Что такое Марк? Значение слова Марк в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Марк -

Марк св. - один из четырех евангелистов, по происхождению Иудей, ноеще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была однойиз горячих последовательниц Христа и ее дом был местом собраний верующихв Него (Деяния XII, 12). Он первоначально носил имя Иоанна, затемдвойное Иоанна-М.; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя,как признак его близкого соотношения с римским миром. Еще в юности онпринимал участие в миссионерских трудах св. апостола Павла и Варнавы(последнему он доводился племянником), а впоследствии сделалсянеразлучным спутником и участником апостольских трудов ап. Петра,который именует его "своим сыном" (I Петр., V, 13). Папий называет М."толмачем" или истолкователем Петра, записавшим то, чему учил ап. Петр.Как с ап. Петром, так и с ап. Павлом М. бывал в Риме (2 Тим., IV, 11);позже переселился в Александрию, где основал церковь, был ее первымепископом и потерпел мученическую кончину. Память его чтится 25 апреля.Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие (второе вчетвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным исчиталось воспроизведением того, что он слышал от ап. Петра, как своегоучителя. По выражению блаж. Иеронима, "при составлении этого ЕвангелияПетр рассказывал, М. писал". Касательно происхождения Евангелия М.новейшая критика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур,Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочныхзаписей или документов, по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) - компиляциюев. Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как перваяосновывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а втораяидет в разрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньшеЕвангелия от Луки. Самая живость, картинность и оригинальностьповествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользутого, что Евангелие от М. самобытно, а не плод позднейшей компиляции.Евангелие от М. по всем признакам было предназначено для христиан изязычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствияссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенноинтересны для иудеев, напр. столь любимых иудеями генеалогий, указанийна значение Моисеева закона и пр. Напротив, в Евангелии много такихпояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы дляязычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едою -VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира, а такжезамечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) - все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалосьдля новообращенных язычников. Местом написания Евангелия признаетсяобыкновенно Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нем латинскиеслова (legion, speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.). По мнению св.Иоанна Златоуста, Евангелие написано в Александрии. Против подлинностиЕвангелия не возбуждалось серьезных возражений, за исключением 9 - 20стихов последней XVI главы, носящих, по мнению некоторых критиков,печать позднейшего происхождения, тем более, что по свидетельствуЕвсевия, Иеронима и других Евангелие от М. в их время заканчивалосьсловами: "потому что боялись", т.е. 8 ст. главы. Заключительных стиховнет в синайском и ватиканском манускриптах. Вопрос нуждается, впрочем,еще в дальнейшем исследовании. О времени написания Евангелия М.свидетельства разноречивы: большинство относит его к половин 1 века, аЕвсевий указывает точно и самую дату - 43 г. по Р. Хр. Евангелие М. былопредметом обширной экзегет. и крит. литературы. Из комментариев особенноизвестны: Фрицше (1831), Альфорда (1868), Кейля (1879), епископа Михаила(в его Толковом четверо-евангелии),из крит. исслед. - Knobel, "De ev.Marci Orig." (1831); Hitzig, "Ueber J.-Marcus u. s. Schriften" (1843);В. Weiss, "Marcus-evang." (1872) и др. Относительно критики славянскоготекста - ученые исследования проф. московской духовной академии Г.Воскресенского, "Евангелие от М." (1894) и "Характерные черты слав.перев. Евангелия от Марка" (1896). А. Л.

Марк

Марк св. - один из четырех евангелистов, по происхождению Иудей , ноеще юношей примкнул к общине христиан, так как его мать Мария была однойиз горячих последовательниц Христа и ее дом был мест ом собраний верующихв Него ( Деяния XII, 12). Он первоначально носил имя Иоанна , затемдвойное Иоанна-М.; впоследствии за ним утвердилось это последнее имя,как признак его близкого соотношения с римским миром. Еще в юности онпринимал участие в миссионерских трудах св. апостола Павла и Варнавы(последнему он доводился племянником), а впоследствии сделалсянеразлучным спутником и участником апо столь ских трудов ап. Петр а,который именует его "своим сыном" (I Петр., V, 13). Папий называет М."толмачем" или истолкователем Петра , записавшим то, чему учил ап. Петр.Как с ап. Петром, так и с ап. Павлом М. бывал в Риме (2 Тим., IV, 11);позже переселился в Александрию, где основал церковь , был ее первымепископом и потерпел мученическую кончину. Память его чтится 25 апреля.Принадлежащее ему и носящее его имя Евангелие ( второе вчетвероевангелии) в древности единогласно признавалось подлинным исчиталось воспроизведением того , что он слышал от ап. Петра, как своегоучителя. По выражению блаж. Иеронима, "при составлении этого Евангелия Петр рассказывал, М. писал". Касательно происхождения Евангелия М.новейшая крит ика выдвинула несколько теорий: по одной (Баур,Гильгенфельд и др.) оно составляет переработку первоначальных отрывочныхзаписей или документов , по другой (Де-Ветте, Блеек, Делич) - компиляциюев. Матфея и Луки. Эти теории не выдерживают критики, так как перваяосновывается на неправильно понимаемом выражении Папия outaxei, а втораяидет в разрез с преданием, что Евангелие от Марка написано раньшеЕвангелия от Луки. Самая живость , картинность и оригинальностьповествования, составленного по своеобразному плану, говорит в пользутого, что Евангелие от М. самобытно, а не плод позднейшей компиляции.Евангелие от М. по всем признакам было предназначено для христиан изязычников и особенно для римских христиан, как это видно из отсутствияссылок на Ветхий Завет и вообще таких мест, которые были бы особенноинтересны для иудеев, напр. столь любимых иудеями генеалогий, указанийна значение Моисеева закона и пр. Напротив , в Евангелии много такихпояснений, которые были совершенно излишни для иудеев, но необходимы дляязычников (напр. замечание об обычае евреев умывать руки перед едою -VII, 8 и 4). Указание на предназначение Христа для всего мира , а такжезамечание, что храм должен быть местом молитвы для всех народов (XI, 17) - все это ясно свидетельствует о том, что Евангелие предназначалосьдля новообращенных язычников. Местом написания Евангелия признаетсяобыкновенно Рим, чем и объясняются нередко употребляемые в нем латинскиеслова (legion, speculator и т. п.; V, 9; VI, 27 и др.). По мнению св.Иоанна Златоуста, Евангелие написано в Александрии. Против подлинностиЕвангелия не возбуждалось серьезных возражений, за исключением 9 - 20стихов последней XVI главы, носящих, по мнению некоторых критиков,печать позднейшего происхождения, тем более , что по свидетельствуЕвсевия, Иеронима и других Евангелие от М. в их время заканчивалосьсловами: "потому что боялись", т.е. 8 ст. главы. Заключительных стиховнет в синайском и ватиканском манускриптах. Вопрос нуждается, впрочем,еще в дальнейшем исследовании. О времени написания Евангелия М.свидетельства разноречивы: большинство относит его к половин 1 века, аЕвсевий указывает точно и самую дату - 43 г. по Р. Хр. Евангелие М. былопредметом обширной экзегет . и крит. литературы. Из комментариев особенноизвестны: Фрицше (1831), Альфорда (1868), Кейля (1879), епископа Михаила(в его Толковом четверо-евангелии),из крит. исслед. - Knobel, "De ev.Marci Orig." (1831); Hitzig, "Ueber J.-Marcus u. s. Schriften" (1843);В. Weiss, "Marcus-evang." (1872) и др. Относительно критики славянскоготекста - ученые исследования проф. московской духовной академии Г.Воскресенского, "Евангелие от М." (1894) и "Характерные черты слав.перев. Евангелия от Марка" (1896). А. Л.

Однокоренные и похожие слова:

артист мар мар м. местн. мара мара ж. местн. мара1 ж. мара2 и мара ж. местн. мари николай николаевич мари1 мн. нескл. мари2 м. и ж. нескл. марии-зажги-снега мария александровна (великая княгиня) мария александровна (императрица) мария александровна (феотиния) мария борисовна мария владимировна (дочь старицкого князя) мария владимировна (жена михаила феодоровича) мария григорьевна мария ильинична (милославская) мария максимилиановна мария николаевна мария павловна (великая герцогиня) мария павловна (великая княгиня) мария петровна мария темрюковна мария феодоровна (в иночестве марфа) мария феодоровна (супруга александра iii) мария феодоровна (супруга павла i) мария ярославовна мария-доброгнева владимировна (добронега) марка марка гербовая марка грузовая марка производственная марка товарная марка торговая марка фабричная марка1 ж. марка2 ж. марка3 ж. маркий марь марья маря

Значение слова Марк в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Матрица - Матрица вогнутая часть формы, в которой пластическое ...
  • Материальная - Материальная точка масса, которую мы воображаем сосредоточенною ...
  • Масштаб - Масштаб (от Massstab мерная палка) отношение ...
  • Массив - Массив искусственный камень больших размеров из бетона,употребляемый ...
  • Маски - Маски или постаринному "личины", "хари" пользовались и ...
  • Масканьи - Масканьи (Pietro Mascagni) итальянский композитор, род. в ...
  • Маршалл - Маршалл (Альфред Marshall) англ. экономист, род. в ...
  • Маракайбо - Маракайбо (Maracaibo) промышленный портовый город и гавань ...
  • Манчини - Манчини (Mancini) итальянская фамилия, достигшая большого значенияблагодаря ...
  • Мануфактура - Мануфактура (от manus рука и facere ...
  • Мантуя - Мантуя (Mantua, Mantova) гл. гор. бывшего герцогства ...
  • Мантапам - Мантапам преддверие или просцениум индийских храмов, в ...
  • Манна - Манна (библ.) особого рода вещество, которым питались ...
  • Манихейство - Манихейство религиознофилософское учение, широко распространенноенекогда на Востоке ...
  • Везувий - Везувий. Нет ни одного вулкана, почти ни ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари