Бого явление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятый праздник , 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня;так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна вИордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22). Первое же название усвояется этом у празднику потому , что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небесгласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошелна Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечериеэ того праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестилиоглашенных и по этому праздник называли праздником светов , праздникомпросвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие КрещенияСпасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарьКрещения: "Во Иордане крещающуся Тебе , Господи , Тройческое явися поклонение .. ". Церковное празднование Богоявления , как праздникавеликого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14 января. Ближайший пред праздником воскресный день называется неделею пред Просвещением. Впраздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества : внавечерие обоих праздников совершаются царские часы , в навечерие того идругого праздника Церковь одинаково держит пост , называемый Сочевник илиСочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящениеводы (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие вцеркви, и в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящениев этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года,ею окропляют вещи , принимают ее с верою в болезни в дают пить тем, ктопо каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению. С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялисьпредставления о нескольких священных событиях. На Востоке онпраздновался по свидетельству Климента Александрийского, с II века в воспоминание Крещения Иисуса Христа ; к этому событию приурочивали егодаже гностики , последователи Василида, понимая самое событиe, конечно , вдухе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении, Б.праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг.восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Ta fvta,hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этим и словами обозначалосьКрещение. С временем Крещения совпадает время вступления Христа наобщественное служение ; поэтому с праздником стали соединятьпредставлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св.Духом при Крещении. Чудо в Кане Галлилейской было первым откровениемМессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,и название: Епифания стало указывать собственно на Крещение, а Феофания - указывало собственно на Чудо. Далее : 6-ое января в Египте считали днемРождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали ивообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представлениераспространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV века не былоопределено время празднования Рождества Христова. Таким образом с однимднем соединялось троякое воспомивание: О вступлении Meccии наобщественное служение, откровение его достоинства в первом Чуде и,наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались теже и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначаюти Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит,что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа ина Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января воспоминали КрещениеХриста и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие опраздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан,впоследствии император , богоотступник , праздновал Б. вместе с другимихристианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Diesepiphaniorum, Dies apparationis или apparationum - и праздновали 6-гоянв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное.внимание при этом обращалось на явление звезды , поклонение волхвов, т.е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которогоявляются здесь волхвы . Так как волхвы, по преданию, были цари, то ипраздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) илипраздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо вКане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось маловнимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план . П. В.
Что такое Богоявление? Значение слова Богоявление в энциклопедии Брокгауза и Ефрона
Богоявление -
Богоявление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятыйпраздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня;так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна вИордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22). Первое женазвание усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителябыло особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небесгласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошелна Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечериеэтого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестилиоглашенных и поэтому праздник называли праздником светов, праздникомпросвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие КрещенияСпасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарьКрещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явисяпоклонение.. ". Церковное празднование Богоявления, как праздникавеликого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14 января. Ближайший предпраздником воскресный день называется неделею пред Просвещением. Впраздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: внавечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того идругого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник илиСочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящениеводы (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие вцеркви, и в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях.Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящениев этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года,ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни в дают пить тем, ктопо каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению. С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялисьпредставления о нескольких священных событиях. На Востоке онпраздновался по свидетельству Климента Александрийского, с II века ввоспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали егодаже гностики, последователи Василида, понимая самое событиe, конечно, вдухе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении, Б.праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг.восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днемторжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Ta fvta,hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этими словами обозначалосьКрещение. С временем Крещения совпадает время вступления Христа наобщественное служение; поэтому с праздником стали соединятьпредставлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св.Духом при Крещении. Чудо в Кане Галлилейской было первым откровениемМессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,и название: Епифания стало указывать собственно на Крещение, а Феофания- указывало собственно на Чудо. Далее: 6-ое января в Египте считали днемРождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали ивообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представлениераспространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV века не былоопределено время празднования Рождества Христова. Таким образом с однимднем соединялось троякое воспомивание: О вступлении Meccии наобщественное служение, откровение его достоинства в первом Чуде и,наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались теже и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначаюти Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит,что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Можетбыть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа ина Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января воспоминали КрещениеХриста и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие опраздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан,впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другимихристианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Diesepiphaniorum, Dies apparationis или apparationum - и праздновали 6-гоянв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное.внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т.е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которогоявляются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то ипраздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) илипраздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо вКане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось маловнимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план. П. В.
Соседние слова
Что такое БогомолЧто значит Богослужебные
Что означает Богота
Значение Богочеловек
↑ Богоявление ↓
Что такое Бодлэр
Что значит Бодуэн
Что означает Божьи
Значение Бойль
Значение слова Богоявление в других словарях:
- Что такое Богоявление? Исторический словарь
- Определение термина Богоявление? Философский словарь
- Толкование слова Богоявление? Энциклопедия Кольера
- Что означает слово Богоявление? Толковый словарь Ушакова
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Бора - Бора Адриатического моря дует тоже преимущественно зимою, но ...
- Бональд - Бональд (ЛуиГабриэльАмбруаз de Bonald) французский публицист ифилософ, ...
- Бомаршэ - Бомаршэ Пьер Огюстен Карон Beaumarchais знаменитый французскийдраматург ...
- Большое - Большое внимание обращал Б. на ритмическую сторону, всегда ...
- Болотов - Болотов Андрей Тимофеевич писатель второй половины прошлогостолетия, ...
- Болонья - Болонья родина многих великих людей; в ней ...
- Боливар - Боливар (Симон Bolivar) освободитель южноамериканских колоний изпод ...
- Блохи - Блохи или Скачущие (Aphaniptera s. Suctoria) небольшой ...
- Близорукость - Близорукость (Миопия, брахиметропия) известная аномалия рефракцииглазного аппарата. ...
- Блефорон - Блефорон (греч. ) ресничный край век. Блефорит ...
- Благодать - Благодать (cariV gratia). На богословском языке благодатьюназывается ...
- Благовест - Благовест звон в колокол для извещения о ...
- Блаватская - Блаватская (Елена Петровна, ур. Ган) писательница и ...
- Бисквит - Бисквит (французское biscuit, от итальянского biscotto, т. е.печенный ...
- Озимь - Озимь и ярь (озимые и яровые растения) ...