Что такое Гоцци? Значение слова Гоцци в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Гоцци -

Гоцци (Карл, граф Gozzi) - итальянский драматург и поэт Венеции.Написал несколько стихотворных романов и сатир, одиннадцать новелл впрозе и автобиографические записки: "Memoire inutili" (бесполезныезаписки); но все это давно забыто и известность Г. зиждется на егодеятельности, как драматурга. И в этом отношении, однако, авторитет,которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии, в порупроцветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его внастоящее время - исключительно историколитературное. Драматическаядеятельность Г. выразилась, главным образом, в энергетическом, можнодаже сказать озлобленном противодействии реформе Гольдони, которой онусмотрел только рабскую французоманию и (умышленно или по недомыслию)совершенно упустил из виду все что было чисто национального в комедияхГольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям последнеговозвысить первобытную и грубую "Commedia dell'arte" на степеньхудожественной "комедии характеров", увидев и здесь еретическоепосягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точкаГ. была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степенифальшивым. Г. осуждал Гольдони, напр., за то, что он "представлял насцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ееосязательно и грубо, а не подражая натуре с подобающим писателюизяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегданравится...". В противодействие Гольдониевской "комедии характеров", Г.ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) - старое,малоупотребительное итальянское слово - и которые представляют собой соединение старого "балаганного"элемента с романтическим: первого - в виде сохранения, но в довольноизуродованном виде, старых "стоячих масок", второго - в массеволшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее кпантомимам, балетам и т. п. Ко всему этому надо присоединить иполемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой жеиз этих пьес ("L'amore delle tre Melarance"), направленной противГольдони; за нею последовали "Ворон", "Турандот" (впоследствии перев.Шиллером), "Король Олень", "Женщина Змея", "Зеленая птичка", которуюавтор назвал "философской сказкой" и в главных действующих лицах которой- двух новых философах - ополчился против новой французской философии.Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатическиенападки. Fiabe Г. в течение десяти пятнадцати лет пользовалисьзначительным успехом в массе публики, благодаря их чисто внешнемуинтересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей.Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду "комедийили трагикомедий", которых написал больше двадцати и большинство которыхимеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категориипроизведений Г. в настоящее время не появляется на итальянской сценепочти ни одно, хотя Симонд де Сисмонди, относясь к ним, как к пьесамвообще "не хорошим", находит в них постоянное присутствие "интереса,жизни и веселости". Между тем как часть современной Г. критикипризнавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (ипритом итальянская) критика произнесла ему строгий, но во многихотношениях справедливый приговор: "Гоцци", - говорит Угони - "обладал большим талантом и фантазиею, но это был враждебныйкультуре писатель, с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabeпринизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в нихпринципы полного обскурантизма". Наиболее полное собрание соч. Г. изд. вВенеции 1802 г. Ср. Margini, "Carlo G. e ie fiabe" (1876). П. В - рг.

Гоцци

Гоцци ( Карл , граф Gozzi) - итальянский драматург и поэт Венеции.Написал несколько стихотворных романов и сатир , одиннадцать новелл впрозе и автобиографические записки : "Memoire inutili" (бесполезныезаписки); но все это давно забыто и известность Г. зиждется на егодеятельности, как драматурга. И в этом отношении, однако , авторитет,которым он долго пользовался в Италии и особенно в Германии, в порупроцветавшей там романтической школы, сильно понизился, и значение его в настоящее время - исключительно историколитературное. Драматическаядеятельность Г. выразилась, главным образом, в энергетическом, можнодаже сказать озлобленном против одействии реформе Гольдони , которой онусмотрел только рабскую французоманию и ( умышленно или по недомыслию)совершенно упустил из виду все что было чисто национального в комедияхГольдони. Точно так же враждебно отнесся он к стремлениям после д него возвысить первобытную и грубую "Commedia dell'arte" на степеньхудожественной "комедии характеров", увидев и здесь еретическоепосягательство на наследие итальянской старины. Но если исходная точкаГ. была отчасти верна, то применение ее оказалось в высшей степенифальшивым. Г. осуждал Гольдони, напр., за то, что он "представлял насцене только ту правду, которая была у него перед глазами, копируя ееосязательно и грубо , а не подражая натуре с подобающим писателюизяществом.... и исходил из принципа, что правда сама по себе всегданравится...". В противодействие Гольдониевской "комедии характеров", Г.ввел новый род пьес, которые он назвал fiabe (басни) - старое,малоупотребительное итальянское слово - и которые представляют собой соединение старого "балаганного"элемента с романтическим: первого - в виде сохранения, но в довольноизуродованном виде, старых "стоячих масок", второго - в массеволшебно-сказочных подробностей, приближающих эти пьесы скорее кпантомимам, балетам и т. п. Ко всему этому надо присоединить иполемические тенденции автора, выразившиеся особенно резко в первой жеиз этих пьес ("L'amore delle tre Melarance"), направленной противГольдони; за нею последовали "Ворон", "Турандот" ( впоследствии перев.Шиллером), "Король Олень", "Женщина Змея", "Зеленая птичка", которуюавтор назвал "философской сказкой" и в главных действующих лицах которой- двух новых философах - ополчился против новой французской философии.Гельвеций, Руссо и Вольтер вызывали с его стороны яростно-фанатическиенападки. Fiabe Г. в течение десяти пятнадцати лет пользовалисьзначительным успехом в массе публики, благодаря их чисто внешнемуинтересу, но вызывали оппозицию серьезных и литературно развитых людей.Уступая этому давлению, он перешел впоследствии к новому роду "комедийили трагикомедий", которых написал больше двадцати и большинство которыхимеет образцами пьесы испанского репертуара. Из этой категориипроизведений Г. в настоящее время не появляется на итальянской сценепочти ни одно , хотя Симонд де Сисмонди , относясь к ним, как к пьесамвообще "не хорошим", находит в них постоянное присутствие "интереса,жизни и веселости". Между тем как часть современной Г. критикипризнавала его изумительнейшим после Шекспира явлением, новейшая (ипритом итальянская) критика произнесла ему строгий , но во многихотношениях справедливый приговор : "Гоцци", - говорит Угони - "обладал большим талантом и фантазиею, но это был враждебныйкультуре писатель , с ничтожным образованием, стремившийся в своих Fiabeпринизить умственное развитие своих зрителей, запечатлевая в нихпринципы полного обскурантизма". Наиболее полное собрание соч. Г. изд. вВенеции 1802 г. Ср. Margini, "Carlo G. e ie fiabe" (1876). П. В - рг.

Значение слова Гоцци в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гривенник - Гривенник. Так называется монета в 10 коп. ...
  • Грецкий - Грецкий орех, волошский орех (Juglans L.). Род ...
  • Гренадеры - Гренадеры (Grenadiers). Название это первоначально присвоено былохрабрейшим ...
  • Грейг - Грейг Самуил Карлович русский адмирал (1736 ...
  • Графит - Графит. Кристаллическая система одноклиномерная, по наружному видукристаллы ...
  • Грановский - Грановский (Тимофей Николаевич) знаменитый профессор, род. в ...
  • Гранит - Гранит представляет собою весьма важный строительный материал, в ...
  • Гортензия - Гортензия, или коццин, представляет искусственный органическийпигмент, употребляемый часто ...
  • Горностай - Горностай (Putorins ermineus Owen) животное из сем. ...
  • Горицвет - Горицвет (Adonis vernalis) употребляется в медицине давно; в ...
  • Горение - Горение (фр. и англ. combustion, нем. Verbrennung; хим.). ...
  • Горгоны - Горгоны в греческой мифологии чудовища женского рода. ...
  • Гор - Гор древнеегипетское божество, сын Изиды, рожденный ею, ...
  • Гоноррея - Гоноррея (Gonorrhoea) Воспаление слизистой оболочкимочеиспускательного канала, вызываемое ...
  • Хартия - Хартия (лат. Charta, греч. CarthV). У римлян ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари