Что такое Литургия? Значение слова Литургия в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Литургия -

Литургия (от litoV - общий и ergon - дело) - название главнейшего изхристианских богослужений, существующего, хотя и не в одинаковом виде изначении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеихристианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Л.установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания ккоринфянам видно, что при апостолах Л. соединялась с "вечерями любви"или агапами . Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение болеене существовало. О содержании Л. апостольских времен известно лишь(Ефес. V, 18, Колос. III, 16), что в состав ее входили чтение св.Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных ипеснопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) имолитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Л. определялисьусмотрением предстоятеля, который, по выражению Иустина, возносилмолитвы и благодарение "так долго, как мог" и "сколько позволяло время";писанных книг при богослужении не было. Даже в IV в. молитвы Л.импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский иЕпифаний Кипрский. Лишь карфагенские соборы 397 и 407 г. постановили,чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Л., пока не будут рассмотренысоборами. И в первые века христианства, однако, неизменно сохраняласьапостольская основа или общая схема Л. Из писаний апостольских (Деян.II, 42 - 46, XX, 7 - 12; Иак. II, 1 - 9; 1 Кор. X, 14 - 22, XI, 18, XIV)видно, что Л. совершалась уже тогда "по чину", хотя этот чин не былнаписан, а сохранялся в устном предании. Существует предание,принимаемое всей церковью, что первые чинопоследования Л. составленыбыли апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком(для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Л. и непринадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менеенесомненно, что многое в них апостольского происхождения. Ближайшей капостольскому прототипу формулой Л. некоторые ученые считают древнийсписок Л. абессинской, относимый к половине II в. С начала II в. историюразвития Л. можно проследить уже по датированным памятникам письменным,каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского иалександрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприанакарфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметноеразграничение "Л. верных" от "Л. оглашенных". Во времена Иринея иОригена (174 - 254) состав Л. обозначается еще яснее. Весьма древнегопроисхождения Л. "апостольских постановлений", содержащаяся в VIII-й ихкниге; за исключением одной арианской вставки и упоминания обиподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть ик более раннему времени. После II в. Л. значительно расширяется вобъеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Л.,получающую название Л. оглашенных, включаются особые молитвы о каждомклассе оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большогочисла лиц научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийныестановятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф.Смирнов, "Богослужение в век апостольский", Киев, 1873, и "Христианскоебогослужение в первые три века", К., 1874). В эпоху церковнойцентрализации (IV в.) сознана была необходимость пересмотра поместныхлитургий и составления одной определенной редакции Л. если не для всейцеркви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись, наВостоке, Василий Великий, подвергший пересмотру и сокращениюобщеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийскомдревнюю Л., носившую имя ап. Иакова, и Иоанн Златоуст, значительносокративший Л. Василия Вел. (преимущественно ее евхаристийные молитвы),а на Западе - Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и ГригорийДвоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Л. и отчасти вводя вих состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли ихнеприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л.,сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение, тем неменее во многих местностях, удаленных от церковно-административныхцентров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальныередакции Л., которые и развивались с течением времени самостоятельно.Таковы Л. галиканская, испанско-готская и др. Западные Л., даже римскаядо Геласия, были подражаниями Л. греческим; в первые два века даже языкЛ. западной был большей частью не лат., а греческий. Это объясняетсятем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин. языке, атакже тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено грекамии большая часть епископов на Западе в первые два века были греки попроисхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Л. особыйзападный характер, обвиняли в пристрастии к Л. восточной. Ни Л. ВасилияВел., ни Л. Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в томвиде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их,иногда весьма древние (Барберинов список - VIII в.), несомненнопредставляют много пропусков и вставок. Л. Василия Вел., сделавшисьобщеупотребительной у греков, была принята также церквами всей римскойАзии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к "эфиопам", в переводахна местные языки. У всех негреческих народов она приняла в свой составмного молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Л.Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Л. Златоуста понекоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чинаЛ., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся кантиохийскому периоду его служения, а Л. составлена им уже в бытностьего в Константинополе. Во всяком случае Л. Златоуста есть переработкаодной из Л. типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее - Л. ВасилияВеликого. Церковь приняла Л. Златоуста в ее позднейшей редакции какокончательный вид Л., под именем Л. константинопольской, сохранив,впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно кобстоятельствам времени. С VI в. начинается новый период в истории Л. Церковно-богослужебнойвнешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя скаждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорическийсмысл. Прежде всего результатом такого стремления было установлениепроскомидии, в современном ее значении. Так как класс оглашенных в этовремя значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны большенадобности не было, то незачем было совершать проскомидию лишь после Л.оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле; она становитсяпервой, начальной частью Л. В VII в. у Софрония и в VIII в. у Германапроскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое еедействие получает аллегорическое значение. Просфора, из которойизвлекается "агнец", изображает Пресв. Богородицу; нож, которым онизвлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.; покровнад дискосом знаменует плащаницу, которой обвито было тело И. Хр. поснятии с креста и т. д. Совершать проскомидию мог сначала дьякон, безучастия священника. Л. оглашенных в это время слилась в один состав с Л.верных; она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г., послевторого антифона, вставлен был тропарь: "Единородный Сыне...". Малыйвход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви,а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление вмир. Песнь: "Святый Боже..." поется с 438 г. Вместо поучения послеевангения, как было прежде, явилась сугубая ектения, а за ней - ектенияоб оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Л., от малоговхода и до великого, получает символическое значение, изображаятрехлетнюю проповедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимскойпеснию, внесенной в состав Л. при Юстине Младшем. Чем дальше, тем большеобозначается нынешний состав Л. Чтение символа веры введено в 510 г.,пение "Достойно есть яко воистину... " - с 980 г., пение "Да исполнятсяуста наша" - с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция ЗлатоустовойЛ. установлена окончательно, и в этом виде перешла в Россию при митр.Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Л. продолжались,однако, и в последующее время. Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматьсясобиранием и изданием древних национальных Л., а также их ученойобработкой, их собрано большое множество. Одних сирийско-яковитских Л.Ренодо насчитывает до 30, а Ниль - до 40. Ряд их изданий начинается трудом Памелия (умер в 1587):"Missale ss. patrum latinorum". Подробный перечень других трудов см. вмонографии профессора А. Л. Катанского: "Очерк истории древнихнациональных Л. Запада" (в "Христианском Чтении", 1868 - 70 г.). Методиздания Л. у ученых неодинаков. Одни предпочитают хронологическийпорядок, другие - топографический, т. е. по местностям или церквам,третьи - по внутреннему сродству Л. Последний метод являетсягосподствующим; ему следуют pyccкиe издатели "Собрания древних Л. "(СПб.: 1874 - 78). Все известные тексты Л. делятся, по этой системе, напять групп: 1) Л. иepyсалимско-антиохийские (Л. "апостольскихпостановлений", греческая и сирская ап. Иакова, Барберинов список Л.Василия Вел. и Златоуста, сирская Л. Василия и Л. Григория, просветителяАрмении); 2) Л. александрийские (Л. эфиопского текста "апост.постановлений", Л. св. Марка, коптская - Кирилла Александрийского, общаяабиссинцев и др.); 3) Л. месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Л. Несторияи др.); 4) Л. западные греческого типа (галльская и испаноготская,галликанская позднейшая, медиоланская и др. ) 5) Л. западные римские(миссы пап Геласия и Григория Великого, Л. триентского собора - нынешняяЛ. римской церкви). Чинопоследование Л., употреблявшееся в римскойцеркви в первые четыре века, доселе остается неизвестным. Некоторыепамятники этого рода, издававшиеся римскими богословами под именем Л.ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Л. римской церкви, приближайшем рассмотрении оказались вовсе не принадлежащими к четыремпервым векам. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можнобыло бы видеть по крайней мере основу или схему древней апостольской Л.Рима. Но мнению Мабильона, Моне, Бунзена и др., такие памятникисуществовали, но утратились во время вторжения варваров в Италию в V иVI вв., или же были вытеснены позднейшей римско-католическойлитературой, составлявшейся под сильным влиянием личного творчестваримских первосвященников. Древнейшие подлинные Л. римской церквинаходятся в сакраментариях пап Льва Beликого и Геласия I, умершего около495 г.; первый издан в 1735 г. Бланхинием, по списку VIII в., второй - в1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Л. служит Л.сакраментария папы Григория Вел. (умер в 604). Григорий, прежде чемстать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняетсявнесение им в Л. некоторых дополнений и изменений, заимствованных из Л.иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным нетолько в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарийГригория нигде, однако, не сохранился в своем первоначальном виде(лучшее издание его - Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Л.Григория опускалось, многое прибавлялось, вследствие появления ересей,установления новых праздников и др. причин. С XI в., вследствиеустановившегося обычая совершать евхаристию на опресноках, в римской Л.не осталось и следов тех приготовительных над священным хлебом действийи молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии.Появились различные чинопоследования миссы: для пап, для епископовразных степеней, для аббатов и простых священников, мисс приходской исоборной, обетной и поминальной, мисс тайных, мисс, совершаемых напрестолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времениреформации пересмотр чинопоследования Л. оказался необходимым, итриентский собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Римекомиссия составила новый миссал, который буллой папы 1570 г. сделан былобязательным для всей римско-католической церкви (за исключением техстран, где местная Л. оставалась неизменной в течение 200 лет).Окончательно чин римско-католической Л. исправлен при Урбане VIII, в1634 г., и с тех пор существует без изменений до настоящего времени.Текст этой Л. издается в Missale romanum и существует в русскомпереводе, напр. в книге Бобровницкого: "О происхождении и составеримско-католической Л." (Киев, 1873). Кроме разностей догматических(учение об опресноках и учете о моменте пресуществления Св. Даров),католическая Л. отличается от православной еще составом молитв, порядкомчтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католиков нетсвященной губки, копия, звездицы, лжицы; на престоле нет евангелия;вместо антиминса на престоле имеется лишь corporale - простой плат,который только благословляется (benedicitur), а не освящается(consecratur). Облачения священнослужителей имеют почти то же значение,что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть толькопяти цветов: белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. Вообщекатолическая Л. значительно короче православной, состоя лишь из двухчастей: в первую входят молитвы приготовительные к священнодействию(introitus), стихи из псалмов, исповедь священника, великое славословие,чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие такназываемые "предварение канона" Л.; вторую часть составляет самый"канон" миссы - молитвы освящения даров и причащение. Из древних Л. однаныне существует одинаково в обеих церквах - западной и восточной; это -"литургия преждеосвященных даров" (htwn prohgiasmenwn leitourgia - missapraesanctificatorum), известная у нас также под именем Л. ГригорияДвоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточнымиписателями приписывается папе Григорию Великому, а западными большейчастью усвояется Востоку и относится во всяком случае к глубокойдревности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока иЗапада. Для азиатских церквей она была редактирована Василием Вел. В 615г. на Востоке в состав ее внесена песнь "Ныне силы небесныя...".Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, патриархуконстантинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав -константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появиласьна Западе, в виде, сходном с тогдашней ее восточной редакцией, всакраментарии папы Григория Великого (который узаконил совершать ее одинраз в год - в великую пятницу, что соблюдается в катол. церкви идоселе). Как видно из самого названия, Л. преждеосвященных даров естьтакая Л., на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященныеуже раньше, на предшествовавшей Л., в виду необходимости устранитьрадостную торжественность полной Л., неудобную в дни поста и покаяннойскорби. К Л. преждеосвященных даров присоединяются ныне богослужения,известные под именем "часов" - 3-го, 6-го и 9-го, с "изобразительными" ивечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (см. "Л.преждеосвященных даров", Москва, 1850). Л. в православной церкви может быть совершаема каждый день в году,кроме определенных церковными правилами изъятий; обыкновенно совершаетсяЛ. Иоанна Златоуста. Л. преждеосвященных даров установлено совершать визвестные дни четыредесятницы. Л. Василия Великого совершается десятьраз в году - в пять первых воскресений великого поста, в великийчетверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявленияи в день памяти Василия - 1 января. Л. может быть совершаема лишь вхраме, и только в исключительных случаях - в обыкновенном доме, но неиначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем, кромеепископа или священника. Все многочисленные церковные постановленияотносительно Л. и Св. Даров изложены в "Учительном известии", печатаемомв конце "Служебника", и в целом ряде дополнительных и разъяснительных кнему указов. Гражданскими законами на время Л. запрещается торговля впитейных домах. Н. Б - в.

Литургия

Литургия (от litoV - общий и ergon - дело ) - название главнейшего изхристианских богослужений, существующего, хотя и не в один аково м виде изначении, у всех христианских вероисповеданий и выражающего главные идеихристианского миросозерцания и главные цели христианской церкви. Л.установлена самим Иисусом Христом на Тайной вечере. Из 1-го послания ккоринфянам видно , что при апостолах Л. соединялась с "вечерями любви"или агапами . Во времена Иустина (полов. II в.) такое соединение более не существовало. О содержании Л. апостольских времен известно лишь(Ефес. V, 18, Колос . III, 16), что в состав ее вход или чтение св.Писания Ветхого Завета, пение псалмов, священных песней ветхозаветных ипеснопений собственно христианских, поучения (1 Кор. глава XIV) и молитвы (Деян. II, 42). Состав и порядок первобытной Л. определялисьусмотрением предстоятеля, который , по выражению Иустина, возносилмолитвы и благодарение "так долго , как мог" и "сколько позволяло время ";писанных книг при богослужении не было . Даже в IV в. молитвы Л.импровизировались, о чем свидетельствуют Амвросий Медиоланский иЕпифаний Кипрский. Лишь карфагенские собор ы 397 и 407 г. постановили,чтобы "новые молитвы" не употреблялись на Л., пока не будут рассмотренысоборами. И в первые века христианства, однако , неизменно сохраняласьапостольская основа или общая схема Л. Из писаний апостольских (Деян.II, 42 - 46, XX, 7 - 12; Иак. II, 1 - 9; 1 Кор. X, 14 - 22, XI, 18, XIV)видно, что Л. совершалась уже тогда "по чину", хотя этот чин не былнаписан, а сохранялся в устном предании. Существует предание,принимаемое всей церковью, что первые чинопоследования Л. составленыбыли апостолами Иаковом (для церквей иерусалимско-антиохийских) и Марком(для церквей египетских). Если известные ныне под их именами Л. и непринадлежат этим апостолам в целом своем составе, тем не менеенесомненно, что много е в них апостольского происхождения. Ближайшей капостольскому прототипу формулой Л. некоторые ученые считают древний список Л. абессинской, относимый к половине II в. С начала II в. историюразвития Л. можно проследить уже по датированным памятникам письменным,каковы сочинения Игнатия, Иустина, Климентов римского иалександрийского, Иринея, Оригена, Корнелия римского, Киприанакарфагенского и др. У Иустина в 1-й апологии находится уже заметноеразграничение "Л. верных" от "Л. оглашенных". Во времена Иринея иОригена (174 - 254) состав Л. обозначается еще яснее. Весьма древнегопроисхождения Л. "апостольских постановлений", содержащаяся в VIII-й ихкниге; за исключением одной арианской вставки и упоминания обиподиаконах, относящихся к IV в., она относится к III в., а может быть ик более раннему времени . После II в. Л. значительно расширяется вобъеме: увеличивается число чтений из св. Писания; в первую часть Л.,получающую название Л. оглашенных, включаются особые молитвы о каждом класс е оглашенных и кающихся; вследствие вступления в церковь большогочисла лиц научно и ораторски образованных, молитвы евхаристийныестановятся и обширнее, и изящнее (о древнейшей Л., до IV в., см. Ф.Смирнов, "Богослужение в век апостольский", Киев , 1873, и "Христианскоебогослужение в первые три века", К., 1874). В эпоху церковнойцентрализации (IV в.) сознана была необходимость пересмотр а поместныхлитургий и составления одной определенной редакции Л. если не для всейцеркви, то для каждого отдельного патриархата. Этим делом занялись, наВостоке, Василий Великий , подвергший пересмотру и сокращениюобщеупотребительную дотоле в патриархатах иерусалимском и антиохийскомдревнюю Л., носившую имя ап. Иакова , и Иоанн Златоуст , значительносокративший Л. Василия Вел. ( преимущественно ее евхаристийные молитвы),а на Западе - Амвросий Медиоланский, папы Лев Вел., Геласий и Григорий Двоеслов. Сокращая существовавшие чинопоследования Л. и отчасти вводя вих состав новые молитвы, названные отцы церкви оставляли ихнеприкосновенными в главных их составных частях. Хотя редакции Л.,сделанные отцами церкви, получили особенный авторитет и значение , тем неменее во многих местностях, удаленных от церковно-административныхцентров, сохранились в большей или меньшей степени прежние национальныередакции Л., которые и развивались с течение м времени самостоятельно.Таковы Л. галиканская, испанско-готская и др. Западные Л., даже римскаядо Геласия, были подражаниями Л. греческим; в первые два века даже языкЛ. западной был большей частью не лат., а греческий . Это объясняетсятем, что на Западе до конца II в. не было даже Библии на латин . языке, а также тем, что самое христианство в зап. странах было насаждено грекамии большая часть епископов на Западе в первые два века были греки попроисхождению. Даже Григория Двоеслова, который придал римской Л. особыйзападный характер , обвиняли в пристрастии к Л. восточной. Ни Л. ВасилияВел., ни Л. Иоанна Златоуста не сохранились до нашего времени в томвиде, в каком вышли из рук своих составителей. Бесчисленные списки их,иногда весьма древние (Барберинов список - VIII в.), несомненнопредставляют много пропусков и вставок. Л. Василия Вел., сделавшисьобщеупотребительной у греков , была принята также церквами всей римскойАзии, перешла в Александрию, к коптам, а затем к "эфиопам", в переводахна местные языки . У всех негреческих народов она приняла в свой составмного молитв, в редакции Василия не существовавших, а принадлежавших Л.Иакова, Марка и др. Попытка восстановить подлинный текст Л. Златоуста понекоторым местам его проповедей, в которых содержатся выдержки из чинаЛ., не имеет оснований, так как эти проповеди Златоуста относятся кантиохийскому период у его служения, а Л. составлена им уже в бытностьего в Константинополе. Во всяком случае Л. Златоуста есть переработкаодной из Л. типа иерусалимско-антиохийских, всего вероятнее - Л. ВасилияВеликого. Церковь приняла Л. Златоуста в ее позднейшей редакции какокончательный вид Л., под именем Л. константинопольской, сохранив,впрочем, право изменения несущественных частей ее применительно кобстоятельствам времени. С VI в. начинается новый период в истории Л. Церковно-богослужебнойвнешности в это время стали придавать символическое значение, соединяя скаждым обрядом и каждой принадлежностью богослужения аллегорическийсмысл. Прежде всего результатом такого стремления было установлениепроскомидии, в современном ее значении. Так как класс оглашенных в этовремя значительно уменьшился в составе, да и в соблюдении тайны большенадобности не было, то незачем было совершать проскомидию лишь после Л.оглашенных, по выходе их из храма, как было дотоле; она становитсяпервой, начальной частью Л. В VII в. у Софрония и в VIII в. у Германапроскомидия имеет уже почти тот вид, как и в наше время, и каждое еедействие получает аллегорическое значение. Просфора , из которойизвлекается "агнец", изображает Пресв. Богородицу; нож, которым онизвлекается, означает копие, которым было прободено ребро И. Хр.; покровнад дискосом знаменует плащаницу, которой обвито было тело И. Хр. поснятии с креста и т. д. Совершать проскомидию мог сначала дьякон , безучастия священника. Л. оглашенных в это время слилась в один состав с Л.верных; она начиналась уже так, как начинается ныне. В 536 г., послевторого антифона, вставлен был тропарь : "Единородный Сыне...". Малыйвход был уже не просто изнесением евангелия для его чтения среди церкви,а символическим действием, знаменующим крещение И. Хр. или Его явление вмир. Песнь : "Святый Боже..." поется с 438 г. Вместо поучения послеевангения, как было прежде, явилась сугубая ектения , а за ней - ектенияоб оглашенных, та же, что и в наше время. Вся эта часть Л., от малоговхода и до великого, получает символическое значение, изображаятрехлетнюю проповедь И. Хр. Великий вход предваряется херувимскойпеснию, внесенной в состав Л. при Юстине Младшем. Чем дальше , тем большеобозначается нынешний состав Л. Чтение символа веры введено в 510 г.,пение "Достойно есть яко воистину ... " - с 980 г., пение "Да исполнятсяуста наша" - с 620 г. В XIV в. патриархом Филофеем редакция ЗлатоустовойЛ. установлена окончательно , и в этом виде перешла в Россию при митр.Киприане. Незначительные прибавления и изменения в чине Л. продолжались,однако, и в последующее время. Начиная с XVI в., когда в первый раз ученые стали заниматьсясобиранием и издание м древних национальных Л., а также их ученойобработкой, их собрано большое множество . Одних сирийско-яковитских Л.Ренодо насчитывает до 30, а Ниль - до 40. Ряд их изданий начинается трудом Памелия (умер в 1587):"Missale ss. patrum latinorum". Подробный перечень других трудов см. вмонографии профессора А. Л. Катанского: "Очерк истории древнихнациональных Л. Запада" (в "Христианском Чтении", 1868 - 70 г.). Метод издания Л. у ученых неодинаков. Одни предпочитают хронологическийпорядок, другие - топографический , т. е. по местностям или церквам,третьи - по внутреннему сродству Л. Последний метод являетсягосподствующим; ему следуют pyccкиe издатели "Собрания древних Л. "(СПб.: 1874 - 78). Все известные тексты Л. делятся, по этой системе, на пять групп: 1) Л. иepyсалимско-антиохийские (Л. "апостольскихпостановлений", греческая и сирская ап. Иакова, Барберинов список Л.Василия Вел. и Златоуста, сирская Л. Василия и Л. Григория, просветителяАрмении); 2) Л. александрийские (Л. эфиопского текста "апост.постановлений", Л. св. Марка, коптская - Кирилла Александрийского, общаяабиссинцев и др.); 3) Л. месопотамские (ап. Фаддея и Марка, Л. Несторияи др.); 4) Л. западные греческого типа (галльская и испаноготская,галликанская позднейшая, медиоланская и др. ) 5) Л. западные римские( мисс ы пап Геласия и Григория Великого, Л. триентского собора - нынешняяЛ. римской церкви). Чинопоследование Л., употреблявшееся в римскойцеркви в первые четыре века, доселе остается неизвестным. Некоторые памятники этого рода , издававшиеся римскими богословами под именем Л.ап. Петра или выдаваемые за первоначальную Л. римской церкви, приближайшем рассмотрении оказались вовсе не принадлежащими к четыремпервым векам. Не сохранилось даже таких памятников, из которых можнобыло бы видеть по крайней мере основу или схему древней апостольской Л.Рима. Но мнению Мабильона, Моне , Бунзена и др., такие памятникисуществовали, но утратились во время вторжения варваров в Италию в V иVI вв., или же были вытеснены позднейшей римско-католическойлитературой, составлявшейся под сильным влиянием личного творчестваримских первосвященников. Древнейшие подлинные Л. римской церквинаходятся в сакраментариях пап Льва Beликого и Геласия I, умершего около495 г.; первый издан в 1735 г. Бланхинием, по списку VIII в., второй - в1680 г. Томазием. Ближайшим прототипом современной римской Л. служит Л.сакраментария папы Григория Вел. (умер в 604). Григорий, прежде чемстать папой, долго находился в Константинополе; этим объясняетсявнесение им в Л. некоторых дополнений и изменений, заимствованных из Л.иерусалимской и константинопольской. Сделавшись общеупотребительным не только в римской, но и во всех почти западных церквах, сакраментарийГригория нигде , однако, не сохранился в своем первоначальном виде(лучшее издание его - Мураториево, 1748). Уже в VIII в. многое в Л.Григория опускалось, многое прибавлялось, вследствие появления ересей,установления новых праздников и др. причин. С XI в., вследствиеустановившегося обычая совершать евхаристию на опресноках, в римской Л.не осталось и следов тех приготовительных над священным хлебом действийи молитв, которые издревле совершались на Востоке в проскомидии.Появились различные чинопоследования миссы: для пап, для епископовразных степеней, для аббатов и простых священников, мисс приходской исоборной, обетной и поминальной, мисс тайных, мисс, совершаемых напрестолах обыкновенных и привилегированных, и т. д. Ко времениреформации пересмотр чинопоследования Л. оказался необходимым, итриентский собор (1563) поручил это дело папе. Образованная в Римекомиссия составила новый миссал , который буллой папы 1570 г. сделан былобязательным для всей римско-католической церкви (за исключением техстран, где местная Л. оставалась неизменной в течение 200 лет).Окончательно чин римско-католической Л. исправлен при Урбане VIII, в1634 г., и с тех пор существует без изменений до настоящего времени. Текст этой Л. издается в Missale romanum и существует в русскомпереводе, напр. в книге Бобровницкого: "О происхождении и составеримско-католической Л." (Киев, 1873). Кроме разностей догматических(учение об опресноках и учете о моменте пресуществления Св. Даров),католическая Л. отличается от православной еще составом молитв, порядкомчтений из св. Писания и богослужебными обрядами. У католиков нетсвященной губки , копия , звездицы, лжицы; на престоле нет евангелия;вместо антиминса на престоле имеется лишь corporale - простой плат,который только благословляется (benedicitur), а не освящается(consecratur). Облачения священнослужителей имеют почти то же значение,что и в церкви православной, но они другого покроя и могут быть толькопяти цветов : белого, красного, фиолетового, зеленого и черного. Вообщекатолическая Л. значительно короче православной, состоя лишь из двухчастей: в первую входят молитвы приготовительные к священнодействию(introitus), стихи из псалмов, исповедь священника, великое славословие,чтение апостола, евангелия и символа веры, молитвы, составляющие такназываемые "предварение канона" Л.; вторую часть составляет самый"канон" миссы - молитвы освящения даров и причащение . Из древних Л. однаныне существует одинаково в обеих церквах - западной и восточной; это -"литургия преждеосвященных даров" (htwn prohgiasmenwn leitourgia - missapraesanctificatorum), известная у нас также под именем Л. ГригорияДвоеслова. Первоначальное составление ее некоторыми восточнымиписателями приписывается папе Григорию Великому, а западными большейчастью усвояется Востоку и относится во всяком случае к глубокойдревности, ко времени постоянного, близкого общения церквей Востока иЗапада. Для азиатских церквей она была редактирована Василием Вел. В 615г. на Востоке в состав ее внесена песнь " Ныне силы небесныя...".Дальнейшее редактирование ее на Востоке приписывается Герману, патриархуконстантинопольскому (VIII в.), а нынешний ее состав -константинопольскому патриарху Филофею (XIV в.). В VII в. она появиласьна Западе, в виде, сходном с тогдашней ее восточной редакцией, всакраментарии папы Григория Великого (который узаконил совершать ее одинраз в год - в великую пятницу, что соблюдается в катол. церкви идоселе). Как видно из самого названия, Л. преждеосвященных даров естьтакая Л., на которой для причащения предлагаются Св. Дары, освященныеуже раньше , на предшествовавшей Л., в виду необходимости устранитьрадостную торжественность полной Л., неудобную в дни поста и покаяннойскорби. К Л. преждеосвященных даров присоединяются ныне богослужения,известные под именем "часов" - 3-го, 6-го и 9-го, с "изобразительными" ивечерней, причем в последних сделаны некоторые дополнения (см. "Л.преждеосвященных даров", Москва , 1850). Л. в православной церкви может быть совершаема каждый день в году,кроме определенных церковными правилами изъятий; обыкновенно совершаетсяЛ. Иоанна Златоуста. Л. преждеосвященных даров установлено совершать визвестные дни четыредесятницы. Л. Василия Великого совершается десятьраз в году - в пять первых воскресений великого поста, в великийчетверток, в великую субботу, накануне Рождества Христова и Богоявленияи в день памяти Василия - 1 января. Л. может быть совершаема лишь вхраме, и только в исключительных случаях - в обыкновенном доме, но неиначе, как на антиминсе. Она не может быть совершаема никем , кромеепископа или священника. Все многочисленные церковные постановленияотносительно Л. и Св. Даров изложены в "Учительном известии", печатаемомв конце "Служебника", и в целом ряде дополнительных и разъяснительных кнему указов. Гражданскими законами на время Л. запрещается торговля впитейных домах. Н. Б - в.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Литургия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Лот - Лот племянник Авраама, с которым он делил ...
  • Лосось - Лосось (Saimo) род рыб из семейства лососевых ...
  • Лопух - Лопух (Lappa L.) род растений из сем. ...
  • Лонгфелло - Лонгфелло (HenryWadsworth Longfellow) знаменитый амер. поэт (1807 ...
  • Ломброзо - Ломброзо (Цезарь Lombroso) знаменитый психиатр и криминалист. ...
  • Локомотив - Локомотив Машина, сама себя передвигающая и, при ...
  • Локарно - Локарно (Locarno, Luggarus) гор. в швейцарск. кант. ...
  • Лисички - Лисички (Cantharellus cibarius Fr.) съедобный шляпочный гриб ...
  • Лира - Лира древнегреческий струнный инструмент, впервые появившийся воФракии. ...
  • Липа - Липа (Tilia L.) род деревьев из семейства ...
  • Линь - Линь (Tinca vulgaris s. tinca) представитель особого ...
  • Линней - Линней (Carolus Linnaeus, с 1762 г. Carl Linne) ...
  • Линия - Линия граница поверхности. Л., служащая кратчайшим расстояниеммежду ...
  • Лимфатическая - Лимфатическая система. Система сосудов и полостей позвоночныхживотных, ...
  • Молох - Молох (соб. "царь") нередко встречающееся в Библии ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари