Что такое Маски? Значение слова Маски в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Маски -

Маски или по-старинному "личины", "хари" - пользовались и пользуютсявесьма широким распространением у самых различных народов, начиная спервобытных и кончая наиболее культурными. На изучение их, с точкизрения этнологии и истории культуры, в последние 10 - 15 лет сталиобращать усиленное внимание; коллекции их играют теперь важную роль вэтнографич. музеях. Были сделаны попытки анализировать различные виды итипы М., привести их в систему, классифицировать, но предмет этот далекоеще не вполне разработан и полная история М. принадлежит будущему. Доль(Dall) предложил три главных группы: 1) М. с отверстиями для глаз и рта,надеваемые на лицо, или М. в тесном смысле: 2) М. с подобным жеизображением человеческого лица или звериной головы, но носимые наголове и обыкновенно без отверстий для глаз и рта, и 3) маскоподобныеличины, не носимые как маски. Приготовляются М. из древесной коры,дерева, кости, меха, картона, глины, гипса, травы, металлов (меди,золота, железа, серебра и т. д.), камня, раковин, черепахи, настоящихзвериных голов, человеческого черепа и т. д. Изображают M. обыкновенно,либо человеческое лицо, либо, голову какого-либо действительногоживотного (зверя, птицы, гада), или фантастического существа; в двухпервых случаях замечается стремление либо к возможно большемувоспроизведению сходства, либо к созданию чего-то страшного иликомического. У большинства народов, особенно менее культурных, М. имеютзначение не забавы или развлечения, а более серьезное; они часто связаныс различными религиозными представлениями. Андрэ предложил разделить М.,по цели пользования ими на употребляемые при религиозных действиях, навойне, при погребениях (возложении на покойников), при отправленииправосудия, при театральных представлениях и плясках. Это деление, одннако, не может считаться исчерпывающим, так как погребальные обряды,театральные представления и пляски часто имеют также религиозноезначение, а относительно многих форм масок нет обстоятельных данных,поясняющих их значение и употребление. Точное понимание смысла М. тесносвязано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения иобраза.. мышления народов на различных ступенях культурного развития;прогресс в изучении М. является, поэтому, тесно связанным с успехамиэтнологии и истории первобытной культуры вообще. Основной смысл М. - втом, что она скрывает лицо, защишает его, отвлекает от него внимание и,вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх,напоминать об иных существах и т. п. На понятии о "маске" лежит нередкопредставление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, съедающем: masca(по-итальянски - machera) сводится к macher, mastiсаге. Внепосредственнозащищающем смысле М. употребляются на войне, чаще всоединении с шлемом (так назыв. "забрало"), но иногда и отдельно длязащиты лица. При этом, обыкновенно, М. придается страшный вид, чтобы онив то же время и пугали неприятеля. Подобные М. употребляются некоторымиплеменами негров и даяками ; они были в ходу в Мексике, также в Япония(где делались из металла, составляли часть лат и изображали страшноелицо, с большим носом и длинными ушами, или обезьянью харю) и даже уклассических народов и в Средние века в зап. Европе; но в этих последнихслучаях изображение лица (Медузы и т. д.) делалось обыкновенно на самомшлеме, а не на забрале. Защищающее значение М. может иметь и не вбуквальном или материальном, а в переносном или духовном смысле; онаскрывает настоящее лицо, вводить в обман и тем может спасать от злыхдухов или даже устрашать их. Отсюда надевание М. на умерших, довольнораспространенное у разных народов. Иногда, впрочем, в этих М. нет ничегоустрашающего; они только прикрывают лицо (напр. сделанные из тонкихзолотых листков); в иных случаях в них даже видно стремление сохранитьподлежащие разрушению черты умершего. Таковы гипсовые, раскрашенные М.,находимые в древ. могилах Минусинского края, некоторые античные М. изметаллов или терракоты, древние египетские М. и др. Несколькопогребальных М. найдено в развалинах Ниневии, в египетских катакомбах, вМикенах, в Керченских могилах. М. из дерева, камня, мозаикиупотреблялись в древней Мексике, М. из дерева, раскрашенные - в Перу:умерший погребался в скорченном положении, завязанный в мешок, надкоторым приделывалось подобие головы и к нему прикреплялась М. М. приотправлении правосудия употребляются особенно в некотор. частях Африки(Лоанго, Калабар и т. д.) и на некоторых Меланезийских о-вах;обыкновенно они состоят в связи с существованием у этих народов особыхтайных обществ, члены которых остаются неизвестными, по крайней мере длянеполноправных граждан, а равно для женщин и детей, и которымпредоставляется власть чинить, в известные времена года, суд и наказаниенад виновными и непокорными. Разные мистерии, разыгрываемые подобнымиобществами, напр. в сев. зап. части Сев. Америки и в центральной Африке,совершаются всегда в М. Здесь уже мы переходим в область культа ирелигии, в которой М. играют вообще большую роль. Сюда относитсябольшинство наиболее замечательных и характерных М., напр. на о-вахМеланезии (собственно в Полинезии М. нет), у многих племен америк.индейцев, в Африке и в Азии. Многие М. употребляются при плясках,входящих в состав культа, шаманами - при их заклинаниях, жрецами - приих служении и т. д. Особенно любопытны сложные, раскрашенные деревянныеМ. с островов Нового Мекленбурга и Нов. Каледонии; М. из передней частичелов. черепа, с искусственными глазами и волосами - с о-ва Нов.Британии и НовоГебридских о-вов; разнообразные М. сингалезов,употребляемые при демоническом культе;М. с изображением разныхчеловеческих и звериных голов - из сев. зап. Америки; М. буддийскогокульта, воспроизводящие различные типы злого божества. Большоеразнообразие типов представляют театральные М. яванцев, сиамцев,японцев, китайцев, классических народов, ведущие свое начало также отрелигиозных мистерий. Простейшие формы М. мы встречаем у вогулов,остяков и др. сибирских инородцев, которые употребляют их, напр., припразднествах в честь убитого медведя. При таком празднике всеприсутствующие надевают М. из древесной коры, с длинным носом, и,обращаясь к трупу медведя, уверяют его, что он убит не вогулами илиостяками, а русскими; при этом происходят пляски и сценическиепредставления, отчасти комического, отчасти обличительного характера,так как замаскированные имеют право не стесняться и высказывать горькуюправду всем сородичам и даже старшинам. Литература. "Masken" в Andree,"Elbn. Раrallelen und Vergleiche" (Neue Folge, Л., 1889); F. v.Helivvald, "Die Urgeschichfe der Maske" (в "Ethn. Rosselsprunge", Лонд.,1891);Dаll, "On Masks, Labrets etc." (в "Third ann. Report of the Bureauol Ethnology"); Benndorf, "Antike Gesichtshelme und Sepulcralmasken" (в"Denkschr. d. k. Acad. d. Wiss. ph.-hist. Kl.", XXVIII. B., 1879);Krause und Schmeltz, "Die ethn.-anthr. Abth. d. Museum Godeffroy"(1881); "Americas Nordwestkuste etc." (1884); Mayer und Parkinson,"Schnitzereien und Masken vom Bismark-Archipel und Neu-Guinea" (с 19табл., 1895). Д. A.

Маски

Маски или по-старинному "личины", "хари" - пользовались и пользуютсявесьма широким распространением у самых различных народов, начиная спервобытных и кончая наи более культурными. На изучение их, с точкизрения этнологии и истории культуры, в последние 10 - 15 лет сталиобращать усиленное внимание ; коллекции их играют теперь важную роль вэтнографич. музеях. Были сделаны попытки анализировать различные виды итипы М., привести их в систему, классифицировать , но предмет этот далекоеще не вполне разработан и полная история М. принадлежит будущему. Доль(Dall) предложил три главных группы: 1) М. с отверстиями для глаз и рта,надеваемые на лицо , или М. в тесно м смысл е: 2) М. с подобным же изображение м человеческого лица или звериной головы , но носимые наголове и обыкновенно без отверстий для глаз и рта, и 3) маскоподобныеличины, не носимые как маски. Приготовляются М. из древесной коры ,дерева, кости , меха , картона, глины , гипса, травы , металлов (меди,золота, железа , серебра и т. д.), камня, раковин, черепа хи , настоящихзвериных голов, человеческого черепа и т. д. Изображают M. обыкновенно, либо человеческое лицо, либо, голову какого-либо действительногоживотного (зверя, птицы , гада ), или фантастического существа; в двухпервых случаях замечается стремление либо к возможно большемувоспроизведению сходства, либо к созданию чего-то страшного иликомического. У большинства народов, особенно менее культурных, М. имеют значение не забавы или развлечения, а более серьезное; они часто связаныс различными религиозными представлениями. Андрэ предложил разделить М.,по цели пользования ими на употребляемые при религиозных действиях, навойне, при погребениях (возложении на покойников), при отправлении право судия, при театральных представлениях и плясках. Это деление , одннако, не может считаться исчерпывающим, так как погребальные обряды, театральные представления и пляски часто имеют также религиозноезначение, а относительно многих форм масок нет обстоятельных данных,поясняющих их значение и употребление . Точное понимание смысла М. тесносвязано с уяснением религиозных представлений и вообще мировоззрения иобраза.. мышления народов на различных ступенях культурного развития;прогресс в изучении М. является, по этом у , тесно связанным с успехамиэтнологии и истории первобытной культуры вообще. Основной смысл М. - втом, что она скрывает лицо, защишает его, отвлекает от него внимание и,вместе с тем, представляет другое лицо, способное внушать страх,напоминать об иных существах и т. п. На понятии о "маске" лежит нередкопредставление о чем-то сверхъестественном, разрушающем, съедающем: masca(по-итальянски - machera) сводится к macher, mastiсаге. Внепосредственнозащищающем смысле М. употребляются на войне, чаще всоединении с шлемом (так назыв. "забрало"), но иногда и отдельно длязащиты лица. При этом, обыкновенно, М. придается страшный вид, чтобы онив то же время и пугали неприятеля. Подобные М. употребляются некоторымиплеменами негров и даяками ; они были в ходу в Мексике, также в Япония(где делались из металла, состав ляли часть лат и изображали страшноелицо, с большим носом и длинными ушами, или обезьянью харю) и даже уклассических народов и в Средние века в зап. Европе; но в этих последнихслучаях изображение лица ( Медузы и т. д.) делалось обыкновенно на самомшлеме, а не на забрале. Защищающее значение М. может иметь и не вбуквальном или материальном, а в переносном или духовном смысле; онаскрывает настоящее лицо, вводить в обман и тем может спасать от злыхдухов или даже устрашать их. Отсюда надевание М. на умерших, довольнораспространенное у разных народов. Иногда , впрочем , в этих М. нет ничегоустрашающего; они только прикрывают лицо (напр. сделанные из тонкихзолотых листков); в иных случаях в них даже видно стремление сохранитьподлежащие разрушению черты умершего. Таковы гипсовые, раскрашенные М.,находимые в древ. могилах Минусинского края, некоторые античные М. изметаллов или терракоты, древние египетские М. и др. Несколькопогребальных М. найдено в развалинах Ниневии, в египетских катакомбах, вМикенах, в Керченских могилах. М. из дерева, камня, мозаикиупотреблялись в древней Мексике, М. из дерева, раскрашенные - в Перу:умерший погребался в скорченном положении, завязанный в мешок , надкоторым приделывалось подобие головы и к нему прикреплялась М. М. приотправлении правосудия употребляются особенно в некотор. частях Африки(Лоанго, Калабар и т. д.) и на некоторых Меланезийских о-вах;обыкновенно они состоят в связи с существованием у этих народов особыхтайных обществ, члены которых остаются неизвестными, по крайней мере длянеполноправных граждан, а равно для женщин и детей, и которымпредоставляется власть чинить , в известные времена года, суд и наказаниенад виновными и непокорными. Разные мистерии , разыгрываемые подобнымиобществами, напр. в сев. зап. части Сев. Америки и в центральной Африке,совершаются всегда в М. Здесь уже мы переходим в область культа ирелигии, в которой М. играют вообще большую роль. Сюда относитсябольшинство наиболее замечательных и характерных М., напр. на о-вахМеланезии ( собственно в Полинезии М. нет), у многих племен америк.индейцев, в Африке и в Азии. Многие М. употребляются при плясках,входящих в состав культа, шаманами - при их заклинаниях, жрецами - приих служении и т. д. Особенно любопытны сложные, раскрашенные деревянныеМ. с островов Нового Мекленбурга и Нов. Каледонии; М. из передней частичелов. черепа, с искусственными глазами и волосами - с о-ва Нов.Британии и НовоГебридских о-вов; разнообразные М. сингалезов,употребляемые при демоническом культе;М. с изображением разныхчеловеческих и звериных голов - из сев. зап. Америки; М. буддийскогокульта, воспроизводящие различные типы злого божества. Большоеразнообразие типов представляют театральные М. яванцев, сиамцев,японцев, китайцев, классических народов, ведущие свое начало также отрелигиозных мистерий. Простейшие формы М. мы встречаем у вогулов,остяков и др. сибирских инородцев , которые употребляют их, напр., припразднествах в честь убитого медведя. При таком празднике всеприсутствующие надевают М. из древесной коры, с длинным носом, и,обращаясь к трупу медведя, уверяют его, что он убит не вогулами илиостяками, а русскими; при этом происходят пляски и сценическиепредставления, отчасти комического, отчасти обличительного характера,так как замаскированные имеют право не стесняться и высказывать горькуюправду всем сородичам и даже старшинам. Литература . "Masken" в Andree,"Elbn. Раrallelen und Vergleiche" (Neue Folge, Л., 1889); F. v.Helivvald, "Die Urgeschichfe der Maske" (в "Ethn. Rosselsprunge", Лонд.,1891);Dаll, "On Masks, Labrets etc." (в "Third ann. Report of the Bureauol Ethnology"); Benndorf, "Antike Gesichtshelme und Sepulcralmasken" (в"Denkschr. d. k. Acad. d. Wiss. ph.-hist. Kl.", XXVIII. B., 1879);Krause und Schmeltz, "Die ethn.-anthr. Abth. d. Museum Godeffroy"(1881); "Americas Nordwestkuste etc." (1884); Mayer und Parkinson,"Schnitzereien und Masken vom Bismark-Archipel und Neu-Guinea" (с 19табл., 1895). Д. A.

Значение слова Маски в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Медведка - Медведка (Gryllotalpa vulgaris L.) насекомое, относящееся к ...
  • Медаль - Медаль (Франц. medaille, от итал. mеdaglia, лат. metallum) ...
  • Мегалиты - Мегалиты или мегалитические памятники доисторические сооружения избольших ...
  • Маяк - Маяк высокое, в виде башни, строениe, стоящее ...
  • Машикули - Машикули или навесные бойницы (стрельницы) устраивались обыкновеннов ...
  • Махдий - Махдий ИбнХельдун (Prolegomenes, франц. перев. Slane, II, ...
  • Маурья - Маурья одна из наиболее известных древних индийских ...
  • Марло - Марло (Кристофэр Marlow) знаменитейший из английских драматургов,предшествовавших ...
  • Марковников - Марковников (Владимир Васильевич) химик, род. в 1839 ...
  • Марка - Марка (нем. Mark, франц. Marc, итал., исп. и ...
  • Мария - Мария I Тюдор англ. королева (1553 ...
  • Мариинский - Мариинский театр в СПб. открыт 2 окт. ...
  • Марена - Марена (Rubia L.) род многолетних трав из ...
  • Маргарита - Маргарита Валуа или Наваррская французская принцесса (1492 ...
  • Аденоид - Аденоид или аденома (греч.) железистая опухоль. Под ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари