Что такое Числительные? Значение слова Числительные в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Числительные -

Числительные имена (грамм.). - понятие численности в языке выражаетсядвумя способами: 1) в виде особых форм имени, местоимения и глагола,обозначающих общие представления так назыв. единственного, двойственногои множественного "чисел", и 2) в виде самостоятельных имен Ч.,означающих точные понятия отдельных чисел. Оба способа до известнойстепени связаны друг с другом исторически, причем иногда связь эта даетсебя знать долго спустя после того, как известные формальный особенностиуже потеряли всякое реальное значение, Так до сих пор в русском языке Ч.два соединяется с древними формами двойственного числа именсуществительных (только в муж. р.), хотя двойств. число само давно ужеперестало существовать (напр. два брата). В свою очередь исамостоятельные формы двойств. числа Нередко удерживаются лишь у именЧ., хотя другими именами давно уже утрачены (ср., напр., русское ивообще слав. два, рус. двумя, двух, лат. octo и т. д.). Развитие имен Ч.в языках находится в заметной связи с языком жестов. Нередко можнонаблюдать, что жест, как более простое и более понятное средствовыражения, даже задерживает развитие самостоятельного языковогообозначения чисел. Недостаточное развитие имен Ч. как раз наблюдается вязыках тех племен, который до сих пор обладают богатым языком. жестов,параллельным со звуковой речью или Нередко заменяющим ее. Поэтому надоостерегаться делать слишком поспешные: заключения о невыработанностичисловых понятий, или вообще о неспособности к счету таких народов, наосновании недостаточности их числительных систем. Так,. едва лисуществует какая-нибудь существенная разница между числовымипредставлениями индейцев чиквито и тарахумара (в Мексике), хотя первыеимеют особое слово только для понятия 1 и все остальные числа выражаютподнятием пальцев, а вторые. рядом с жестами пальцев, произносят иособые определенные звуки. Первичная связь имен Ч. с языком жестов, иименно пальцев руки, отражается в громадном распространении десятичнойсистемы счисления на всем земном шаре, при отсутствии которой мы чащевсего встречаемся с системами пятеричной и "двадцатиричной"(вигезимальной), восходящими к тому же естественному способу счета попальцам, с той разницей, что в основе пятиричной системы лежит толькоодна рука, а при двадцатиричной привлекаются к счету еще и ножныепальцы. Индейцы Америки до сих. пор в своем языке жестов обозначаютчисло 20, вытягивая все 10 пальцев по направлению к ногам, а эскимосытоже число выражают сочетанием слов "кончен весь человек", т. е."кончен" счет. всех его пальцев на руках и на ногах. Рядом с названнымисистемами, у некоторых южно-американских и у большинства австралийскихплемен встречаются следы известной связи имен Ч. с личнымиместоимениями. По-видимому, первый толчок к образованию Ч. имен былздесь дан именно различением собственной особы от другого лица, ккоторому обращаются с речью, и от третьего лица - различием. легшим воснову образования форм ед. числа личных местоимений. Впрочем, и здесь,рядом с этим первичным способом счета, встречаются осколки пятиричиой идвадцатиричной систем. Так. в абипонском языке самостоятельные слова Ч.имеются только для 1 и 2, понятие 3 выражается соединением 2+1, но рядомимеются еще выражения: "пальцы страусовой ноги" (4), "пальцы руки" (5),"пальцы обеих рук" (10), "пальцы обеих рук и обеих ног" (20). Исключениесоставляет язык тасманцев (теперь уже вымерший), в которомсамостоятельные Ч. имеются для первых четырех чисел, а 5 выражается, как4+1. Возможно, впрочем, что и здесь число 4 первично выражалось именемкакого-нибудь предмета, состоявшего из четырех частей (как вабипонском). На таком первичном счете, вероятно, основано особоезначение числа 8, свойственное семитам и индоевропейцам, отразившееся в"шестеричном" счете по шестеркам, дюжинам, "гроссам" и т. д., следыкоторого несомненно существуют и в индоевроп. языках, и дали повод И.Шмидту сделать неправдоподобное предположение, что прародинаиндоевропейцев находилась в Азии вблизи Вавилона, где также существовалшестеричный счет и откуда индоевропейцы только и могли его заимствовать.Из выше изложенного, однако, ясно, что шестиричный счет не составляетмонополии семитов и в глубокой древности мог возникнуть у индоевронейцевсамостоятельно. Главную роль в образовании Ч. играют, однако, конкретныеназвания руки и пальцев, которые со временем превращаются в именаабстрактных числовых понятий. Следы этого процесса найдем и виндоевропейской системе Ч., где, напр., первичное Ч. *penge=санскр.рапса, лит. penki, греч. pente, лат. quinque (из *pinque)=5, находится вэтимологическом родстве с древне-верхне-нем. Fust=нем. Faust, ст. слав., польск. piesc, русск. пясть, пясточка (горсть), запястье, и первично,очевидно, имело значение просто "рука". Нет ничего невероятного, чтодругие имена Ч. подобно абипонскому "нога страуса"=4, тоже восходят. кразличным конкретным именам, хотя все существующие попытки доказать этоположение являются чистыми догадками. Применяясь к другим предметам,состоящим из стольких же одинаковых частей, или к собраниям стольких жеодинаковых предметов, подобные конкретные названия мало-помалуутрачивали свое конкретное предметное значение и переходили в простые Ч.Такими образом нет ничего удивительного в общем распространениидесятичной системы Ч., рядом с которой являются менее совершенныепятеричные и двадцатеричные системы, служащие большей частьюдополнениями десятичной (в роде франц. quatrevingt=80, рядом сдесятичными Ч.). Лишь немногие народы (напр. негры Динка) имеютнастояшие пятеричные системы, в которых основой счета является 5 и Ч.,следующие за ним, образуются путем сложения: 5+1 5+2 и т. д. Виндоевроп. системе Ч. основным числом является 10, и Ч., следующие заним, образуются путем сложения, в роде русского 11=один-надцать (1+10),12=двена-дцать (2+10) и т. д. Ч. 20, как в славянском). (двадесять,русск. двадцать), так и в других индоевр. языках, тоже восходит ксложению из Ч. два и сокращенного десять (санскр. vic-сati, лат.Vi-ginti, греч. дор. Fi-cati, FecatiI, атт. ei-cosi). Даже 100=индоевр.*k'mto-m представляет собой перичное *dk'm-to-m, т. е. "десяток"(подразумевается, "десятков"). Таким образом основными Ч. в индоевроп.языках являются только первые 10. Остальные уже в индоевроп. праязыкеявлялись составными из этих 10, причем частью это были сложные слова. Отом, что по крайней мере известная часть диалектов индоевроп. праязыкаимела уже понятие о 1000, свидетельствуют Ч. санскр. sa-hasram (=однатысяча), греч. лесб. cellioi из ceslioi. (аттич. cilioi), в основекoтopыx лежит индoeвpoп. *gheslo. Рядом с этим образованием темногопроисхождения, имелись, вероятно, и вполне ясные сложения, в родесанскр. dacacati, т. е. 10 сотен=1000. Славянское , гот. thusundi, древ.верх. нем. dusunt, нем. Thausend, лит. tukstantis представляют собойдругую древнюю форму, также свойственную еще известной части диалектовиндоевр. праязыка. У индоевроп. Ч. принято различать следующие классы:Ч. количественные (cardinalia), отвлеченные (abstracta), порядковые(ordinalia), множительные (multiplicativa) и распределительные(distributiva). Нередко наблюдается переход Ч. из одного класса вдругой. Так слав. , русск. пять, представляет собой в сущности неколичественное, а отвлеченное имя существительное Ч. (пяток, пятерка),родственное санскр. аналогичному имени pankti-s и подчинившееся, крометого, влиянию порядкового числительного (ср. греч. pemptox), по типуотношений десять - десятый, девять - девятый и т. д. Вместо индоевроп.настоящего количественного *penqe, в стслав. было бы *, а в русском*пяче. Точно так же и вместо санскр. panklis должно было бы получитьсястслав. *, русск., *пячь (ср. лат. nox, nocti-s, стслав. ношть, русск,ночь). Таким образом форма пять не могла возникнуть фонетически ни изиндоевр. *penqe, ни из индоевр. "penqti-s и может быть объяснена лишьаналогией или морфологигеской ассимиляцией к порядковому пятый. Такие жеслучаи представляют и следующие слав. Ч. количественные: шесть (отшестой), седмь, семь (от седьмой, ср. греч. ebdomox, лат. septimus, лит.septmas), восемь, осмь (от ослой). Некоторые Ч., согласно свышеизложенным, обнаруживают родство с местоимениями. Так, например,одна из индоевр. форм Ч. количественно 1 образована от несомненноместоименного корня oi-; ср. греко-италокельто-германобалтийско-слав.*oi-no-s (греч. oi-no-V "одно очко на игральной кости", лат. unus"один", готск, ain-s, нем. ein, лит. V-enas, слав. ин, напр. винорог=единорог; сюда же санскр. ena в значении местоимения "он",первично, вероятно, просто указательного), инд. oi-qo=caнскр. e-ka-s"один" и т. д. Другие Ч., напротив, могут быть приведены в связь сглагольными корнями. Таково, напр., порядковое Ч. для 1: стслав. прьв,русск, первый, санскр. purvas "находящийся впереди", греч. prvtox и т.д., лат. primus, лит. pirmas и др., находящиеся в родстве с глагольн.корнем per-por, имеющимся в нашем переть, пороть, паром (собственнопаром), греч. peraw "переправляюсь, двигаюсь вперед" и т. д. каково женаше Ч. новейшего происхождения раз, тождественное со второй частьюслова образ, корнем глагола раз-ить в именем существ, раз, рядом скоторыми имеем глагол резать, сохранивший до сих пор основное значениекорня. Первичное звачение раз было - черта, проведенная острым орудием,нарезка. Во второй части Ч. прилагательных двукратный, трехкратный,наречиях двукраты, трикраты, польск. dwukros и т. д. имеем также элементглагольного происхождения, являющийся семасиологической параллелью к раз(крата=первично черта, от корня qert-, qort-. "резать, рубить"). Такимобразом Ч. не представляют исключения среди других грамматическихкатегорий по какой-либо особенной чистоте и однородности своего составаи являются таким же конгломератом первично разнородных частей, как,напр., предлоги, суффиксы, имена и т. п. литература. Бопп, "Ueber die Zahiworter im Sanskr., Griech., Lat.,Litth., Goth. und Altslaw" ("Abhandlungen" берл. академии, 1833);Лепсус, "Ueber den Ursprung und die Verwandtschaft der Zahlworter in derlndogerm., Semit. und der Koptischen Sprache", в его "Zweisprachyergleichende Abhandlungen" (Б., 1836); Потт, "Die quinare undvigesimale Zabimethode bei Volkern aller Welttheile, nebst ansfubrlichenBemerkungen ubег die Zahiworter Indogermanischen Stammes" (Галле, 1847);его же, "Die Sprachverschiedenheit in Europa an den Zahlworternnachgewiesen, sowie die quinare und vigesimale Zahlmethode" (там же,1868): Э. Шрадер, "Ueber den Ursprung und die Bedeutung der Zahlworterin der indoeurop. Sprache" (Стендаль, 1854); Zebetmayr, "Verbalbedeutungder Zahlworter, als Beitrag zur Beleachtung des ursprungl. Verhaitnissesder indogerm. Sprachen zum semit. Sprachstamme" (Лпц., 1854); В.Вакернагель, "Ueber Zahl nnd Ziffern" (Michaelis, "Zeitschr. furStenographie", 1855); Benloew, "Recherches sur l'origine des noms denombre japhetiques et semitiques" (Гиссен, 1861); Краузе, "Ueb. denUrsprung nnd die Bedeutung der Zahlworter" ("Zeitschr. f. osterreich.Gymnasien", 1865); И. Шмидт, "Ueber einige numeralia multiplicativa"(Куна, "Zeitschr. f. vergl. Sprachforschung", т. XVI); Эд. Мюллер,"Sprachvergleichendes ub. die Numeralia" (Флекейзена, "Jahrbucher f.class. Philologie", T. 97); Асколи, "Ueb. eine Gruppe indogermanischerEndungen" ("Kritische Studien"); Шерер, "Zur Geschichte der deutschenSprache" (2-е изд., стр. 576 и сл.); Остгофф, "Formassociation beiZahlwortern" ("Morphologische Untersuchungen", 1); Баунак,"Formassociation bei den indogerm. Numeralien etc." (Куна, "Zeitschr. f.vergl. Sprachforschung", т. XXV); Бругман, "Die Bildung der Zehner undder Hunderter in den idg. Sprachen" ("Morphologische Untersuchungen", т.V); Вундт, "Volkerpsychologie" (т. 1, ч. 2, Лпц. 1900, стр. 24-31); ФрицШульце, "Psychologie der Naturvolker" (1900, стр. 56).Сравнительнограмматическое освещение: Бопп, "Vorgleich. Grammatik derindogerm. Sprachen" (т. II, 3); А. Шлейхер, "Coinpendium der vergleich.Grammatik" (4 изд.); Бругман, "Grundriss der vergleich. Grammatik derindogerm. Sprachen" (т. II, ч. 2, стр. 463-510, Страсбург, 1892), гдеуказана и прочая литература по отдельным индоевроп. языкам. О. Б-ч.

Числительные

Числительные имена ( грамм .). - понятие численности в язык е выражаетсядвумя способами: 1) в виде особых форм имени , местоимения и глагол а,обозначающих общие представления так назыв. единственного, двойственногои мно жест венного "чисел", и 2) в виде самостоятельных имен Ч.,означающих точные понятия отдельных чисел. Оба способа до известнойстепени связаны друг с другом исторически, причем иногда связь эта даетсебя знать долго спустя после того , как известные форма льный особенностиуже потеряли всякое реальное значение , Так до сих пор в русском языке Ч.два соединяется с древними формами двойственного числа именсуществительных ( только в муж. р.), хотя двойств. число само давно ужеперестало существовать (напр. два брата). В свою очередь исамостоятельные формы двойств. числа Нередко удерживаются лишь у именЧ., хотя другими именами давно уже утрачены (ср., напр., русское и вообще слав. два, рус. двумя, двух , лат. octo и т. д.). Развитие имен Ч.в языках находится в заметной связи с языком жестов. Нередко можнонаблюдать, что жест, как более просто е и более понятное средствовыражения, даже задерживает развитие самостоятельного языковогообозначения чисел. Недоста точно е развитие имен Ч. как раз наблюдается вязыках тех племен, который до сих пор обладают богатым языком. жестов,параллельным со звуковой речью или Нередко заменяющим ее. Поэ тому надоостерегаться делать слишком поспешные: заключения о невыработанностичисловых понятий, или вообще о неспособности к счет у таких народов, наосновании недостаточности их числительных систем. Так,. едва лисуществует какая-нибудь существенная разница между числовымипредставлениями индейцев чиквито и тарахумара (в Мексике), хотя первыеимеют особое слово только для понятия 1 и все остальные числа выражаютподнятием пальцев , а вторые. рядом с жестами пальцев, произносят иособые определенные звуки. Первичная связь имен Ч. с языком жестов, и именно пальцев руки , отражается в громадном распространении десятичнойсистемы счисления на всем земном шаре, при отсутствии которой мы чащевсего встречаемся с системами пятеричной и "двадцатиричной"(вигезимальной), восходящими к тому же естественному способу счета попальцам, с той разницей, что в основе пятиричной системы лежит толькоодна рука , а при двадцатиричной привлекаются к счету еще и ножныепальцы. Индейцы Америки до сих. пор в своем языке жестов обозначаютчисло 20, вытягивая все 10 пальцев по направлению к ногам, а эскимосы тоже число выражают сочетанием слов "кончен весь человек", т. е."кончен" счет. всех его пальцев на руках и на ногах . Рядом с названнымисистемами, у некоторых южно-американских и у большинства австралийскихплемен встречаются следы известной связи имен Ч. с личнымиместоимениями. По-видимому, первый толчок к образ ованию Ч. имен был здесь дан именно различением собственной особы от другого лица , ккоторому обращаются с речью, и от третьего лица - различием. легшим воснову образования форм ед. числа личных местоимений. Впрочем , и здесь,рядом с этим первичным способом счета, встречаются осколки пятиричиой идвадцатиричной систем. Так. в абипонском языке самостоятельные слова Ч.имеются только для 1 и 2, понятие 3 выражается соединением 2+1, но рядомимеются еще выражения: "пальцы страусовой ноги" (4), "пальцы руки" (5),"пальцы обеих рук" (10), "пальцы обеих рук и обеих ног" (20). Исключениесоставляет язык тасманцев ( теперь уже вымерший), в которомсамостоятельные Ч. имеются для первых четырех чисел, а 5 выражается, как4+1. Возможно, впрочем, что и здесь число 4 первично выражалось именемкакого-нибудь предмета, состоявшего из четырех частей (как вабипонском). На таком первичном счете, вероятно , основано особоезначение числа 8, свойственное семитам и индоевропейцам, отразившееся в"шестеричном" счете по шестеркам, дюжинам, "гроссам" и т. д., следыкоторого несомненно существуют и в индоевроп. языках, и дали повод И. Шмидт у сделать неправдо подобно е предположение , что прародинаиндоевропейцев находилась в Азии вблизи Вавилона, где также существовалшестеричный счет и откуда индоевропейцы только и могли его заимствовать.Из выше изложенного, однако , ясно , что шестиричный счет не составляетмонополии семитов и в глубокой древности мог возникнуть у индоевронейцевсамостоятельно. Главную роль в образовании Ч. играют, однако, конкретныеназвания руки и пальцев, которые со временем превращаются в именаабстрактных числовых понятий. Следы этого процесса найдем и виндоевропейской системе Ч., где, напр., первичное Ч. *penge=санскр.рапса, лит. penki, греч . pente, лат. quinque (из *pinque)=5, находится вэтимологическом родстве с древне-верхне-нем. Fust=нем. Faust, ст. слав., польск. piesc, русск. пясть , пясточка ( горсть ), запястье , и первично,очевидно, имело значение просто "рука". Нет ничего невероятного, чтодругие имена Ч. подобно абипонскому "нога страуса"=4, тоже восходят. кразличным конкретным именам, хотя все существующие попытки доказать этоположение являются чистыми догадками. Применяясь к другим предметам,состоящим из стольких же одинаковых частей, или к собраниям стольких жеодинаковых предметов, подобные конкретные названия мало-помалуутрачивали свое конкретное предметное значение и переход или в простые Ч.Такими образом нет ничего удивительного в общем распространениидесятичной системы Ч., рядом с которой являются менее совершенныепятеричные и двадцатеричные системы, служащие большей часть юдополнениями десятичной (в роде франц . quatrevingt=80, рядом сдесятичными Ч.). Лишь немногие народы (напр. негры Динка ) имеютнастояшие пятеричные системы, в которых основой счета является 5 и Ч.,следующие за ним, образуются путем сложения: 5+1 5+2 и т. д. Виндоевроп. системе Ч. основным числом является 10, и Ч., следующие заним, образуются путем сложения, в роде русского 11=один-надцать (1+10),12=двена-дцать (2+10) и т. д. Ч. 20, как в славянском). (два десять ,русск. двадцать ), так и в других индоевр. языках, тоже восходит ксложению из Ч. два и сокращенного десять (санскр. vic-сati, лат.Vi-ginti, греч. дор. Fi-cati, FecatiI, атт. ei-cosi). Даже 100=индоевр.*k'mto-m представляет собой перичное *dk'm-to-m, т. е. "десяток"(подразумевается, "десятков"). Таким образом основными Ч. в индоевроп.языках являются только первые 10. Остальные уже в индоевроп. праязыкеявлялись составными из этих 10, причем частью это были сложные слова. Отом, что по крайней мере известная часть диалектов индоевроп. праязыкаимела уже понятие о 1000, свидетельствуют Ч. санскр. sa-hasram (=однатысяча), греч. лесб. cellioi из ceslioi. (аттич. cilioi), в основекoтopыx лежит индoeвpoп. *gheslo. Рядом с этим образованием темногопроисхождения, имелись, вероятно, и вполне ясные сложения, в родесанскр. dacacati, т. е. 10 сотен=1000. Славянское , гот. thusundi, древ.верх. нем. dusunt, нем. Thausend, лит. tukstantis представляют собойдругую древнюю форму, также свойственную еще известной части диалектовиндоевр. праязыка. У индоевроп. Ч. принято различать следующие классы:Ч. количественные (cardinalia), отвлеченные (abstracta), порядковые(ordinalia), множительные (multiplicativa) и распределительные(distributiva). Нередко наблюдается переход Ч. из одного класса вдругой. Так слав. , русск. пять , представляет собой в сущности неколичественное, а отвлеченное имя существительное Ч. ( пяток , пятерка),родственное санскр. аналогичному имени pankti-s и подчинившееся, крометого, влиянию порядкового числительного (ср. греч. pemptox), по типуотношений десять - десятый , девять - девятый и т. д. Вместо индоевроп.настоящего количественного *penqe, в стслав. было бы *, а в русском*пяче. Точно так же и вместо санскр. panklis должно было бы получитьсястслав. *, русск., *пячь (ср. лат. nox, nocti-s, стслав. ношть, русск,ночь). Таким образом форма пять не могла возникнуть фонетически ни изиндоевр. *penqe, ни из индоевр. "penqti-s и может быть объяснена лишьаналогией или морфологигеской ассимиляцией к порядковому пятый . Такие жеслучаи представляют и следующие слав. Ч. количественные: шесть (отшестой), седмь , семь (от седьмой , ср. греч. ebdomox, лат. septimus, лит.septmas), восемь , осмь (от ослой ). Некоторые Ч., согласно свышеизложенным, обнаруживают родство с местоимениями. Так, например,одна из индоевр. форм Ч. количественно 1 образована от несомненноместоименного корня oi-; ср. греко-италокельто-германобалтийско-слав.*oi-no-s (греч. oi-no-V "одно очко на игральной кости", лат. unus"один", готск, ain-s, нем. ein, лит. V-enas, слав. ин, напр. винорог=единорог; сюда же санскр. ena в значении местоимения "он",первично, вероятно, просто указательного), инд. oi-qo=caнскр. e-ka-s"один" и т. д. Друг ие Ч., напротив , могут быть приведены в связь сглагольными корнями. Таково, напр., порядковое Ч. для 1: стслав. прьв,русск, первый, санскр. purvas "находящийся впереди", греч. prvtox и т.д., лат. primus, лит. pirmas и др., находящиеся в родстве с глагольн.корнем per-por, имеющимся в нашем переть , пороть , паром (собственнопаром), греч. peraw "переправляюсь, двигаюсь вперед" и т. д. каково женаше Ч. новейшего происхождения раз, тождественное со второй частьюслова образ, корнем глагола раз-ить в именем существ, раз, рядом скоторыми имеем глагол резать , сохранивший до сих пор основное значениекорня. Первичное звачение раз было - черта , проведенная острым орудием,нарезка. Во второй части Ч. прилагательных двукратный , трехкратный,наречиях двукраты, трикраты, польск. dwukros и т. д. имеем также элементглагольного происхождения, являющийся семасиологической параллелью к раз(крата=первично черта, от корня qert-, qort-. "резать, рубить"). Такимобразом Ч. не представляют исключения среди других грамматическихкатегорий по какой-либо особенной чистоте и однородности своего составаи являются таким же конгломератом первично разнородных частей, как,напр., предлоги, суффиксы, имена и т. п. литература . Бопп , "Ueber die Zahiworter im Sanskr., Griech., Lat.,Litth., Goth. und Altslaw" ("Abhandlungen" берл. академии , 1833);Лепсус, "Ueber den Ursprung und die Verwandtschaft der Zahlworter in derlndogerm., Semit. und der Koptischen Sprache", в его "Zweisprachyergleichende Abhandlungen" (Б., 1836); Потт , "Die quinare undvigesimale Zabimethode bei Volkern aller Welttheile, nebst ansfubrlichenBemerkungen ubег die Zahiworter Indogermanischen Stammes" ( Галле , 1847);его же, "Die Sprachverschiedenheit in Europa an den Zahlworternnachgewiesen, sowie die quinare und vigesimale Zahlmethode" (там же,1868): Э. Шрадер , "Ueber den Ursprung und die Bedeutung der Zahlworterin der indoeurop. Sprache" ( Стендаль , 1854); Zebetmayr, "Verbalbedeutungder Zahlworter, als Beitrag zur Beleachtung des ursprungl. Verhaitnissesder indogerm. Sprachen zum semit. Sprachstamme" (Лпц., 1854); В.Вакернагель, "Ueber Zahl nnd Ziffern" (Michaelis, "Zeitschr. furStenographie", 1855); Benloew, "Recherches sur l'origine des noms denombre japhetiques et semitiques" (Гиссен, 1861); Краузе , "Ueb. denUrsprung nnd die Bedeutung der Zahlworter" ("Zeitschr. f. osterreich.Gymnasien", 1865); И. Шмидт, "Ueber einige numeralia multiplicativa"( Куна , "Zeitschr. f. vergl. Sprachforschung", т. XVI); Эд. Мюллер,"Sprachvergleichendes ub. die Numeralia" (Флекейзена, "Jahrbucher f.class. Philologie", T. 97); Асколи, "Ueb. eine Gruppe indogermanischerEndungen" ("Kritische Studien"); Шерер , "Zur Geschichte der deutschenSprache" (2-е изд., стр. 576 и сл.); Остгофф, "Formassociation beiZahlwortern" ("Morphologische Untersuchungen", 1); Баунак,"Formassociation bei den indogerm. Numeralien etc." (Куна, "Zeitschr. f.vergl. Sprachforschung", т. XXV); Бругман , "Die Bildung der Zehner undder Hunderter in den idg. Sprachen" ("Morphologische Untersuchungen", т.V); Вундт , "Volkerpsychologie" (т. 1, ч. 2, Лпц. 1900, стр. 24-31); ФрицШульце, "Psychologie der Naturvolker" (1900, стр. 56).Сравнительнограмматическое освещение : Бопп, "Vorgleich. Grammatik derindogerm. Sprachen" (т. II, 3); А. Шлейхер , "Coinpendium der vergleich.Grammatik" (4 изд.); Бругман, "Grundriss der vergleich. Grammatik derindogerm. Sprachen" (т. II, ч. 2, стр. 463-510, Страсбург , 1892), гдеуказана и прочая литература по отдельным индоевроп. языкам. О. Б-ч.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Шампиньон - Шампиньон, также печерица общий термин для обозначения ...
  • Шамиссо - Шамиссо (Альберт фон Chamisso, собственно ЛюдовикШарльАделаид деCh., 1781 ...
  • Шаляпин - Шаляпин (Федор Иванович знаменитый русский певецбас. Род. ...
  • Шакловитый - Шакловитый (Федор Леонтьевич) известный сообщник царевны СофииАлексеевны, ...
  • Чуфут-Кале - ЧуфутКале (порусски Жидовский город, у караимов Киркер) ...
  • Чукотская - Чукотская земля или Чукотский полуов сев. вост. ...
  • Чувствительность - Чувствительность способность живых образований воспринимать те илидругие ...
  • Чиж - Чиж. (Chrysomitris spinus) один из видов певчих ...
  • Чжуан-цзы - Чжуанцзы общепринятое название известного даоского философаЧжуанчжоу, жившего ...
  • Чечевица - Чечевица (сельскохоз., Ervum lens или lens esculenta Moench) ...
  • Чесотка - Чесотка (Scabies) представляет накожное заболевание, вызываемоеживотным паразитом ...
  • Чертополох - Чертополох народное название многих колючих, высокорослых, сорныхрастений, ...
  • Черский - Черский (Иван Дементьевич, 18451892) известный исследовательСибири, геолог ...
  • Черновиц - Черновиц или Черновцы, Черневцы (малорусск. Чернивцы, польск.Czernowce, румынск. ...
  • Калькутта - Калькутта (Calcutta) столица британской Индии и провинции ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари