Что такое Аввакум? Значение слова Аввакум в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Аввакум -

Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучительXVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольноначитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольнорано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов. Строгийк самому себе, он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступлениеот церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать отвозмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и личноизвестный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжномисправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч.подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и егосправщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиноювозникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителейстарины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглисьпротивники Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и сталиувещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск, затем 6 лет состоялпри воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только вселишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякоезначение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцывозвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.;сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение. Вскоре однакоубедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующейцеркви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не"соединиться", то по крайней мере молчать. А. послушался, но не надолго.Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить4-х конечный крест, исправление символа веры, трехперстное сложение,партесное пение, отвергать возможность спасении по новоисправленнымбогослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просилнизложения Никона и восстановления иосифовских обрядов. В 1664 г. А.сослан был в Мезень, где он пробыл 11/2 года, продолжая своюфанатическую проповедь, поддерживая своих приверженцев, разбросанных повсей России, окружными посланиями, в которых именовал себя "рабом ипосланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний насоборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли вУспенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафемуархиеpеям. И после этого не отказывались еще от мысли переубедить А.,расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народеи во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей заА. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем.Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудовем-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже невырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор, протопопсимбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и водев земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь,рассылая грамоты и окружные послания. Наконец, дерзкое письмо его к царюФедору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругалпатриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. онибыли сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеютиконы его. В сфере раскола А. действовал не только примеромнепреклонности убеждения; он - и один из наиболее выдающихсярасколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе иавтобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах дляистории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся котрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римскойблудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал трисущности или существа, что и дало первым обличителям раскола поводговорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.

Аввакум

Аввакум Петрович, протопоп г. Юрьевца-Поволожского, - расколоучительXVII ст., род. до 1610 г. Происходивший из бедной семьи, довольноначитанный, угрюмого и строгого нрава, А. приобрел известность довольнорано как ревнитель православия, занимавшийся и изгнанием бесов . Строгийк самому себе , он беспощадно преследовал всякое беззаконие и отступлениеот церковных правил, вследствие чего около 1651 г. должен был бежать отвозмутившейся паствы в Москву. Здесь А., слывший ученым и личноизвестный царю, участвовал при патриархе Иосифе (ум. 1652) в "книжномисправлении". Никон заменил прежних справщиков, для которых греч.подлинники были недоступны; людьми действительно учеными. Никон и егосправщики завели те "новшества", которые и послужили первою причиноювозникновения раскола. А. занял одно из первых мест в ряду ревнителейстарины и был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противник и Никона. Уже в сент. 1653 г. его бросили в тюрьму и сталиувещевать, но безуспешно. А. был сослан в Тобольск , затем 6 лет состоялпри воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания "даурской земли",доходил до Нерчинска, до Шипки и до Амура, претерпевая не только вселишения тяжелого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова,которого он обличал в разных неправдах. Между тем Никон потерял всякоезначение при дворе, и А. возвращен был в Москву (1663). Первые месяцывозвращения его в Москву были временем большого личного торжества А.;сам царь выказывал к нему необыкновенное расположение . Вскоре однакоубедились, что А. не личный враг Никона, а противник господствующейцеркви. Царь посоветовал ему через Родиона Стрешнева, если уже не"соединиться", то по крайней мере молчать . А. послушался, но не надолго.Вскоре он еще сильнее прежнего стал укорять и ругать архиереев, хулить4-х конечный крест , исправление символа веры, трехперстное сложение,партесное пение , отвергать возможность спасении по новоисправленнымбогослужебным книгам и послал даже челобитную царю, в которой просилнизложения Никона и восстановления иосифовских обрядов . В 1664 г. А.сослан был в Мезень , где он пробыл 11/2 года, продолжая своюфанатическую проповедь , поддерживая своих приверженцев, разбросанных повсей России, окружными послания ми, в которых именовал себя "рабом ипосланником Иисуса Христа", "протосингелом российской церкви". В 1666 г.А. привезен был в Москву, где его 13 мая после тщетных увещаний насоборе, собравшемся для суда над Никоном, расстригли и прокляли вУспенск. соборе за обедней, в ответ на что А. тут же возгласил анафемуархиеpеям. И после э того не отказывались еще от мысли переубедить А.,расстрижение которого было встречено большим неудовольствием и в народеи во многих боярских домах и даже при дворе, где у ходатайствовавшей заА. царицы было в день расстрижения его "великое нестроение" с царем.Вновь происходили увещания А. уже пред лицом вост. патриархов в Чудовем-ре, но А. твердо стоял на своем. Сообщников его в это время казнили.А. был только наказан кнутом и сослан в Пустозерск (1667). Ему даже невырезали языка, как Лазарю и Епифанию, с которыми он и Никифор , протопопсимбирский, был сослан в Пустозерск. 14 лет просидел А. на хлебе и водев земляной тюрьме в Пустозерске, неустанно продолжая свою проповедь,рассылая грамоты и окружные послания. Наконец , дерзкое письмо его к царюФедору Алексеевичу, в котором он просил царя Алексея Михайловича и ругалпатриарха Иоакима, решило участь А. и его товарищей. 1 апр. 1681 г. онибыли сожжены в Пустозерске. Раскольники считают А. мучеником и имеютиконы его. В сфере раскола А. действовал не только примеромнепреклонности убеждения ; он - и один из наиболее выдающихсярасколоучителей. А. приписывают 43 соч., из которых 37, в том числе иавтобиография его ("Житие"), напеч. Н. Субботиным в "Материалах дляистории раскола" (т. I и V). Вероучительные взгляды А. сводятся котрицанию никоновских "новшеств", которые он ставит в связь с "римскойблудней, т.е. с латинством. Кроме того, А. в св. Троице различал трисущности или существа, что и дало первым обличителям раскола поводговорить об особой секте "аввакумовщины", которой на самом деле не было,так как взгляды А. на св. Троицу не были приняты раскольниками.

Значение слова Аввакум в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Агент - Агент полицейский лицо, действующее по поручению полицейской ...
  • Агамы - Агамы (Agamae) ящерицы из группы толстоязычных (Crassilinguia).Язык ...
  • Агава - Агава (Agave L.) растение из сем. амариллисовых, ...
  • Автор - Автор (лат.), в тесном смысле сочинитель какоголибо ...
  • Автомат - Автомат (от греч. automatoV, т.е. самодвижущийся) называется всякиймеханический ...
  • Автокефалы - Автокефалы (греч.) самоглавы или самостоятельные. Так назывались ...
  • Аврора - Аврора (у греков Эос) богиня зари, дочь ...
  • Абосская - Абосская, АбоБьернборгская губ. (Turun ja Porin) занимает югозап.оконечность ...
  • Аболиционисты - Аболиционисты. В Соединенных Штатах, во время существованияневольничества, это ...
  • Аберрация - Аберрация света состоит в том, что мы, наблюдая ...
  • Абдул-Гамид - АбдулГамид II 34ый султ. Турции и, 2ой ...
  • Аббат - Аббат, от слова Abbas (отец), почетный церковный ...
  • Абакан - Абакан большая сибирская река в Енисейской губернии, ...
  • Modus - Modus техникоюридическое понятие, обнимающее некоторые добавочныеоговорки при ...
  • Аксиома - Аксиома (слово греч.). Аксиомой называется, в узком и ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари