Что такое Гобелены? Значение слова Гобелены в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Гобелены -

Гобелены (Gobelins) - тканые ковры ручной работы, на которыхразноцветною шерстью и отчасти шелком воспроизведены картины и нарочноприготовленные картоны более или менее известных художников. Эти изящныеизделия, служащие для украшения стен и иногда для обивки роскошноймягкой мебели, ведут свое начало от коврово-ткацкого мастерства Среднихвеков и эпохи Возрождения, процветавшего сперва в Аррасе, во Фландрии(appaccкие ковры, аррацци), производившегося потом, в XVI ст.,преимущественно в Брюсселе и, наконец, доведенного до высокой степенисовершенства во Франции. Свое название Г. получили от семейства, имякоторого перешло к принадлежавшей ему фабрике в местности, где она былаустроена, и к ее изделиям. Родоначальник этого семейства, красильщикЖилль Гоббелен, прибыв, в царствование франц. короля Франциска I изРеймса в Париж, основал неподалеку от этого города, на ручье Бьевр(Biеvre), красильню для шерсти. Его наследники в XVI ст. продолжалисодержать это заведение и прибавили в нему ковровую ткацкую в роде тех,какими славилась тогда Фландрия. По представлению великого Кольбера,Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом,богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, такимобразом, "Королевскую гобеленовскую мануфактуру", произведения которой,вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранствокоролевских дворцов и на подарки, и лишь в редких случаях поступали впродажу. Несмотря на значительность расходов, требовавшихся насодержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, онапродолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствахФранции и существует до настоящего времени, как художественноеучреждение, составляющее гордость этой страны. В механическом отношении,техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастерамного терпения, опытности в художественных познаний: хорошим ткачом Г.может быть только образованный артист, в своем роде живописец,отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не вполотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках сразноцветною шерстью и искусных пальцах; так как ему приходитсявоспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, ипритом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобыкопировать их с достаточною точностью, он должен быть сведущ в рисунке,колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того,обладать еще и полным знанием своих специальных средств. По способуисполнения, Г. бывают двоякого рода: одни ткутся на станке, в которомоснова натянута в отвесном положении; это более дорогой, трудный, новместе с тем и совершеннейший сорт ковров, называемый haute-lisse;другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное положение,чрез что труд работающего значительно облегчается, носят названиеbasse-lisse. Парижская национальная мануфактура с 1826 г. занимаетсяизготовлением исключительно ковров первого рода. По переводе контуроворигинала, при помощи кальки и угля, на основу, ткач ковра haute-lisseпомещается с задней стороны своего будущего произведения и начинаетработать маленькими шпульками, на которые намотана шерсть всехразнообразных цветов и оттенков, встречающихся в колорите оригинала.Пропуская шпульку с шерстью какого-либо цвета чрез основу и опутывая еюпоследнюю, он повторяет эту операцию потребное число раз, а затембросает прежнюю шпульку и принимается за другую с шерстью другогонюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуетсяснова. Работа идет медленно, на маленьком пространстве, при чем мастеруприходится то и дело поворачиваться назад, дабы справляться с помещеннымпозади него оригиналом, или вставать с своего места, чтобы взглянуть нарезультат работы, получившийся с лицевой стороны основы. Опытныйгобеленщик может исполнить, средним числом, не более 28 кв. см. в день,или 4/5 кв. метра в год (если считать в году 300 рабочих дней), иправительство за одно лишь тканье каждого вв. метра платит 2000 - 2100 фр.; целый ковер большого размера обходится в 50000, 75000 фр.То обстоятельство, что один мастер может работать только над небольшимкусочком ковра, позволяет нескольким лицам, иногда 5 - 6 человекам,участвовать в исполнении одного и того же Г. одновременно. Гобеленовскаямануфактура сама приготовляет для себя художников и содержит для нихособое училище, в котором, сверх ткацкого дела, преподаются рисование иживопись. В 1826 г. к ней присоединена фбр. тканых ковров Савоннери,основанная в 1604 г. и получившая свое название от помещения, гденекогда находился мыловаренный завод. Фабрика эта специально занимаетсявыделыванием так назыв. бархатных ковров для пола и для мебели.Фабрикация ковров basse-lisse, по прекращении ее в гобеленовскоймануфактуре, производится теперь во Франции исключительно в Бове иОбюссоне. См. Lacordaire, "Notice historique sur les manifacturesimpеriales de tapisserie des Gobelins et de tapis de la Savonnerie"(Пар., 1868) и E. Muntz, "La Tapisserie" (один из томов "Bibliotheque del'enseignement des beauxarts"). А. C-в.

Гобелены

Гобелены (Gobelins) - тканые ковры ручной работы, на которыхразноцветною шерсть ю и отчасти шелком воспроизведены картины и нарочноприготовленные картоны более или менее известных художников. Эти изящныеизделия, служащие для украшения стен и иногда для обивки роскошноймягкой мебели, ведут свое начало от ковров о-ткацкого мастер ства Среднихвеков и эпохи Возрождения, про цвета вшего сперва в Аррасе, во Фландрии(appaccкие ковры, аррацци), производившегося потом , в XVI ст.,преимущественно в Брюсселе и, наконец , доведенного до высокой степенисовершенства во Франц ии. Свое название Г. получили от семейства, имякоторого перешло к принадлежавшей ему фабрике в местности, где она былаустроена, и к ее изделиям. Родоначальник э того семейства, красильщикЖилль Гоббелен, прибыв, в царствование франц. короля Франциска I изРеймса в Париж , основа л неподалеку от этого го рода , на ручье Бьевр(Biеvre), красильню для шерсти. Его наследники в XVI ст. продолжалисодержать это заведение и прибавили в нему ковровую ткацкую в роде тех,какими славилась тогда Фландрия . По представлению великого Кольбера,Людовик XIV купил красильню и ткацкую в казну, наделил их статутом,богатыми материальными средствами и новым зданием и создал, такимобразом, "Королевскую гобеленовскую мануфактуру", произведения которой,вследствие своей дороговизны, шли почти исключительно на убранствокоролевских дворцов и на подарки , и лишь в редких случаях поступали впродажу. Несмотря на значительно сть расходов, требовавшихся насодержание мануфактуры и не вознаграждавшихся никаким доходом, онапродолжала существовать при всех сменявшихся с тех пор правительствахФранции и существует до настоящего времени , как художественноеучреждение, составляющее гордость этой страны. В механическом отношении,техника гобеленовского производства очень проста, но требует от мастерамного терпения , опытности в художественных познаний: хорошим ткач ом Г. может быть только образованный артист , в своем роде живописец,отличающийся от настоящего только тем, что средства его состоят не вполотне, палитре с красками и кистях, а в нитяной основе, шпульках сразноцветною шерстью и искусных пальцах; так как ему приходитсявоспроизводить оригиналы, писанные масляными или фресковыми красками, ипритом почти всегда оригиналы первоклассные, то для того, чтобы копировать их с достаточною точностью, он должен быть сведущ в рисунке,колорите и светотени не меньше настоящего живописца, а сверх того,обладать еще и полным знанием своих специальных средств. По способуисполнения, Г. бывают двоякого рода: одни ткутся на станке, в которомоснова натянута в отвесном положении; это более дорогой , труд ный, новместе с тем и совершеннейший сорт ковров, называемый haute-lisse;другие ковры, при ткании которых основа имеет горизонтальное положение, чрез что труд работающего значительно облегчается, носят названиеbasse-lisse. Парижская национальная мануфактура с 1826 г. занимаетсяизготовлением исключительно ковров первого рода. По переводе контуроворигинала, при помощи кальки и угля, на основу, ткач ковра haute-lisseпомещается с задней стороны своего будущего произведения и начинает работать маленькими шпульками, на которые намотана шерсть всехразнообразных цветов и оттенков, встречающихся в колорите оригинала.Пропуская шпульку с шерстью какого-либо цвета чрез основу и опутывая еюпоследнюю, он повторяет эту операцию потребное число раз, а затембросает прежнюю шпульку и принимается за другую с шерстью другогонюанса, с тем, чтобы возвратиться к первой шпульке, когда потребуетсяснова. Работа идет медленно , на маленьком пространстве, при чем мастеруприходится то и дело поворачиваться назад , дабы справляться с помещеннымпозади него оригиналом, или вставать с своего места , чтобы взглянуть нарезультат работы, получившийся с лицевой стороны основы. Опытныйгобеленщик может исполнить , средним числом, не более 28 кв. см. в день,или 4/5 кв. метра в год ( если считать в году 300 рабочих дней), иправительство за одно лишь тканье каждого вв. метра платит 2000 - 2100 фр.; целый ковер большого размера обходится в 50000, 75000 фр.То обстоятельство , что один мастер может работать только над небольшимкусочком ковра, позволяет нескольким лицам, иногда 5 - 6 человекам,участвовать в исполнении одного и того же Г. одновременно. Гобеленовскаямануфактура сама приготовляет для себя художников и содержит для нихособое училище , в котором, сверх ткацкого дела, преподаются рисование иживопись. В 1826 г. к ней присоединена фбр. тканых ковров Савоннери,основанная в 1604 г. и получившая свое название от помещения, гденекогда находился мыловаренный завод . Фабрика эта специально занимаетсявыделыванием так назыв. бархатных ковров для пола и для мебели.Фабрикация ковров basse-lisse, по прекращении ее в гобеленовскоймануфактуре, производится теперь во Франции исключительно в Бове иОбюссоне. См. Lacordaire, "Notice historique sur les manifacturesimpеriales de tapisserie des Gobelins et de tapis de la Savonnerie"(Пар., 1868) и E. Muntz, "La Tapisserie" (один из томов "Bibliotheque del'enseignement des beauxarts"). А. C-в.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гомель - Гомель у. г. Могилевской губ., при пересечении ...
  • Гольмий - Гольмий (Holmium) хим. Cope первый подметил в ...
  • Гольбах - Гольбах (Павел, барон Holbach, 1723 89) ...
  • Голотурии - Голотурии (Holotburioidea), класс типа иглокожих, отличаются отдругих ...
  • Голос - Голос, в физиологическом смысле тоны, произвольно или ...
  • Головнин - Головнин (Василий Михайлович) из стар. дворянской фамилии Рязанскойгуб., ...
  • Головин - Головин (граф Федор Алексеевич) замечательный деятель Петровскойэпохи ...
  • Глина - Глина (геологич.) весьма распространенная вторичная или обломочнаягорная ...
  • Гласные - Гласные звуки образуются из музыкального тона, результатадеятельности ...
  • Гладиаторы - Гладиаторы (Gladiatores) единоборцы и борцы с зверями ...
  • Глагол - Глагол в индоевропейских языках часть речи, означающая ...
  • Гитара - Гитара струнный музыкальный инструмент с ручкою (грифом),постоянными ...
  • Гистрионы - Гистрионы так назывались у римлян актеры. Когда ...
  • Гирландайо - Гирландайо (Ghirlandaio) прозвище нескольких итал. (флорент.)художников, из ...
  • Гипо - Гипо (греч.), значит под, гипер над. Эти ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари