Что такое Кипренский? Значение слова Кипренский в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Кипренский -

Кипренский (Орест Адамович) - портретист и исторический живописец,один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России. Онбыл сын крепостного человека бригадира А. Диаконова, А. Швальбе. Родилсяв Ораниенбаумском уезде С. Петерб. губ., 13 марта 1783 г., и крещен вместечке Копорье, от которого получено им прозвище "Копорский",измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказалон большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его наволю и определить, в 1788 г., в воспитанники Имп. акад. худож. Обучаясьв ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым ихразвитием К. приобрел себе особое покровительство тогдашнего президентаакадемии, гр. А. С. Строганова. Главными наставниками его здесь были Г.Угрюмов и Д. Левицкий. В 1802 г., за картину: "Филемон и Бавкида",присуждена ему мал. зол. медаль и, кроме того, за проект памятникапрофессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больш. зол. медалей,по жертвованных гр. Строгановым. Окончив в следующем году академическийкурс со званием художника XIV кл., оставлен при академии в качествепансионера. В 1805 г. удостоен больш. зол. медали за написанную попрограмме картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (наход. в музееакад. худ.), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, ссодержанием от правительства; но, по тогдашним политическимобстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил вМоскву и находился в Твери, при Дворе вел. княг. Екатерины Павловны. В1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портретпартизана-поэта Д. Давыдова (нах. в музее акад. худ.), возведен в званиеакадемика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем годуотправился, наконец, в заграничное путешествие, за счет имп. ЕлизаветыАлексеевны, посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этихстран приобрел своими портретами такую известность, что удостоился того,что его портрет, написанный им самим по предложению флорентийск. акад.худож., был помещен в галерее Уффици, в собрании портретов знаменитыххудожников. Возвратился в СПб. в 1823 г., но ненадолго, и в 1828 г.снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке,натурщице Анне Марии Фалькуччи, которая, благодаря ему, была отдана, дляобразования, в одно из женских учебн. заведений этого города. Во времясвоего отсутствия из СПб., был вследствие получения акад. худ. новогоштата, переименован из советников в профессоры, в 1831 г. В 1836 г.женился на Фалькуччи, но через 3 месяца ум. в Риме, 5 окт. того же года. Современники называли К. "русским ван-Дейком", но это названиеопределяет характер его таланта не вполне точно. Начав свою деятельностьс подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе заобразцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работах, слить воединолучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создалсобственный стиль, в котором стремился возможно полно передавать природув жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностьюколорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной,смотря по роду изображаемого вещества, - такой, чтобы совершенноскрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности.Во многих случаях К. разрешал эту задачу превосходно; однако, не все егопроизведения имеют одинаковое достоинство. Особенно силен он был почасти портретов, которых написано им очень много и которые, сверх другихкачеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же касается доего исторических картин, то они свидетельствуют о том, что, при всемсвоем мастерстве, он не обладал большим даром композиции. Кромеживописи, К. занимался рисованием на камне и издал несколько литографий.Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портретызнаменитого скульптора Горвальдсена и отца художника (в Имп. Эрмитаже),на "Молодого садовника" (там же), "Читателей газет" и "ТибуртинскуюСивиллу" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова (вимп. акад. наук) и "гр. Потоцкой" (в имении гр. Потоцких), "ГробницуАнакреона" (у гг. Брюлловых, в СПб.) и несколько портретов, собранных г.Третьяковым в галерее, основанной им в Москве. А. С - в.

Кипренский

Кипренский ( Орест Адамович ) - портрет ист и исторический живописец,один из замечательнейших художников, когда-либо являвшихся в России. Онбыл сын крепостного человека бригадира А. Диаконова, А. Швальбе. Родилсяв Ораниенбаумском уезде С. Петерб. губ., 13 марта 1783 г., и крещен вместечке Копорье , от которого получено им прозвище "Копорский",измененное потом в фамилию "Кипренский". Еще в детском возрасте выказалон большую охоту к рисованию, что побудило Диаконова отпустить его наволю и определить , в 1788 г., в воспитанники Имп. акад. худож. Обучаясьв ней, своими необычайными артистическими способностями и быстрым ихразвитием К. приобрел себе особое покровительство тогдашнего президента академии , гр. А. С. Строганова. Главными наставниками его здесь были Г.Угрюмов и Д. Левицкий . В 1802 г., за картину: "Филемон и Бавкида",присуждена ему мал. зол. медаль и, кроме того , за проект памятникапрофессору живописи Г. Козлову, он получил одну из больш. зол. медалей,по жертвованных гр. Строгановым. Окончив в следующем году академическийкурс со званием художника XIV кл., оставлен при академии в качествепансионера. В 1805 г. удостоен больш. зол. медали за написанную попрограмме картину: "Дмитрий Донской на Куликовом поле" (наход. в музееакад. худ.), и таким образом приобрел право на поездку в чужие края, ссодержанием от правительства; но, по тогдашним политическимобстоятельствам, отправка его туда была отложена. После того он ездил вМоскву и находился в Твери, при Дворе вел. княг. Екатерины Павловны. В1812 г., за несколько мужских портретов, в том числе за портретпартизана-поэта Д. Давыдова (нах. в музее акад. худ.), возведен в званиеакадемика, а в 1815 г. признан советником академии. В следующем годуотправился, наконец , в заграничное путешествие , за счет имп. ЕлизаветыАлексеевны, посетил Германию, Швейцарию и Италию и в последней из этих стран приобрел своими портретами такую известность , что удостоился того,что его портрет, написанный им самим по предложению флорентийск. акад.худож., был помещен в галерее Уффици , в собрании портретов знаменитыххудожников. Возвратился в СПб. в 1823 г., но ненадолго , и в 1828 г.снова уехал в Италию, куда влекла его любовь к молодой римлянке,натурщице Анне Марии Фалькуччи, которая, благодаря ему, была отдана, дляобразования, в одно из женских учебн. заведений этого города. Во времясвоего отсутствия из СПб., был вследствие получения акад. худ. новогоштата, переименован из советников в профессоры, в 1831 г. В 1836 г.женился на Фалькуччи, но через 3 месяца ум. в Риме, 5 окт. того же года. Современники называли К. "русским ван-Дейком", но это названиеопределяет характер его таланта не вполне точно . Начав свою деятельностьс подражания учителям своим, Угрюмову и Левицкому, он потом взял себе заобразцы Рубенса и Рембрандта и старался, в своих работа х, слить воединолучшие качества их живописи; но вскоре оставил этих мастеров и создалсобственный стиль , в котором стремился воз можно полно передавать природув жизнь не только строгой правильностью рисунка и естественностьюколорита, но и, главным образом, тщательностью отделки, различной,смотря по роду изображаемого вещества, - такой , чтобы совершенноскрадывалась работа кисти и получалась полная иллюзия действительности.Во многих случаях К. разрешал эту задачу превосходно ; однако , не все егопроизведения имеют одинаковое достоинство . Особенно силен он был почасти портретов, которых написано им очень много и которые, сверх другихкачеств, вообще отличаются замечательным сходством. Что же касается доего исторических картин, то они свидетельствуют о том, что, при всемсвоем мастерстве, он не обладал большим даром композиции. Кроме живописи, К. занимался рисованием на камне и издал несколько литографий.Как на лучшие в числе его произведений, можно указать на портретызнаменитого скульптора Горвальдсена и отца художника (в Имп. Эрмитаже),на "Молодого садовника" (там же), "Читателей газет" и "ТибуртинскуюСивиллу" (в московском публичном музее), портреты баснописца Крылова (вимп. акад. наук) и "гр. Потоцкой" (в имении гр. Потоцких), "ГробницуАнакреона" (у гг. Брюлловых, в СПб.) и несколько портретов, собранных г.Третьяковым в галерее, основанной им в Москве. А. С - в.

Значение слова Кипренский в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Клетчатка - Клетчатка или целлюлеза (клетковина, Cellulosa, ботан.) важнейшаясоставная ...
  • Клерикальная - Клерикальная партия как указывает самое слово (от ...
  • Клен - Клен. В русском лесном хозяйстве заслуживают внимания: туземные ...
  • Клевер - Клевер (Trifolium L.) Род растений из сем. ...
  • Клапейрона - Клапейрона уравнения или формулы выражают зависимость междумоментами, ...
  • Клавикорд - Клавикорд (ит.) струнный клавишный инструмент, изобретенный вИталии ...
  • Кишинев - Кишинев (порумынски Киссиноу, помолдавски Кишланоу) губ. г.Бессарабской ...
  • Килиманджаро - Килиманджаро, собственно Килима Нджаро, т. е. "Снежная гора",высочайшая ...
  • Киево-Печерская - КиевоПечерская лавра находится на южной оконечности Киева, ...
  • Киворий - Киворий (Kibvrion, Ciborium) первоначально назыв. так скорлупаегипет. ...
  • Кета - Кета (Oncorhynchus Keta) рыба из рода Oncorhynchus, ...
  • Керубини - Керубини (Luigi Cherubini) замечательный итальянский композитор итеоретик ...
  • Керамика - Керамика (собственно Керамевтика; от греч. слова keramoV=кирпич) производство ...
  • Кентавры - Кентавры по преданию, дикое фессалийское племя, отличавшеесяживотными ...
  • Интродукция - Интродукция (introduzione, preludio, introduction, Vorspiel) вступление перед музыкальным ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари