Что такое Венгеров Семен Афанасьевич? Значение Венгеров Семен Афанасьевич в биографическом словаре

Венгеров Семен Афанасьевич - Венгеров Семен Афанасьевич - критик и историк литературы. Родился в 1855 г. в Лубнах. Мать - немецкая писательница (Pauline Wengeroff, ""Memoiren einer Grossmutter"", 2 тт., Б., 1908 - 1910). Два года учился в медико-хирургической академии; позднее получил степени кандидата прав и кандидата историко-филологического факультета. С 1897 г. читал в СПб. университете, в качестве приват-доцента, лекции по истории русской литературы; в 1899 г. отчислен по распоряжению министра народного просвещения Боголепова . Возобновил чтение в 1906 г. В 1909 г. удостоен Харьковской университетской степени доктора русской словесности. С 1910 г. состоит профессором спб. высших женских курсов и психоневрологического института. В 1875 г. издал книгу ""Русская литература в ее современных представителях. И.С. Тургенев""; в 1876 г. вел литературный фельетон в ""Новом Времени"" (под псевдонимом Фауст Щигровского уезда); в 1877 - 80 годах писал критические статьи в ""Неделе"" и ""Русском Мире"". С 1880 г. деятельно сотрудничал в ""Слове"", где начал ряд обширных статей о ""Народных движениях славянского племени"". Продолжение их - ""О Гусе, гуситах и таборитах"" - напечатано в ""Русской Мысли"" и ""Вестнике Европы"" 1881 - 1882 годов. В 1882 г. Венгеров редактировал ежемесячный журнал ""Устои""; в 1884 г. издал критико-биографический этюд ""А.Ф. Писемский""; с 1886 г. составляет ""Критико-биографический словарь русских писателей и ученых"" (вышло 6 т.), в котором самому Венгерову принадлежат статьи и большие этюды критического и историко-литературного характера. Напечатанная Венгеровым в 1885 г. ""История новейшей русской литературы"" была уничтожена цензурой, и из нее увидела свет только глава о ""Молодой редакции Москвитянина"" (""Вестник Европы"", 1886, № 2). Дальнейшие труды Венгерова: историко-литературный сборник ""Русская поэзия"" (т. I - XVIII век, СПб., 1897; начало II т., СПб., 1901); ""Русские книги"" (3 т., СПб., 1896 - 98); монография ""Великое Сердце"" (о Белинском ) в ""Русском Бог."" 1898 г.; ""Основные черты истории новейшей русской литературы"" (СПб., 1897, вступительная лекция; немецкий перевод, Б., 1899; 2-е издание, с приб. этюда ""Победители или побежденные"" [о модернизме] - СПб., 1909, перевод на чешский и болгарский языки); ""Источник Словаря русских писателей"" (вышло 2 т., СПб., 1900 - 1910, издание Академии Наук); ""Эпоха Белинского"" (СПб., 1905); ""Писатель-Гражданин"" (о Гоголе) в ""Рус. Бог."" 1902 г.; ""Очерки по истории русской литературы"" (СПб., 1907, 2-е изд., сборник статей); ""В чем очарование русской литературы XIX века"" (СПб., 1912, речь). С 1891 г. редактировал литературный отдел 82-томного Словаря Брокгауза-Ефрона, в котором поместил ряд статей о русских писателях, с 1910 г. редактор литературного отдела настоящего Словаря. В 1901 г. основал издаваемую под его редакцией фирмой Брокгауз-Ефрон ""Библиотеку великих писателей"", роскошно иллюстрированную, с вступительными статьями и примечаниями; вышли полные собрания сочинений Шиллера (4 т., СПб., 1901 - 1902), Шекспира (5 т., СПб., 1903 - 1904), Байрона (3 т., СПб., 1904 - 1905), Пушкина (СПб., 1906 - 1911; из 6-ти томов вышло 5), Мольера (I т., СПб., 1912). С 1900 г. под редакцией Венгерова выходит первое полное собрание сочинений Белинского (появились тома 1 - 9), снабженное обширными историко-литературными примечаниями и отдельными этюдами редактора. В 1903 г. под редакцией Венгерова вышло приложение к ""Вестнику Самообразования"" Брокгауза-Ефрона - ""Главные деятели освобождения крестьян"". В 1905 - 7 годах Венгеров редактировал ""Библиотеку Светоча"" (собрание отдельных сочинений и брошюр Арсеньева , Кареева , Котляревского, Венгерова, Ветринского , Мильтона, Ренана, Штирнера, Степняка-Кравчинского, Цебриковой , Белинского и др.). В 1910 г. под редакцией Венгерова вышел ""Юбилейный сборник"" Литературного Фонда, членом комитета которого он состоит с 1897 г. С 1908 г. Венгеров организовал в СПб. университете для студентов-филологов Пушкинский Семинарий, занимающийся, между прочим, составлением словаря поэтического языка Пушкина. Вышло (СПб., 1911) 2 выпуска трудов этого семинария (""Программа составления словаря поэтического языка Пушкина"" и исследования А. Бема: ""К вопросу о влиянии Шатобриана на Пушкина""). С 1911 г. книгоиздательство ""Прометей"" издает собрание сочинений Венгерова (вышло 4 тома). В первом томе (""Героический характер русской литературы"") автор дает общую формулу своего понимания хода истории русской литературы: ""Никогда не замыкаясь в тесном кругу эстетических интересов, русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово. И это не только не шло в ущерб непосредственно литературному совершенству, а, напротив того, сообщало русскому художественному слову особенную проникновенность. Новая русская литература представляет собою высокогармоничное сочетание художественной красоты и нравственной силы, широкого размаха и тоски по идеалу. И звало всегда учительное слово русской литературы к подвигу общественному и к самопожертвованию. Русская литература отвергает мир, доколе он основан на несправедливости, и ни в каком виде не приемлет благополучия мещанского. В этом источник ее обаяния, в этом законнейшая гордость русского духа"".

Венгеров Семен Афанасьевич

Венгеров Семен Афанасьевич - критик и историк литературы. Родился в 1855 г. в Лубнах. Мать - немецкая писательница (Pauline Wengeroff, ""Memoiren einer Grossmutter"", 2 тт., Б., 1908 - 1910). Два года учился в медико-хирургической академии; позднее получил степени кандидата прав и кандидата историко-филологического факультета. С 1897 г. читал в СПб. университете, в качестве приват-доцента, лекции по истории русской литературы; в 1899 г. отчислен по распоряжению министра народного просвещения Боголепова . Возобновил чтение в 1906 г. В 1909 г. удостоен Харьковской университетской степени доктора русской словесности. С 1910 г. состоит профессором спб. высших женских курсов и психоневрологического института. В 1875 г. издал книгу "" Русская литература в ее современных представителях. И.С. Тургенев""; в 1876 г. вел литературный фельетон в ""Новом Времени"" (под псевдонимом Фауст Щигровского уезда); в 1877 - 80 годах писал критические статьи в ""Неделе"" и ""Русском Мире"". С 1880 г. деятельно сотрудничал в ""Слове"", где начал ряд обширных статей о ""Народных движениях славянского племени"". Продолжение их - ""О Гусе, гуситах и таборитах"" - напечатано в ""Русской Мысли"" и ""Вестнике Европы"" 1881 - 1882 годов. В 1882 г. Венгеров редактировал ежемесячный журнал ""Устои""; в 1884 г. издал критико-биографический этюд ""А.Ф. Писемский""; с 1886 г. составляет "" Критик о-биографический словарь русских писателей и ученых"" (вышло 6 т.), в котором самому Венгерову принадлежат статьи и большие этюды критического и историко-литературного характер а. Напечатанная Венгеровым в 1885 г. ""История новейшей русской литературы"" была уничтожена цензурой, и из нее увидела свет только глава о ""Молодой редакции Москвитянина"" (""Вестник Европы"", 1886, № 2). Дальнейшие труды Венгерова: историко-литературный сборник ""Русская поэзия"" (т. I - XVIII век, СПб., 1897; начало II т., СПб., 1901); ""Русские книги"" (3 т., СПб., 1896 - 98); монография ""Великое Сердце"" (о Белинском ) в ""Русском Бог."" 1898 г.; ""Основные черты истории новейшей русской литературы"" (СПб., 1897, вступительная лекция ; немецкий перевод , Б., 1899; 2-е издание , с приб. этюда ""Победители или побежденные"" [о модернизме] - СПб., 1909, перевод на чешский и болгарский языки ); "" Источник Словаря русских писателей"" (вышло 2 т., СПб., 1900 - 1910, издание Академии Наук); ""Эпоха Белинского"" (СПб., 1905); ""Писатель-Гражданин"" (о Гоголе) в ""Рус. Бог."" 1902 г.; ""Очерки по истории русской литературы"" (СПб., 1907, 2-е изд., сборник статей); ""В чем очарование русской литературы XIX века"" (СПб., 1912, речь ). С 1891 г. редактировал литературный отдел 82-томного Словаря Брокгауза-Ефрона, в котором поместил ряд статей о русских писателях, с 1910 г. редактор литературного отдела настоящего Словаря. В 1901 г. основал издаваемую под его редакцией фирмой Брокгауз-Ефрон ""Библиотеку великих писателей"", роскошно иллюстрированную, с вступительными статьями и примечаниями; вышли полные собрания сочинений Шиллера (4 т., СПб., 1901 - 1902), Шекспира (5 т., СПб., 1903 - 1904), Байрона (3 т., СПб., 1904 - 1905), Пушкина (СПб., 1906 - 1911; из 6-ти томов вышло 5), Мольера (I т., СПб., 1912). С 1900 г. под редакцией Венгерова выходит первое полное собрание сочинений Белинского (появились тома 1 - 9), снабженное обширными историко-литературными примечаниями и отдельными этюдами редактора. В 1903 г. под редакцией Венгерова вышло приложение к ""Вестнику Самообразования"" Брокгауза-Ефрона - ""Главные деятели освобождения крестьян"". В 1905 - 7 годах Венгеров редактировал ""Библиотеку Свет оча"" (собрание отдельных сочинений и брошюр Арсеньева , Кареева , Котляревского, Венгерова, Ветринского , Мильтона, Ренана, Штирнера, Степняка-Кравчинского, Цебриковой , Белинского и др.). В 1910 г. под редакцией Венгерова вышел ""Юбилейный сборник"" Литературного Фонда , членом комитета которого он состоит с 1897 г. С 1908 г. Венгеров организовал в СПб. университете для студентов-филологов Пушкинский Семинарий, занимающийся, между прочим, составлением словаря поэтического языка Пушкина. Вышло (СПб., 1911) 2 выпуска трудов э того семинария (""Программа составления словаря поэтического языка Пушкина"" и исследования А. Бема: ""К вопросу о влиянии Шатобриана на Пушкина""). С 1911 г. книгоиздательство ""Прометей"" издает собрание сочинений Венгерова (вышло 4 тома). В первом томе (""Героический характер русской литературы"") автор дает общую формулу своего понимания хода истории русской литературы: ""Никогда не замыкаясь в тесном кругу эстетических интересов, русская литература всегда была кафедрой, с которой раздавалось учительное слово . И это не только не шло в ущерб непосредственно литературному совершенству, а, напротив того, сообщало русскому художественному слову особенную проникновенность . Новая русская литература представляет собою высокогармоничное сочетание художественной красоты и нравственной силы , широкого размаха и тоски по идеалу. И звало всегда учительное слово русской литературы к подвигу общественному и к самопожертвованию. Русская литература отвергает мир, доколе он основан на несправедливости, и ни в каком виде не приемлет благополучия мещанского. В этом источник ее обаяния, в этом законнейшая гордость русского духа"".

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари