Хадж - т. е. пилигрим ство в Мекку на поклонение священной Каабе,главному святилищу мусульман , куда вход всем неверным воспрещен подстрахом смерти, составляет непременную обязан ность мусульманин а,гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженствав загробной жизни. Каждый мусульманин, но учению Мухаммеда, обязан хотябы один раз в жизни совершить X. Срок для него наступает с моментасовершеннолетия; за временное откладывание полагается принесение жертвы,которая, однако , не освобождает от X. Позднейшие законоведы сталиразрешать неисполнение X. по уважительным причинам: слабости здоровья,отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств,опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нани мать другое лицо дляисполнения обрядов X. Временем для X. определены священные месяцы:шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступаетв область Мекки, он должен исполнять установленные правила и обряды:скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам - два куска не сшитой тканидля покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричьусы, обрезать ногти , выдернуть волосы из под мышек, совершить полное омовение тела , что затем делается запретным до конца X., не дозволяетсяпокрывать голову и лицо, надевать обувь , требуется строгое соблюдениецеломудрия. Прибыв в Мекку, богомольцы прежде всего направляются в храмКаабы для облобызания камня и совершения обходов вокруг Каабы, затемидут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной воды; совершают шествиемежду холмами Сафа и Мярва, находящихся в расстоянии 100 шагов от Каабы(здесь Агарь , мать Измаила, семь раз пробежала от одного холма вдругому, ища воды для своего сына); потом устремляются на гору Арафа,отстоящую от Мекки на 7 часов пути - это самая важная часть X.: на этойгоре Адам и Ева встретились после грехопадения. День Арафы бывает 9числа месяца зуль-хиджэ, когда богомольцы должны прослушать хутьбу(поучение), длящуюся 3 часа, до солнечного заката, после чего стремглавбегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на 3 мили, чтобы тампрослушать вечерние намазы, 4-й и 5-й, после чего богомольцы поздравляютдруг друга с званием хаджи . В десятый день они направляются в долинуМина, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Измаила, тут надопобить диавола камнями и тут же принести обильные жертвы в воспоминаниеАвраамова жертвоприношения. После того богомольцам разрешается бриться,снять ихрам, заменив его праздничными одеждами, начать омовение тела имазаться благовониями. Затем следует опять посещение Каабы. Всеперечисленные обряды сопровождаются специальными молитвами, точноустановленными шариатом. В заключение X. необходимо зайти в Медину,чтобы поклониться могиле пророка. X. является объединителем всехмусульман и поэтому имеет большое политическое значение . См. "Ист.Ислама", Мюллера (СПб., 1895, I, 220). В русской литературе X. описанМиропиевым в сочинении "Религиозное и политическое значение X." (в"Миссионерском противомусульманском сборнике", вып. XV, Казань , 1877), атакже в книге А. Крымского: "Ист. мусульманства" (М., 1902, стр. 13 ислед.). Н. В.
Что такое Хадж? Значение слова Хадж в энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Хадж -
Хадж - т. е. пилигримство в Мекку на поклонение священной Каабе,главному святилищу мусульман, куда вход всем неверным воспрещен подстрахом смерти, составляет непременную обязанность мусульманина,гарантирующую ему прощение за все грехи и достижение вечного блаженствав загробной жизни. Каждый мусульманин, но учению Мухаммеда, обязан хотябы один раз в жизни совершить X. Срок для него наступает с моментасовершеннолетия; за временное откладывание полагается принесение жертвы,которая, однако, не освобождает от X. Позднейшие законоведы сталиразрешать неисполнение X. по уважительным причинам: слабости здоровья,отдаленности места жительства, за недостатком материальных средств,опасностью пути; по учению шафиитов можно даже нанимать другое лицо дляисполнения обрядов X. Временем для X. определены священные месяцы:шевваль, зуль-каада и 10 дней месяца зуль-хиджэ. Когда пилигрим вступаетв область Мекки, он должен исполнять установленные правила и обряды:скинуть дорожное платье и облачиться в ихрам - два куска не сшитой тканидля покрытия верхней и нижней частей туловища; перед этим надо подстричьусы, обрезать ногти, выдернуть волосы из под мышек, совершить полноеомовение тела, что затем делается запретным до конца X., не дозволяетсяпокрывать голову и лицо, надевать обувь, требуется строгое соблюдениецеломудрия. Прибыв в Мекку, богомольцы прежде всего направляются в храмКаабы для облобызания камня и совершения обходов вокруг Каабы, затемидут к колодцу Зямзям, чтобы выпить священной воды; совершают шествиемежду холмами Сафа и Мярва, находящихся в расстоянии 100 шагов от Каабы(здесь Агарь, мать Измаила, семь раз пробежала от одного холма вдругому, ища воды для своего сына); потом устремляются на гору Арафа,отстоящую от Мекки на 7 часов пути - это самая важная часть X.: на этойгоре Адам и Ева встретились после грехопадения. День Арафы бывает 9числа месяца зуль-хиджэ, когда богомольцы должны прослушать хутьбу(поучение), длящуюся 3 часа, до солнечного заката, после чего стремглавбегут к мечети Мяздаляжа, отстоящей от горы Арафата на 3 мили, чтобы тампрослушать вечерние намазы, 4-й и 5-й, после чего богомольцы поздравляютдруг друга с званием хаджи. В десятый день они направляются в долинуМина, где Авраам хотел принести в жертву своего сына Измаила, тут надопобить диавола камнями и тут же принести обильные жертвы в воспоминаниеАвраамова жертвоприношения. После того богомольцам разрешается бриться,снять ихрам, заменив его праздничными одеждами, начать омовение тела имазаться благовониями. Затем следует опять посещение Каабы. Всеперечисленные обряды сопровождаются специальными молитвами, точноустановленными шариатом. В заключение X. необходимо зайти в Медину,чтобы поклониться могиле пророка. X. является объединителем всехмусульман и поэтому имеет большое политическое значение. См. "Ист.Ислама", Мюллера (СПб., 1895, I, 220). В русской литературе X. описанМиропиевым в сочинении "Религиозное и политическое значение X." (в"Миссионерском противомусульманском сборнике", вып. XV, Казань, 1877), атакже в книге А. Крымского: "Ист. мусульманства" (М., 1902, стр. 13 ислед.). Н. В.
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова Хадж в других словарях:
- Что такое Хадж? Энциклопедический словарь
- Определение термина Хадж? Исторический словарь
- Толкование слова Хадж? Философский словарь
- Что означает слово Хадж? Словарь иностранных слов
- Что означает термин Хадж? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Хибины - Хибины или Хибинские горы Архангельской губ., Александровского ...
- Херувимы - Херувимы один из девяти чинов ангельских, о ...
- Хеопс - Хеопс (греч. Ceopy и SuujiV, егип. ХнумХуфу или ...
- Хвойные - Хвойные (Coniferae, правильнее: шишконосные) древесные, изредкакустарниковые, обычно ...
- Хариус - Хариус, гаргус, харьюз, кутема (Thymallus vulgaris Nils.) ...
- Харакири - Харакири или сеппуко (первое чисто японское слово, ...
- Ханука - Ханука (евр. = обновление, освящение) еврейский праздник,установленный ...
- Фронда - Фронда (La fronde, букв. "праща") обозначение целого ...
- Фритоун - Фритоун (Freetown) главн. гор. британской колонии СиерраЛеоне ...
- Фридрих - Фридрих I Барбаросса один из наиболее выдающихся ...
- Фрескобальди - Фрескобальди (Джироламо Prescobaldi) знаменитый итальянскийорганист и композитор ...
- Фрёбель - Фрёбель (ФридрихВильгельмАвгуст Frоbel) известный немецкийпедагог. Род. 21 ...
- Фраунгофер - Фраунгофер (Joseph Fraunhofer) знаменитый оптик (1787 ...
- Франца-Иосифа - ФранцаИосифа Земля архипелаг в Северном Ледовитом океане, ...
- Боккаччио - Боккаччио в русской литературе. Материал для своих ...