Что такое Анаксагор-один? Значение слова Анаксагор-один в энциклопедии Брокгауза и Ефрона

Анаксагор-один -

Анаксагор-один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых изнатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X. С ранних лет онотказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своемубогатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственнойжизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А.переселился туда, вступил в близкие сношения с Периклом и первый стализлагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, егоучениками были Фукидид, физик Архелай и Эврипид. Стараясь объяснятьестественными причинами такие явления, как солнечное и лунное затмение,землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов.Его судили и приговорили к смерти, от которой спасло его толькоКрасноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. А.поселился в Лампсаке, где и умер в 428. "Не я потерял Афины, а афинянепотеряли меня" гордо говорил он. В противоположность элеатам, дляобъяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал неодну первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленноемножество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий(однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться, нипереходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которыхсостоят все вещи, он признавал не эмпедокловы элементы, а основные,первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам иоднородные тела, которые из них образуются. Впрочем, омфомерии А. непохожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела,потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо, дерево и т.п. Омфомерии, сами по себе лишенные движения, были первоначальновыведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным,материально мыслимым началом-разумом (nouV, ум), и этим движением,отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. А.учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещьотличается от другой только преобладанием какого-нибудь одногопервоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным состальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как началожизни. Благодаря этому признанию духовного начала, многие считали А. запервого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовномначале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочиненийсобраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном (Бонн, 1829). См. Брейер, "DiePhilosophie des A." (Берл., 1840), Зевор, "Dissertation sur la vie et ladoctrine d'A.", (Пap., 1843); К. Гоффман, "Ober die Gottesidee des A.,Sokrates una Platon", (Вюрцб., 1860); Гладиш, "A. und die Israeliten",(Лейпц., 1864). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права"(Т. II, Спб., 1889, стр. 251-293).

Анаксагор-один

Анаксагор-один из самых выдающихся ионийских философов , сын богатых изнатных родителей, род. в Клазомене около 500 до Р. X. С ранних лет онотказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своемубогатству, и пристрастился к философии. Привлеченный кипучей умственнойжизнью Афин , начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний А.переселился туда , вступил в близкие сношения с Периклом и первый стализлагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, егоучениками были Фукидид , физик Архелай и Эврипид. Стараясь объяснятьестественными причинами такие явления , как солнечное и лунное затмение,землетрясения и. т. п.) он навлек на себя обвинение в оскорблении богов.Его судили и приговор или к смерти, от которой спасло его только Красноречие Перикла. Смертный приговор заменен был изгнанием. А.поселился в Лампсаке, где и умер в 428. "Не я потерял Афины , а афинянепотеряли меня" гордо говорил он. В противоположность элеатам, дляобъяснения бесконечного разнообразия видимых явлений, он принимал неодну первичную стихию, в роде воды, воздуха или огня, а бесчисленноемножество бесконечно малых первичных материальных частичек, омфомерий(однородных частичек), которые не созданы и не могут ни разрушаться , нипереходить друг в друга. Но за такие первичные стихии, из которыхсостоят все вещи , он признавал не эмпедокловы элементы , а основные,первобытные тельца, отличающиеся друг от друга по своим качествам иоднородные тела , которые из них образуются. Впрочем , омфомерии А. непохожи и на атомы в нашем смысле, т. е. на простые химические тела, потому что в числе их у него приведены, между прочим, мясо , дерево и т.п. Омфомерии, сами по себе лишенные движения , были первоначальновыведены из покойного, хаотического состояния другим, тоже вечным,материально мыслимым началом-разумом (nouV, ум), и этим движением,отделением разнородного и соединением однородного, был создан мир. А.учил, что в каждой отдельной вещи содержится часть всего и что одна вещьотличается от другой только преобладанием какого-нибудь одногопервоначального вещества. Разум же остается чистым и несмешанным состальной материей, определяя и проникая собою все вещи, как началожизни. Благодаря этому признанию духовного начала , многие считали А. запервого деиста между философами, но напрасно, потому что в его духовномначале нет и помину о личности и бестелесности. Отрывки его сочиненийсобраны Шаубахом (Лейпц., 1827) и Шорном ( Бонн , 1829). См. Брейер , "DiePhilosophie des A." (Берл., 1840), Зевор, "Dissertation sur la vie et ladoctrine d'A.", (Пap., 1843); К. Гоффман, "Ober die Gottesidee des A.,Sokrates una Platon", (Вюрцб., 1860); Гладиш, "A. und die Israeliten",(Лейпц., 1864). П. Г. Редкина, "Из лекций по истории философии права"(Т. II, Спб., 1889, стр. 251-293).

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Анекдоты-в - Анекдотыв русской литературе назывались "смехотворными повестями"или на польский ...
  • Андромеда - Андромеда по греческому сказанию, дочь эфиопского царя ...
  • Андрей-св - Андрейсв. апостол Иисуса Христа, был брат Петра и ...
  • Анданте - Анданте (итал. andare, что значить: идти шагом)есть одна ...
  • Ангина - Ангина (жаба)под этим названием древняя и народная медицина ...
  • Ангел - Ангел (греч. слово, означающеепосланник, вестник)употребляется вБиблии в многоразличных ...
  • Анаэробии - Анаэробии так Пастер называет всех тех низших ...
  • Амстердам - Амстердам главный город, но не резиденция, королевства ...
  • Ампутация - Ампутация (лат.) означает в общем удаление при ...
  • Ампер - Ампер (Ampere Andre Marie) знаменитый математик иестествоиспытатель, ...
  • Аморфность - Аморфность (греч.) или бесформенностьтермин, характеризующий особоесостояние вещества, когда ...
  • Амон - Амон библейское название египетского главного божества Озириса ...
  • Амнистия - Амнистия (от греческого сл. amnhsteia, прощение, собственно забвениеперенесенной ...
  • Аммиак - Аммиак прямо соединяется со всеми кислотами с образованием ...
  • Карабинеры - Карабинеры (сагаbiniers), первоначально "карабены" род войск,прежде всего ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари