Что такое Христианский? Значение слова Христианский в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Христианский -

Христианский социализм - учение, признающее существование социальногозла в современном общественном строе и стремящееся исправить его припомощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа,не выходя за рамки нынешних государственных форм и сохраняя господствочастной собственности. В этих широких пределах заключаются учения,весьма далеко расходящиеся между собою и имеющие весьма различныеисточники. Иногда христианский социализм исходит главным образом изсознания несовершенств существующего строя, и в таком случае идет оченьдалеко навстречу социализму демократическому или революционному, покрайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых имсовременному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечныхстремлениях, т. е. домогаться перемены всех основ государственной иобщественной жизни. Таков характер имел Х. социализм в Англии, имееттеперь в Бельгии. В других случаях Х. социализм возникает в средеконсервативных групп общества, в виде реакции против распространения внароде социализма демократического; он указывает, что самые существенныедля интересов народной массы требования социализма (братство, равенство,помощь бедным) заключаются уже в Евангелии, нисколько, в принципе, непротиворечат основам семьи, религии и государства, и могут бытьосуществлены этим последним. В этих случаях Х. социализм подчеркивает попреимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения,являясь консервативным, иногда даже прямо враждебным социализмуагитационным средством; не редко он даже вырождается в антисемитизм.Таким в своем главном течении он является, в Германии и еще больше вАвстрии. Сообразно с тем, появляется ли он в среде католиков илипротестантов, он принимает форму католического социализма илиевангелического. Впервые Х. социализм возник во Франции, затем в Англии.Здесь, рядом со сравнительно слабым католическим социализмом, довольнорано возникло среди членов и духовенства протестантских церквей другоенаправление, не имевшее, однако, узко конфессионального характера ипотому называвшее себя просто Х. социализмом. Главным провозвестникомего был англиканский священник Морис, затем другой священник Кингслей;весьма близко к Х. социализму стояли Карлейль и член парламента лордАшлей (граф Шафтсбюри). Этот Х. социализм был под сильным влиянием Р.Овена, не смотря на ярко выраженный атеизм последнего; основанием егобыло стремление улучшить положение народа. Расцвет его совпадает сэпохой чартистского движения и первым десятилетием после его поражения.Английские Х. социалисты принимали деятельное участие (Ашлей - впарламенте, другие - в литературе и при помощи агитации) в выработке иразвитии фабричного законодательства и других отделов социальногозаконодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов;тред-юнионы всегда пользовались поддержкой и сочувствием Х. социалистов.При этом, однако, Х. социалисты в Англии никогда не организовывались вполитическую парию, всегда оставаясь лишь более или менее обширноюгруппою людей или сообществ, связанных только общностью взглядов. В1880-х гг., в период упадка Х. социализма, возник существующий донынеChristian Social Union, основанный Гедламом (Headlam): это - сообществоинтеллигентных деятелей для агитации, при помощи печати и митингов, заразрешение специального вопроса при помощи религиозно-нравственныхсредств. Немало Х. социалистов входит в состав Фабианского общества. ВБельгии сторонники католического социализма составляют вполнеорганизованную политическую партию (во главе ее стоит Даенс), борющуюсяпротив клерикалов, либералов и социалдемократов за политическоегосподство и имеющую своих сторонников в парламенте. Они являются однойиз оппозиционных партий и гораздо чаще вотируют с социалдемократами, чемс клерикалами. В Германии рядом с Кеттелером, давшим толчок развитиюкатолического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн положил началоевангелическому социализму. Сперва это было течение, имевшее отчастиблаготворительный характер, отчасти пиетистический. Основывались "союзыхристианских молодых людей", "христианских девушек" и т. п., длясовместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг; учреждалисьнародные дома, всевозможные убежища и т. д.; с 1860-х гг. в значительныхразмерах стали возникать христианские, как конфессиональные(католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозныесоюзы рабочих, в противовес социалдемократическим союзам. Особенныйуспех они имели на западе и юге, т. е. в католической Германии, гдечисло таких союзов считается сотнями, а число их членов - сотнями тысяч;там они ведут политическую борьбу, поддерживая клерикальную парию. Воглаве их стоит Volksverein fur das Katholische Deutschland вМюнхен-Гладбахе, основанный Виндгорстом и развивающий обширнуюлитературно-издательскую деятельность. Социальные элементы в учении этихХ. социалистов весьма слабы; над ними доминируют элементы религиозные. В1878 г. придворный пастор (евангелик) Штеккер основал в Берлинехристианско-социальную партию, которая быстро усилилась и в его рукахбыла сильным орудием против социал-демократии. В ее программе социальныеэлементы также были весьма слабы. Это была собственно одна изорганизаций консервативной партии, с некоторыми отличиями, из которыхважнее были элементы антисемитизма, чем социальные. Она дала толчокразвитию антисемитической партии и сама скоро выродилась в одну изразновидностей. В 1890 г. тот же Штеккер, вместе с проф. АдольфомВагнером и др., основал "Евангелические социальные конгрессы",собирающиеся доныне ежегодно в различных городах Германии и дляобсуждения способов разрешения социального вопроса на основесуществующего государства и христианства. В этих конгрессах принималиучастие весьма разнообразные элементы, от крайнихконсерваторовпиетинистов - Штеккера и Ад. Вагнера - до радикалов вродепастора Гере (позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) исвободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьмаценный материал, но большого практического значения конгрессы не имели.В Австрии в 1896 г. возникла политическая партия под названиемхристианско-социальной рабочей партии, с д-ром Луегером во главе; онаимеет резко выраженный антисемитический характер; социальные элементы,весьма слабые даже в программе, оказались совершенно отсутствующими напрактике, когда в руки этой партии перешла власть в городском управленииВены и в нижнеавстрийском ландтаге. Она преследовала народных учителей идругих городских служащих за мнения, уменьшила школьный бюджет,увеличила расходы на постройку церквей, ничего не сделала ни дляулучшения положения рабочих и низших городских служащих, ни длягородского благоустройства. См. Lujo Brentano, "Die ChristlichSozialeBewegung in England" (Лпц., 1883); Kaufmann, "Christian Socialism"(Лонд., 1888); Schulze Gavernitz, "Zum socialen Frieden" (т. I); Ностиц,"Рабочий класс Англии" (М., 1902); Jorg, "Gesch. der sozialpolitischenParteien in Deutschland" (Фрейбург, 1867); Guerin, "Socialism chretien"(в "Nouveau Dictionnaire de l'Economie politique"); Stocker,"Christlichsocial (2 изд., Берл., 1890); Gohre, "DieEvangelisches-oziale Bewegung" (Лпц., 1896); многочисленные брошюрыHayманна; "Berichte uber die Verbandlungen der Evangelisch-SozialenKongresse" (Берлин и Геттинген, 1890 и сл.); статья "Sozial-KonservativeBestrebungen" в "Handworterbuch der Staatswissenschaften" (2 изд., т.VI). В. Водовозов.

Христианский

Христианский социализм - учение , признающее существование социальногозла в современном общественном строе и стремящееся исправить его припомощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа,не выходя за рамки нынешних государственных форм и сохраняя господствочастной собственно сти. В этих широких пределах заключаются учения, весьма далеко расходящиеся между собою и имеющие весьма различныеисточники. Иногда христианский социализм исходит главным образом изсознания несовершенств существующего строя, и в таком случае идет оченьдалеко навстречу социализму демократическому или революционному, покрайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых имсовременному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечныхстремлениях, т. е. домогаться перемены всех основ государственной иобщественной жизни. Таков характер имел Х. социализм в Англии, имееттеперь в Бельгии. В других случаях Х. социализм возник ает в средеконсервативных групп общества , в виде реакции против распространения внароде социализма демократического; он указывает, что самые существенныедля интересов народной массы требования социализма ( братство , равенство,помощь бедным) заключаются уже в Евангелии, нисколько , в принципе, непротиворечат основам семьи, религии и государства, и могут бытьосуществлены этим после дним. В этих случаях Х. социализм подчеркивает попреимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения,являясь консервативным, иногда даже прямо враждебным социализмуагитационным средством; не редко он даже вырождается в антисемитизм.Таким в своем главном течении он является, в Германии и еще больше вАвстрии. Сообразно с тем, появляется ли он в среде католиков илипротестантов, он принимает форму католического социализма илиевангелического. Впервые Х. социализм возник во Франции, затем в Англии.Здесь, рядом со сравнительно слабым католическим социализмом, довольнорано возникло среди член ов и духовенства протестантских церквей другоенаправление, не имевшее, одна ко , узко конфессионального характера ипотому называвшее себя просто Х. социализмом. Главным провозвестникомего был англиканский священник Морис, затем другой священник Кингслей;весьма близко к Х. социализму стояли Карлейль и член парламента лордАшлей ( граф Шафтсбюри). Этот Х. социализм был под сильным влиянием Р.Овена, не смотря на ярко выраженный атеизм последнего; основанием его было стремление улучшить положение народа. Расцвет его совпадает сэпохой чартистского движения и первым десятилетием после его поражения.Английские Х. социалисты принимали деятельное участие (Ашлей - впарламенте, другие - в литературе и при помощи агитации) в выработке иразвитии фабричного законодательства и других отделов социальногозаконодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов;тред-юнионы всегда пользовались поддержкой и сочувствием Х. социалистов.При этом , однако, Х. социалисты в Англии ни когда не организовывались вполитическую парию, всегда оставаясь лишь более или менее обширноюгруппою людей или сообществ, связанных только общностью взглядов. В1880-х гг., в период упадка Х. социализма, возник существующий доныне Christian Social Union, основанный Гедламом (Headlam): это - сообществоинтеллигентных деятелей для агитации, при помощи печати и митингов, заразрешение специального вопроса при помощи религиозно-нравственныхсредств. Немало Х. социалистов входит в состав Фабианского общества. ВБельгии сторонники католического социализма составляют вполнеорганизованную политическую партию (во главе ее стоит Даенс), борющуюсяпротив клерикалов, либералов и социалдемократов за политическоегосподство и имеющую своих сторонников в парламенте. Они являются однойиз оппозиционных партий и гораздо чаще вотируют с социалдемократами, чемс клерикалами. В Германии рядом с Кеттелером, давшим толчок развитиюкатолического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн положил началоевангелическому социализму. Сперва это было течение , имевшее отчасти благотворительный характер, отчасти пиетистический. Основывались "союзыхристианских молодых людей", "христианских девушек" и т. п., длясовместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг; учреждалисьнародные дома , всевозможные убежища и т. д.; с 1860-х гг. в значительныхразмерах стали возникать христианские, как конфессиональные(католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозныесоюзы рабочих, в противовес социалдемократическим союзам. Особенныйуспех они имели на западе и юге, т. е. в католической Германии, где число таких союзов считается сотнями, а число их членов - сотнями тысяч;там они ведут политическую борьбу, поддерживая клерикальную парию. Воглаве их стоит Volksverein fur das Katholische Deutschland вМюнхен-Гладбахе, основанный Виндгорстом и развивающий обширнуюлитературно-издательскую деятельность . Социальные элементы в учении этихХ. социалистов весьма слабы; над ними доминируют элементы религиозные. В1878 г. придворный пастор ( евангелик ) Штеккер основал в Берлин ехристианско-социальную партию, которая быстро усилилась и в его руках была сильным орудием против социал-демократии. В ее программе социальныеэлементы также были весьма слабы. Это была собственно одна изорганизаций консервативной партии, с некоторыми отличиями, из которыхважнее были элементы антисемитизма, чем социальные. Она дала толчокразвитию антисемитической партии и сама скоро выродилась в одну изразновидностей. В 1890 г. тот же Штеккер, вместе с проф. АдольфомВагнером и др., основал "Евангелические социальные конгрессы",собирающиеся доныне ежегодно в различных городах Германии и дляобсуждения способов разрешения социального вопроса на основесуществующего государства и христианства. В этих конгрессах принималиучастие весьма разнообразные элементы, от крайнихконсерваторовпиетинистов - Штеккера и Ад. Вагнера - до радикалов вродепастора Гере ( позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) исвободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьмаценный материал , но большого практического значения конгрессы не имели.В Австрии в 1896 г. возникла политическая партия под названиемхристианско-социальной рабочей партии, с д-ром Луегером во главе; онаимеет резко выраженный антисемитический характер; социальные элементы,весьма слабые даже в программе, оказались совершенно отсутствующими напрактике, когда в руки этой партии перешла власть в городском управленииВены и в нижнеавстрийском ландтаге. Она преследовала народных учителей идругих городских служащих за мнения, уменьшила школьный бюджет,увеличила расходы на постройку церквей, ничего не сделала ни дляулучшения положения рабочих и низших городских служащих, ни длягородского благоустройства. См. Lujo Brentano, "Die ChristlichSozialeBewegung in England" (Лпц., 1883); Kaufmann, "Christian Socialism"(Лонд., 1888); Schulze Gavernitz, "Zum socialen Frieden" (т. I); Ностиц,"Рабочий класс Англии" (М., 1902); Jorg, "Gesch. der sozialpolitischenParteien in Deutschland" ( Фрейбург , 1867); Guerin, "Socialism chretien"(в "Nouveau Dictionnaire de l'Economie politique"); Stocker,"Christlichsocial (2 изд., Берл., 1890); Gohre, "DieEvangelisches-oziale Bewegung" (Лпц., 1896); многочисленные брошюрыHayманна; "Berichte uber die Verbandlungen der Evangelisch-SozialenKongresse" (Берлин и Геттинген , 1890 и сл.); статья "Sozial-KonservativeBestrebungen" в "Handworterbuch der Staatswissenschaften" (2 изд., т.VI). В. Водовозов.

Значение слова Христианский в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Цесаревич - Цесаревич титул наследника русского престола на основанииУчреждения ...
  • Церетели - Церетели (Акакий Ростомович, князь) выдающийся современныйгрузинский поэт. ...
  • Цербер - Цербер (правильнее Кербер, Cerberus, KerberoV) в греческоймифологии ...
  • Центр - Центр. В механике понятие о Ц. или ...
  • Целлер - Целлер (Карл Zeller) немецкий композитор (умер в ...
  • Цветок - Цветок (flos) представляет такую видоизмененную часть побега(почку), ...
  • Царицино - Царицино с. и ст. М.Кур. ж. д. ...
  • Хор - Хор (архит.) в древнехристианских базиликах, продолговатоечетырехугольное, обнесенное ...
  • Холецистит - Холецистит (также холангоит) означает воспаление желчных путей.воспаление ...
  • Ходжа - Ходжа персидское слово, значит старик, господин, хозяин ...
  • Хлороформ - Хлороформ (медиц.) анестезирующее средство, вызывающее при вдыханиипаров его ...
  • Хлорелла - Хлорелла небольшой, по количеству видов, род одноклеточных ...
  • Хищные - Хищные (Carnivora) отряд млекопитающих, некоторыми (Гексли)соединяемый под ...
  • Хинное - Хинное дерево (Cinchona L.) родовое название растений ...
  • Антропов - Антропов (Алексей Петрович) главный живописец Святейшего Синода,академик ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари