Что такое Шаманизм? Значение слова Шаманизм в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Шаманизм -

Шаманизм - самая грубая языческая религия, некогда имевшаячрезвычайно широкое распространение. Теперь Ш. придерживаются немногиесибирские инородцы; у других шаманские верования удерживались, какпережитки, в виде различных поверий и суеверий, иногда совершенноутратившие первоначальный смысл. Значение шаманства и теперь оченьвелико; так, основа мировоззрения китайцев осталась чисто шаманская (вособенности все то, что касается культа предков). По шаманскому учению,мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми. Онинаходятся всюду: в воде, в лесах, в жилищах; отсюда наши водяные, лешие,домовые. Все имеет свое божество или духа: огонь, дерево, камень,местность и т. д. Все эти духи оказывают существенное влияние начеловека и его судьбу. Особенно опасно влияние злых духов, имеющихстремление вредить человеку; все напасти, болезни и самая смертьчеловека происходят от этих духов. Поэтому человек должен остерегатьсяразгневать их, а если разгневал, то должен умилостивить. Постоянноеопасение развивает в шаманисте религиозную трусость; он боитсякаким-нибудь неосторожным поступком раздражить своих невидимых врагов и,приступая к какому-нибудь действию, непременно обращается к ним. Преждечем начать есть и пить, он уделяет несколько крошек пищи или несколькокапель напитка этим духам. Умилостивить духов можно только жертвами;поэтому жертвоприношение совершается у шаманистов постоянно. Еслишаманист едет в местности, где обитает грозное божество, он отрывает отсвоей одежды кусок и привязывает к дереву или шесту, какумилостивительную жертву за себя, а за коня вырывает волос из гривы ипоступает с ним так же. Духи нуждаются в пище, и если люди забывают обэтом, не приносят достаточных жертв, то духи напоминают тем, чтонасылают разные бедствия в виде мора, болезней, поветрия; тогда весьнарод должен умилостивлять разгневанное божество чрезвычайными мерами.Отсюда ритуальные убийства, опахивания поля, изгнание смерти и другиемеры. Когда человек заболел, то никакие лекарства ему не помогут; всязадача заключается лишь в том, чтобы умилостивить божество, наславшееболезнь. Но как это сделать. Какому божеству надо принести жертву, когдаих бесчисленное множество, и какою жертвою можно смягчить гнев божества?Здесь на помощь приходит шаман. Он обладает способностью во времяэкстаза, к которому приводит себя разными манипуляциями, иметь общение сневидимыми духами и узнавать их требования. Он скажет, кто мучитбольного и какую дух требует жертву: лошадь ли с известными приметами,корову или барана. Фокусы шаманов достигали иногда удивительнойвиртуозности, поражавшей воображение дикарей: шаманы жгли себяраскаленным железом, прокалывали себя ножами, глотали тлевшуюся паклю ит. п. По мнению дикарей, шаманы обладают сверхъестественной силой: онимогут заставить некоторых духов служить им и вести борьбу с другимидухами. Шаманы могут устрашать их и сами, гоняясь за нами с плетью, сножом; в особенности духи боятся железа, вследствие чего шаманпривешивает на свои плащи железные безделушки. Шаман, при помощипослушных ему духов, и сам может причинять людям вред, как наши колдуны.Хотя и неприятно иметь дело с шаманом, но его, как и колдуна, необходимопригласить на семейный праздник; особенно опасно не позвать его насвадьбу и не оказать ему при этом должного внимания; иначе он нашлетпорчу на молодую, как на боле слабое существо. Так как шаман можетпричинять людям вред, то и все духовные лица других религий считаютсяопасными, а потому их надо задобрить. На этом основании монголы и татарывсюду освобождали от податей и повинностей христианских священников,буддийских лам, еврейских раввинов, мусульманских мулл, выдавая имтарханные грамоты. Все стихии - вода, огонь - священны, потому что тамнаходятся божества; за осквернение их у монголов определялась смертнаяказнь. Нельзя было стирать платье - и его носили грязным и засаленным;нельзя было лить что-нибудь нечистое в огонь или касаться его ножом, таккак этим отрезали огню голову; но полезно лить в огонь масло, вино,тогда он горит ярко, весело, это ему приятно. Огонь сам очищает вещи;если над ним подержать оскверненный предмет, то последний делается опятьчистым. Огонь может уничтожать злые намерения людей, лишать силы ихдурной взгляд, который способен причинить несчастие; поэтому в Золотойорде русских князей и других лиц, представлявшихся ханам, проводилимежду двух костров. Это вело иногда к печальным недоразумениям, так какхристиане предполагали в этом прохождении языческий обряд и всяческистарались уклониться от него, татары же, с своей точки зрения,убеждались в злых умыслах отказывающегося очиститься - и предавали егоказни. По шаманскому воззрению, одни из живых существ благоприятнычеловеку, другие предвещают ему несчастие. Первых грешно истреблять,вторых, напротив, следует убивать. Этим объясняются многие приметы,удержавшиеся до нашего времени: например заяц, перебежавший дорогу,предвещает несчастие, убить паука полезно и т. д. Шаманист боится толькозлых духов, с добрыми же он не церемонится. Идолу, изображающему богаохоты, он усердно мажет губы салом, прося покровительства и удачи наохоте, но если удачи не было, то раздосадованный дикарь бьет его плетью.Сонм духов приводится в определенную систему; такая система существовалав различных видах у всех шаманистов. У монголов во главе стоитЭрлик-хан; за ним следуют тенгрии (второстепенные боги) и, наконец,онгоны (души предков). У тюркских народов главное божество было Тенгри(небо) или Кук-тенгри (голубое небо); ему противополагалось подземноесущество - шайтан, далее следовали арвахи (души предков), божествастихий и т. д. На шаманской почве развились и окрепли различные обряды,исполнявшиеся при всех важных моментах жизни человека; некоторые из этихобрядов удержались и поныне. Сюда относятся обряды при родах, свадебныеи похоронные. Если женщина мучается в родах, то это значит, что в неевселился злой дух, которого необходимо выгнать разными устрашающимимерами. С этою целью шаман старается испугать роженицу, чтобы вместе стем и дух выскочил из нее, бьет плетью по юрте, а иногда и по роженице.Если последняя все-таки умрет, это покажет только, что шаман не могсправиться с злым духом, что следовало бы пригласить болеемогущественного шамана. Теперь вера в этих духов, под влиянием другихрелигий, мало помалу сокращается; но вера в дурной глаз остается еще вполной силе. Роженицы и молодухи носят, как предохранительное средство,различные амулеты, в особенности перья совы, которые прицепляют и детям.Шаманисты представляли себе загробное существование продолжением земнойжизни, с прежними страстями и потребностями. Отсюда сложная системапохоронных обрядов. С покойником необходимо положить в могилу повозможности все те предметы, в которых он нуждался при жизни. Страх преднеисполнением этого требования был так велик, что нарушить его никто нерешался; бывали случаи, когда законодательными мерами приходилосьограничивать усердие родственников, боявшихся нажить себе непримиримоговрага в лице почившего. Если покойник занимал выдающееся положение, то сним хоронили его жену или наложницу и слуг для службы на том свете, какэто было при погребении скифских царей. С тою же целью опускали в могилуубитых животных. Пиршества и различные игры при похоронах, музыка, затемпоминки в установленные дни имели целью утешить душу почившего ипривлечь ее к участию в развлечениях. Чтобы душа покойника не моглатревожить людей, против нее принимались различные предосторожности:покойника выносили не обычным путем, а прорубали особый ход, которыйпотом заделывался; в гробу одни народы делали специальные окошки длясвободного прохождения души, другие, напротив, старались сделать этопрохождение невозможным; в крайних случаях вбивали осиновый кол. Словом,все те поверья, которые живут еще в народе, объясняются шаманскимиверованиями. Подробного и обстоятельного исследования о Ш. еще нет, хотялитература о нем довольно обширна. См. Д. Банзаров, "Черная вера илишаманство у монголов" (в "Ученых Записк. Казан. Унив.", 1846 г., кн.III; новое издание под ред. Г. Н. Потанина); Галсан Гомбоев, "О древнихмонгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано-Карпини" ("ТрудыВосточн. Отд. Имп. Рус. Археол. Общ.", ч. IV); Валиханов, "О шаманстве укиргизов" (изд. Имп. русск. геогр. общ.); Михайловский, "Шаманство" (М.,1892, "Известия Имп. Общ. Любит. Естествознания", г. LXXV); Шашковский,"Шаманство в Сибири" ("Дело", 1864). И. Веселовский.

Шаманизм

Шаман изм - самая грубая языческая религия , некогда имевшаячрезвычайно широкое распространение . Теперь Ш. придерживаются немногиесибирские инородцы ; у других шаманские верования удерживались, какпережитки, в виде различных поверий и суеверий, иногда совершенноутратившие первоначальный смысл . Значение шаманства и теперь очень велик о; так, основа мировоззрения китайцев осталась чисто шаманская (вособенности все то, что касается культа предков). По шаманскому учению,мир наполнен бесчисленными духами, как добрыми, так и злыми. Онинаходятся всюду : в воде , в лесах, в жилищах; отсюда наши водяные, лешие,домовые. Все имеет свое божество или духа: огонь, дерево , камень,местность и т. д. Все эти духи оказывают существенное влияние на человек а и его судьбу. Особенно опасно влияние злых духов , имеющихстремление вред ить человеку; все напасти , боле зни и самая смертьчеловека происходят от этих духов. По этом у человек должен остерегатьсяраз гнев ать их, а если разгневал, то должен умилостивить. Постоянно еопасение развивает в шаманисте религиозную трусость ; он боитсякаким-нибудь неосторожным поступком раздражить своих невидимых врагов и,приступая к какому-нибудь действию, непременно обращается к ним. Преждечем начать есть и пить , он уделяет несколько крошек пищи или несколькокапель напитка этим духам. Умилостивить духов можно только жертвами;поэтому жертвоприношение совершается у шаманистов постоянно. Если шаманист едет в местности, где обитает грозное божество, он отрывает отсвоей одежды кусок и привязывает к дереву или шесту, какумилостивительную жертву за себя , а за коня вырывает волос из гривы ипоступает с ним так же. Духи нуждаются в пище, и если люди забывают обэтом, не приносят достаточных жертв, то духи напоминают тем, чтонасылают разные бедствия в виде мора , болезней, поветрия; тогда весьнарод должен умилостивлять разгневанное божество чрезвычайными мерами. Отсюда ритуальные убийства, опахивания поля, изгнание смерти и другиемеры. Когда человек заболел, то никакие лекарства ему не помогут; всязадача заключается лишь в том, чтобы умилостивить божество, наславшееболезнь. Но как это сделать . Какому божеству надо принести жертву, когдаих бесчисленное множество , и какою жертвою можно смягчить гнев божества?Здесь на помощь приходит шаман. Он обладает способностью во времяэкстаза, к которому приводит себя разными манипуляциями, иметь общение сневидимыми духами и узнавать их требования. Он скажет, кто мучитбольного и какую дух требует жертву: лошадь ли с известными приметами,корову или барана. Фокусы шаманов достигали иногда удивительнойвиртуозности, поражавшей воображение дикарей: шаманы жгли себяраскаленным железом, прокалывали себя ножами, глотали тлевшуюся паклю ит. п. По мнению дикарей, шаманы обладают сверхъестественной силой : онимогут заставить некоторых духов служить им и вести борьбу с другимидухами. Шаманы могут устрашать их и сами, гоняясь за нами с плетью, сножом; в особенности духи боятся железа , вследствие чего шаманпривешивает на свои плащи железные безделушки. Шаман, при помощипослушных ему духов, и сам может причинять людям вред, как наши колдуны.Хотя и неприятно иметь дело с шаманом, но его, как и колдуна, необходимо пригласить на семейный праздник ; особенно опасно не позвать его насвадьбу и не оказать ему при этом должного внимания; иначе он нашлетпорчу на молодую, как на боле слабое существо . Так как шаман можетпричинять людям вред, то и все духовные лица других религий считаютсяопасными, а потому их надо задобрить . На этом основании монголы и татары всюду освобождали от податей и повинностей христианских священников,буддийских лам, еврейских раввинов , мусульманских мулл, выдавая имтарханные грамоты. Все стихии - вода , огонь - священны, потому что тамнаходятся божества; за осквернение их у монголов определялась смертнаяказнь. Нельзя было стирать платье - и его носили грязным и засаленным;нельзя было лить что-нибудь нечистое в огонь или касаться его ножом, таккак этим отрезали огню голову; но полезно лить в огонь масло , вино,тогда он горит ярко , весело, это ему приятно. Огонь сам очищает вещи;если над ним подержать оскверненный предмет , то последний делается опятьчистым. Огонь может уничтожать злые намерения людей, лишать силы их дурной взгляд , который способен причинить несчастие ; поэтому в Золотойорде русских князей и других лиц, представлявшихся ханам, проводилимежду двух костров . Это вело иногда к печальным недоразумениям, так какхристиане предполагали в этом прохождении языческий обряд и всяческистарались уклониться от него , татары же, с своей точки зрения,убеждались в злых умыслах отказывающегося очиститься - и предавали егоказни. По шаманскому воззрению, одни из живых существ благоприятнычеловеку, другие предвещают ему несчастие. Первых грешно истреблять,вторых, на против , следует убивать . Этим объясняются многие приметы,удержавшиеся до нашего времени : например заяц , перебежавший дорогу,предвещает несчастие, убить паука полезно и т. д. Шаманист боится толькозлых духов, с добрыми же он не церемонится. Идолу, изображающему богаохоты, он усердно мажет губы салом , прося покровительства и удачи наохоте, но если удачи не было, то раздосадованный дикарь бьет его плетью.Сонм духов приводится в определенную си стем у; такая система существовалав различных видах у всех шаманистов. У монголов во главе стоитЭрлик-хан; за ним следуют тенгрии (второстепенные боги ) и, наконец,онгоны (души предков). У тюркских народов главное божество было Тенгри( небо ) или Кук-тенгри (голубое небо); ему противополагалось подземноесущество - шайтан , далее следовали арвахи (души предков), божествастихий и т. д. На шаманской почве развились и окрепли различные обряды,исполнявшиеся при всех важных моментах жизни человека; некоторые из этих обрядов удержались и поныне . Сюда относятся обряды при родах, свадебныеи похоронные. Если женщина мучается в родах, то это значит , что в неевселился злой дух, которого необходимо выгнать разными устрашающимимерами. С этою целью шаман старается испугать роженицу, чтобы вместе стем и дух выскочил из нее, бьет плетью по юрте, а иногда и по роженице.Если последняя все-таки умрет, это покажет только, что шаман не могсправиться с злым духом , что следовало бы пригласить болеемогущественного шамана. Теперь вера в этих духов, под влиянием другихрелигий, мало помалу сокращается; но вера в дурной глаз остается еще вполной силе. Роженицы и молодухи носят, как предохранительное средство,различные амулеты, в особенности перья совы , которые прицепляют и детям.Шаманисты представляли себе загробное существование продолжением земнойжизни, с прежними страстями и потребностями. Отсюда сложная системапохоронных обрядов. С покойник ом необходимо положить в могилу повозможности все те предметы, в которых он нуждался при жизни. Страх преднеисполнением этого требования был так велик, что нарушить его никто нерешался; бывали случаи, когда законодательными мерами приходилосьограничивать усердие родственников, боявшихся нажить себе непримиримоговрага в лице почившего. Если покойник занимал выдающееся положение , то сним хоронили его жену или наложницу и слуг для службы на том свете, какэто было при погребении скифских царей. С тою же целью опускали в могилуубитых животных. Пиршества и различные игры при похоронах, музыка , затемпоминки в установленные дни имели целью утешить душу почившего ипривлечь ее к участию в развлечениях. Чтобы душа покойника не моглатревожить людей, против нее принимались различные предосторожности:покойника выносили не обычным путем , а прорубали особый ход, которыйпотом заделывался; в гробу одни народы делали специальные окошки длясвободного прохождения души, другие, напротив, старались сделать этопрохождение невозможным; в крайних случаях вбивали осиновый кол. Словом,все те поверья , которые живут еще в народе, объясняются шаманскимиверованиями. Подробного и обстоятельного исследования о Ш. еще нет, хотялитература о нем довольно обширна. См. Д. Банзаров , "Черная вера илишаманство у монголов" (в "Ученых Записк. Казан . Унив.", 1846 г., кн.III; новое издание под ред. Г. Н. Потанина); Галсан Гомбоев , "О древнихмонгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано-Карпини" ("ТрудыВосточн. Отд. Имп. Рус. Археол. Общ.", ч. IV); Валиханов , "О шаманстве укиргизов" (изд. Имп. русск. геогр. общ.); Михайловский , "Шаманство" (М.,1892, "Известия Имп. Общ. Любит. Естествознания", г. LXXV); Шашковский,"Шаманство в Сибири" (" Дело ", 1864). И. Веселовский.

Значение слова Шаманизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Шютц - Шютц ( Генрих Schutz ) германский композитор ...
  • Шухов - Шухов (Владимир Григорьевич) инженер механик. Род. в ...
  • Шуман - Шуман (РобертАлександр Schumann) знаменитый германский композитор,род. 8 ...
  • Шубин - Шубин (Федот Иванович) скульптор, сын крестьянина, род. ...
  • Шу-цзин - Шуцзин одна из китайских классических книг, входящая ...
  • Штосс - Штосс (Фрейт Stoss) знаменитый нем. скульптор, род. ...
  • Шпрот - Шпрот (Clupea sprattus) или килька рыба из ...
  • Чосер - Чосер (Готфрид Chaucer) самый знаменитый поэт английскогосредневековья, ...
  • Чиче-Ица - ЧичеИца (ChiclienItza) бывший большой город на полуостровеЮкатане. ...
  • Читинский - Читинский уезд, занимая центральное положение в Забайкальскойобласти, граничит ...
  • Чистотел - Чистотел (Chelidonium majus L.) многолетняя трава из ...
  • Чистики - Чистики (Cepphus) род птиц из семейства ...
  • Числительные - Числительные имена (грамм.). понятие численности в языке ...
  • Чириков - Чириков (Евгений Николаевич, род. в 1864 г.) ...
  • Лигроин - Лигроин или нефтяной спирт представляет продукт перегонки ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари