Что такое Эдельвейс? Значение слова Эдельвейс в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Эдельвейс -

Эдельвейс (Gnaphalium Leontopodium Scop. или Leontopodium alpinumCass., из сем. Compositae) - одно из самых известных альпийскихрастений. Густое беловойлочное опушение покрывает все растение, особенновыделяясь на его верхних узколанцетных листьях, которые в виде звездыокружают соцветие, заканчивающее собою не ветвистый стебель. Головкицветов окружены покрывалом из сухих, на конце перепончатых листочков.Середину головок занимают обоеполые трубчатые цветки, которые, благодарянедоразвитию завязи, функционируют только как тычиночные. Плодущимицветками являются нитевидные женские, которые располагаются обыкновеннопо краю головки. Длинные сухие волоски Э., наполненные воздухом,скручены и перепутаны в густой войлок, который предохраняет растение отвысыхания, защищая листья его от сухого ветра, губительно действующегона растения скал и горных карнизов с тонким слоем почвы, где обыкновеннои обитают Э. Кроме Альп, Э. встречается в горах Туркестана, на Алтае, вЗабайкалье и на крайнем востоке Сибири. В. А. Д. Эдикул (aediculum,уменьшительное от aedes) - по этимологическому смыслу слова всякоенебольшое строение у древних римлян, как частного, так и сакральногоназначения. Но в обиходе слово это приобрело ограниченное значение истало обозначать небольшой храм, часовню. Очень часто Э. составлялдополнение к главному, большому храму и помещался в его ограде, служадля менее торжественных жертвоприношений тому же божеству, которомупосвящено и главное святилище. Так, известен Э. Виктории при храме(aedes) той же богини в Риме. Помпейская живопись дает нам изображениятаких же часовен, но стоящих совершенно отдельно, независимо от главногохрама, и имеющих, следовательно, значение самостоятельного священногоместа (templum). Небольшие размеры не позволяют, конечно, отправлять вЭ. культ данного бога с подобающей торжественностью; небольшой храмикслужит только помещением для статуи бога; поэтому Э. этого типапосвящаются главным образом второстепенным богам. Существование вримской религии значительного числа местных богов, культ которых тесносвязан с определенным местом, таковы гении улицы, квартала (laresсоmрitales и т. п.), наконец, боги покровители семьи, дома и т. д.,требовало значительного количества святилищ, приуроченных к этим местам.Разумеется, размеры этих святилищ должны были быть очень незначительны идаже форма часовни, миниатюрной копии храма, не всегда являласьосуществимой. Суррогатом Э. является ниша в стене дома, отделеннаяснаружи архитектурным орнаментом. Две колонки по бокам поддерживаютфронтон, в самой же нише помещается статуэтка бога. Только этостремление хотя бы в орнаментированном виде напомнить фасад храмауказывает на генетическую связь уличных или домашних святилищ с отдельностоящей часовней. Таким путем слово Э. приобретает значение ниши, вкоторой помещается изображение какого-нибудь бога. Так как надобностикульта требуют присутствия в одном и том же храме алтарей несколькихбогов, то, естественно, для разграничения святилищ каждого употребляетсяЭ. в последнем значении слова. Необходимость создать в одном храменесколько меньших, обратить самое здание лишь в футляр для последних,приводит к тому, что каждая ниша храма становится особым Э. Таковы хотябы ниши Пантеона в Риме. Э. становится равнозначен приделу, капелле, вуменьшенных размерах. С другой стороны, постоянное профанированиеантичного храма, служившего, как известно, не только целям религиозногохарактера, но и коммерческим, и политическим, создает необходимостьотвести внутри храма уголок, куда бы не проникала мирская суета, где быстатуя и алтарь бога могли быть защищены от секуляризующихповседневностей. Внутри храма выстраивается другой, маленьких размеровхрам, который и становится собственно святилищем, и в этом смысле Э.называется та часть храма, которая имеет уже чисто религиозноеназначение. Католический табернакл, вмещающий главный алтарь,представляет лишь развитие и продолжение этой формы Э. Становясьцентральным местом в храме. Э. сосредоточивает в себе главныехудожественные и иные ценности и украшается с особым усердием. Между темдругая его разновидность, создавшаяся под влиянием приноровления кусловиям места, ниша для уличных или домашних богов, естественно,стремится упроститься. Часто вместо настоящей статуи в него помещаетсялишь живописное изображение почитаемого бога (или богов, так как частоодин и тот же Э. посвящается двум или трем богам, напр., бог покровительсемьи и изображение умершего предка). Отсюда один шаг к заменеархитектурной орнаментировки ниши живописными имитациями. Наконец,процессии, занимавшие видное место в античном культе, требовали особойформы небольшого портативного подобия храма, в котором могла быпомещаться участвующая в процессии статуя бога. Э. давал довольнозначительное разнообразие форм уменьшения и стилизации архитектурноготипа храма. И портативный Э. явился лишь копией одной из них, а именнониши. Терракотовый или каменный ящик с архитектурно орнаментированнойпередней, открытой стороной - вот наиболее простой способ создать длябога подвижный храм. Впрочем, у нас нет никаких оснований предполагать,чтобы эта форма портативного Э. являлась исключительной. Археологическиенаходки позволяют только констатировать ее распространенность. Как ужебыло замечено, в одном Э. иногда помещалось несколько богов, причемдалеко не всегда это делалось из необходимости сэкономить место. В иныхслучаях Э. служил внешней объединяющей формой, которая имела назначениемподчеркнуть внутреннее единство, связывающее воедино нескольких богов.Так, нахождение в одной нише Юпитера, Юноны и Минервы в капитолийскомхраме подчеркивало родство этих богов между собой, выдвигало их, кактриаду. Кроме литературных описаний Э. у различных авторов и дошедших донас образцов, напр., в Помпее, для ознакомления с формой их имеютбольшое значение и монеты, которые умещали на себе изображение Э.удобнее, чем изображение целого храма, и, быть может, медальерыпользовались ими, как символическим (pars pro toto) способом намекнутьна настоящий храм. Ср. статьи С. Рейнака в "Dictionnaire desAntiquitйs", Daremberg'a и Saglio. З. С - C-ский.

Эдельвейс

Эдельвейс (Gnaphalium Leontopodium Scop. или Leontopodium alpinumCass., из сем. Compositae) - одно из самых известных альпийскихрастений. Густое беловойлочное опушение покрывает все растение , особенновыделяясь на его верхних узколанцетных листья х, которые в виде звездыокружают соцветие , заканчивающее собою не ветвистый стебель . Головкицветов окружены покрывалом из сухих , на конце перепончатых листочков.Середину головок занимают обоеполые трубчатые цветки, которые, благодарянедоразвитию завязи, функционируют только как тычиночные. Плодущимицветками являются нитевидные женские, которые располагаются обыкновеннопо краю головки. Длинные сухие волоски Э., наполненные воздухом,скручены и перепутаны в густой войлок , который предохраняет растение отвысыхания, защищая листья его от сухого ветра, губительно действующегона растения скал и горных карнизов с тонким слоем почвы, где обыкновеннои обитают Э. Кроме Альп, Э. встречается в горах Туркестана, на Алтае, вЗабайкалье и на крайнем востоке Сибири. В. А. Д. Эдикул (aediculum,уменьшительное от aedes) - по этим ологическому смыслу слова всякоенебольшое строение у древних римлян, как частного, так и сакральногоназначения. Но в обиходе слово это приобрело ограниченное значение истало обозначать небольшой храм , часовню. Очень часто Э. составлялдополнение к главному, большому храму и помещался в его ограде, служадля менее торжественных жертвоприношений тому же божеству, которомупосвящено и главное святилище . Так, известен Э. Виктории при храме(aedes) той же боги ни в Риме. Помпейская живопись дает нам изображениятаких же часовен, но стоящих совершенно отдельно, независимо от главногохрама, и имеющих, следовательно , значение самостоятельного священного места (templum). Небольшие размеры не позволяют, конечно , отправлять вЭ. культ данного бога с подобающей торжественностью; небольшой храмикслужит только помещением для статуи бога; по этом у Э. этого типапосвящаются главным образом второстепенным богам. Существование вримской религии значительного числа местных богов, культ которых тесносвязан с определенным место м, таковы гении улицы, квартала (laresсоmрitales и т. п.), наконец, боги покровители семьи, дома и т. д.,требовало значительного количества святилищ, приуроченных к этим местам.Разумеется, размеры этих святилищ должны были быть очень незначительны идаже форма часовни , миниатюрной копии храма, не всегда являласьосуществимой. Суррогатом Э. является ниша в стене дома, отделеннаяснаружи архитектурным орнаментом. Две колонки по бокам поддерживаютфронтон, в самой же нише помещается статуэтка бога. Только этостремление хотя бы в орнаментированном виде напомнить фасад храмауказывает на генетическую связь уличных или домашних святилищ с отдельностоящей часовней. Таким путем слово Э. приобретает значение ниши, вкоторой помещается изображение какого-нибудь бога. Так как надобностикульта требуют присутствия в одном и том же храме алтарей несколькихбогов, то, естественно , для разграничения святилищ каждого употребляетсяЭ. в последнем значении слова. Необходимость создать в одном храме несколько меньших, обратить самое здание лишь в футляр для последних,приводит к тому, что каждая ниша храма становится особым Э. Таковы хотябы ниши Пантеона в Риме. Э. становится равнозначен приделу, капелле, вуменьшенных размерах. С другой стороны, постоянное профанированиеантичного храма, служившего, как известно , не только целям религиозногохарактера, но и коммерческим, и политическим, создает необходимостьотвести внутри храма уголок , куда бы не проникала мирская суета , где бы статуя и алтарь бога могли быть защищены от секуляризующихповседневностей. Внутри храма выстраивается другой, маленьких размеровхрам, который и становится собственно святилищем, и в этом смысле Э.называется та часть храма, которая имеет уже чисто религиозноеназначение. Католический табернакл, вмещающий главный алтарь,представляет лишь развитие и продолжение этой формы Э. Становясьцентральным местом в храме. Э. сосредоточивает в себе главныехудожественные и иные ценности и украшается с особым усердием. Между темдругая его разновидность , создавшаяся под влиянием приноровления кусловиям места, ниша для уличных или домашних богов, естественно,стремится упроститься . Часто вместо настоящей статуи в него помещаетсялишь живописное изображение почитаемого бога (или богов, так как часто один и тот же Э. посвящается двум или трем богам, напр., бог покровительсемьи и изображение умершего предка). Отсюда один шаг к заменеархитектурной орнаментировки ниши живописными имитациями. Наконец ,процессии, занимавшие видное место в античном культе, требовали о собой формы небольшого портативного подобия храма, в котором могла быпомещаться участвующая в процессии статуя бога. Э. давал довольнозначительное разнообразие форм уменьшения и стилизации архитектурноготипа храма. И портативный Э. явился лишь копией одной из них, а именнониши. Терракотовый или каменный ящик с архитектурно орнаментированнойпередней, открытой стороной - вот наиболее простой способ создать длябога подвижный храм. Впрочем , у нас нет никаких оснований предполагать,чтобы эта форма портативного Э. являлась исключительной. Археологическиенаходки позволяют только констатировать ее распространенность . Как ужебыло замечено, в одном Э. иногда помещалось несколько богов, причемдалеко не всегда это делалось из необходимости сэкономить место. В иныхслучаях Э. служил внешней объединяющей формой, которая имела назначениемподчеркнуть внутреннее единство , связывающее воедино нескольких богов.Так, нахождение в одной нише Юпитера, Юноны и Минервы в капитолийскомхраме подчеркивало родство этих богов между собой, выдвигало их, кактриаду. Кроме литературных описаний Э. у различных авторов и дошедших донас образцов , напр., в Помпее, для ознакомления с формой их имеютбольшое значение и монеты , которые умещали на себе изображение Э.удобнее, чем изображение целого храма, и, быть может , медальерыпользовались ими, как символическим (pars pro toto) способом намекнутьна настоящий храм. Ср. статьи С. Рейнака в "Dictionnaire desAntiquitйs", Daremberg'a и Saglio. З. С - C-ский.

Значение слова Эдельвейс в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Эллины - Эллины ('ўEllhneV). Впервые с именем эллинов ...
  • Эликсир - Эликсир (Elixirium) так обозначаются во многих фармакопеяхразнообразные ...
  • Электролит - Электролит Электролитами называют вещества, растворы и сплавыкоторых ...
  • Электрическое - Электрическое поле пространство, в котором могут быть ...
  • Электра - Электра (Hlekra): 1) дочь Океана, супруга Тавманта, от ...
  • Экстрагирование - Экстрагирование, экстракция Э. называется операция, которая имеетцелью ...
  • Экосез - Экосез старинный национальный шотландский танец; первоначальноисполнялся на ...
  • Щелочные - Щелочные и щелочноземельные Металлы (хим.), или Металлы щелочей ...
  • Щелкуны - Щелкуны (Elateridae) семейство жуков. Общая форма тела ...
  • Щебень - Щебень битый измельченный камень для мощения улиц ...
  • Щавель - Щавель (Rumex L.) родовое название растении из ...
  • Шхеры - Шхеры (понем. Scheeren, пошведски Skar, понорвежски и детскиSkaer, ...
  • Шумский - Шумский (Сергей Васильевич) талантливейший артист московской сцены.Род. ...
  • Шувалов - Шувалов (Петр Иванович, граф, 171162) русский госуд. ...
  • Калидаса - Калидаса величайший драматический писатель Индии. время иобстоятельства ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари