Что такое Идиллия? Значение слова Идиллия в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Идиллия -

Идиллия (от греческого слова "эйдиллион", буквально - "маленькаякартина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной)поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы.Содержание И. составляют настроения, мысли и обыденный быт простыхлюдей, приходящих в непосредственное общение и соприкосновение сприродой. И. иногда называется пастушеской или "буколической поэзией";это неточно, так как содержание И. пастушеским бытом не исчерпывается.Сюжет всякой И. дает поэту возможность провести параллель междуутонченной жизнью города и деревенским образом жизни, а также - делатьвоззвание к возвращении горожанина на лоно природы в к естественности всфере людских отношений. Идиллия возникает позднее остальных родовлитературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов. Ужев Библии попадаются книги с оттенком идиллическим (Руфь) илибуколическим (Песнь Песней). И. в более самостоятельном виде появляетсяв позднейший период индийской литературы, у поэтов Калидасы и Джаядевы.Калидаса, живший около 50 г. до Р. Хр., написал лирический сборник"Ритусангара" (Времена года), в котором рисовал картинки природы исельского быта. "Сакунтала" Калидасы может быть названа идиллическойдрамой. Джаядева, поэт XII в. по Р. Хр., в идиллической поэме"Гитаговинда", изобразил историю любви бога Кришны к пастушке Радхе;слог поэмы напоминает Песнь Песней. В китайской поэзии времени династииТангов известны лирики Туфу и Литайпе, выказавшие особенную любовь кприроде и настроениям ею вызываемыми В истории арабской литературы послеМагомета прославились своими И. поэты ИбнДорейд (ум. 933 г.) и Тиграи(ум. 1119). И., как самостоятельный род поэзии, развилась в Греции, впозднейший, александрийский период литературы, когда, с потерейполитической и национальной свободы, в поэзии стали преобладатьиндивидуалистические мотивы. Одновременно с эротической лирикойпоявилась И., зачатки которой давно уже таились в народном творчестве.Дорийские пастухи в Сицилии сыздавна имели свою поэзию пастушескую илибуколическую (от "буколос" - пастух), изобретателем которой считалсяполумифический пастух Дафнис. Эта поэзия изображала судьбы Дафниса илиобычные, чаще всего эротические, настроения пастухов; буколические песнипелись с обрядами на сельских празднествах в честь Артемиды, с мимикойи, значит, с примесью драматического элемента. Уже сицилийский лирикСтезихор (ок. 610 до Р. Хр.) подражал пастушеским песням, воспеваялюбовь и трагическую смерть Дафниса. Мастерски воспользовался этимнародным творчеством Феокрит Сиракузский, живший в III в. до Р. X.Феокриту принадлежит до 30 И., в которых он рисует жанровые картинки избыта пастухов и низших классов населения, иногда - богов. Порой Феокритвоспевает элегическое настроение пастуха, отвергнутого суровойдеревенской красавицей; порой - он передает в поэтической форме разговордвух жнецов: влюбленного юноши и положительного крестьянина, которыйсмеется над товарищем, советуя ему лучше работать, чем мечтать. Юмор играция идут у Феокрита рука об руку; он одновременно и наивен, иутонченен. Весьма важным элементом И. Феокрита является их народность.Как род поэзии, И. Феокрита - нечто среднее между эпосом и драмой иможет служить примером "мима", представителем которого был современникЕврипида, Софрон, служивший образцом для Феокрита. Софрон былдревнегреческим рассказчиком из народного быта и слагал вирши на манеррусск. раешников, на простонародном наречии. Эту манеру усвоил Феокрит,облагородив ее и придав ей строго метрическую и художественную формуПодражателем и современником Феокрита был Бион; в его И. драматическийэлемент (диалог) и описание (пейзаж) отступают на второй план;преобладает лирика. Другой подражатель Феокрита, Мосх, уже отчастиманерен. Идиллия из Греции перешла в Рим, где продолжала развиваться вавгустовский период литературы, представлявший много аналогий с периодомалександрийским. Виргилий в своих десяти И., названных им "эклогами" исоединенных в сборник под названием "Буколики", усвоил только внешнююманеру феокритовой И. На самом деде, в И. Виргилия нет главного: природыи настроения. Виргилий смотрел на эклоги, как на средство умно и тонконамекнуть на живейшие и современнейшие злобы дня; так, первая эклогаявляется хвалебным гимном Октавиану, четвертая воспевает Азиния Поллионаи Мецената; в пятой, под именем Дафниса, воспевается Юлий Цезарь и т. п.Народный элемент совершенно отсутствует: слог рассчитан исключительно начитателей образованных. "Георгики" Виргилия под понятие И. подходят лишьпостольку, поскольку в них преобладает пейзаж; дидактизм этого сборникавредит цельности идиллического впечатления. Оды Горация также не могутслужить образцом И.; несомненно, однако, что преобладающее настроениелирики Горация - идиллическое; мораль "золотой посредственности" -мораль природных инстинктов, развившихся на доне природы внеобщественной жизни. Аллегорическая или тенденциозная И. Виргилия нашлаподражателей в нероновское время в лице Кальпурния Сикула, который уже сполною откровенностью добивается милости кесаря; форма эклоги здесьсовершенно случайна. И. заметно падала. С пробуждением интереса кантичной словесности во время Возрождения ожила и И. Саннацаро, вподражание Виргилию, пишет И. "Аркадия" (1502 г.), в двенадцати эклогах;поэт воспевает сельский быт и свою несчастную юношескую любовь. Егопримеру последовал Аламанни (1495 - 1556), писавший эклоги и в своем "Lacoltivazione" подражавший "Георгикам" Виргилия. Одновременно ссантиментальными мечтами о золотом веке воскресло и мечтание о прелестипастушеского быта. Опять появилась буколическая, пастушеская поэзия.Пастушеские стихотворения, написанные с начала до конца одним размером,назывались эклогами, а написанные разными метрами - И. В это же времязарождается новый род И.: драматическая И. или "пастораль" (пастушескаядрама). Действующие лица пасторали делились на "влюбленных и"комических" пастухов (pastori eroici, pastori comici) - как в "Жнецах"Феокрита. Лучшей пасторалью в свое время считалась "Аминта", Тассо, вподражание которой Гварини написал своего "Верного пастуха" (Il pastorfido). Как только пастораль стала средством для прославлениявысокопоставленных лиц, этот новый род И. пришел опять в упадок. Из Италии И., в конце XVI в., перешла во Францию, через посредствоРонсара в его кружка ("Pleiade francaise"). Во французской литературеXVII века идиллия приняла приторно-слащавый, с примесью низкопоклонства,характер благодаря влиянию двора Людовика XIV. Поэтесса Дезулиер,прославившая этого рода И., получила прозвище "десятой музы". Кроме еена поприще И. выдвинулся Делиль, писатель XVIII в., переводчик "Георгик"Виргилия, автор "Садов" и "Французских георгик", произведения крайнеаффектированного. Таким образом развитие И., как самостоятельного родапоэзии, прекратилось и выродилось в подражательную буколическую поэзию.В Германии И. возникла в виде пасторали. В XVII в. в Нюрнберге былоснован "Пегницов орден" (по имени реки, протекающей через Нюрнберг) илиобщество пегницовых пастушков. Общество имело значение, какпротиводействие педантизму, господствовавшей поэтической партии, но вразвили И. роли не играло. В XVIII в. появляется И. в виде подражанияфранцузским образцам; создатель ее - Геснер, как автор "Idyllen",считавшихся вполне национальным продуктом до разоблачения Гердера. В томже роде были написаны И. Фосса, которые только своей "Луизой" дал первыйобразец национальной и художественно правдивой И. Ранее Фосса, в Англии,Джемс Томсон (1700 - 1748) своими "Временами года" (The Seasons) сделалпервый опыт новой, самобытной и народной И.: его пейзаж - настоящийсеверный пейзаж со всеми оттенками в переходах от осени к зиме и от зимык лету, а его герои - не слащавые пастушки, а настоящие английскиекрестьяне. Поворот в сторону художественного реализма, сделанныйлитературою XIX в., отразился и на И., которая становится вполнесамостоятельной и принимает национальный отпечаток. Самый род И.расширяется: появляется идиллическая народная лирика, примером котороймогут служить "Алеманские стихотворения" Гебеля и знаменитаяидиллическая поэма Гете: "Герман и Доротея". В этой поэме уже нет иследов ложноклассической буколики: поэт воспевает мелкое немецкоемещанство, не вполне удалившееся от влияния природы и земледельческоготруда, это - поэзия бюргерского довольства, зеленых стаканчиков срейнвейном, семейной патриархальности и девичьей скромности, поэзиянационального благодушия (Gemuth'a), столь напоминающего "золотуюпосредственность" Горация; все это национально и вполне оригинально.Идиллия Гете "Der neue Pausias" (известная русским по переводу А.Майкова: "Поэт и цветочница") рисует милую и болтливую юную парувлюбленных, вспоминающих всю историю своей любви; это - не подражание,но самостоятельное воспроизведение античной жизни. Предметом И. XIX в.становится выражение всякого непосредственного и сильного, природногочувства. У Мюссе, под названием "Idylle", передан спор двух друзей олюбви, при чем один понимает ее в идеалистическом, а другой - вматериалистическом духе (отголосок "Жнецов" Феокрита). Точно также в"Bergidyll", Гейне, мы не находим никаких устарелых атрибутов старой И.: пастухи из современной И. исчезли, остались - природа и близкие к нейлюди. Идиллический элемент стал весьма значительною составною частьюнового романа, особенно со времени обращения литераторов к сюжетам изнародной жизни; много И. в романах Ауэрбаха - в Германии, Диккенса - вАнглии, Жорж Занд - во Франции. В России И. появилась в виде подражания и перевода, в XVIII в.Сумароков, Княжнин, Владимир Панаев усердно переводили и переделывалифранцузскую И. В 1777 г. вышли "Георгики" Виргилия, в переводе В.Рубана; к 1788 г. относится перевод неизвестного автора: "Златый векДафниса", Геснера. Воейков перевел "Сады или искусство украшать сельскиевиды", Делиля (1816), а также эклоги Виргилия, Мерзляков - идиллииДезулиер (1807). В XIX в. И. сделала новые шаг в своем развитии,благодаря Гнедичу, воспроизводившему античные образцы и избегшемуподражания французским И. Жуковский и Карамзин, благодарясантиментальному направлению их поэзии, ничего нового в сфере И. несоздали. Пушкин, специально И. не писавший, дал, однако, несколькообразцов идиллической лирики (в своих стихотворениях, описывающихдеревенскую жизнь) и идиллического эпоса (в своих поэмах, изображающихпростонародный быт русских крестьян и кавказских горцев). Пушкинокончательно упразднил буколическую поэзию своих предшественников.Образцом новой И. может служить "Рыбная ловля" Майкова, в котороймастерски описаны настроения, вызываемые местным пейзажем средней полосыРоссии. Идиллический элемент играет большую роль в новом русском романе;народничество благоприятствовало развитию этого элемента ("Рыбаки"Григоровича, "Устои" Златовратского). Очерк Тургенева "Бежин луг" (в"Записках охотника") образец И. в прозе: необыкновенно гармоническислилась в этом произведении романтика летней ночи и поэзия разговоровкрестьянских мальчиков. Вс. Чешихин.

Идиллия

Идиллия (от греческого слова "эйдиллион", буквально - "маленькаякартина"). Под И. подразумевается род искусственной (не народной)поэзии, средний между эпосом и лирикой, иногда с присоединением драмы. Содержание И. составляют настроения , мысли и обыденный быт простыхлюдей, приходящих в непосредственное общение и соприкосновение сприродой. И. иногда называется пастушеской или "буколической поэзией";это не точно , так как содержание И. пастушеским бытом не исчерпывается.Сюжет всякой И. дает поэту возможность провести параллель междуутонченной жизнь ю го рода и деревенским образом жизни, а также - делатьвоззвание к возвращении горожанина на лоно природы в к естественности всфере людских отношений. Идиллия возникает позднее остальных родовлитературы. Зачатки И. мы встречаем в литературе восточных народов. Ужев Библии попадаются книги с оттенком идиллическим ( Руфь ) илибуколическим ( Песнь Песней). И. в более самостоятельном виде появляетсяв позднейший период индийской литературы, у поэтов Калидасы и Джаядевы.Калидаса, живший около 50 г. до Р. Хр., написал лирический сборник "Ритусангара" (Времена года), в котором рисовал картинки природы исельского быта. "Сакунтала" Калидасы может быть названа идиллическойдрамой. Джаядева, поэт XII в. по Р. Хр., в идиллической поэме"Гитаговинда", изобразил историю любви бога Кришны к пастушке Радхе; слог поэмы напоминает Песнь Песней. В китайской поэзии времени династииТангов известны лирики Туфу и Литайпе, выказавшие особенную любовь кприроде и настроениям ею вызываемыми В истории арабской литературы послеМагомета прославились своими И. поэты ИбнДорейд (ум. 933 г.) и Тиграи(ум. 1119). И., как самостоятельный род поэзии, развилась в Греции, впозднейший, александрийский период литературы, когда , с потерейполитической и национальной свободы, в поэзии стали преобладатьиндивидуалистические мотивы . Одновременно с эротической лирикойпоявилась И., зачатки которой давно уже таились в народном творчестве.Дорийские пастух и в Сицилии сыздавна имели свою поэзию пастушескую илибуколическую (от "буколос" - пастух), изобретателем которой считалсяполумифический пастух Дафнис . Эта поэзия изображала судьбы Дафниса илиобычные, чаще всего эротические, настроения пастухов ; буколические песнипелись с обрядами на сельских празднествах в честь Артемиды, с мимикойи, значит , с примесью драматического элемент а. Уже сицилийский лирикСтезихор (ок. 610 до Р. Хр.) подражал пастушеским песням, воспеваялюбовь и трагическую смерть Дафниса. Мастерски воспользовался этимнародным творчеством Феокрит Сиракузский, живший в III в. до Р. X.Феокриту принадлежит до 30 И., в которых он рисует жанровые картинки избыта пастухов и низших классов населения, иногда - богов. Порой Феокритвоспевает элегическое настроение пастуха, отвергнутого суровойдеревенской красавицей; порой - он передает в поэтической форме разговор двух жнецов: влюбленного юноши и положительного крестьянина, который смеется над товарищем, советуя ему лучше работать , чем мечтать . Юмор играция идут у Феокрита рука об руку; он одновременно и наивен, иутонченен. Весьма важным элементом И. Феокрита является их народность.Как род поэзии, И. Феокрита - нечто среднее между эпосом и драмой иможет служить примером "мима", представителем которого был современникЕврипида, Софрон, служивший образцом для Феокрита. Софрон былдревнегреческим рассказчиком из народного быта и слагал вирши на манеррусск. раешников, на простонародном наречии. Эту манеру усвоил Феокрит,облагородив ее и придав ей строго метрическую и художественную формуПодражателем и современником Феокрита был Бион; в его И. драматическийэлемент ( диалог ) и описание ( пейзаж ) отступают на второй план;преобладает лирика . Другой подражатель Феокрита, Мосх, уже отчастиманерен. Идиллия из Греции перешла в Рим, где продолжала развиваться вавгустовский период литературы, представлявший много аналогий с периодомалександрийским. Виргилий в своих десяти И., названных им "эклогами" исоединенных в сборник под названием " Буколики ", усвоил только внешнююманеру феокритовой И. На самом деде, в И. Виргилия нет главного: природыи настроения. Виргилий смотрел на эклоги, как на средство умно и тонконамекнуть на живейшие и современнейшие злобы дня; так, первая эклогаявляется хвалебным гимном Октавиану, четвертая воспевает Азиния Поллионаи Мецената; в пятой, под именем Дафниса, воспевается Юлий Цезарь и т. п.Народный элемент совершенно отсутствует: слог рассчитан исключительно начитателей образованных. "Георгики" Виргилия под понятие И. подходят лишьпо столь ку, поскольку в них преобладает пейзаж; дидактизм этого сборникавредит цельности идиллического впечатления. Оды Горация также не могутслужить образцом И.; несомненно , однако , что преобладающее настроениелирики Горация - идиллическое; мораль "золотой посредственности" -мораль природных инстинктов, развившихся на доне природы внеобщественной жизни. Аллегорическая или тенденциозная И. Виргилия нашлаподражателей в нероновское время в лице Кальпурния Сикула, который уже сполною откровенностью добивается милости кесаря; форма эклоги здесьсовершенно случайна. И. заметно падала. С пробуждением интереса кантичной словесности во время Возрождения ожила и И. Саннацаро, вподражание Виргилию, пишет И. "Аркадия" (1502 г.), в двенадцати эклогах;поэт воспевает сельский быт и свою несчастную юношескую любовь. Егопримеру последовал Аламанни (1495 - 1556), писавший эклоги и в своем "Lacoltivazione" подражавший "Георгикам" Виргилия. Одновременно ссантиментальными мечтами о золотом веке воскресло и мечтание о прелестипастушеского быта. Опять появилась буколическая, пастушеская поэзия.Пастушеские стихотворения, написанные с начала до конца одним размером,назывались эклогами, а написанные разными метрами - И. В это же времязарождается новый род И.: драматическая И. или " пастораль " (пастушескаядрама). Действующие лица пасторали делились на "влюбленных и"комических" пастухов (pastori eroici, pastori comici) - как в "Жнецах"Феокрита. Лучшей пасторалью в свое время считалась "Аминта", Тассо , вподражание которой Гварини написал своего "Верного пастуха" (Il pastorfido). Как только пастораль стала средством для прославлениявысокопоставленных лиц, этот новый род И. пришел опять в упадок . Из Италии И., в конце XVI в., перешла во Францию, через посредствоРонсара в его кружка ("Pleiade francaise"). Во французской литературеXVII века идиллия приняла приторно-слащавый, с примесью низкопоклонства,характер благодаря влиянию двора Людовика XIV. Поэт есса Дезулиер,прославившая этого рода И., получила прозвище "десятой музы". Кроме еена поприще И. выдвинулся Делиль , писатель XVIII в., перевод чик "Георгик"Виргилия, автор "Садов" и "Французских георгик", произведения крайнеаффектированного. Таким образом развитие И., как самостоятельного родапоэзии, прекратилось и выродилось в подражательную буколическую поэзию.В Германии И. возникла в виде пасторали. В XVII в. в Нюрнберг е былоснован "Пегницов орден" (по имени реки , протекающей через Нюрнберг) илиобщество пегницовых пастушков. Общество имело значение , какпротиводействие педантизму, господствовавшей поэтической партии, но вразвили И. роли не играло. В XVIII в. появляется И. в виде подражанияфранцузским образцам; создатель ее - Геснер , как автор "Idyllen",считавшихся вполне национальным продуктом до разоблачения Гердера. В томже роде были написаны И. Фосса , которые только своей "Луизой" дал первый образец национальной и художественно правдивой И. Ранее Фосса, в Англии,Джемс Томсон (1700 - 1748) своими "Временами года" (The Seasons) сделалпервый опыт новой, самобытной и народной И.: его пейзаж - настоящийсеверный пейзаж со всеми оттенками в переходах от осени к зиме и от зимык лету, а его герои - не слащавые пастушки , а настоящие английскиекрестьяне. Поворот в сторону художественного реализма, сделанныйлитературою XIX в., отразился и на И., которая становится вполнесамостоятельной и принимает национальный отпечаток . Самый род И.расширяется: появляется идиллическая народная лирика, примером котороймогут служить "Алеманские стихотворения" Гебеля и знаменитаяидиллическая поэма Гете : "Герман и Доротея". В этой поэме уже нет иследов ложноклассической буколики: поэт воспевает мелкое немецкоемещанство, не вполне удалившееся от влияния природы и земледельческоготруда, это - поэзия бюргерского довольства, зеленых стаканчиков срейнвейном, семейной патриархальности и девичьей скромности, поэзиянационального благодушия (Gemuth'a), столь напоминающего "золотуюпосредственность" Горация; все это национально и вполне оригинально.Идиллия Гете "Der neue Pausias" (известная русским по переводу А.Майкова: "Поэт и цветочница") рисует милую и болтливую юную парувлюбленных, вспоминающих всю историю своей любви; это - не подражание,но самостоятельное воспроизведение античной жизни. Предметом И. XIX в.становится выражение всякого непосредственного и сильного, природногочувства. У Мюссе , под названием "Idylle", передан спор двух друзей олюбви, при чем один понимает ее в идеалистическом, а другой - вматериалистическом духе ( отголосок "Жнецов" Феокрита). Точно также в"Bergidyll", Гейне , мы не находим никаких устарелых атрибутов старой И.: пастухи из современной И. исчезли, остались - природа и близкие к нейлюди. Идиллический элемент стал весьма значительною составною частьюнового романа, особенно со времени обращения литераторов к сюжетам изнародной жизни; много И. в романах Ауэрбаха - в Германии, Диккенса - вАнглии, Жорж Занд - во Франции. В России И. появилась в виде подражания и перевода, в XVIII в.Сумароков, Княжнин , Владимир Панаев усердно переводили и переделывалифранцузскую И. В 1777 г. вышли "Георгики" Виргилия, в переводе В.Рубана; к 1788 г. относится перевод неизвестного автора: "Златый векДафниса", Геснера. Воейков перевел "Сады или искусство украшать сельскиевиды", Делиля (1816), а также эклоги Виргилия, Мерзляков - идиллииДезулиер (1807). В XIX в. И. сделала новые шаг в своем развитии,благодаря Гнедичу, воспроизводившему античные образцы и избегшемуподражания французским И. Жуковский и Карамзин , благодарясантиментальному направлению их поэзии, ничего нового в сфере И. несоздали. Пушкин , специально И. не писавший, дал, однако, несколькообразцов идиллической лирики (в своих стихотворениях, описывающихдеревенскую жизнь) и идиллического эпоса (в своих поэмах, изображающихпростонародный быт русских крестьян и кавказских горцев). Пушкинокончательно упразднил буколическую поэзию своих предшественников.Образцом новой И. может служить "Рыбная ловля" Майкова, в котороймастерски описаны настроения, вызываемые местным пейзажем средней полосыРоссии. Идиллический элемент играет большую роль в новом русском романе;народничество благоприятствовало развитию этого элемента ("Рыбаки"Григоровича, "Устои" Златовратского). Очерк Тургенева "Бежин луг" (в"Записках охотника") образец И. в прозе: необыкновенно гармоническислилась в этом произведении романтика летней ночи и поэзия разговоровкрестьянских мальчиков. Вс. Чешихин.

Значение слова Идиллия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ильм - Ильм полевой (Ulmus campestris L.), дерево первой величины. ...
  • Илион - Илион (to Ilion и h IlioV) знаменитый ...
  • Иктин - Иктин (Ictinus) знам. греч. зодчий времен ...
  • Иконы - Иконы название, в христианской церкви, живописных изображенийИисуса ...
  • Иконописание - Иконописание, или иконопись на Руси и православном ...
  • Иконоборство - Иконоборство движение против почитания икон, возникшее и ...
  • Изотропность - Изотропность. Изотропными телами называются такие, в которых ...
  • Игнатий - Игнатий (Дмитрий Александрович Брянчанинов, 1807 67) ...
  • Иволги - Иволги (Oriolidae) семейство певчих птиц (Oscines). Клюв ...
  • Иван-да-Марья - ИвандаМарья народное название нескольких травянистых растений,цветы которых ...
  • Ибн-Хальдун - ИбнХальдун (Абд оррахман Вели оддин, по прозвищу Хадрами ...
  • Иблис - Иблис диавол, злой дух, стоящий, по вероучению ...
  • Ибис - Ибис птица эта в древнем Египте, повсеместно ...
  • Зуппе - Зуппе (Franz Suppe) нем. композитор и капельмейстер ...
  • Адепт - Адепт. Так именовался у алхимиков человек, посвященный уже ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари