Что такое Фаллический? Значение слова Фаллический в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Фаллический -

Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении органовоплодотворения, мужского (Фаллос) и женского (ктеис) как самостоятельныхбожественных существ; 2) в обоготворении действительных илисимволических изображений этих органов; 3) в антропоморфировани этихорганов, как божеств плодородия земли и человека, 4) и в поклонении этимбожествам чрезвычайно разнообразными актами, начиная с приношения вжертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия,общественным проституированием - и противоположными актами:самооскоплением, периодическим воздержанием и аскетизмом. Культ этотцарил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название(см. ниже). Он одинаково распространен в различных стадиях развития, усамых первобытных племен, и у культурных народов внеевропейских (напр.японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянскогонаселения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычайставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведетсвое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которогоявляется в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалосьохранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа,сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени, являетсяЯпония. По пиинтопатической космогонии , даже самые острова япон.архипелага представляют собою ничто иное, как гигантские Ф., созданныеФ.- ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах.Символы Ф. (гриб, рыло свиньи) и ктеис (бобы, персики) - служатжертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая иЕгипет, полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мывстречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариацийповторяющегося во всех индоевропейских мифологиях (Дионис - "могучийбык" у греков); в брахманизме уже выступает явственно могучий deusphallicus, Шива, главные символы которого linga = греч. фаллос и yoni =kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорическойформе шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы этого богарождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали сектулингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф., какзащиту против злых наваждений. Поклонение Шиве у одних выражаетсясуровым аскетизмом, у других, наоборот, самым необузданным развратом.Как в древнем Риме, изображения фаллоса из бронзы или камня служилиукрашениями женщин; гигантские изображения его воздвигались в храмах, иеще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинамцеловать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главнымобразом вокруг Диониса и Афродиты - культ заимствованный из семитическихрелигий; под разными именами он господствовал во всей западной Азии иЕгипте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты иАттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами изкульта Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислуживалибогине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя вэкстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершемАдонисе женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самыхпервобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местахи в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемойшкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянныефаллосы; бушмены, жители о-вов Адмиралтейства, обитатели Суматры и др.изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можносчитать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф.самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит ванимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении омножественности душ индивида, т. е. в представлении о том, что, кромеглавной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельныедуши отдельных частей тела. органы оплодотворения, с этой точки зрения,более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельнымсуществованием; за это говорило все: и таинственность процессавоспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, вкотором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанияиндивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущемсуществовать даже и совсем отдельно от человека, и проявлять в такомсостоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже болееили менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление.Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашегоэтнографического музея акд. наук и представляющее антропоморфированнуюзверочеловеческую фигуру, слона и пантеры, опирающуюся на царственныйжезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибутами(рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель, ипредставляет как бы двойник этого последнего. От человека и животныхтакие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всюостальную природу. Деревья, цветы, травы, даже камни считалисьразмножающимися таким же путем, как человек. Отсюда воззрение на сменувремен года и связанную с нею смену растительной жизни, как на результатпериодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительнойжизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль вземледельческий период, когда все существование человека зависело отблагоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оновызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, обовдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческихнародов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф.эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самыхразличных народов. В них видели переживание первобытного коммунальногобрака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположногохарактера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и дажесамооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свелих к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегаетпервобытный человек в интересах самосохранения и для гарантированиясвоего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - богидеревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависитурожай тех или других растений и, жизнь домашних животных. Чтобывоздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, внаиболее важные моменты - в начале весны или осенью, по окончании жатвы- первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальнымизлишествам, которые, по симпатии, должны были вызвать усиленную половуюпроизводительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальноевоздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек,говорит он, "может думать, что сила, которую он отказывается тратить навоспроизведение себе подобных, образует так сказать фонд энергии,которым воспользуются другие существа, растительные или животные, вразмножении своего вида. Таким образом из одной и той же грубойфилософии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule)эксцессов (profligacy), либо до аскетизма". Кроме общей литературы поистории религии, см. G. Frazer, "The Golden Bough" (Л. 1900, изд. II). Д. Штернберг. У греков фаллос ( jalloV, jallhV, jalhV, jalhV ) - орган мужскойпроизводительности, служил символом божеств Диониса, Гермеса, Добрыхдемонов, Пpиaпa и Афродиты, олицетворявших половой инстинкт, плодородиеи производительную силу природы, причем Ф., - быть может, представлявшийсобою первоначально фетиш, - впоследствии сделался атрибутом в культебожества. Значение Ф., как фетиша, освещается тем фактом, что вмистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф.,очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболеезначительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельскихпраздников сбора винограда и городских празднеств, которымиознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф.поднимали вверх и носили в процессии (jallhjoria, jallagwnia), с особымитак называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах263 - 279 "Ахарнян" Аристофана (изд. Bergk'a). Описываемая в этойкомедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впередиидет его дочь с корзиной на голове (канефора), за нею следует рабКсантий с высоко поднятым символом Диониса и, наконец, шествует самхозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутникаФалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии болеепросторною перспективой, более шумною и многочисленною толпойучастников, более широким захватом веселья и перекрестных шутов, мыполучим ту фаллическую процессию (kwmoV), в смехотворных шутках которойзаключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этихсценках не было ничего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, никультового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания;они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, какюжноиталийские мимы и Ателланы, с их литературным и народным наследием(Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", 1899, СПб., стр.134). Из этих отрешенных от форм культа положений, с их реальнымитипами, возникла комедия, когда темы, взятые из быта или из мирафантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с стольже откровенною сатирою на личности и общественные порядки, объединилиразнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутыхпроцессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции(iJujalloV), и привешивали к длинному шесту; участники процессиипривязывали себе небольшие Ф, к шее и бедрам, наряжались в пестрыекостюмы и надевали маски. Восточная склонность к крайностям проявилась вгреческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: впропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью,гласящею, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии.при Птолемее Филадельфе, носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, свенком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странахэллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф., вкачестве амулетов, которым приписывалась чудодейственная сила -прогонять дурные влияния и чары. У римлян этот амулет назывался fascinusили fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами вдома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны.Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображениепривлекало в себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх,Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождалсяв их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца,посвященного Либеру, Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полейзлые чары, после чего водворяли его на место, пронеся его по всемугороду через площадь; на свадьбе, новобрачная должна была сидеть на Ф.,которому как бы приносила в жертву свое целомудрие. Вообще культ Ф., каксимвола производительной силы, мы встречаем во многих религиях природыкак у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянииэрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая еепляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (versosithyphallicus), представлявшем собою трохаическую триподию, cхемакоторой была следующая: ?И?И?(ср. Sappho, fr. 84, 85). Н. О.

Фаллический

Фаллический культ - выражается: 1) в обоготворении орган овоплодотворения, мужского ( Фаллос ) и женского (ктеис) как самостоятельныхбожественных существ; 2) в обоготворении действительных илисимволических изображений этих органов; 3) в антропоморфировани этихорганов, как божеств плодородия земли и человек а, 4) и в поклонении этим божествам чрезвычайно разно образ ными актами, начиная с приношения вжертву изображений genitalia и кончая эксцессами сладострастия,общественным проституированием - и против оположными актами:самооскоплением, период ическим воздержание м и аскетизмом. Культ этот царил не в одном только классическом мире, откуда пошло его название(см. ниже ). Он одинаково распространен в различных стадиях развития, усамых первобытных племен, и у культурных народов внеевропейских (напр.японцев), а в виде многочисленных переживаний - у крестьянскогонаселения Европы. Еще так часто встречающийся среди нас грубый обычайставить "кукиш" оскорбителю или для предохранения от дурного глаза ведетсвое начало от Ф. культа, так как изображение Ф., символом которогоявляется в данном случае "кукиш", в прежнее время повсюду считалосьохранителем от всяких злых духов и чар. Типической страной Ф. культа,сохранившегося, несмотря на запрещения, до настоящего времени , являетсяЯпония. По пиинтопатической космогонии , даже самые острова япон.архипелага представляют собою ничто иное, как гигантские Ф., созданныеФ.- ами. Реальные изображения Ф. и ктеис находим в божницах, на дорогах. Символы Ф. ( гриб , рыло свиньи ) и ктеис ( бобы , персики) - служатжертвоприношениями. Индоевропейские и семитические религии, включая иЕгипет, полны следов Ф. культа. Еще на заре ведической мифологии мывстречаем образ быка-оплодотворителя, во множестве вариацийповторяющегося во всех индоевропейских мифологиях ( Дионис - " могучий бык" у греков ); в брахманизме уже выступает явственно могучий deusphallicus, Шива , главные символы которого linga = греч . фаллос и yoni =kteis, они же символы воспроизведения и обновления. В аллегорическойформе шара и призмы символы эти повсеместно украшают храмы э того богарождения и разрушения. Ф. поклонники его с XII в. образовали сектулингаитов, которые постоянно носят с собою маленькие фигурки Ф., какзащиту против злых наваждений. Поклонение Шиве у одних выражаетсясуровым аскетизмом, у других, наоборот , самым необузданным развратом.Как в древнем Риме, изображения фаллоса из бронзы или камня служилиукрашениями женщин; гигантские изображения его воздвигались в храмах, иеще в настоящее время факиры у храмов предлагают бесплодным женщинамцеловать фаллос. Греко-римский Ф. культ, концентрировавшийся главнымобразом вокруг Диониса и Афродиты - культ заимствованный из семитическихрелигий; под разными именами он господствовал во всей западной Азии иЕгипте. Типичнее всего культ этот выразился в Сирии. Храм Астарты иАттиса украшался у входа изображениями фаллоса и целыми Ф. сценами изкульта Астарты. Множество оскопленных в женском одеянии прислужива либо гине; другие, возбуждая себя музыкой и пляской, приводили себя вэкстаз и оскопляли себя. В Финикии во время празднеств по умершемАдонисе женщины срезывали свои волосы и проституировали себя. У самыхпервобытных племен следы Ф. культа встречаются в самых различных местахи в самых различных формах. Гиляки благоговейно относятся к срезываемойшкурке фаллоса медведя; айны ставят на могилах огромные деревянныефаллосы; бушмены , жители о-вов Ад мира лтейства, обитатели Суматры и др.изготовляют Ф. изображения своих богов. Почти универсальным можносчитать обряд обрезания, который является как бы заменой жертвы Ф.самооскопления в культе Астарты. Генезис фаллического культа лежит ванимизме первобытного человека вообще и в частности в представлении омножественности душ инди вида , т. е. в представлении о том, что, кромеглавной души-дубликата всего человека, существуют еще самостоятельныедуши отдельных частей тела . органы оплодотворения, с этой точки зрения, более чем какие-либо другие должны были обладать самостоятельным существование м; за это говорило все: и таинственность процессавоспроизведения, и еще более импульсивная бессознательность процесса, вкотором органы оплодотворения действуют помимо и даже вопреки желанияиндивида. Отсюда и представление о фаллосе как об индивиде, могущемсуществовать даже и совсем отдельно от человека, и проявлять в такомсостоянии свои чудотворные действия. Некоторые Ф. изображения даже болееили менее культурных народов наглядно иллюстрируют это представление.Великолепное гигантское божество Аннама, украшающее вестибюль нашегоэтнографического музея акд. наук и представляющее антропоморфированнуюзверочеловеческую фигуру, слона и пантеры, опирающуюся на царственный жезл, снабжено огромным фаллосом, украшенным такими же атрибут ами(рогами, клыками, пятнистой шкурой), как и его царственный обладатель , ипредставляет как бы двойник этого после днего. От человека и животныхтакие представления о природе Ф. органов были перенесены и на всюостальную природу. Деревья, цветы , травы , даже камни считалисьразмножающимися таким же путем , как человек. Отсюда воззрение на сменувремен года и связанную с нею смену растительной жизни, как на результатпериодического возрождения и умирания Ф. божеств, творцов растительнойжизни. Это последнее воззрение должно было играть огромную роль вземледельческий период, когда все существование человека зависело отблагоприятного роста культурных растений и размножения животных. Оновызвало целый цикл мифов об умирающем и рождающемся Адонисе, обовдовевшей Астарте, а также весенние и осенние обряды земледельческихнародов. Необъяснимыми казались до самого последнего времени Ф.эксцессы, которыми сопровождались земледельческие праздники у самыхразличных народов. В них видели переживание первобытного коммунальногобрака, но это оставляло без объяснения эксцессы противоположногохарактера - обязательное воздержание от сексуальных сношений и дажесамооскопление. Оригинальное объяснение дал этим фактам Фрэзер; он свелих к общим приемам симпатической магии, к которым обыкновенно прибегаетпервобытный человек в интересах самосохранения и для гарантированиясвоего материального благополучия. Все боги цикла Дионисия - богидеревьев и хлебных злаков, от производительных актов которых зависитурожай тех или других растений и, жизнь домашних животных. Чтобывоздействовать на этих богов, главнейших виновников благополучия, внаиболее важные моменты - в начале весны или осенью , по окончании жатвы- первобытный земледелец прибегал к торжественным массовым сексуальнымизлишествам, которые, по симпатии, должны были вызвать усиленную половуюпроизводительность самих богов хлеба, плодов, скота. Даже ритуальноевоздержание Фрэзер объясняет той же психологией. Первобытный человек,говорит он, " может думать , что сила , которую он отказывается тратить навоспроизведение себе подобных, образует так сказать фонд энергии,которым воспользуются другие существа, растительные или животные , вразмножении своего вида. Таким образом из одной и той же грубойфилософии дикарь различными путями доходит либо до обязательства (rule)эксцессов (profligacy), либо до аскетизма". Кроме общей литературы поистории религии, см. G. Frazer, "The Golden Bough" (Л. 1900, изд. II). Д. Штернберг . У греков фаллос ( jalloV, jallhV, jalhV, jalhV ) - орган мужскойпроизводительности, служил символом божеств Диониса, Гермеса, Добрыхдемонов, Пpиaпa и Афродиты, олицетворявших половой инстинкт , плодородиеи производительную силу природы, причем Ф., - быть может, представлявшийсобою первоначально фетиш , - впоследствии сделался атрибутом в культебожества. Значение Ф., как фетиша, освещается тем фактом, что вмистериях Диониса Ф. изображает самого Диониса; в культе же Афродиты Ф.,очевидно - атрибут, символизирующий основные черты богини. Наиболеезначительную роль Ф. играет в культе Диониса, особенно во время сельскихпраздников сбора винограда и городских празднеств, которымиознаменовывалось наступление весны. На сельских или малых Дионисиях Ф.поднимали вверх и носили в процессии (jallhjoria, jallagwnia), с особымитак называемыми фаллическими песнями, образчик которых мы имеем в стихах263 - 279 "Ахарнян" Аристофана (изд. Bergk'a). Описываемая в этойкомедии процессия устраивается Дикеополем и членами его семьи; впередиидет его дочь с корзиной на голове ( канефора ), за нею следует рабКсантий с высоко поднятым символом Диониса и, наконец , шествует самхозяин, импровизирующий веселую песенку в честь Дионисова спутникаФалета. Дополнив бегло набросанный Аристофаном очерк процессии болеепросторною перспективой, более шумною и многочисленною толпойучастников, более широким захватом веселья и перекрестных шутов , мыполучим ту фаллическую процессию (kwmoV), в смехотворных шутках которойзаключаются зародыши древнеаттической комедии. Кроме веселья, в этихсценках не было ни чего религиозного, дионисовского - ни жертвенника, никультового действа, ни традиционных сатиров, ни мифического содержания;они могли зарождаться и зарождались и вне Дионисовского обихода, какюжноиталийские мимы и Ателланы , с их литературным и народным наследием(Веселовский, "Три главы из исторической поэтики", 1899, СПб., стр.134). Из этих отрешенных от форм культа положений, с их реальнымитипами, возникла комедия , когда темы, взятые из быта или из мирафантастики, с полными шаржа и бесцеремонно откровенными типами и с стольже откровенною сатирою на личности и общественные порядки, объединилиразнообразие этих положений. Ф., фигурировавший на упомянутыхпроцессиях, делали из красной кожи, придавая ему положение эрекции(iJujalloV), и привешивали к длинному шесту; участники процессиипривязывали себе небольшие Ф, к шее и бедрам, наряжались в пестрыекостюмы и надевали маски . Восточная склонность к крайностям проявилась вгреческих городах эллинистической эпохи, между прочим, и в культе Ф.: впропилеях Дионисова храма в Сирии стояли два исполинских Ф. с надписью,гласящею, что Дионисий посвящает их мачехе своей Гере; в Александрии.при Птолемее Филадельфе, носили в процессии Ф. длиной в 120 локтей, свенком и золотой звездой на кончике. Наряду с этим во всех странахэллинского, равно как и римского мира употреблялись небольшие Ф., вкачестве амулет ов, которым приписывалась чудодейственная сила -прогонять дурные влияния и чары . У римлян этот амулет назывался fascinusили fascinum: его носили в детском возрасте на шее, вешали над входами вдома и комнаты, выставляли в садах и на полях для их охраны.Чудодейственная сила Ф. исходила из того, что обсценное изображениепривлекало в себе взоры и отводило их от опасного предмета (Плутарх,Пир, V, 7, 3). Отцы церкви нападали на крайности, которыми сопровождалсяв их время культ Ф.: так, в Лавинии в течение целого месяца,посвященного Либеру, Ф. носили по всем деревням, чтобы отвести от полейзлые чары, после чего водворяли его на место , пронеся его по всемугороду через площадь ; на свадьбе, новобрачная должна была сидеть на Ф.,которому как бы приносила в жертву свое целомудрие . Вообще культ Ф., каксимвола производительной силы , мы встречаем во многих религиях природыкак у диких, так и у культурных народов. Именем итифалла (Ф. в состоянииэрекции) обозначаются также песнь в честь его и сопровождающая еепляска. Итифаллические песни слагались в особом размере (versosithyphallicus), представлявшем собою трохаическую триподию, cхемакоторой была следующая: ?И?И?(ср. Sappho, fr. 84, 85). Н. О.

Значение слова Фаллический в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Федр - Федр древнеримский баснописец. Латинское имя его было ...
  • Федерация - Федерация тоже, что союзное государство. Ф. образуются ...
  • Феб - Феб (FoiboV) один из эпитетов древнегреческого бога ...
  • Фауна - Фауна совокупность животных форм земного шара или ...
  • Фатализм - Фатализм вера в господство в мире и ...
  • Фартинг - Фартинг медная монета в 1/4 пенса; для ...
  • Фармакопея - Фармакопея книга, в которой описаны сырые лекарственные ...
  • Учет - Учет векселей скидка с суммы, обозначенной в ...
  • Уфимский - Уфимский уезд расположен в средней части губернии; занимает ...
  • Утконос - Утконос (Ornithorhynchus paradoxus) единственный вид единственногорода одного ...
  • Утилитаризм - Утилитаризм термин новый, введенный во всеобщее употребление ...
  • Усыновление - Усыновление (этногр.) при родовом быте и вообще ...
  • Усть-Каменогорск - УстьКаменогорск уездн. гор. Семипалатинской обл., при впадении ...
  • Устав - Устав (в Московском государстве) так стал называться ...
  • Прерафаэлиты - Прерафаэлиты группа английских художников и поэтов, образовавшаясяв ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари