Что такое Суворин? Значение слова Суворин в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Суворин -

Суворин (Алексей Сергеевич)- известный журналист. Род. в 1834 г. в с.Коршеве Бобровского у., Воронежской губ. Отец его был государственныйкрестьянин того же села, отданный по набору в солдаты, раненый приБородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана,что в то время давало потомственное дворянство. С. учился в воронежскомМихайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка(ныне Константиновское военное училище), откуда выпущен в саперы. Вскореон вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училищаи отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем вВоронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданнойДе-Пуле "Воронежской Беседе" (1861) С. поместил, между прочим, рассказиз народной жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодарятому, что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актерСадовский. С 1858 г. С. стал помещать переводные стихи и мелкие статейкив "Вазе", "Москов. Вестн.", "Весельчаке" и "Русск. Дневнике". Несколькокорреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков) в "Рус. Речи"(1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графиниСальяс, которая предложила С. переселиться в Москву и принять постоянноеучастие в "Рус. Речи". Когда "Рус. Речь" прекратилась, С. занялсясоставлением книжек для народного чтения, для московского "Обществараспространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "БояринМатвеев", "История смутного времени"; последняя не была пропущенацензурою). Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862, № 2) повесть"Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого- "Жизнь патриархаНикона" (есть отд. издание), в "Отеч. Зап."- рассказ "Отверженный"(1863, № 1) и повесть "Аленка" (1863; №7 и 8). В 1863 г. С. переселилсяв Петербург, где писал обозрение журналов в "Русск. Инвал." (за подписьюА. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С. Петерб. Вед.",занявших, после перехода к В. Ф. Коршу, одно из первых мест в рядахумеренно-либеральной печати. Здесь С., под псевдонимом А. Бобровский,поместил ряд полу беллетристических очерков текущей жизни, собранныхзатем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (СПб., 1866).Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С., в 1866 тесудебного преследования. Окружный суд приговорил автора к 2 месяцамтюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделямисодержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена (изложение еесодержании см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866г.", Черепина, М., 1867). Широкую известность С. приобрел во второйполовине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец, стал писать в"Спб. Вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупноезначение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талантС., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьемк каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. С.расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самыхразличных сторон современной государственной, общественной илитературной жизни. Это были лучшие опыты русского политическогопамфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, новместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самыесильные удары С. наносил представителям реакционной журналистики -Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др. По своим убеждениям С. былумеренно-либеральный западник, исходивший из принципов широкойполитической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма.Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869 -1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и др. статей(более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, № 6 и 7;"Французское общество в новом романе Флобера", 1870, № 1 и 2; "В гостяхи дома {Заметки о Германии}", 1870, № 9 и 10; "Русская драматич. сцена",1871, № 1; "Историческая сатира {"История одного города" Щедрина}, 1871,№ 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным визвестных кругах, и когда в 1874 г. В. Ф. Корш и его редакция былиустранены от "С. Петер. Вед" (см. Б. Маркевич, Корш, СПб. Вед.), тоодним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденныйуход С. из "СПб. Вед." вызвал всеобщее сожаление, сказавшееся весьмаярко, когда С., в начале 1875 г., выпустил две книжки своих "Недельныхочерков и картинок". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, взначительной степени уже утратили интерес, но тем не менее былираскуплены в несколько дней- факт для книжной торговли того временипочти небывалый. В конце 1875 г. С. стал писать воскресные фельетоны в"Биржевых Bедомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В.И. Лихачевым, "Новое Время". В роли официального редактора он не могвыступить по цензурным причинам и считался только издателем, чемостается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "НовогоВремени" к С., были большие; никто не сомневался в том, что воскресаютКоршевские "СПб. Вед."; Салтыков и Некрасов дали свои произведения дляпервых №№. Но этим ожиданиям не суждено было сбыться. Став наиболееяркой выразительницей симпатий к восставшим славянам, газета имелаогромный успех не только среди прежних поклонников таланта С., но и впублике совсем иного сорта. Это повело к тому, что чрез 1-2 годадуховный облик издателя становится до неузнаваемости иным. Лично С.,впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная егоманера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "С.-Петерб.Ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания личности, отвульгарных издевательств. Публицистическая деятельность С. сприобретением "Нового Времени" в общем ослабевает. От воскресногофельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма",Последние годы С. усердно занялся театром, к которому издавна был близоккак театральный рецензент, и стал во главе литературноартистическогокружка (Малый театр). Как драматург, С. известен пользующеюся большимуспехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899);такой же успех имела и драма "Медея", написанная С. в сотрудничество сВ. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, С. написалшутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он вотставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другиелитературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб., 1886) иподробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С 1872 г.С. издает весьма распространенный "Русский Календарь". Почтиодновременно с приобретением "Нового Времени" С. основал книжный магазини издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжнойторговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствиязаслуживает "Дешевая Библиотека" (образцом для нее послужили нем."Universal-Biblothek" Реклама и франц. "Bibliotheque Nationale"),выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских ииностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г. С. Венгеров.

Суворин

Суворин ( Алексей Сергеевич)- известный журналист . Род. в 1834 г. в с. Корш еве Бобровского у., Воронежской губ. Отец его был государственныйкр есть янин того же села , отданный по набору в солдаты, раненый приБородине и получивший затем офицерский чин; он дослужился до капитана,что в то время давало потомственное дворянство . С. учился в воронежскомМихайловском кадетском корпусе и в специальных классах Дворянского полка(ныне Константиновское военное училище ), откуда выпущен в саперы . Вскореон вышел в отставку, выдержал экзамен на звание учителя уездного училищаи отдался педагогической деятельности, сначала в Боброве, затем вВоронеже, где сблизился с М. Ф. Де-Пуле и поэтом Никитиным. В изданнойДе-Пуле "Воронежской Беседе" (1861) С. по мест ил, между прочим, рассказ из нар одно й жизни "Гарибальди", получивший большую известность благодаря тому , что его часто читал на литературных вечерах знаменитый актерСадовский. С 1858 г. С. стал помещать переводные стихи и мелкие статейкив "Вазе", "Москов. Вестн.", "Весельчаке" и "Русск. Дневнике". Несколько корреспонденций из Воронежа (под псевд. Василий Марков ) в "Рус. Речи"(1861) обратили на себя внимание издательницы этого журнала, графиниСальяс, которая предложила С. переселиться в Москву и принять постоянноеучастие в "Рус. Речи". Когда "Рус. Речь" прекратилась, С. занялсясоставлением книжек для народного чтения, для московского "Обществараспространения полезных книг" ("Ермак, покоритель Сибири", "БояринМатвеев", "История смутного времени"; последняя не была пропущенацензурою). Тогда же он напечатал в "Современнике" (1862, № 2) повесть "Солдат и солдатка", в "Ясной Поляне" Л. Н. Толстого- "Жизнь патриархаНикона" (есть отд. издание ), в "Отеч. Зап."- рассказ "Отверженный"(1863, № 1) и повесть "Аленка" (1863; №7 и 8). В 1863 г. С. переселилсяв Петербург , где писал обозрение журналов в "Русск. Инвал." (за подписьюА. И-н) и сделался секретарем и ближайшим сотрудником "С. Петерб. Вед.",занявших, после перехода к В. Ф. Коршу, одно из первых мест в рядахумеренно-либеральной печати. Здесь С., под псевдонимом А. Бобровский,поместил ряд полу беллетристических очерков текущей жизни, собранныхзатем в отдельной книжке под заглавием "Всякие" (СПб., 1866).Прибавленные главы послужили поводом к возбуждению против С., в 1866 тесудебного преследования. Окружный суд приговорил автора к 2 месяцамтюремного заключения; судебная палата заменила это наказание 3 неделямисодержания на гауптвахте. Сама книга была сожжена ( изложение еесодержании см. в "Сборнике сведений по книжно-литератур. делу за 1866г.", Черепина, М., 1867). Широкую известность С. приобрел во второйполовине 60-х годов, когда он под псевдонимом Незнакомец , стал писать в"Спб. Вед." воскресный фельетон ("Недельные очерки и картинки"). Крупноезначение в газетном деле этому фельетону впервые дал блестящий талантС., соединявший в себе тонкое остроумие с искренностью чувства и уменьемк каждому предмету подойти со стороны его общественного значения. С.расширил рамки воскресного фельетона, введя в него обсуждение самыхразличных сторон современной государственной , общественной илитературной жизни. Это были лучшие опыты русского политическогопамфлета, не стеснявшиеся нападать очень резко на отдельных лиц, но вместе с тем только на общественную сторону их деятельности. Самыесильные удары С. наносил представителям реакционной журналистики -Каткову, Скарятину, кн. Мещерскому и др. По своим убеждениям С. былумеренно-либеральный западник , исходивший из принципов широкойполитической свободы, терпимости и протеста против узкого национализма.Это сближало его, между прочим, с "Вестником Европы", где он в 1869 -1872 гг. помещал заметки о новых книгах и ряд критических и др. статей(более крупные из них: "Новый роман Виктора Гюго", 1869, № 6 и 7;" Франц узское общество в новом романе Флобера", 1870, № 1 и 2; "В гостяхи дома {Заметки о Германии}", 1870, № 9 и 10; "Русская драма тич. сцена",1871, № 1; "Историческая сатира {"История одного города" Щедрина }, 1871,№ 1). Огромный успех фельетонов Незнакомца сделал его имя ненавистным визвестных кругах, и когда в 1874 г. В. Ф. Корш и его редакция былиустранены от "С. Петер. Вед" (см. Б. Маркевич , Корш, СПб. Вед.), тоодним из главных к тому мотивов были выставлены фельетоны С. Вынужденныйуход С. из "СПб. Вед." вызвал всеобщее сожаление , сказавшееся весьма ярко, когда С., в начале 1875 г., выпустил две книжки своих "Недельныхочерков и картинок". Очерки, большей частью писанные на злобу дня, взначительной степени уже утратили интерес , но тем не менее былираскуплены в несколько дней- факт для книжной торговли того временипочти небывалый . В конце 1875 г. С. стал писать воскресные фельетоны в"Биржевых Bедомостях" Полетики, а в начале 1876 г. приобрел, вместе с В.И. Лихачевым, "Новое Время ". В роли официального редактора он не могвыступить по цензурным причинам и считался только издателем, чемостается и по настоящее время. Ожидания, возбужденные переходом "НовогоВремени" к С., были большие; никто не сомневался в том, что воскресаютКоршевские "СПб. Вед."; Салтыков и Некрасов дали свои произведения дляпервых №№. Но этим ожиданиям не суждено было с быть ся. Став наиболееяркой выразительницей симпатий к восставшим славянам, газета имелаогромный успех не только среди прежних поклонников таланта С., но и впублике совсем иного сорта . Это повело к тому, что чрез 1-2 годадуховный облик издателя становится до неузнаваемости иным. Лично С.,впрочем, не может быть всецело слит с его газетой. Литературная егоманера осталась, в общих чертах, та же, какая была у него в "С.-Петерб.Ведом."; она большею частью свободна от грубого задевания лично сти, отвульгарных издевательств. Публицистическая деятельность С. сприобретением "Нового Времени" в общем ослабевает. От воскресногофельетона он себя освободил и только изредка пишет "Маленькие письма", После дние годы С. усердно занялся театр ом, к которому издавна был близоккак театральный рецензент , и стал во главе литературноартистическогокружка ( Малый театр). Как драматург , С. известен пользующеюся большимуспехом драмою "Татьяна Репина" (отд. СПб., 1889, 3 изд. СПб., 1899);такой же успех имела и драма "Медея", написанная С. в сотрудничество сВ. П. Бурениным (СПб., 1883, 3 изд., СПб., 1892). Кроме того, С. написалшутки и комедии: "Биржевая горячка", "Не пойман, не вор", "Он вотставке", "Честное слово", "Женщины и мужчины" и др. Другиелитературные произведения С.: роман "В конце века Любовь" (СПб., 1893, 3изд., 1898), вступительный этюд к изданию "Горя от ума" (СПб., 1886) иподробный анализ подделки пушкинской "Русалки" (СПб., 1900). С 1872 г.С. издает весьма распространенный "Русский Календарь". Почтиодновременно с приобретением "Нового Времени" С. основал книжный магазини издательскую фирму, занимающую одно из первых мест в русской книжнойторговле. В ряду его многочисленных изданий особенного сочувствиязаслуживает "Дешевая Библиотека" (образцом для нее послужили нем."Universal-Biblothek" Реклама и франц. "Bibliotheque Nationale"),выпустившая уже несколько сот книжек классических произведений русских ииностранных писателей. Ср. "Библиограф", 1893 г. С. Венгеров.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Суворин в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Сухарева - Сухарева башня готическое трехъярусное здание в Москве ...
  • Суслик - Суслик (Spermophilus) млекопитающее из отряда грызунов (Rodentia),семейства ...
  • Супруги - Супруги (уголовное право). Особые отношения, устанавливаемые бракоммежду ...
  • Сумы - Сумы уездн. гор. Харьковской губ., при pp. ...
  • Сумерки - Сумерки. Так называется переход от полного дневного ...
  • Сумароков - Сумароков (Александр Петрович) известный писатель. род. в 1718 ...
  • Сульфиды - Сульфиды, R2S (R ароматический радикал), легче всего ...
  • Струве - Струве (Петр Бернгардович) публицист, внук астронома В. ...
  • Стронций - Стронций (Strontium) химический элемент, принадлежащий к группещелочноземельных ...
  • Стрихнин - Стрихнин C21H22N2O2 принадлежит к группе алкалоидов, получаемых ...
  • Стрижи - Стрижи (Cypselidae) одно из сем. дятловых птиц, ...
  • Стрепетова - Стрепетова (Пелагея Антиповна, по 1му мужу Писарева, по ...
  • Стрекозы - Стрекозы (Odonata s. Libellulidae) семейство насекомых из ...
  • Страус - Страус африканский (Struthio) один из родов гладкогрудых ...
  • Аполлон - Аполлон (Apollwn). Между божествами древнего греческого мира А.является ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари