Что такое Гассенди? Значение слова Гассенди в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Гассенди -

Гассенди или Гассенд (Pierre Gassendi) - французский философ (1592 -1655): был преподавателем риторики в Дине, потом профессором философии вЭ (Aix, в Провансе). Курс свой он располагал таким образом, что сначалаизлагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность. ОткрытияКоперника и сочинения Джордано Бруно, а также чтение сочинений ПетраРамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Г. в непригодностиаристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий былоскептическое сочинение: "Exercitationes paradoxicae adversusAristoteleos" (Гренобль, 1627). От окончания этого сочинения он долженбыл отказаться: нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в товремя небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ, Бруно и др. Ещераньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, гдебыл каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездкув Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Гоббесоми издал (1631) разбор мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда("Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R.Fluddi deteguntur"). Позже он написал критически разбор Декартовскихразмышлений ("Disquisitio adversus Cartesium"), поведший к оживленнойполемики между обоими философами. Г. был одним из немногих ученых XVIIвека, интересовавшихся историей науки. Благодаря изучению Эпикураокончательно сложилось мировоззрение Г., которое он изложил в "Syntagmaphilosophicum", вышедшем уже после смерти автора. В 1645 г. Г. занялкафедру математики в College royal de France. В последние годы жизни ониздал две работы об Эпикуре "De vita, moribus et doctrina Epicuri libriocto" (1647) и "Syntagma philosophiae Epicuri" (1649), биографииКоперника и Тихо де-Браге, историю церкви в Дине. Г. обладал большимполемическим дарованием: он умел отдать должное противнику, ясно и точноизлагал его теорию, наконец делал весьма тонкие и веские замечания.Полемика его с Декартом считается образцовой. Философская система Г.,изложенная в его "Syntagma philosophicum", есть результат егоисторических исследований. Эти исследования привели его (как позднееЛейбница) к тому выводу, что мнения различных философов, считающиесясовершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Г.склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в вопросахтеологических. Относительно возможности познать истину он держитсясередины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можемпознать не только видимости, но и самую сущность вещей; нельзя отрицать,однако, что есть тайны, недоступные уму человеческому. Г. подразделяетфилософию на физику, предмет которой - исследовать истинное значениевещей, и этику - науку быть счастливым и поступать согласно сдобродетелью. Введением к ним служит логика, которая есть искусствоправильно представлять (идея), правильно судить (предложение), правильноумозаключать (силлогизм) и правильно располагать выводы (метод). Вфизике своей Г. стоит близко к динамистическому атомизму современныхученых. Все явления природы совершаются в пространстве и времени. Этосуть "вещей в своем роде", характеризующиеся отсутствием положительныхатрибутов. Как пространство, так и время могут быть измерены только всвязи с телами: первое измеряется объемом, второе - движением тел.Материю Г. представляет состоящею из множества мельчайших компактныхэластичных атомов; разделенных друг от друга пустым пространством, незаключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых.число атомов и их форм конечно и постоянно (поэтому количество материипостоянно), но число форм меньше числа атомов. Г. не признает за атомамивторичных свойств, как-то запаха, вкуса и друг. Различие атомов (кромеформы) заключается в различии их главного свойства - веса илиприрожденного им стремления к движению. Группируясь, они образуют всетела вселенной в являются, следовательно, причиной не только качествтел, но я их движения; ими обусловливаются все силы природы. Так какатомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природеостается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а толькопребывает связанною, а когда оно приходить в движение, сила нерождается, а только освобождается. Действия на расстоянии не существует,и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можнообъяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которыесоприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к теламодушевленным и неодушевленным. Все предметы обладают душой чувствующей ихотя бы смутно рассуждающей. Атомы вечны, поскольку вечна вселенная, ноони, как и вселенная, сотворены Богом; по Его же воле онисгруппировались в тело, ибо как из простого смешения букв не можетвозникнуть поэмы, так и из случайной группировки атомов не могли, присотворения мира, произойти тела без содействия Бога. В этих последнихположениях заключается отличие Г. от материалистов и атомистов.Произвольное самозарождение даже в царстве минеральном Г. отрицает:всякое тело (не родившееся от себе подобного) обязано своимпроисхождением семени, предсуществовавшему с сотворения мира - семени, вкотором оно заключалось потенциально, окружающие же условияспособствовали его появлению. Тело, душа чувствующая и душа разумнаясоставляют единое не вследствие физического единства, но потому что онипредназначены для взаимного дополнения. Чувствующая душа, областькоторой есть все тело, воспринимает образы внешних предметов (с помощьюорганов чувств) и познает их посредством памяти, сравнения или сужденияи выводов или рассуждения. Э. Р.

Гассенди

Гассенди или Гассенд (Pierre Gassendi) - французский философ (1592 -1655): был преподавателем риторики в Дине, потом профессором философии вЭ (Aix, в Провансе). Курс свой он располагал таким образом, что сначалаизлагал учение Аристотеля, а потом показывал его ошибочность . ОткрытияКоперника и сочинения Джордано Бруно , а также чтение сочинений ПетраРамуса и Людовика Вивеса окончательно убедили Г. в неприг одно стиаристотелевской физики и астрономии. Плодом его занятий было скептическое сочинение : "Exercitationes paradoxicae adversusAristoteleos" ( Гренобль , 1627). От окончания этого сочинения он долженбыл отказаться : нападать на Аристотеля и защищать Коперника было в то время небезопасно, как это доказала участь Этьена Долэ, Бруно и др. Ещераньше издания своей книги Гассенди оставил кафедру и жил то в Дине, гдебыл каноником кафедрального собора, то в Париже, откуда совершил поездкув Бельгию и Голландию. Во время этой поездки он познакомился с Гоббесоми издал (1631) разбор мистического учения розенкрейцера Роберта Флудда("Epistolica dissertatio in qua praecipua principia philosophiae R.Fluddi deteguntur"). Позже он написал критически разбор Декартовскихразмышлений ("Disquisitio adversus Cartesium"), поведший к оживленнойполемики между обоими философами. Г. был одним из немногих ученых XVIIвека, интересовавшихся историей науки . Благодаря изучению Эпикураокончательно сложилось мировоззрение Г., которое он изложил в "Syntagmaphilosophicum", вышедшем уже после смерти автора. В 1645 г. Г. занялкафедру математики в College royal de France. В последние годы жизни ониздал две работы об Эпикуре "De vita, moribus et doctrina Epicuri libriocto" (1647) и "Syntagma philosophiae Epicuri" (1649), биографииКоперника и Тихо де-Браге, историю церкви в Дине. Г. обладал большимполемическим дарованием: он умел отдать должное противнику, ясно и точноизлагал его теорию, наконец делал весьма тонкие и веские замечания.Полемика его с Декартом считается образцовой. Философ ская система Г.,изложенная в его "Syntagma philosophicum", есть результат егоисторических исследований. Эти исследования привели его (как позднееЛейбница) к тому выводу, что мнения различных философов , считающиесясовершенно несходными, часто различаются только по форме. Чаще всего Г.склоняется на сторону Эпикура, расходясь с ним только в вопросахтеологических. Относительно возможности познать истину он держитсясередины между скептиками и догматиками. Посредством разума мы можемпознать не только видимости, но и самую сущность вещей; нельзя отрицать,однако, что есть тайны, недоступные уму человеческому. Г. подразделяетфилософию на физику, предмет которой - исследовать истинное значениевещей, и этику - науку быть счастливым и поступать согласно сдобродетелью. Введением к ним служит логика , которая есть искусство правильно представлять ( идея ), правильно судить ( предложение ), правильноумозаключать ( силлогизм ) и правильно располагать выводы ( метод ). Вфизике своей Г. стоит близко к динамистическому атомизму современныхученых. Все явления природы совершаются в пространстве и времени . Этосуть "вещей в своем роде", характеризующиеся отсутствием положительныхатрибутов. Как пространство , так и время могут быть измерены только всвязи с тела ми: первое измеряется объемом, второе - движение м тел.Материю Г. представляет состоящею из множества мельчайших компактныхэластичных атомов; разделенных друг от друга пустым пространством, незаключающих в себе пустоты и потому неделимых физически, но измеримых. число атомов и их форм конечно и постоянно ( поэтому количество материипостоянно), но число форм меньше числа атомов. Г. не признает за атомамивторичных свойств, как-то запаха, вкуса и друг. Различие атомов (кромеформы) заключается в различии их главного свойства - веса илиприрожденного им стремления к движению. Группируясь, они образуют всетела вселенной в являются, следовательно , причиной не только качествтел, но я их движения ; ими обусловливаются все силы природы. Так какатомы не рождаются и не исчезают, то и количество живой силы в природеостается неизменным. Когда тело в покое, сила не исчезает, а толькопребывает связанною, а когда оно приходить в движение, сила нерождается, а только освобождается. Действия на расстоянии не существует,и если одно тело притягивает другое, не соприкасаясь с ним, то это можнообъяснить так, что от первого исходят потоки атомов, которыесоприкасаются с атомами второго. Это одинаково применимо к теламодушевленным и неодушевленным. Все предметы обладают душой чувствующей ихотя бы смутно рассуждающей. Атомы вечны, поскольку вечна вселенная , ноони, как и вселенная, сотворены Богом; по Его же воле онисгруппировались в тело, ибо как из простого смешения букв не можетвозникнуть поэмы, так и из случайной группировки атомов не могли, присотворения мира , произойти тела без содействия Бога. В этих последнихположениях заключается отличие Г. от материалистов и атомистов.Произвольное самозарождение даже в царстве минеральном Г. отрицает:всякое тело (не родившееся от себе подобного) обязано своимпроисхождением семени , предсуществовавшему с сотворения мира - семени, вкотором оно заключалось потенциально, окружающие же условияспособствовали его появлению. Тело , душа чувствующая и душа разумнаясоставляют единое не вследствие физического единства, но потому что онипредназначены для взаимного дополнения. Чувствующая душа, областькоторой есть все тело, воспринимает образы внешних предметов (с помощьюорганов чувств) и познает их посредством памяти, сравнения или сужденияи выводов или рассуждения. Э. Р.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Гассенди в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гексаны - Гексаны С6Н14 углеводороды предельного ряда CnH2n+2, жидкостибесцветные, ...
  • Гекзаметр - Гекзаметр размер в стихосложении, при котором каждый ...
  • Гейне - Гейне (Генрих Heine) великий нем. поэт, по ...
  • Гейзе - Гейзе (Поль, J. Ludw. Paul Heyse) выдающийся ...
  • Геенна - Геенна новозаветное название "долины Енномовой" (поеврейскиГегинном), идущей ...
  • Гедимин - Гедимин или Гедымин в. кн. литовский, сын ...
  • Ге - Ге (Николай Николаевич) один из оригинальнейших, по ...
  • Гарвей - Гарвей (Вильям Harvey) знаменитый английский врач, которыйоткрытием ...
  • Ганимед - Ганимед (Ganymedes, мнеол.) сын царя Троя, изза ...
  • Ганеманн - Ганеманн (Samuel Habnemann) основатель гомеопатии, родился вСаксонии, ...
  • Гангрена - Гангрена симметрическая, как отдельная болезнь, описана недавно(Raynand, 1862); ...
  • Гамма - Гамма (Gamma, Scala поитальянски, gamme пофранцузски, Tonleiter ...
  • Гамета - Гамета. Так называются в ботанике те клетки ...
  • Гамбит - Гамбит (Gambit) в шахматной игре особая категория ...
  • Голотурии - Голотурии (Holotburioidea), класс типа иглокожих, отличаются отдругих ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари