Что такое Уткин Николай Иванович? Значение Уткин Николай Иванович в биографическом словаре

Уткин Николай Иванович - Уткин (Николай Иванович) - искуснейший из всех русских граверов, родился в 1780 г. в Твери, в доме Н.А. Муравьева. В 1785 г. Н.А. Муравьев определил его в воспитательное отделение, существовавшее тогда при Императорской Академии Художеств. Пройдя здесь предварительную школу рисунка, четырнадцатилетний Уткин, как выказавший большую способность к нему, был переведен в гравировальный класс академии и поступил в нем под руководством сперва А. Радига , а потом С. Иванова и с 1796 г. вызванного из Германии И. Клаубера. Уткин быстро усваивал себе технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании. В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 г. был награжден малой золотой медалью за 18 изображений античных статуй, гравированных в одних контурах. Будучи затем оставлен при академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н.А. Муравьева и большой эстамп ""Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне"", с эрмитажной картины Р. Менгса. Второе из этих произведений доставило ему в 1802 г. большую золотую медаль и право на поездку в чужие края, которым он мог воспользоваться в конце следующего года. В Париж он поступил под руководство знаменитого Бервика, пробыл там до 1814 г., сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россией, живя, как пленник, под полицейским надзором. В этот период времени им исполнены гравюры: ""Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои"", с картины Доменикино, вошедшая в известное издание: ""Musee Francais"", и превосходный портрет князя А.Б. Куракина . Первое из этих произведений было выставлено в парижском салоне 1810 г. Парижская академия наградила Уткина за этот эстамп, по приказанию Наполеона, золотой медалью, а император Александр пожаловал ему перстень с бриллиантами, петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики. Портрет князя Куракина, исполненный в 1812 г., доставил Уткину, по его возвращении в 1814 г. в Санкт-Петербург, звание академика. По смерти Клаубера, в 1817 г. Уткин занял его место как в академии, так и в Императорском Эрмитаже, в котором покойный был хранителем эстампов. В следующем затем году, за портрет Суворова , академия произвела его в советники, из которых, за уничтожением этого звания в 1831 г., он был переименован в профессоры. В 1819 г. ему пожалован титул гравера Его Величества с жалованием по 3000 рублей в год. В 1827 г. явилось замечательнейшее из его произведений, ""Екатерина II, гуляющая в Царскосельском саду"", с оригинала В. Боровиковского , а на академической выставке 1836 г. красовались шесть больших, превосходных портретов, награвированных им менее, чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А.Н. Оленина и графа С.С. Уварова . Это была самая блестящая пора деятельности Уткина, упрочившая его знаменитость: академии стокгольмская (в 1820 г.), антверпенская (в 1827 г.) и дрезденская (в 1828 г.) признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему свое благоволение ценными подарками и другими знаками отличия; Императорская Академия, в 1840 г., почтила его званием заслуженного профессора. Но с этих пор резец Уткина стал слабеть. В 1845 г., уже 65-летний художник принялся за гравирование картины В. Шебуева : ""Обедня святого Василия Великого"", и, окончив эту работу только в 1856 г., произвел эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям. Постепенный упадок сил заставил его передать заведование граверным классом (в 1850 г.) и прочие должности своему любимому ученику Ф.И. Иордану . В 1860 г. праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Уткина, при чем академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали. После этого Уткина уселся за работу, начатую еще в 1819 г., за воспроизведение картины Бронзино ""Святое Семейство"", которое он едва успел окончить лишь перед смертью, последовавшей в 1863 г. - Всех произведений Уткина насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания. Прелестны также многие из тонких, красивых по штриху виньеток, вышедших из-под его резца. Уткину неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к систематичной, изящной технике своего учителя, Клаубера; однако, заимствуя приемы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нем предметов, - гравировал иначе лица, иначе бархат, шелк и прочие аксессуары, при чем, в лучшую свою пору, достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого. Превосходный рисунок, блестящий твердый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчетом, вкус всего исполнения, - таковы достоинства важнейших из произведений Уткина. В лице его русское искусство имело не только высоко даровитого художника, но и отличного наставника последних представителей своих в теперь опустевшей области гравирования резцом - А. Олещинского, Д. Андрузского , Ф. Иордана, К. Афанасьева , А. Пищалкина и др. - Ср. Д.А. Ровинский ""Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения"" (Санкт-Петербург, 1884). А. С-в.

Уткин Николай Иванович

Уткин ( Николай Иванович ) - искуснейший из всех русских граверов, родился в 1780 г. в Твери, в доме Н.А. Муравьев а. В 1785 г. Н.А. Муравьев определил его в воспитательное отделение , существовавшее тогда при Император ской Академии Художеств. Пройдя здесь пр едва рительную школу рисунка, четырнадцатилетний Уткин, как выказавший большую способность к нему , был переведен в гравировальный класс академии и поступил в нем под руководство м сперва А. Радига , а потом С. Иванова и с 1796 г. вызванного из Германии И. Клаубера. Уткин быстро усваивал себе технику гравировального резца, не переставая вместе с тем совершенствоваться в рисовании. В 1798 и 1799 гг. он получил малую и большую серебряные медали за рисунки с натуры и при окончании академического курса в 1800 г. был награжден малой золотой медаль ю за 18 изображений античных статуй , гравированных в одних контурах. Будучи затем оставлен при академии в качестве пенсионера, он выгравировал портрет Н.А. Муравьева и большой эстамп ""Иоанн Креститель, проповедующий в пустыне"", с эрмитажной картины Р. Менгса. Второе из этих произведений доставило ему в 1802 г. большую золотую медаль и право на поездку в чужие края, которым он мог воспользоваться в конце следующего года. В Париж он поступил под руководство знаменитого Бервика, пробыл там до 1814 г., сначала занимаясь в мастерской своего нового учителя и работая над разными частными заказами, а потом, когда шла война Наполеона I с Россией, живя, как пленник , под полицейским надзором. В этот период времени им исполнены гравюры: ""Эней, спасающий своего отца при разрушении Трои"", с картины Доменикино , вошедшая в известное издание : ""Musee Francais"", и превосходный портрет князя А.Б. Куракина . Первое из этих произведений было выставлено в парижском салоне 1810 г. Парижская академия наградила Уткина за этот эстамп, по приказанию Наполеона, золотой медалью, а император Александр пожаловал ему перстень с бриллиантами, петербургская же академия дала ему титул назначенного в академики. Портрет князя Куракина, исполненный в 1812 г., доставил Уткину, по его возвращении в 1814 г. в Санкт-Петербург , звание академика. По смерти Клаубера, в 1817 г. Уткин занял его место как в академии, так и в Императорском Эрмитаже, в котором покойный был хранителем эстампов. В следующем затем году, за портрет Суворова , академия произвел а его в советники, из которых, за уничтожением этого звания в 1831 г., он был переименован в профессоры. В 1819 г. ему пожалован титул гравера Его Величества с жалованием по 3000 рублей в год. В 1827 г. явилось замечательнейшее из его произведений, ""Екатерина II, гуляющая в Царскосельском саду"", с оригинала В. Боровиковского , а на академической выставке 1836 г. красовались шесть больших , превосходных портретов, награвированных им менее , чем в три года, в том числе особенно мастерские портреты А.Н. Оленина и графа С.С. Уварова . Это была самая блестящая пора деятельности Уткина, упрочившая его знаменитость : академии стокгольмская (в 1820 г.), антверпенская (в 1827 г.) и дрезденская (в 1828 г.) признали его своим членом; высочайшие особы не раз выражали ему свое благоволение ценными подарками и другими знаками отличия; Императорская Академия , в 1840 г., почтила его званием заслуженного профессора. Но с этих пор резец Уткина стал слабеть . В 1845 г., уже 65-летний художник принялся за гравирование картины В. Шебуева : ""Обедня святого Василия Великого"", и, окончив эту работу только в 1856 г., произвел эстамп, далеко уступающий прежним его произведениям. Постепенный упадок сил заставил его перед ать заведование граверным классом (в 1850 г.) и прочие должно сти своему любимому ученику Ф.И. Иордану . В 1860 г. праздновался пятидесятилетний юбилей художественной деятельности Уткина, при чем академия поднесла ему золотой экземпляр выбитой в его честь медали. После этого Уткина уселся за работу, начатую еще в 1819 г., за воспроизведение картины Бронзино ""Святое Семейство"", которое он едва успел окончить лишь перед смертью, последовавшей в 1863 г. - Всех произведений Уткина насчитывается до 224. Среди них важнейшими должно признать портреты, значительно превосходящие достоинством его гравюры исторического содержания. Прелестны также многие из тонких , красивых по штрих у виньеток, вышедших из-под его резца. Уткину неоднократно изменял свою манеру, но постоянно возвращался к систематичной, изящной технике своего учителя, Клаубера; однако , заимствуя приемы резца от других мастеров, он не подражал им слепо, а перерабатывал их по-своему, сообразно с характером воспроизводимого сюжета и веществом представленных в нем предметов, - гравировал иначе лица , иначе бархат , шелк и прочие аксессуары , при чем, в лучшую свою пору, достигал до поразительной колоритности и гармоничности целого. Превосходный рисунок , блестящий твердый штрих, проложенный без излишества и с правильным расчетом, вкус всего исполнения, - таковы достоинства важнейших из произведений Уткина. В лице его русское искусство имело не только высоко даровитого художника, но и отличного наставника последних представителей своих в теперь опустевшей области гравирования резцом - А. Олещинского, Д. Андрузского , Ф. Иордана, К. Афанасьева , А. Пищалкина и др. - Ср. Д.А. Ровинский ""Николай Иванович Уткин, его жизнь и произведения"" (Санкт-Петербург, 1884). А. С-в.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари