Что такое Историческая? Значение слова Историческая в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Историческая -

Историческая школа права - научное направление в юриспруденции,возникшее в начале истекающего столетия в Германии, оказавшее огромноевлияние на развитие правоведения нашего века и до сих пор остающеесягосподствующим. Возникновение школы и основы ее учения. Под влияниемотчасти национального возбуждения, охватившего Германию после войны заосвобождение, отчасти общего стремления к кодификации, характеризующегоконец ХVIII и первую четверть XIX века, и в Германии возникла мысль осоздании гражданского уложения, которое объединило бы немецкий народ напочве одного национального права, уничтожило бы господство римскогоправа и парализовало бы усиливавшееся влияние французского кодекса. Вполемическом памфлете, написанном по поводу брошюры Тибо, главногозащитника кодификации, Савиньи высказал ряд положений, направленныхпротив воззрений Тибо, но, благодаря своему общему характеру и новизне,получивших гораздо более широкое значение. Право, по учению Савиньи -продукт не индивидуального разума и воли законодателя, а "народногодуха", творческой деятельности целого народа в его единстве. Служавыражением "общенародного убеждения", оно растет и развиваетсяорганически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобноязыку, а не создается в тот или другой момент жизни индивидуальнымтворчеством сознательною деятельностью отдельных личностей или ихсовокупности. Оно стоит в тесной связи со всей остальной культуройнарода: его нравами, учреждениями, искусством и т.д., и развиваетсявместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам вдругих, и лишь совокупный рост всех сторон жизни обеспечивает правильныйюридически порядок. Источниками права, поэтому, является не закон изаконодатель, а непосредственный выразитель народного сознания - обычай,или наука, выступающая вместо обычая там, где, по сложности жизни,последний не поддается непосредственному наблюдению, где раскрытие"общенародного убеждения" требует специальных, технических приемов. Этипоследние состоят в изучении истории права, в которой проявляетсядеятельность "народного духа", и в особом методе разработки добытыхположений, выработанном римскими юристами. Прежде чем приступать кизданию уложения, Германии необходимо создать науку, которая разработалабы право согласно с его существом и национальным характером; в противномслучае законодательство даст лишь ряд произвольных положений инесовершенных юридических норм, которыми полны новые кодификации, сфранцузским кодексом включительно. Эти общефилософские взгляды Савиньина образование права, практическая программа, им предложенная, и,наконец, обстоятельно развитая им методология и сделались основою ученияИ. школы права. К имени Савиньи и названному моменту приурочивается,поэтому, и ее возникновение. Значение школы и ее дальнейшая история определяются научнымикачествами каждого из трех основных положений учения Савиньи. Являясьреакцией против рационализма, господствовавшего в философии XVIII в. вобласти обществоведения (школа "естественного права"), И. школа праваобъясняется в особенности влиянием на развитие права историческисложившегося быта. В противоположность идее законодательного произвола ивнезапных переворотов в общественной жизни, И. школа права выставилаидею закономерности и непрерывности (постепенности) юридическогоразвития. Не будучи новостью в литературе, так как основателями научногоисторического обществоведения были Вико и Монтескье, имеяпредшественника и в Германии, в лице Гуго, эта идея, однако, толькочерез посредство Савиньи и его последователя, Пухты, сделалась тембесспорным научным достоянием, каким является в настоящее время. Силареакции была пропорциональна распространенности учений о естественномправе, не справлявшихся ни с прошлым нации, ни с общественными взглядамина реформы. Вместо необходимых поправок к учению философской школы,историческая школа дошла до полного отрицания момента индивидуальноготворчества и роли личности, как необходимых агентов в прогрессеобщественной жизни. Это увлечение в другую сторону, это излишнеепреклонение перед господствующей в мире силой вещей, эту теориюобщественного детерминизма рассматривают теперь как излишнюю крайность;вместо неопределенного понятия "народного духа", как творческого фактораобщественной жизни, современная наука выставляет более наглядные иопределенные исторические силы. Тем не менее основная идеязакономерности и исторического образования юридического строя признаетсяи теперь основным положением юриспруденции и всегда подчеркивается внауке, как заслуга И. школы права. Ценность других положений ее учениягораздо менее значительна. Практически вывод из учения, сделанный поотношению к изданию гражданского уложения, в действительности не вытекализ основной мысли учения и обусловлен был лишь его крайностями. Идеязакономерности общественного развития отнюдь не исключает сознательноготворчества в области права, поскольку оно является не произвольнымвторжением в строй закономерных отношений, а их направлением в духе тойже закономерности и приспособлением к целям прогресса. Целесообразноесодействие новому, выделение его из-под обломков отжившего, иногда безнужды тормозящих его рост, нисколько не противоречит правильномуразвитию жизни. "История, несомненно, учит консерватизму, но истинныйконсерватизм - тот, который сохраняет старое не ради него самого, а лишьпостольку, поскольку оно является условием будущего" (Иеринг). Вытекая,в сущности, из политических тенденций Савиньи (Савиньи боролся, преждевсего, с революционными идеями юриспруденции. В частности он опасалсявведения гражданского брака, равноправности евреев и т.д. Этими жеидеями по преимуществу объясняется его недовольство Code civil), а не изего основной посылки, эта часть учения и не получила развития упоследующих представителей И. школы. Общегерманское гражданскоеуложение, правда, не было издано, но не по убеждению в правильности идейСавиньи, а по неподготовленности к единству самого германского народа,выразившейся, прежде всего, в отсутствии единства политического, безкоторого немыслимо единое законодательство, предполагающее единуювласть. Идеи Савиньи не помешали жизненному росту партикулярных и новогоимперского законодательств по всем отраслям права, - росту, приводящемутеперь, наконец, и к единому гражданскому кодексу, проект которого ужевыработан. Будучи прусским министром, и сам Савиньи принимал деятельноеучастие в деле законодательства. Современная доктрина об источникахправа отводит закону по меньшей мере равноправное значение с обычаем;большинство писателей стоит за его преобладающую роль. Нельзя отрицатьважного влияния на развитие юриспруденции методологического ученияСавиньи, но в этом влиянии далеко не все было плодотворно. ЗаслугойСавиньи и здесь является то, что соответствует исходному пункту егоучения - идее закономерности и исторического развития права, т.е.требование изучения истории права, вызвавшее ряд трудов в этой отраслизнания. понятие видоизменения права, вследствие различного составакультуры на разных ступенях развития, осталось чуждо И. школе. Историябыла для нее только средством распознавания действующего права, какпроявления "народного духа", только пособием к догматике, - а вбольшинстве исследований она не имела и этого значения. Совершенносправедлив упрек, сделанный Савиньи его противниками, представителями"философской школы", и до сих пор повторяемый даже его последователями -упрек в том, что его школа отвлекает юриста к занятию археологией,мелочными изысканиями в области истории, восстановлением фактов, неимеющих никакой цены, в ущерб практическим жизненными задачам, служитькоторым хотела школа. В ответ на этот упрек Савиньи не развилфилософского взгляда на историю; он ограничивался сперва замечанием, чтобез точного знания фактов история вообще невозможна, а в последующейдеятельности нашел необходимым заменить историческое изучение источниковправа догматическим: в "System des heutigen romischen Rechts" историяиграет лишь служебную роль. Что касается второй части методологического учения Савиньи -приложения метода римских юристов к изучению источников германскогоправа, то сперва этот метод был предназначен играть лишь служебную роль- роль школы для выработки юристов; но, под влиянием абсолютногозначения, данного юридическим понятиям, с целью обращения изучения правав "математику права" (Rechnen mit BegrifFen), и основанного на неверномпонимании приемов работы самих римских юристов, он повел не к лучшейобработке старого и развитию нового национального права, а лишь кутверждению господства римского права. Историческое изучение римскогоправа только усиливало рецептивное отношение к его нормам, так какзаставляло брать римское понятие не в абстрактном виде, а внационально-римском освещении. Отсюда новый, и опять совершенносправедливый, упрек германистов И. школе Савиньи и его ближайшимпоследователям - романистам - в том, что последние, давая такую рольримскому праву, впадают в противоречие с своим учением о праве, какпродукте "народного духа"; отсюда также горячая, на первых порах, борьбамежду двумя ветвями школы, выступившими было на дружную работу (Савиньии Эйхгорн). Правда, поиски германистами новой национальной системыгерманского права привели их к той же римской системе и борьбазакончилась совместной работой "над двумя одинаково видными отраслямигерманского права: национальным и реципированным римским"; но это неисправило недостатков самого метода. Ощущаемые все более и более, они вовторой половине нынешнего столетия сделали необходимым преобразование И.школы, совершившееся и в практическом (догматическом), и в историческомизучении права. Рецептивное отношение к римскому праву заменилосьпродуктивным, программа которого заключалась не в том, чтобывосстанавливать историческим путем римские понятия, а в том, чтобыконструировать юридические понятия, общие римскому и другим правам, иискать в римском праве общего юридического элемента, отбрасываянациональный, местный и временный. Формулой этого направления сделалось:"идти путем римского права вон из него" (darch das Romische Recht uberdas Romische Recht hinaus), при помощи усовершенствованного методаСавиньи. Служебная роль истории уступила место самостоятельному изучениюее, с философскою целью установления общих законов развития права. Найдяблестящего выразителя в Иeринге, это преобразование привлекло на своюсторону большинство новейших германских юристов. Результаты работы издесь, однако, не оправдали ожиданий: абстрактные юридические понятия,добытые "путем римского права", или оказались слишком общими и потомунеподходящими к конкретной действительности, или неизбежно продолжалиносить римскую окраску, не подходящую к современным жизненнымотношениям. Продуктивное направление И. школы сделалось мало-помалусхоластическим направлением (Begriffsjurisprudenz) и вызвало реакцию состороны того же Иеринга, пришедшего, в конце концов, к решительномуотклонению метода Савиньи в приложении к современной жизни. Окончательнопоколебать продуктивное направление в юриспруденции идеям Иеринга покаеще не удалось, хотя его замечания о недостатке направления разделяютсямногими; оно остается пока господствующим в германской юриспруденции.Что касается преобразования в изучении истории права (начато "Духомримского права" Иеринга), то его развитие привело к отвержениюдогматического метода Савиньи, показав, что юридические понятия - непостоянные величины, лишь раскрывающиеся в истории, а самивидоизменяются, растут и падают вместе с изменением жизни и культуры.Созданные под сильным влиянием Иеринга труды по истории германскогоправа дали новую форму для примирения римского и германского права.Успех историкофилософского направления, сменившего историческуююриспруденцию Савиньи, кажется обеспеченным. Его роль усиливаетсяразвитием нового, сравнительно-исторического изучения права. Лучшими сторонами своей программы И. школа оказала большое влияние наюриспруденцию других стран Европы. Реакция против крайностейрационализма была по достоинству оценена во Франции, юриспруденциякоторой постоянно пользуется лучшими историческими трудамипредставителей И. школы; зато недостатки догматического метода былисразу оценены здесь, и догматическая Литература Германии прошла почтибесследно для Франции. В Италии и России, наоборот, отразились и дурные,и хорошие стороны учения Савиньи; у нас в до сих пор многие считаютдогматическое направление И. школы истинным выражением ее идей, несмотряна то, что довольно сильно развито у нас и новое иеринговскоенаправление. В Австрии развитие юриспруденции тождественно с германским,на Англию же И. никогда не имела никакого идейного влияния, кромедоставления ученого материала, собранного в трудах И. школы; наоборот,английская школа историков права много содействовала успехам И. школы(влияние Гиббона на Гуго и Иеринга); новейшие историки права Англии,главным образом Мэн, содействуют и усилению историкофилософского теченияв науке права. Литература. Муромцев, "Образование права по учениям немецкойюриспруденции" (М., 1886); его же; "Рецепция римского права на Западе"(М., 1886); Чичерин, "История полит. учений" (т.4); Коркунов, "Очеркиобщей теории права" (1892); Lerminier, "Introduction generale al'histoire du droit" (1853); "Die dentschen Universitaten", herausg. v.Lexis (Б., 1893), отд. "Romisches Recht" (v. Eck); Bergbohm,"Jurisprudenz und Rechtsphilosophie" (Лпц., 1892, I; здесь же указанияна остальную литературу). В.Нечаев.

Историческая

Историческая школа права - научное направление в юриспруденции,возникшее в начале истекающего столетия в Германии, оказавшее огромное влияние на развитие правоведения нашего века и до сих пор остающеесягосподствующим. Возникновение школы и основы ее учения . Под влиянием отчасти национального возбуждения, охватившего Германию после войны заосвобождение, отчасти общего стремления к кодификации, характеризующегоконец ХVIII и первую четверть XIX века, и в Германии возникла мысль осоздании гражданского уложения, которое объединило бы немецкий народ напочве одного национального права, уничтожило бы господство римскогоправа и парализовало бы усиливавшееся влияние французского кодекса. Вполемическом памфлете, написанном по поводу брошюры Тибо , главногозащитника кодификации, Савиньи высказал ряд положений, направленных против воззрений Тибо, но, благодаря своему общему характеру и новизне,получивших гораздо более широкое значение. Право , по учению Савиньи -продукт не индивидуального разума и воли закон одателя, а "народногодуха", творческой деятельности целого народа в его единстве. Служавыражением "общенародного убеждения", оно растет и развиваетсяорганически, медленным, самопроизвольным историческим процессом, подобноязыку, а не создается в тот или другой момент жизни индивидуальнымтворчеством сознательною деятельностью отдельных личностей или ихсовокупности. Оно стоит в тесной связи со всей остальной культуройнарода: его нравами, учреждениями, искусством и т.д., и развивается вместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам вдругих, и лишь совокупный рост всех сторон жизни обеспечивает правильныйюридически порядок . Источниками права, по этом у , является не закон изаконодатель, а непосредственный выразитель народного со знания - обычай,или наука , выступающая в место обычая там, где, по сложности жизни,последний не поддается непосредственному наблюдению, где раскрытие"общенародного убеждения" требует специальных, технических приемов. Этипоследние состоят в изучении истории права, в которой проявляетсядеятельность "народного духа", и в особом метод е разработки добытыхположений, выработанном римскими юристами. Прежде чем приступать кизданию уложения, Германии необходимо создать науку, которая разработалабы право согласно с его существом и национальным характером; в противномслучае законодательство даст лишь ряд произвольных положений инесовершенных юридических норм, которыми полны новые кодификации, сфранцузским кодексом включительно . Эти общефилософские взгляды Савиньина образование права, практическая программа , им предложенная, и, наконец , обстоятельно развитая им методология и сделались основою ученияИ. школы права. К имени Савиньи и названному моменту приурочивается,поэтому, и ее возникновение. Значение школы и ее дальнейшая история определяются научнымикачествами каждого из трех основных положений учения Савиньи. Являясьреакцией против рационализма, господствовавшего в философии XVIII в. вобласти обществоведения (школа "естественного права"), И. школа праваобъясняется в особенности влиянием на развитие права историческисложившегося быта. В противоположность идее законодательного произвола ивнезапных переворотов в общественной жизни, И. школа права выставилаидею закономерности и непрерывности (постепенности) юридическогоразвития. Не будучи новостью в литературе, так как основателями научногоисторического обществоведения были Вико и Монтескье , имеяпредшественника и в Германии, в лице Гуго , эта идея, однако , только через посредство Савиньи и его последователя, Пухты, сделалась тембесспорным научным достоянием, каким является в настоящее время . Силареакции была пропорциональна распространенности учений о естественномправе, не справлявшихся ни с прошлым нации, ни с общественными взглядамина реформы . Вместо необходимых поправок к учению философской школы,историческая школа дошла до полного отрицания момента индивидуальноготворчества и роли личности, как необходимых агентов в прогрессеобщественной жизни. Это увлечение в другую сторону, это излишнеепреклонение перед господствующей в мире силой вещей, эту теориюобщественного детерминизма рассматривают теперь как излишнюю крайность;вместо неопределенного понятия "народного духа", как творческого фактораобщественной жизни, современная наука выставляет более наглядные иопределенные исторические силы . Тем не менее основная идеязакономерности и исторического образования юридического строя признаетсяи теперь основным положением юриспруденции и всегда подчеркивается внауке, как заслуга И. школы права. Ценность других положений ее учениягораздо менее значительна. Практически вывод из учения, сделанный поотношению к изданию гражданского уложения, в действительности не вытекализ основной мысли учения и обусловлен был лишь его крайностями. Идея закономерности общественного развития отнюдь не исключает сознательноготворчества в области права, поскольку оно является не произвольнымвторжением в строй закономерных отношений, а их направлением в духе тойже закономерности и приспособлением к целям прогресса. Целесообразноесодействие новому, выделение его из-под обломков отжившего, иногда безнужды тормозящих его рост, нисколько не противоречит правильномуразвитию жизни. " История , несомненно , учит консерватизму, но истинныйконсерватизм - тот, который сохраняет старое не ради него самого, а лишьпостольку, поскольку оно является условием будущего" ( Иеринг ). Вытекая,в сущности, из политических тенденций Савиньи (Савиньи боролся, прежде всего , с революционными идеями юриспруденции. В частности он опасалсявведения гражданского брака, равноправности евреев и т.д. Этими жеидеями по преимуществу объясняется его недовольство Code civil), а не изего основной посылки , эта часть учения и не получила развития упоследующих представителей И. школы. Общегерманское гражданскоеуложение, правда, не было издано, но не по убеждению в правильности идей Савиньи, а по неподготовленности к единству самого германского народа,выразившейся, прежде всего, в отсутствии единства политического, безкоторого немыслимо единое законодательство, предполагающее единуювласть. Идеи Савиньи не помешали жизненному росту партикулярных и новогоимперского законодательств по всем отраслям права, - росту, приводящемутеперь, наконец, и к единому гражданскому кодексу, проект которого ужевыработан. Будучи прусским министром, и сам Савиньи принимал деятельноеучастие в деле законодательства. Современная доктрина об источникахправа отводит закону по меньшей мере равноправное значение с обычаем; большинство писателей стоит за его преобладающую роль . Нельзя отрицатьважного влияния на развитие юриспруденции методологического ученияСавиньи, но в этом влиянии далеко не все было плодотворно. ЗаслугойСавиньи и здесь является то, что со ответ ствует исходному пункту егоучения - идее закономерности и исторического развития права, т.е.требование изучения истории права, вызвавшее ряд трудов в этой отраслизнания. понятие видоизменения права, вследствие различного составакультуры на разных ступенях развития, осталось чуждо И. школе. Историябыла для нее только средством распознавания действующего права, какпроявления "народного духа", только пособием к догматике, - а вбольшинстве исследований она не имела и э того значения. Совершенносправедлив упрек , сделанный Савиньи его противниками, представителями"философской школы", и до сих пор повторяемый даже его последователями -упрек в том, что его школа отвлекает юриста к занятию археологией,мелочными изысканиями в области истории, восстановлением фактов, неимеющих никакой цены, в ущерб практическим жизненными задачам, служитькоторым хотела школа. В ответ на этот упрек Савиньи не развилфилософского взгляда на историю; он ограничивался сперва замечанием, чтобез точного знания фактов история вообще невозможна, а в последующейдеятельности нашел необходимым заменить историческое изучение источниковправа догматическим: в "System des heutigen romischen Rechts" историяиграет лишь служебную роль. Что касается второй части методологического учения Савиньи -приложения метода римских юристов к изучению источников германскогоправа, то сперва этот метод был предназначен играть лишь служебную роль- роль школы для выработки юристов; но, под влиянием абсолютногозначения, данного юридическим понятиям, с целью обращения изучения правав "математику права" (Rechnen mit BegrifFen), и основанного на неверномпонимании приемов работы самих римских юристов, он повел не к лучшейобработке старого и развитию нового национального права, а лишь кутверждению господства римского права. Историческое изучение римскогоправа только усиливало рецептивное отношение к его нормам, так какзаставляло брать римское понятие не в абстрактном виде, а внационально-римском освещении. Отсюда новый , и опять совершенносправедливый, упрек германистов И. школе Савиньи и его ближайшимпоследователям - романистам - в том, что последние, давая такую рольримскому праву, впадают в противоречие с своим учением о праве, какпродукте "народного духа"; отсюда также горячая, на первых порах, борьбамежду двумя ветвями школы, выступившими было на дружную работу (Савиньии Эйхгорн ). Правда , поиски германистами новой национальной системыгерманского права привели их к той же римской системе и борьбазакончилась совместной работой "над двумя одинаково видными отраслямигерманского права: национальным и реципированным римским"; но это неисправило недостатков самого метода. Ощущаемые все более и более, они вовторой половине нынешнего столетия сделали необходимым преобразование И.школы, совершившееся и в практическом (догматическом), и в историческомизучении права. Рецептивное отношение к римскому праву заменилосьпродуктивным, программа которого заключалась не в том, чтобывосстанавливать историческим путем римские понятия, а в том, чтобыконструировать юридические понятия, общие римскому и другим правам, иискать в римском праве общего юридического элемента, отбрасываянациональный, местный и временный . Формулой этого направления сделалось:"идти путем римского права вон из него" (darch das Romische Recht uberdas Romische Recht hinaus), при помощи усовершенствованного методаСавиньи. Служебная роль истории уступила место самостоятельному изучениюее, с философскою целью установления общих законов развития права. Найдяблестящего выразителя в Иeринге, это преобразование привлекло на своюсторону большинство новейших германских юристов. Результаты работы издесь, однако, не оправ дали ожиданий: абстрактные юридические понятия,добытые "путем римского права", или оказались слишком общими и потомунеподходящими к конкретной действительности, или неизбежно продолжалиносить римскую окраску, не подходящую к современным жизненнымотношениям. Продуктивное направление И. школы сделалось мало-помалусхоластическим направлением (Begriffsjurisprudenz) и вызвало реакцию состороны того же Иеринга, пришедшего, в конце концов, к решительномуотклонению метода Савиньи в приложении к современной жизни. Окончательнопоколебать продуктивное направление в юриспруденции идеям Иеринга пока еще не удалось, хотя его замечания о недостатке направления разделяютсямногими; оно остается пока господствующим в германской юриспруденции.Что касается преобразования в изучении истории права (начато "Духомримского права" Иеринга), то его развитие привело к отвержениюдогматического метода Савиньи, показав, что юридические понятия - непостоянные величины , лишь раскрывающиеся в истории, а самивидоизменяются, растут и падают вместе с изменением жизни и культуры.Созданные под сильным влиянием Иеринга труды по истории германскогоправа дали новую форму для примирения римского и германского права.Успех историкофилософского направления, сменившего историческуююриспруденцию Савиньи, кажется обеспеченным. Его роль усиливаетсяразвитием нового, сравнительно-исторического изучения права. Лучшими сторонами своей программы И. школа оказала большое влияние наюриспруденцию других стран Европы. Реакция против крайностейрационализма была по достоинству оценена во Франции, юриспруденциякоторой постоянно пользуется лучшими историческими трудамипредставителей И. школы; зато недостатки догматического метода былисразу оценены здесь, и догматическая Литература Германии прошла почтибесследно для Франции. В Италии и России, наоборот , отразились и дурные,и хорошие стороны учения Савиньи; у нас в до сих пор многие считаютдогматическое направление И. школы истинным выражением ее идей, несмотряна то, что довольно сильно развито у нас и новое иеринговскоенаправление. В Австрии развитие юриспруденции тождественно с германским,на Англию же И. никогда не имела никакого идейного влияния, кромедоставления ученого материала, собранного в трудах И. школы; наоборот,английская школа историков права много содействовала успехам И. школы(влияние Гиббона на Гуго и Иеринга); новейшие историки права Англии,главным образом Мэн, содействуют и усилению историкофилософского теченияв науке права. Литература. Муромцев , " Образование права по учениям немецкойюриспруденции" (М., 1886); его же; "Рецепция римского права на Западе"(М., 1886); Чичерин , "История полит. учений" (т.4); Коркунов , "Очеркиобщей теории права" (1892); Lerminier, "Introduction generale al'histoire du droit" (1853); "Die dentschen Universitaten", herausg. v.Lexis (Б., 1893), отд. "Romisches Recht" (v. Eck); Bergbohm,"Jurisprudenz und Rechtsphilosophie" (Лпц., 1892, I; здесь же указанияна остальную литературу). В.Нечаев.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Кабул - Кабул главный г. Афганистана или в более ...
  • Кабот - Кабот (Cabot, Caboto) два известных мореплавателя, отец ...
  • Кабель - Кабель составной из железной или стальной проволоки ...
  • Кабе - Кабе (Etienne Cabet) французский писатель, глава коммунистическойшколы ...
  • Кабарги - Кабарги, мускусные К. (Moschus moschiferus) жвачные животное,служащие ...
  • Кааба - Кааба святилище г.Мекки. Самый гор. Мекка построен ...
  • Йокохама - Йокохама порт на берегу бухты Токио, Тихого ...
  • Исковое - Исковое прошение. В русском судопроизводстве до 1864 ...
  • Исайя - Исайя (евр. "спасение Господне") имя нескольких ...
  • Иррационализм - Иррационализм в метафизике воззрение, полагающее в основу ...
  • Иркутский - Иркутский округ занимает югозападную часть губ., по ...
  • Ирасек - Ирасек (Алоис Jirasek) известный чешский беллетрист. Род. ...
  • Ипполит - Ипполит сын Тезея и амазонки Антиопы или ...
  • Ипотечное - Ипотечное право имеет дополнительный характер и самостоятельносуществовать не ...
  • Авангард - Авангард (передовая, или головная охрана) название отряда, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари