Что такое Пантеизм? Значение слова Пантеизм в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Пантеизм -

Пантеизм - учение, отожествляющее в известном отношении Бога с миром;на это указывает само название, происходящее от греческого to pan - всеи o JeoV - Бог. В основе этого учения находится проблема об отношенииединства к множественности, бесконечного к конечному, с которойприходится иметь дело всякой философии. В множественном и конечном миреявлений есть элементы, которые с необходимостью указывают на единство ибесконечность. Единство системы не есть только субъективное требованиеума; но обусловлено в объективной связи всех явлений между собой; идеябесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечныхпредметов, прежде всего - в форме безграничного пространства ибесконечного времени. Примирение этих двух противоречащих принципов исоставляет задачу П. Само примирение может быть весьма разнообразным, нов общем можно различить две главных тенденции: первая заставляетисчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественногобытия, второе направление, напротив, заставляет бесконечное единстворазлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно, что П. имеетнекоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, какрелигиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм, между которымиП. и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Онисогласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир,ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир, нопонятием мира не исчерпывается содержание Бога. Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не вдаваясь в ихизложение. Истинная родина П. - Индия; две главных индийских системы,Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая имеет большуюсклонность к мистицизму, вторая - к материализму. В Греции первойпантеистической школой были элеаты, но в общем, следует сказать, чторационализм греков не был настоящей почвой для развития П., который вполном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, аименно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в которойвосточные элементы играют столь значительную роль. В этом отношенииособенно замечателен Плотин. В гностицизме легко заметить тужепантеистическую струю. Первая крупная пантеистическая система нахристианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене: сочинение его: "Dedivisione naturae" появилось ок. 865 г. и служило впоследствииисточником, из коего черпали многие философы. В эпоху Возрождения П.получает большое распространение: главный представитель его - ДжорданоБруно. В XVII в. главными представителями П. были Спиноза и (отчасти)Мальбранш (ум. 1715). Немецкая философия после Канта развилась подсильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названапантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель. Разница немецкого П. отП. Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию,первый же - как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека вматериализме, в отожествлении Бога с миром. П. имеет сильные и слабыестороны. Он как нельзя более идет на встречу потребности человека вобъяснении явлений из одного принципа, при том принципа не случайного,не мертвого, а содержащего в себе жизнь и разумность. Он стараетсяизбежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительныхмировоззрений - дуализма и материализма. В этом заключается великаяпривлекательность всякой пантеистической системы, в особенности - еслиона сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о транцендентномсознании. Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней мере,трудностей на пути пантеистического объяснения. Впрочем, некоторые изних вовсе не специально принадлежат П. Так напр., одно из обыкновенныхвозражений против П. заключается в невозможности объяснить с этой точкизрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и овсякой другой системе. Наиболее глубокое объяснение свободы мы находимименно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли). Некоторыевозражения против П. и пантеистов вызваны тем двойственным положением,которое они занимают; например Спинозу (как и стоиков) упрекали иупрекают в материализме, который действительно можно найти приодностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер называетП. "вежливой формой атеизма" и считает П. понятием", заключающим в себепротиворечие - но он же признает и значение учения en cai pan. Визвестном отношении П. грешит тем, что дает лишь номинальноеопределение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово, нечтонеизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной религии;он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу вположительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его Богомили нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается вневозможности для нее построить нравственную систему. Добро и злооказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественнаяприрода; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрениятрудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указываютв П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что с точкизрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение нашего "я",но эта трудность не составляет специфической особенности П. Cp.Goschler, "Du Pantheisme" (Пар., 1840); Jeannel, "Des doctrines quitendent au pantheisme" (1846); E. Saisset, "Essai de philosophiereligieuse" (Париж, 1862); Jasche, "Der Panteismus nach, seinenverschiedenen Hauptformen, seinem Ursprung und Fortgang etc." (Б.,1826); Blumroder, "Ueber die verschiedenen Formen in welchen d.Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist" (1832); Schuler, "Der P."(Вюрцб., 1884). Э. P.

Пантеизм

Пантеизм - учение , отожествляющее в известном отношении Бога с миром;на это указывает само название , происходящее от греческого to pan - всеи o JeoV - Бог. В основе э того учения находится проблема об отношенииединства к множественности, бесконечного к конечному, с которойприходится иметь дело всякой философии. В множественном и конечном миреявлений есть элементы , которые с необходимостью указывают на единство ибесконечность. Единство системы не есть только субъект ивное требованиеума; но обусловлено в объективной связи всех явлений между собой ; идеябесконечности сама собой напрашивается при рассмотрении конечныхпредметов, прежде всего - в форме безграничного пространства ибесконечного времени . Примирение этих двух против оречащих принципов исоставляет задачу П. Само примирение может быть весьма разнообразным, нов общем можно различить две главных тенденции: первая заставляетисчезнуть конечное и многообразное в бесконечном единстве божественногобытия, второе направление , напротив , заставляет бесконечное единстворазлиться в конечном многообразии явлений. Из этого видно , что П. имеетнекоторое сходство с двумя столь противоположными направлениями, какрелигиозный мистицизм и, с другой стороны, материализм , между которымиП. и ищет примирения. Не все пантеисты отожествляют Бога с миром. Онисогласны принять формулу: мир есть Бог, но не обратную: Бог есть мир,ибо понятие Бога - более богатое и обширное, заключающее в себе мир, нопонятием мира не исчерпывается содержание Бога. Мы здесь лишь перечислим пантеистические системы, не вдаваясь в ихизложение. Истинная родина П. - Индия ; две главных индийских системы,Веданта и Санкия, одинаково проникнуты П., причем первая имеет большуюсклонность к мистицизму, вторая - к материализму. В Греции первойпантеистической школой были элеаты , но в общем, следует сказать , чторационализм греков не был настоящей почвой для развития П., который вполном расцвете появляется только в период упадка греческой философии, аименно у стоиков и в особенности в александрийской философии, в которойвосточные элементы играют столь значительную роль . В этом отношенииособенно замечателен Плотин . В гностицизме легко заметить тужепантеистическую струю. Первая крупная пантеистическая система нахристианской почве принадлежит Иоанну Скоту Эригене: сочинение его: "Dedivisione naturae" появилось ок. 865 г. и служило в после дствииисточником, из коего черпали многие философы. В эпоху Возрождения П.получает большое распространение : главный представитель его - ДжорданоБруно. В XVII в. главными представителями П. были Спиноза и (отчасти)Мальбранш (ум. 1715). Немецкая философия после Канта развилась подсильным влиянием Спинозы и вся, в известном смысле, может быть названапантеистической, в особенности Шеллинг и Гегель . Разница немецкого П. отП. Спинозы состоит в том, что второй определял Бога как субстанцию,первый же - как субъект; этим немецкие философы желают избежать упрека вматериализме, в отожествлении Бога с миром. П. имеет сильные и слабыестороны. Он как нельзя более идет на встречу потребности человека вобъяснении явлений из одно го принципа, при том принципа не случайного,не мертвого, а содержащего в себе жизнь и разумность . Он стараетсяизбежать двух одинаково, хотя и по разным причинам неудовлетворительныхмировоззрений - дуализма и материализма. В этом заключается великаяпривлекательность всякой пантеистической системы, в особенности - еслиона сумеет понять идею Бога, хотя бы в форме учения о транцендентномсознании. Но нельзя не видеть и слабых сторон П., или, по крайней мере,трудностей на пути пантеистического объяснения. Впрочем , некоторые изних вовсе не специально принадлежат П. Так напр., одно из обыкновенныхвозражений против П. заключается в невозможности объяснить с этой точкизрения свободу воли. Но разве нельзя почти того же самого сказать и овсякой другой системе. Наиболее глубокое объяснение свободы мы находимименно у пантеиста Шеллинга (в его трактате о свободе воли). Некоторые возражения против П. и пантеистов вызваны тем двойственным положением,которое они занимают; например Спинозу (как и стоиков) упрекали иупрекают в материализме, который действительно можно найти приодностороннем толковании его системы. В этом смысле Шопенгауер называетП. "вежливой формой атеизма" и считает П. понятием", заключающим в себепротиворечие - но он же признает и значение учения en cai pan. Визвестном отношении П. грешит тем, что дает лишь номинальноеопределение; прибавляя к миру идею Бога, он прибавляет лишь слово , нечтонеизвестное, ибо Бог пантеистов ведь не есть Бог положительной религии;он лишен тех определений, которые обыкновенно придаются Богу вположительной религии. Мир остается загадочным, назову ли я его Богомили нет. Главный недостаток всякой пантеистической системы заключается вневозможности для нее построить нравственную систему. Добро и злооказываются одинаково атрибутами Божества, и злу приписано божественнаяприрода; для нравственных предписаний с пантеистической точки зрениятрудно найти почву. Остальные недостатки, которые обыкновенно указываютв П., имеют меньшее значение; напр. Сессэ указывает на то, что с точкизрения П. непонятно возникновение конечного, возникновение нашего "я",но эта трудность не составляет специфической особенности П. Cp.Goschler, "Du Pantheisme" (Пар., 1840); Jeannel, "Des doctrines quitendent au pantheisme" (1846); E. Saisset, "Essai de philosophiereligieuse" ( Париж , 1862); Jasche, "Der Panteismus nach, seinenverschiedenen Hauptformen, seinem Ursprung und Fortgang etc." (Б.,1826); Blumroder, "Ueber die verschiedenen Formen in welchen d.Pantheism in neuerer Zeit aufgetreten ist" (1832); Schuler, "Der P."(Вюрцб., 1884). Э. P.

Значение слова Пантеизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Парацельс - Парацельс (Philippus Aureolus Theophrastus Paracelsus Bombastus vonHohenheim) знаменитый ...
  • Параскева - Параскева П. великомученица, именуемая Пятница; дочь богатыхродителей, ...
  • Паранойя - Паранойя (Paronoia). По этимологическому значению это словосоответствует ...
  • Параллельные - Параллельные линии Прямые линии называются П., если ...
  • Параллелепипед - Параллелепипед шестигранник, каждая пара противоположных гранейкоторого суть ...
  • Паразитизм - Паразитизм. П. составляет лишь частный случай более ...
  • Парадигма - Парадигма (греч. paradeigma, "пример") в грамматике слово, ...
  • Панда - Панда (Aelurus или Ailurus fulgens) хищное животное, ...
  • Пан - Пан (Pan) древнегреческий бог, аркадийского происхождения. Погомеровскому ...
  • Памфлет - Памфлет (англ., от palmefeuillet листок, который держат ...
  • Пальмы - Пальмы (Palmae Endl.) сем. однодольных растений, порядкапочаткоцветных ...
  • Пальмерстон - Пальмерстон (лорд ГенриДжонТемпль, 17841865; с 1802 г. виконт) ...
  • Паломничество - Паломничество. Верование, что молитва более действительна вопределенных ...
  • Палладио - Палладио (Андреа Palladio, 150880) знаменитый итал. архитекторпоследней ...
  • Пар - Пар (сельскохоз.) так называется в земледелии поле, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари