Что такое Богоявление? Значение слова Богоявление в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Богоявление -

Богоявление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятыйпраздник, 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня;так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна вИордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22). Первое женазвание усвояется этому празднику потому, что при крещении Спасителябыло особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небесгласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошелна Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечериеэтого праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестилиоглашенных и поэтому праздник называли праздником светов, праздникомпросвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие КрещенияСпасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарьКрещения: "Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явисяпоклонение.. ". Церковное празднование Богоявления, как праздникавеликого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14 января. Ближайший предпраздником воскресный день называется неделею пред Просвещением. Впраздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества: внавечерие обоих праздников совершаются царские часы, в навечерие того идругого праздника Церковь одинаково держит пост, называемый Сочевник илиСочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящениеводы (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие вцеркви, и в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях.Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящениев этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года,ею окропляют вещи, принимают ее с верою в болезни в дают пить тем, ктопо каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению. С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялисьпредставления о нескольких священных событиях. На Востоке онпраздновался по свидетельству Климента Александрийского, с II века ввоспоминание Крещения Иисуса Христа; к этому событию приурочивали егодаже гностики, последователи Василида, понимая самое событиe, конечно, вдухе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении, Б.праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг.восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днемторжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Ta fvta,hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этими словами обозначалосьКрещение. С временем Крещения совпадает время вступления Христа наобщественное служение; поэтому с праздником стали соединятьпредставлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св.Духом при Крещении. Чудо в Кане Галлилейской было первым откровениемМессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,и название: Епифания стало указывать собственно на Крещение, а Феофания- указывало собственно на Чудо. Далее: 6-ое января в Египте считали днемРождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали ивообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представлениераспространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV века не былоопределено время празднования Рождества Христова. Таким образом с однимднем соединялось троякое воспомивание: О вступлении Meccии наобщественное служение, откровение его достоинства в первом Чуде и,наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались теже и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначаюти Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит,что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Можетбыть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа ина Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января воспоминали КрещениеХриста и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие опраздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан,впоследствии император, богоотступник, праздновал Б. вместе с другимихристианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Diesepiphaniorum, Dies apparationis или apparationum - и праздновали 6-гоянв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное.внимание при этом обращалось на явление звезды, поклонение волхвов, т.е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которогоявляются здесь волхвы. Так как волхвы, по преданию, были цари, то ипраздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) илипраздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо вКане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось маловнимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план. П. В.

Богоявление

Бого явление (epijaneia, epijania, ta Jeojania) - великий дванадесятый праздник , 6-го января, иначе называется праздником Крещения Господня;так как в этот день Церковь воспоминает Крещение Спасителя от Иоанна вИордане (Матф. 3, 13 - 17. Марк 1, 9 - 11. Лук. 3, 21 - 22). Первое же название усвояется этом у празднику потому , что при крещении Спасителя было особое явление всех трех лиц Божества: Отец из отверстых небесгласом свидетельствовал о крещаемом Сыне и Св. Дух в виде голубя сошелна Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца. В древности в навечериеэ того праздника, как и в самый день праздника, обыкновенно крестилиоглашенных и по этому праздник называли праздником светов , праздникомпросвещения. В службе праздника Церковь воспоминает событие КрещенияСпасителя и вместе откровение всех лиц Св. Троицы, как и гласит тропарьКрещения: "Во Иордане крещающуся Тебе , Господи , Тройческое явися поклонение .. ". Церковное празднование Богоявления , как праздникавеликого, продолжается двенадцать дней, 2 - 14 января. Ближайший пред праздником воскресный день называется неделею пред Просвещением. Впраздновании Б. есть большое сходство с празднованием Рождества : внавечерие обоих праздников совершаются царские часы , в навечерие того идругого праздника Церковь одинаково держит пост , называемый Сочевник илиСочельник. В навечерие Б. и в самый день Б. бывает великое освящениеводы (в отличие от малого, совершаемого в другие дни): в навечерие вцеркви, и в самый праздник вне церкви, на реках, прудах и колодезях. Этот обряд происходит из глубокой христианской древности; водоосвящениев этот день на древнем русском языке называлось водокрещением.Богоявленская или Крещенская вода издревле считалась великою святынею(агиасма). Ее хранили, как и теперь хранят, в продолжение целого года,ею окропляют вещи , принимают ее с верою в болезни в дают пить тем, ктопо каким бы то ни было причинам не может быть допущен к причащению. С праздником Б. в различные времена в разных церквах соединялисьпредставления о нескольких священных событиях. На Востоке онпраздновался по свидетельству Климента Александрийского, с II века в воспоминание Крещения Иисуса Христа ; к этому событию приурочивали егодаже гностики , последователи Василида, понимая самое событиe, конечно , вдухе своей еретической системы. В смысле воспоминания о Крещении, Б.праздновали в III веке в церкви египетской, палестинской и друг.восточных, 6-го января. Так как день этого праздника сделался днем торжественного крещения оглашенных, то и стали называть его: "Ta fvta,hmera tvn jwtwn, jvta tou Crisou"; потому что этим и словами обозначалосьКрещение. С временем Крещения совпадает время вступления Христа наобщественное служение ; поэтому с праздником стали соединятьпредставлениe о Мессианстве Христа, засвидетельствованном Отцем и Св.Духом при Крещении. Чудо в Кане Галлилейской было первым откровениемМессии в Чудесах. То и другое представление было соединено с праздником,и название: Епифания стало указывать собственно на Крещение, а Феофания - указывало собственно на Чудо. Далее : 6-ое января в Египте считали днемРождения Христа, и таким образом вместе с явлением Meccии воспоминали ивообще явление Бога во плоти. Из Египта такое представлениераспространилось на Востоке тем удобнее, что до конца IV века не былоопределено время празднования Рождества Христова. Таким образом с однимднем соединялось троякое воспомивание: О вступлении Meccии наобщественное служение, откровение его достоинства в первом Чуде и,наконец, О рождении и вочеловечении. Но названия праздника остались теже и потому многие восточные отцы словами епифания и феофания обозначаюти Рождество Христово. Но на Западе блаж. Иepoним выразительно говорит,что эти слова должны обозначать Крещение, а не Рождение Христа. Может быть, не без влияния Запада впоследствии воспоминание Рождения Христа ина Востоке перенесли на 25-ое декабря, а 6 января воспоминали КрещениеХриста и явление при крещении всех лиц Св. Троицы. Первое известие опраздновании Б. на Западе мы имеем от 360 г. В этом году кесарь Юлиан,впоследствии император , богоотступник , праздновал Б. вместе с другимихристианами в Галлии, в Вьене. Западные называли этот праздник - Diesepiphaniorum, Dies apparationis или apparationum - и праздновали 6-гоянв., соединяя с этим днем все упомянутые представления, но главное.внимание при этом обращалось на явление звезды , поклонение волхвов, т.е. на откровение Сына Божия в мире языческом, представителями которогоявляются здесь волхвы . Так как волхвы, по преданию, были цари, то ипраздник получил на Западе название - праздник царей (festum regum) илипраздник трех царей (f. trium regum). Крещение Иисуса Христа и Чудо вКане не были совершенно забыты при этом празднике, но им уделялось маловнимания, они пред поклонением волхвов отступили на задний план . П. В.

Значение слова Богоявление в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Бора - Бора Адриатического моря дует тоже преимущественно зимою, но ...
  • Бональд - Бональд (ЛуиГабриэльАмбруаз de Bonald) французский публицист ифилософ, ...
  • Бомаршэ - Бомаршэ Пьер Огюстен Карон Beaumarchais знаменитый французскийдраматург ...
  • Большое - Большое внимание обращал Б. на ритмическую сторону, всегда ...
  • Болотов - Болотов Андрей Тимофеевич писатель второй половины прошлогостолетия, ...
  • Болонья - Болонья родина многих великих людей; в ней ...
  • Боливар - Боливар (Симон Bolivar) освободитель южноамериканских колоний изпод ...
  • Блохи - Блохи или Скачущие (Aphaniptera s. Suctoria) небольшой ...
  • Близорукость - Близорукость (Миопия, брахиметропия) известная аномалия рефракцииглазного аппарата. ...
  • Блефорон - Блефорон (греч. ) ресничный край век. Блефорит ...
  • Благодать - Благодать (cariV gratia). На богословском языке благодатьюназывается ...
  • Благовест - Благовест звон в колокол для извещения о ...
  • Блаватская - Блаватская (Елена Петровна, ур. Ган) писательница и ...
  • Бисквит - Бисквит (французское biscuit, от итальянского biscotto, т. е.печенный ...
  • Озимь - Озимь и ярь (озимые и яровые растения) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари