Что такое Ангел? Значение слова Ангел в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Ангел -

Ангел (греч. слово, означающее-посланник, вестник)-употребляется вБиблии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, ИисусуХристу, и по отношению к людям-пророкам, священникам и епископамцерквей, и по отношению к предметам бездушным и явлениям природы, когдаони являются вестниками гнева Божия. Но в собственном и тесном смыслеэто слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшиечеловека и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию иисполняют на земле Его веления. Вся история народа Божия совершается прислужении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам иправедникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Тис. Навину, Давиду, а также Лоту,и друг. В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви: возвещают иславят рождение Спасителя, служат Ему после искушения в пустыне,возвещают Его воскресение и вознесение, являются апостолам, имеют бытьучастниками будущего Суда и проч. Об А. говорит в своих речах Спаситель,о них пишут в своих писаниях апостолы. См. Верховского, "Библейск.Словарь", 1871 г.; П. Солярского- "Опыт Библ. Словаря" 1879 г. Церковь приняла ветхозаветные понятия об А, особенно развития вкнигах времен плена Вавилонского и преимущественно пророческих, и присвете новозаветных писаний выработала такое учение об А. Они существа,сотворенные Богом прежде творения видимого мира; они духовны ибестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело; если онипринимают видимый образ - это только случайная форма, а не постоянноебытие. Для А. не существует наших пространственных условий, но они невездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но всовершенстве ограничены: не смотря на быстроту и глубину разумения, невсеведущи; не смотря на чистоту и святость, могут подвергатьсяискушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять вдобре, как светлые ангелы, и пасть, как злые духи. Они предстоят передлицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаютсяблаженством. А. неисчислимое множество; в этом несметном воинственебесном имеются разные достоинства и степени совершенства. На основатьВетхозав. и Новозав. писаний установлено разделение А. на три иерархии,с подразделением каждой из них на три лика. Высшая Иерархия: Серафимы,херувимы, Престолы. Средняя Иерархия: Господства, Силы, Власти. Низшаяиерархия: Начала, Архангелы, Ангелы. Такая классификация полнее всегоизложена Дионисием Ареопагитом в сочинении "Небесная иерархия". Какоезначение степеней ангельских Иерархий неизвестно. Но соборКонстантинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природеи силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям известныимена ангелов: Михаил-(кто как Бог), Гавриил - (муж божий), Рафаил -(помощь, исцеление божие), Уриил - (огонь и свет божий), Салафиил -(молитва к Богу), Ифремиил - (высота божия). Вероятно, чтобы дополнитьсемеричное число, сюда же причисляются имена А., не упоминаемых вБиблии: Иегудиил - (хвала божия) и Варахиил - (благословение божие).Церковное учение об А. см. Макарий, митр. Москов., "ДогматическоеБогословие" и Филарет, архиепископ Черниг., "Правосл. догматич.богословие" (1882, 151-182 стр.). Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработкив древней церкви, как другие догматы. Впрочем на мало рассуждалиотносительно двух пунктов, именно: о времени сотворения А. и о том,считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирноетело. Почитание А. было в практике церковной с раннего времени иокончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику.Западные богословы схоластики потратили не мало труда над обработкоюучения об А. и написали не мало трактатов с самыми неожиданнымивопросами и затейливыми ответами. Таков напр. специальный трактатСуареса. Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостейможно найти и у наших ученых Могилянской академии. Протестантскаядогматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, заисключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнениюученье об А., отчасти с общей философской точки зрения(натуралистической или пантеистической), а отчасти на основаниибиблейского текста. Действительно в Пятикнижии, и отчасти в другихкнигах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет достаточной ясности.Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 - 13), или видевший А.называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, тосливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.; Чис. XX,16.; Быт. XIX, 15-24). Опираясь на такую неопределенность, одни видят вучении об А. остаток прежней языческой космогонии евреев. Но если быбыло так, возражают последние, учение с течением времени должно былотеряться и затемняться; а мы видим совершенно обратное явление: учете обА. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется.Другие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в болееопределенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признаютего не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников. Но,принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена Вавилонского,на первых страницах книги Бытия, можно сказать, что Вавилонский плен изнакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно, имелинекоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значениетолько внешнее. Они возбуждали к частному раскрытию этого ученияпараллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологиизависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших ужепонятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы,нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат многиеместа, говорящие об А., как личностях самостоятельных и отдельных отИеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят инисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12,13). Тис. Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии,обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд, по которому А.ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божиемогущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словомличная форма выражения безличных действий. Правда, в поэтических книгахБиблии выражается иногда олицетворение явлений природы, как орудийбожественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются оттаких и ясно говорят, что под А. разумеются лица, а не явления природы,духовные существа, а не физические силы. Некоторая неопределенностьбиблейского учения об А. объясняется своеобразным, сравнительно сдругими религиозными представлениями, взглядом Библии да отношение.ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и в культеего не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и неполубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек знаетнастолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признатьБожественное повеление. Они предполагаются известными, и потому напервых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. безупоминания об их происхождении и определения их природы. Посланныйговорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится, како словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. -Ср. Епископ Хрисане, "Религии древн. мира" (1878, т. 111, 121-142 стр.);Герцог и Плит, "Реаl Encyklopedie" (1879, т. II, под ел. "Engel").Эд.Рим, "Handworterbucb d. bibl. Alterthums", (1884. т. 1, под сл."Engel"). Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на КивотеЗавета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом двабольших херувима с крыльями покрывали все пространство, занимаемоеКовчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении колесницыизображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги уних с ступнями тельца и блестящими, как медь; с лицом человеческимсоединялись с правой стороны лице льва, а с левой - тельца и орла; 2-мякрылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. 1, 1-28).Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, новсе-таки символика обильная. Древнее христианское искусство визображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображениеА. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но безтела, тогда не было известным. Древнее искусство изображало А. в видезрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем. В первые столетия А.изображались обыкновенными людьми. Об этом мы знаем от церковныхписателей и из дошедших до нас памятников искусства. На фрескеБлаговещения II века арханг. Гавриил изображен в украшенной тунике сорарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В древнемизображении трех отроков в пещи на А. такое же одеяние, как и наотроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображенииангелов отличается от языческого в его изображении гениев Если ивстречаются между древними христианскими памятниками языческиеизображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV векаявляется в христианском искусстве весьма слабое желание отличитьизображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже в Vв. не определилась еще эта форма изображения, и А. изображаются или ссиянием или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А.в виде странника, с посохом в руках. С VIII в. уже изображают А. скрыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами.Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархическогоположения - по иерархии Дионисия Ареопагита - древняя церковь совсем незнала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству. Ф. К. Крауз,"Real Encykiop. d. christl. Alterthumer" (1880, сл. "Engelbilder").

Ангел

Ангел ( греч . слово , означающее-посланник, вестник )-употребляется в Библ ии в многоразличных значениях: по отношению к Сыну Божию, ИисусуХристу, и по отношению к людям-пророкам, священникам и епископамцерквей, и по отношению к предметам бездушным и явления м природы, когдаони являются вестниками гнева Божия. Но в собственном и тесном смыслеэто слово в Библии обозначает личные, духовные существа, совершеннейшие человек а и сотворенные Богом, которые возвещают людям волю Божию иисполняют на земле Его веления. Вся история народа Божия совершается прислужении А., и они являются в важные моменты ветхозаветным патриархам иправедникам: Аврааму, Иакову, Моисею, Тис. Навину, Давиду, а также Лоту,и друг. В Новом Завете А. служат Иис. Христу и Его Церкви: возвещают иславят рождение Спасителя, служат Ему после искушения в пустыне,возвещают Его воскресение и вознесение , являются апостолам, имеют быть участниками будущего Суда и проч. Об А. говорит в своих речах Спаситель,о них пишут в своих писаниях апостолы . См. Верховского, "Библейск.Словарь", 1871 г.; П. Солярского- "Опыт Библ. Словаря" 1879 г. Церковь приняла ветхозаветные понятия об А, особенно развития вкнигах времен плен а Вавилонского и преимущественно пророческих, и при свет е новозаветных писаний выработала такое учение об А. Они существа,сотворенные Богом прежде творения видимого мира ; они духовны ибестелесны, или, может быть, имеют некое эфирное тело ; если онипринимают видимый образ - это только случайная форма , а не постоянноебытие. Для А. не существует наших пространственных условий, но они невездесущи. Они более совершенны, чем даже первозданный человек, но всовершенстве ограничены: не смотря на быстроту и глубину разумения, невсеведущи; не смотря на чистоту и святость , могут подвергатьсяискушениям. Они сотворены свободными, а потому могли свободно устоять вдобре, как светлые ангелы, и пасть , как злые духи . Они предстоят передлицом Божиим, исполняют Его волю; непрестанно славят Его и наслаждаютсяблаженством. А. неисчислимое множество ; в этом несметном воинственебесном имеются разные достоинства и степени совершенства. На основатьВетхозав. и Новозав. писаний установлено разделение А. на три иерархии,с подразделением каждой из них на три лика. Высшая Иерархия : Серафимы, херувимы , Престолы. Средняя Иерархия: Господства , Силы , Власти. Низшаяиерархия: Начала , Архангел ы , Ангелы . Такая классификация полнее всегоизложена Дионисием Ареопагитом в сочинении "Небесная иерархия". Како е значение степеней ангельских Иерархий неизвестно . Но соборКонстантинопольский 653 г. осудил тех, которые учили, что А. по природеи силам все сотворены равными. Отчасти по библейским сказаниям известны имена ангелов : Михаил-(кто как Бог), Гавриил - (муж божий ), Рафаил -(помощь, исцеление божие), Уриил - ( огонь и свет божий), Салафиил -(молитва к Богу), Ифремиил - ( высота божия). Вероятно, чтобы дополнитьсемеричное число , сюда же причисляются имена А., не упоминаемых вБиблии: Иегудиил - ( хвала божия) и Варахиил - ( благословение божие).Церковное учение об А. см. Макарий , митр. Москов., "ДогматическоеБогословие" и Филарет , архиепископ Черниг., "Правосл. догматич.богословие" (1882, 151-182 стр.). Учение об А. не было предметом особых споров и специальной обработкив древней церкви, как другие догматы . Впрочем на мало рассуждалиотносительно двух пунктов, именно : о времени сотворения А. и о том,считать ли их чуждыми всякой телесности или признать имеющими эфирноетело. Почитание А. было в практике церковной с ран него времени иокончательно определено вторым Никейским-седьмым Вселенским Собором (787г.). Церковь западная приняла это учение и ввела в свою практику.Западные богословы схоластики потратили не мало труда над обработкою учения об А. и написали не мало трактатов с самыми неожиданнымивопросами и затейливыми ответами. Таков напр. специальный трактатСуареса. Не мало ненужных и ни на чем серьезном не основанных тонкостей можно найти и у наших ученых Могилянской академии . Протестантскаядогматика отрицает почитание А., но принимает учение о них, заисключением схоластических измышлений. Новая критика подвергает сомнениюученье об А., отчасти с общей философской точки зрения(натуралистической или пантеистической), а отчасти на основаниибиблейского текста. Действительно в Пятикнижии, и отчасти в другихкнигах до плена Вавилонского, учение об А. не имеет доста точно й ясно сти.Там иногда А. называет себя Богом (Быт. XXXI, 11 - 13), или видевший А.называет его Богом (Быт. XVI, 7-13); то вестник отличается от Иеговы, тосливается с ним (Быт. XXII, II, 14; Исх. XIII, 21., XIV, 19.; Чис. XX,16.; Быт. XIX, 15-24). Опираясь на такую неопределенность , одни видят вучении об А. остаток прежней языческой космогонии евреев . Но если быбыло так, возражают последние, учение с течением времени должно былотеряться и затемняться ; а мы видим совершенно обратное явление : учете обА. в Библии с течением времени все более уясняется и определяется. Друг ие, обращая внимание на то, что библейское учение об А. в болееопределенной форме высказывается во времена плена Вавилонского, признаютего не коренным еврейским, а заимствованным у иноплеменников. Но,принимая во внимание, что А. упоминаются далеко до плена Вавилонского,на первых страницах книги Бытия, можно сказать , что Вавилонский плен изнакомство с верованиями вавилонян могли иметь и, вероятно , имелинекоторое значение в раскрытии библейского учения об А., но значениетолько внешнее . Они возбуждали к частному раскрытию этого ученияпараллельно, или в сопоставлении чуждой религии. Но развитие ангелологиизависло от внутренних причин и совершалось на основе существовавших ужепонятий. Иные видят в А. только форму проявления в природных сил Иеговы,нераздельных от него и тождественных с ним. Но этому противоречат м ноги е места , говорящие об А., как личностях самостоятельных и отдельных отИеговы. Так, в рассказе о видении Иаковом лестницы А. восходят инисходят по лестнице, а вверху ее стоит сам Иегова (Быт. XXVIII, 12,13). Тис. Навину явился вождь сил Иеговы, а А. впоследствии,обыкновенно, назывались воинством Иеговы. Есть взгляд , по которому А.ничто иное, как поэтическое олицетворение сил природы, выражающих Божиемогущество, или отвлеченное понятие о действиях Иеговы в мире, словомличная форма выражения безличных действий. Правда , в поэтических книгахБиблии выражается иногда олицетворение явлений природы, как орудийбожественного могущества. Но места, говорящие об А., резко отличаются оттаких и ясно говорят, что под А. разумеются лица , а не явления природы,духовные существа, а не физические силы. Некоторая неопределенностьбиблейского учения об А. объясняется своеобразным, сравнительно сдругими религиозными представлениями, взглядом Библии да отношение.ангелов в Богу и к людям. А. в верованиях еврейского народа и в культеего не имеют никакого самостоятельного значения; они не боги и неполубоги, а только слуги и исполнители води Иеговы. О них человек знаетнастолько, чтобы признать их вестниками Божества и в вестях их признатьБожественное повеление . Они предполагаются известными, и потому напервых страницах книги Бытия (Быт. III, 24., XVI, 7) говорится об А. безупоминания об их происхождении и определения их природы. Посланныйговорит во имя Пославшего, потому, вероятно, о словах А. говорится, како словах Бога: в библейском рассказе они иногда смешиваются с Теговою. -Ср. Епископ Хрисане, "Религии древн. мира" (1878, т. 111, 121-142 стр.);Герцог и Плит, "Реаl Encyklopedie" (1879, т. II, под ел. "Engel").Эд.Рим, "Handworterbucb d. bibl. Alterthums", (1884. т. 1, под сл."Engel"). Изображение А. было предметом искусства еще по Ветх. Зав.: на КивотеЗавета были изображены крылатые херувимы; в храме Соломоновом двабольших херувима с крылья ми покрывали все пространство , занимаемоеКовчегом в Святые Святых Пророк Иезекииль в известном видении колесницыизображает херувимов человекообразными, с 4 лицами и 4 крыльями; ноги уних с ступнями тельца и блестящими, как медь ; с лицом человеческимсоединялись с правой стороны лице льва , а с левой - тельца и орла; 2-мякрылами они летали, а 2-мя покрывали лица и проч. (Иезек. 1, 1-28).Менее сложна символика у пророка Исаии в изображении Серафимов, новсе-таки символика обильная. Древнее христианское искусство визображении А. держалось особенной простоты. Принятое теперь изображениеА. в виде обнаженных детей или одной только головки с крыльями, но безтела, тогда не было известным. Древнее искусство изображало А. в видезрелых юношей, в тунике стянутой по поясу орарем. В первые столетия А.изображались обыкновенными людьми. Об этом мы знаем от церковныхписателей и из дошедших до нас памятников искусства. На фрескеБлаговещения II века арханг. Гавриил изображен в украшенной тунике сорарем. Точно также изображен архангел Рафаил, спутник Товии. В древнемизображении трех отроков в пещи на А. такое же одеяние , как и наотроках. Таким образом, древнее христианское искусство в изображенииангелов отличается от языческого в его изображении гениев Если ивстречаются между древними христианскими памятниками языческиеизображения гениев, то только в виде аллегорических украшений. С IV векаявляется в христианском искусстве весьма слабое желание отличитьизображения А. В отличие от людей А. придают сияние и крылья. Даже в Vв. не определилась еще эта форма изображения, и А. изображаются или ссиянием или только с крыльями. Потом (с VI в.) начинается изображение А.в виде странника, с посохом в руках. С VIII в. уже изображают А. скрыльями, сиянием и посохом, посохи иногда оканчиваются крестами.Изображений А. с какими-нибудь характерными признаками их иерархическогоположения - по иерархии Дионисия Ареопагита - древняя церковь совсем незнала. Эта манера принадлежит Византийскому искусству. Ф. К. Крауз,"Real Encykiop. d. christl. Alterthumer" (1880, сл. "Engelbilder").

Значение слова Ангел в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Анти.. - Анти... Ант... (от греч. предлога anti, т. е. ...
  • Антаблеман - Антаблеман (entablement)венчание колонн; верхние выдающиеся надколоннами части ...
  • Ансамбль - Ансамбль (ensemble) обозначает в архитектуре главную массу ...
  • Аноним - Аноним (греч.) безымянный. неизвестный. Анонимным называетсялитературное произведение, ...
  • Анод-так - Анодтак называется по терминологии, введенной английским физикомФарадеем в ...
  • Анналы - Анналы (annales)Так называются исторические летописи, заключающие всебе погодную ...
  • Анилин - Анилин (фениламин, бензидам, амидобензол) C6H5NH2 представляеторганическое основание, играющее ...
  • Аналогия - Аналогия (греч.) означает первоначально соответствие, подобие илиравенство ...
  • Анаксимандр - Анаксимандр (греч.) математик и философ, сын Праксиада, ...
  • Анакреон - Анакреон один из выдающихся греческих лириков, род. ...
  • Анабиоз - Анабиоз так называется в физиологии замечательное явление,состоящее ...
  • Амфитеатр - Амфитеатр (amphiteatrum от греч. amjiqearon) означал у римляновальное, ...
  • Амфибии - Амфибии (Amphibia) голые гады или Земноводные. В ...
  • Амулет - Амулет вещица, снабженная известными фигурами, знаками илинадписью, ...
  • Кирилло-Белозерский - КириллоБелозерский мужской монастырь 1го кл., в г. Кириллове,Новгородской ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари