемых воплощений его или Аватар (Avatara = сошествие, отava+tar = сходить). Прежде всего произошло отождествлено В. с любимыминародными героями Кршной (Krishna = черный) из эпоса Магабхараты и Рамой(Rama - темный, черный, красивый (из эпоса Рамаяны, которые сталипредставляться как воплощения В. Весьма возможно, что мотивом дляпринятия догмата об Аватарах служило желание выставить равносильноеоружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел наземлю в лоно Майи (Мауа), чтобы родиться снова и достигнуть еще болеевысокой степени. Мало помалу В. становится великим пантеистическимбожеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним. ВМагабхарате он изображен так: "в нем, господине всех существ,заключаются все существа - его свойства, как нанизанные на шнурокдрагоценные каменья; на нем покоится все существующее и несуществующее.Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он,бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из обширных,самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душавсех; он, всеведущий, всезнающий, есть создатель всего; в нем плывутмиры как птицы в воде; В. не имеет ни начала, ни конца, он источниксуществования всех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира,произошли все существа в начале времен, с него они вернутся при концевремен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото, как солнце набезоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами вего теле; небесные светила - волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос, прославляет вечныйБрахма, ему молятся боги". В знаменитом эпизоде Магабхараты -Бхагавадшта, В. представлен досягающим до неба, с массой голов, рук иглаз, без начала, средины и конца, вмещающим в себе бесконечноемножество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы древности ивсе герои, небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном,неизмеримом теле В. Число воплощений В. принимается в разное время и вразных местах различно: от десяти до двадцати. Самые важные: 1)Матсья-Аватара (Matsya=рыба): В. во время великого потопа превращается врыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата(Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается,способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма - A. (Kurma -черепаха) - глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в образечерепахи ставит себе на спину гору Мандара; боги и демоны привязывают кней вместо каната змею Васуки (Vasuki) и вертят ее как мутовку в море,пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи: апсарасы -нимфы, белый мифический конь, драгоценный камень, корова изобилия, дажелуна и наконец врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрта(Аmirata = амброзия). 3) Варага=А. 4) Нрсинха =А. (Nrisimba = А.): В. вобразе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демонаГираньякашипу (Hiranyakacipu). 5) Вамана=А. 6) Парашурама=А. (Paracurama= Рама с топором): В. уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чемпрекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов. 7)Рамачхандра = А. (Ramachandras): В., под видом Рамы, совершает поход наЦейлон, прославленный в Ралаяне. 8) Воплощение в образе Кршны (Krishna),пользовавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учениюбрахманов, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в видуистребить в конец злых и испорченных людей и демонов, которые подвлиянием Будды разрешили закон каст и поклонение богам. Десятое ипоследнее воплощение В. - Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. КогдаМир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свойавторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, явитсяснова В., и век зла - Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра исовершенства - Кртаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкновенно счетырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda -первично солнечная, жар-птица). Его супруга - Шри (Cri - красота, блеск)или Лакшми (Lakshmt = счастье, богатство, красота) - богиня красоты исчастья. Культ В. В течение cредних веков приобретал все больше и большезначения. Бесчисленные храмы в Индии, посвященные ему до сих пор, имиллионы его поклонников - вишнуитов (Vaishnavas) свидетельствуют обэтом. С. Булич.

Вишну

Вишну (Vishnu - деятельный , от корня vish - действовать , бытьдеятельным) - одно из важнейших индусских божеств. Первоначально (вРигведе) В. - бог солнца, олицетворение солнца как животворной силыприроды, играет второстепенную и подчиненную роль . Когда в Ригведепризывается солнце , как верховное божество , то обыкновенно ононазывается иначе , напр., Савитри , Рогита ( красный ), Сурья , Адитья . В этуэпоху В. приписывается только один великий подвиг : в три шага онпроходит все воздушное пространство , что очевидно является мифическойпереработкой солнца, совершающего свой дневной путь . Шаги В.представляют собой восход , зенит и заход солнца. Особенно прославляетсяв гимнах Ригведы высшая точка этого солнечного пути. Весьма часто вРигведе В. упоминается вместе с Индрой; вместе их призывают наприготовление священного напитка Сомы, и вместе они бьются против облачного демона Вртра (Vritra). В. упоминается также часто рядом сПушаном (Pushan - произрастающий, питающий) - тоже одним изолицетворений солнца. В многочисленных легендах, составляющихзначительную часть содержания так называемых Брахма н (Brabmanas), тожене замечается стремление возвысить или переработать как-нибудь мифический образ В. Здесь с большими подробностями рассказывается миф охождении В. по воздуху. В. отождествляется с жертвой и, на конец , емуприписывается насильственный конец (весьма естественный у солнечногобожества). Возможно, что различные индусские племена почитали каждоесвоего солнечного бога. Таким образом естественные всего объясняется топредпочтение, которое оказывали В. племена долины Ганга . С наступлениемэпохи индийского средневековья (600 г. до Р. X.) начинается мало помалу процесс слияния В. с другими народными божествами, особеннопочитавшимися у разных народов долины Ганга. Имена этих божеств сталивпоследствии прозвищами В. ( Гари - Hari, Джанардана - Janardana, Васудева - Vasudeva или Пурушоттама -Purushottama). В древнейших буддийских памятниках имя В. еще невстречается. В место него встречаем имя Нараяна (Narayana), впоследствиитакже одно из прозвищ В. Нараяна же тождествен с Брахмой Сваямбху(Svayambhu - самобытный ), Таким обр. позднейший , средневековой В.является результатом слияния в одном образе ведийского солнечного В.,разных местных божеств и брахман ического НараяныБрахмы. Весьма вероятно ,что этот процесс не обошелся без сознательного участия брахманов,желавших противопоставить что-нибудь молодому буддизму,распространявшемуся быстро и могуче. Превращение кроткого иблаготворного ведийского В. в великое пантеистическое, верховное надвсеми богами божество совершилось, вероятно, в течение первых вековпосле смерти Будды, т. е. около VI - V вв. до Р. X. Дальнейший фазис в истории В. составляет принятиетак называемых воплощений его или Аватар (Avatara = сошествие , отava+tar = сходить ). Прежде всего произошло отождествлено В. с любимыминародными героями Кршной (Krishna = черный ) из эпоса Магабхараты и Рамой(Rama - темный , черный, красивый (из эпоса Рама яны, которые сталипредставляться как воплощения В. Весьма возможно , что мотивом дляпринятия догмата об Аватарах служило желание выставить равносильноеоружие против буддистов, учивших, что Будда раньше был богом и сошел наземлю в лоно Майи (Мауа), чтобы родиться снова и достигнуть еще болеевысокой степени. Мало помалу В. становится великим пантеистическимбожеством. Все остальные боги уступают ему место или сливаются с ним. ВМагабхарате он изображен так: "в нем, господине всех существ,заключаются все существа - его свойства, как нанизанные на шнурокдрагоценные камень я; на нем покоится все существующее и несуществующее.Гари, тысячеголовый, тысяченогий, тысячеглазый блестит тысячей лиц; он,бог, превышающий все, самый малый из малых, самый обширный из обширных,самый великий из великих, самый выдающийся из выдающихся, есть душавсех; он, всеведущий , всезнающий, есть создатель всего; в нем плывутмиры как птицы в воде ; В. не имеет ни начала , ни конца, он источниксуществования всех существ. От тысячерукого В., главы и повелителя мира,произошли все существа в начале времен, с него они вернутся при концевремен. Гари есть вечный дух, блестящий как золото , как солнце набезоблачном небе. Брахма возник из его тела и живет с прочими богами вего теле; небесные светила - волосы его главы. Его, бога с глазами как лотос , прославляет вечныйБрахма, ему молятся боги". В знаменитом эпизоде Магабхараты -Бхагавадшта, В. представлен досягающим до неба, с массой голов, рук иглаз, без начала, средины и конца, вмещающим в себе бесконечноемножество разных тел и форм. Все боги и твари, все мудрецы древности ивсе герои , небесные драконы и даже сам Брахма совмещены в необъятном,неизмеримом теле В. Число воплощений В. принимается в разное время и вразных местах различно : от десяти до двадцати. Самые важные: 1)Матсья-Аватара (Matsya=рыба): В. во время великого потопа превращается врыбу и тащит за собой корабль благочестивого царя Сатьяврата(Satyavrata) к одной из вершин Гималая, где он останавливается,способствуя этим сохранению жизни на земле. 2) Курма - A. (Kurma -черепаха) - глубоко древний миф о пахтанье мирового океана: В. в образечерепахи ставит себе на спину гору Мандара ; боги и демоны привязывают кней вместо каната змею Васуки (Vasuki) и вертят ее как мутовку в море,пока из него не начинают появляться разные чудесные вещи : апсарасы -нимфы, белый мифический конь , драгоценный камень, корова изобилия, дажелуна и наконец врач богов Дханвантари с напитком бессмертия Амрта(Аmirata = амброзия ). 3) Варага=А. 4) Нрсинха =А. (Nrisimba = А.): В. вобразе получеловека, полульва раздирает своими лапами злого демонаГираньякашипу (Hiranyakacipu). 5) Вамана=А. 6) Парашурама=А. (Paracurama= Рама с топором): В. уничтожает надменных и дерзких кшатриев, чемпрекращает продолжительные распри между кастами брахманов и воинов . 7)Рамачхандра = А. (Ramachandras): В., под видом Рамы , совершает поход наЦейлон, прославленный в Ралаяне. 8) Воплощение в образе Кршны (Krishna),пользовавшееся особым почитанием. Даже Будда, по позднейшему учениюбрахманов, есть одно из воплощений В. (девятое). При этом В. имел в видуистребить в конец злых и испорченных людей и демонов, которые подвлиянием Будды разрешили закон каст и поклонение богам. Десятое ипоследнее воплощение В. - Кальки = A. (Kalki) ожидается в будущем. КогдаМир окончательно погрязнет в пороках, священные писания потеряют свойавторитет и жизнь людская будет продолжаться только 23 года, явитсяснова В., и век зла - Калиюга (Kaliyuga) сменится эпохой добра исовершенства - Кртаюга (Kritayuga). Вишну изображается обыкновенно счетырьмя руками, с палицей и диском, верхом на птице Гаруда (Garuda -первично солнечная, жар-птица ). Его супруга - Шри (Cri - красота , блеск)или Лакшми (Lakshmt = счастье , богатство , красота) - богиня красоты исчастья. Культ В. В течение cредних веков приобретал все больше и большезначения. Бесчисленные храмы в Индии , посвященные ему до сих пор, имиллионы его поклонников - вишнуитов (Vaishnavas) свидетельствуют обэтом. С. Булич.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Вишну в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Вознесение - Вознесение Господне один из так назыв. двунадесятых ...
  • Воздушные - Воздушные ванны (т. наз. римские), когда приводится ...
  • Воевода - Воевода славянское слово, соответствующее латинскому dux инемецкому ...
  • Водянка - Водянка. Накопление жидкости в тканях или полостях и ...
  • Водород - Водород бесцветный газ, без вкуса и запаха, ...
  • Водомерки - Водомерки (Hydrodromici) семейство группы наземных клопов(Geocores), подпорядка ...
  • Водевиль - Водевиль. Франц. слово Vaudeville происходит от слова VauxdeVire,т. ...
  • Висконти - Висконти (Visconti) итальянский аристократический дом. Первый,исторически известный ...
  • Виотти - Виотти (JeanBaptiste Viotti) глава школы старинных скрипачей,родившийся ...
  • Виола - Виола (Viola) название целой группы старинных струнных ...
  • Виноградная - Виноградная лоза (Vilis L. ) цепкая и ...
  • Винницкий - Винницкий уезд граничит: на сев.вост. Бердичевским у. ...
  • Винкельман - Винкельман (Эдуард Winkelmann) историк, род. в 1838 ...
  • Виндельбанд - Виндельбанд (Вильгельм Windelband) немецкий философ, род. в ...
  • Плотин - Плотин (204 269) главный представитель новоплатонизма, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари