Что такое Поликлет? Значение слова Поликлет в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Поликлет -

Поликлет - один из величайших древнегреческих скульпторов, родом изСикиона, глава пелопонесской школы ваяния, ученик, или, что вероятнее,последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в Vвеке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать вдухе Агелада, при чем, в противоположность Фидию, создавшему идеалбожественного величия, стремился установить тип внешней, человеческойкрасоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которыхнаибольшею славою пользовались "Дорифор" (копьеносец) и "Диадумен"(юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуйдревние называли каноном, т. е. закономерною; существует даже предание,что она была изваяна П. для подтверждения правил, изложенных внедошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела, имевшемназвание также канона. Древние писатели (Лукиан и Галлиен)свидетельствуют, что по П. красота тела обусловливалась гармониейотдельных его членов, именно - известною пропорциональностью пальцевмежду собою, всех пальцев вместе взятых к пясти, этой последней кзапястью и т. д. Копию первой из означенных статуй ар хеологи видят вДорифоре неаполитанского музея, а также в фрагментах торса берлинскогомузея и в бронзовой голове неаполитанского. Но, к сожалению, понеаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представленияоб оригинале, так как ее исполнитель, скульптор римской эпохи, придалфигуре Дорифора, которая в оригинале П. изображала юношу, едвавступающего в зрелый возраст (viriliter puer), мускулистые, мощныеформы, сильно напоминающие излюбленный римскими ваятелями типгладиатора. Равным образом едва ли вполне передают оригиналвоспроизведения второй из названных статуй; даже лучшие из них, ДиадуменФарнезский и Диадумен британского музея, мало соответствуют описаниюполиклетовского Диадумена, представлявшего, если верить преданиям, юношус нежными. еще развивающимися формами (molliter juvenis). П.воспроизводил также женское тело. По рассказу Плиния, лучшие скульпторыГреции - Фидий, Кресилай, Фрадмон и П. были приглашены участвовать вконкурсе на исполнение статуи амазонки для ефесского храма, при чем имбыло предоставлено решить самим, чье произведение окажетсяпревосходнейшим. Каждый из конкурентов отвел первое место своейсобственной работе, а на второе все три соперника П. поставили егостатую, вследствие чего он и был признан победителем. Повторениемамазонки считают "Раненую амазонку" берлинского музея, изображающую.молодую женщину сильного сложения, с крепкими мускулами, но вообще сплавными, округлыми формами. Некоторое отступление от реалистическогонаправления П., выразившегося в вышеперечисленных скульптурах,замечается в исполненной им для аргосского храма хрисоэлефантиннойстатуе Геры, свободным повторением которой, быть может, следует признатьФарнезскую Геру неаполитанского музея. О П. история говорит также как обархитекторе, ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср.Friederichs, "Der Dоryhогоs des Polyklet" (Б., 1869); Conze, "Beitragezur Geschichte der griech. Plastik" (Галле, 1860); Michaelis, "Trestatue Policletee" (в "Annali dell' Inatituto archeol.", Рим, 1878). А. А. С-в.

Поликлет

Поликлет - один из величайших древнегреческих скульптор ов, родом изСикиона, глава пелопонесской школы ваяния, ученик , или, что вероятнее,последователь аргосца Агелада, бывшего учителем Фидия и Мирона; жил в Vвеке до Р. Хр. Поселившись навсегда в Аргосе, он продолжал работать вдухе Агелада, при чем, в противоположность Фидию, создавшему идеалбожественного величия, стремился установить тип внешней, человеческойкрасоты. Он изображал преимущественно фигуры юных атлетов, из которыхнаибольшею славою пользовались "Дорифор" ( копьеносец ) и " Диадумен "(юноша, надевающий себе на голову повязку). Первую из этих статуй древние называли каноном, т. е. закономерною; существует даже предание,что она была изваяна П. для подтверждения правил, изложенных внедошедшем до нас его трактате о пропорциях человеческого тела , имевшемназвание также канона . Древние писатели ( Лукиан и Галлиен)свидетельствуют, что по П. красота тела обусловливалась гармониейотдельных его членов, именно - известною пропорциональностью пальцев между собою , всех пальцев вместе взятых к пясти, этой последней кзапястью и т. д. Копию первой из означенных статуй ар хеологи видят вДорифоре неаполитанского музея, а также в фрагментах торса берлинскогомузея и в бронзовой голове неаполитанского. Но, к сожалению, понеаполитанской статуе нельзя составить себе вполне ясного представленияоб оригинале, так как ее исполнитель , скульптор римской эпохи, придалфигуре Дорифора, которая в оригинале П. изображала юношу, едва вступающего в зрелый возраст (viriliter puer), мускулистые, мощныеформы, сильно напоминающие излюбленный римскими ваятелями типгладиатора. Равным образом едва ли вполне передают оригиналвоспроизведения второй из названных статуй; даже лучшие из них, ДиадуменФарнезский и Диадумен британского музея, мало соответствуют описаниюполиклетовского Диадумена, представлявшего, если верить преданиям, юношус нежными. еще развивающимися формами (molliter juvenis). П.воспроизводил также женское тело . По рассказу Плиния, лучшие скульпторыГреции - Фидий , Кресилай , Фрадмон и П. были приглашены участвовать вконкурсе на исполнение статуи амазонки для ефесского храма, при чем имбыло предоставлено решить самим, чье произведение окажетсяпревосходнейшим. Каждый из конкурентов отвел первое место своейсобственной работе, а на второе все три соперника П. поставили егостатую, вследствие чего он и был признан победителем. Повторениемамазонки считают "Раненую амазонку" берлинского музея, изображающую.молодую женщину сильного сложения, с крепкими мускулами, но вообще сплавными, округлыми формами. Некоторое отступление от реалистическогонаправления П., выразившегося в вышеперечисленных скульптурах,замечается в исполненной им для аргосского храма хрисоэлефантиннойстатуе Геры, свободным повторением которой, быть может , следует признатьФарнезскую Геру неаполитанского музея. О П. история говорит также как обархитекторе, ему приписывается постройка театра и одеона в Эпидавре. Ср.Friederichs, "Der Dоryhогоs des Polyklet" (Б., 1869); Conze, "Beitragezur Geschichte der griech. Plastik" ( Галле , 1860); Michaelis, "Trestatue Policletee" (в "Annali dell' Inatituto archeol.", Рим, 1878). А. А. С-в.

Значение слова Поликлет в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Поляне - Поляне (Поли) название славянского племени, поселившегося, в ...
  • Пользование - Пользование (usus), как особое право, отличное от пользовладения,состоит ...
  • Полутон - Полутон ближайшее расстояние двух звуков, наименьший интервал,между ...
  • Полуобезьяны - Полуобезьяны или лемуры в широком смысле (Prosimiae) ...
  • Полтавская - Полтавская битва. Весною 1709 г., во время ...
  • Полоцкий - Полоцкий уезд занимает, по Стрельбицкому. 4260 кв. в. ...
  • Полотебнов - Полотебнов (Алексей Герасимович) современный русский дерматолог.род. в ...
  • Покров - Покров Пресв. Богородицы праздник православной церкви (1 ...
  • Пойма - Пойма луга по берегам рек, низменные места, ...
  • Позиция - Позиция место, выбранное для боя. Она должна ...
  • Позвоночный - Позвоночный столб (columna vertebralis). П. столбом илипозвоночником ...
  • Пожарский - Пожарский (кн. Дмитрий Михайлович, 1678 ок. 1641) ...
  • Подснежник - Подснежник название весьма разнообразных растений, вообще тех,которые ...
  • Подражание - Подражание литературное произведение (почти всегда стихотворение), написанное ...
  • Миннезингеров - Миннезингеров сменили мейстерзингеры (цеховые поэты), хотя переход отпервых ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари