Разум (LogoV, ratio). - Кроме значения Р. как особого видамыслительной деятельности по соотношению с рассудком , под Р. в болеешироком смысл е понимается существенная для человека, как такого, способность мыслить всеобщее , в отличие от непосредственно данныхединичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных.Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно , включает в себя ирассудок, в силу чего в некоторых языках, напр. французском, коренногоразличия между Р. и рассудком вовсе не полагается (raison - raisonnement). Действие Р., как мышление всеобщего, теснейшимобразом связано с человеческою речью, закрепляющею одним словеснымзначком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших,настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собою . Еслибрать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается илиизрекается, то должно признать , что в слове и словах дана действительнаясущность разумного мышления ( греч . logoV - слово = Р.), из которойрассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы. В древней философии, после того , как Аристотель (определившийБожество как самомышление - thV nohsewV nohsiV) и стоики (учившие омировом Р.) признали за разумным мышлением абсолютную ценность ,скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем Р. иумственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение состороны объективной - за сверхразумным Благом или безразличнымЕдинством, а со стороны субъекта - за умоисступленным восторгом(ekstasiV). Более определенное и умеренное выражение такая точка зренияполучила в общепризнанном средневековом различении между Р. как светоместественным (lux naturae) и высшим божественным или благодатным просвещение м (illuminatio divina s. lux gratiae). Когда это различиепереходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и всредне века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оностановится логически нелепым, потому что божественное просвещение дляпринимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющихсознание определенным содержание м, тогда как Р. ( вопреки Гегелю) не естьисточник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишь общую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была егосущественная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение Р.,как чемуто ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сортвина сосуду вообще . Столь же неосновательно противоположение, делаемое вновой философии между Р. и естественным опытом или эмпирией. Оно имелобы смысл лишь при отожествлении Р. с панлогизмом Гегеля, утверждавшего,что наше разумное мышление создает из самого себя, т. е. из себя какформы, все свое содержание. Но так как это учение , единственное посмелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так какнаш Р. получает свое содержание из опыта, то прямого противоположениямежду ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремление- выводить самый Р. или самую идею всеобщности из единичных фактовопыта. Вл. С.
Что такое Разум? Значение слова Разум в энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Разум -
Разум (LogoV, ratio). - Кроме значения Р. как особого видамыслительной деятельности по соотношению с рассудком , под Р. в болеешироком смысле понимается существенная для человека, как такого,способность мыслить всеобщее, в отличие от непосредственно данныхединичных фактов, какими исключительно занято мышление прочих животных.Такая способность отвлечения и обобщения, очевидно, включает в себя ирассудок, в силу чего в некоторых языках, напр. французском, коренногоразличия между Р. и рассудком вовсе не полагается (raison - raisonnement). Действие Р., как мышление всеобщего, теснейшимобразом связано с человеческою речью, закрепляющею одним словеснымзначком неопределенное множество действительных и возможных (прошедших,настоящих и будущих) явлений подобных или однородных между собою. Еслибрать слово в его целости, нераздельно с тем, что им выражается илиизрекается, то должно признать, что в слове и словах дана действительнаясущность разумного мышления (греч. logoV - слово = Р.), из которойрассудочный анализ выделяет его различные формы, элементы и законы. В древней философии, после того, как Аристотель (определившийБожество как самомышление - thV nohsewV nohsiV) и стоики (учившие омировом Р.) признали за разумным мышлением абсолютную ценность,скептическая реакция разрешилась в неоплатонизме, ставившем Р. иумственную деятельность на второй план и признававшем высшее значение состороны объективной - за сверхразумным Благом или безразличнымЕдинством, а со стороны субъекта - за умоисступленным восторгом(ekstasiV). Более определенное и умеренное выражение такая точка зренияполучила в общепризнанном средневековом различении между Р. как светоместественным (lux naturae) и высшим божественным или благодатнымпросвещением (illuminatio divina s. lux gratiae). Когда это различиепереходит в прямое и враждебное противоположение (как это бывало и всредне века, и в раннем лютеранстве, и во многих позднейших сектах), оностановится логически нелепым, потому что божественное просвещение дляпринимающих его дано в действительных душевных состояниях, наполняющихсознание определенным содержанием, тогда как Р. (вопреки Гегелю) не естьисточник действительного содержания для нашего мышления, а дает лишьобщую форму для всякого возможного содержания, какова бы ни была егосущественная ценность. Поэтому противополагать высшее просвещение Р.,как чемуто ложному, так же бессмысленно, как противополагать высший сортвина сосуду вообще. Столь же неосновательно противоположение, делаемое вновой философии между Р. и естественным опытом или эмпирией. Оно имелобы смысл лишь при отожествлении Р. с панлогизмом Гегеля, утверждавшего,что наше разумное мышление создает из самого себя, т. е. из себя какформы, все свое содержание. Но так как это учение, единственное посмелости замысла и по остроумию исполнения, в принципе неверно, так какнаш Р. получает свое содержание из опыта, то прямого противоположениямежду ними не может быть допущено. Еще менее логично обратное стремление- выводить самый Р. или самую идею всеобщности из единичных фактовопыта. Вл. С.
Синонимы: разум, рассудок, ум, сознание
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова Разум в других словарях:
- Что такое Разум? Энциклопедический словарь
- Определение термина Разум? Словарь Даля
- Толкование слова Разум? Словарь Ожегова
- Что означает слово Разум? Словарь синонимов
- Что означает термин Разум? Исторический словарь
- Что такое Разум? Философский словарь
- Определение термина Разум? Социологический словарь
- Толкование слова Разум? Энциклопедия Кольера
- Что означает слово Разум? Этимологический словарь Фасмера
- Что означает термин Разум? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Ратификация - Ратификация (ralificatio, от ratum facere = ratihabitio от ...
- Растениеводство - Растениеводство так называют ту часть агрономической науки, ...
- Раствор - Раствор (техн.) смесь из извести песка и ...
- Рапсоды - Рапсоды (raywdoi) исполнители и может быть творцы ...
- Рапс - Рапс (Brassica Napus, L. var. oleifera DC.), ...
- Рана - Рана (юрид.) наружный, проникающий вглубь разрыв тела,сопровождающийся ...
- Рампа - Рампа в театрах ряд ламп в уровень ...
- Равнины - Равнины Р. отличаются от нагорий тем, что ...
- Раввин - Раввин (от раб "учитель") духовный представитель ...
- Работа - Работа силы на всем пути, пройденном точкой приложения ...
- Рабат - Рабат. (арабск. Эрребат, также СлаДжедид, т. е. Новое ...
- Пятикнижие - Пятикнижие общее название для первых пяти книг ...
- Пятигорск - Пятигорск окружный гор. Терской обл., на южн. ...
- Пэры - Пэры (франц. pairs, англ. peers; отсюда пэрствоpairie, peerage, ...
- Лиссабон - Лиссабон (Lissabon, Lisbonne, исп. и порт. Lisboa) ...